Дэвид Скэр. Искушение в мысли Лютера

Инквизитор Эйзенхорн 2
ИСКУШЕНИЕ В МЫСЛИ ЛЮТЕРА
Дэвид Скэр (1983)
http://www.ctsfw.net/media/pdfs/scaeranfechtung.pdf

I. Определение

Некоторые слова бросают вызов адекватному переводу. Anfechtung, как и его латинский вариант, tentatio, как это понятие используется Лютером, относится именно к таким словам. Английский перевод христианской догматики Пайпера использует здесь слово "искушение" (temptation). Герберт Дж. А. Боуман в своем переводе "Теологии Креста у Лютера" Вальтера фон Левениха говорит об "испытании" (2). Пласс в книге "Что говорит Лютер" упоминает "несчастье" (3). Американский перевод Лютера использует три слова: "искушение", "суд" и "скорбь" (4).
Каждое из этих английских слов развивает один аспект лютеранского понимания и связанных с ним аспектов. «Искушение» указывает на жизнь христианина как период испытания сатаной. В этом искушении христианину дается сила от Бога, чтобы лично преодолеть сатану, но не может быть так, чтоБог является источником греха или провоцирует христиан грешить. «Испытание» предполагает испытательный период перед Богом, Который даст большее благо. Через испытание Бог ставит христиан перед трудностями, чтобы измерить глубину и искренность их веры и поднять их на более высокий уровень. Таким же образом, суд указывает на контроль Бога над страданиями христиан во время Anfechtung. Страдания не возникают случайно. Размышления Лютера отражают подлинные страдания и боль, которую христианин переживает во время Anfechtung. Христианин не обязательно испытывает физическую боль, но всегда реальную агонию в своей душе о его личном спасении (5). «Скорбь» также относится к страданию христианина во время Anfechtung, но предполагает более широкое измерение, поскольку скорби испытывают все христиане.
Поскольку концепция Лютера является многогранной, само понятие Anfechtung, скорее всего, лучше оставить без перевода. Обычно это считается проявлением богословской и литературной трусости. Но Anfechtung - это не лексика, а целая богословская концепция в одном слове. Эту концепцию можно вкратце объяснить так. Через Евангелие христианин приходит к тому, чтобы узнать о милости Бог во Христе Иисусе. Однако его жизненный опыт представляет ему Бога, Который все еще гневается, и Который не только отказывается прощать грехи, но напоминает ему о них. Трудность такова, что конкретный жизненный опыт противоречит тому, что он узнал по вере. Но Бог на его стороне через искушения (Anfechtungen), Он приближает христиан к Себе, и Anfechtungen всегда предполагают, что они должны быть полезными христианину. Однако христианин интерпретирует их как формы возмездия Бога за грехи и как признаки Его гнева. В отчаянии христианин бежит ко Христу для спасения. Так Бог достигает Своей цели привести христиан ближе к Себе. Хотя христианин может через веру преодолеть Anfechtungen - и в действительности должен, если он спасен - он должен встречаться с ними всю жизнь. Единственным окончательным избавлением от них является воскресение. Anfechtungen - это аспект веры, которая доверяет Богу и полностью полагается на Него ради всякого блага,  поскольку эта вера сталкивается с реальностями в жизни и в мире, отличными от того, что предлагается в Евангелии.
Anfechtungen представляет собой наиболее интенсивную проблему для такого богослова, как Лютер, который полностью посвятил себя Писанию как Слову Божию и познанию Его обетований (7), превзошедших обетования другим через его учение и призвание. И то, что он узнал о Божьей милости во Христе, противоречило тому, что он реально пережил в этом мире.

II. Anfechtung как противоречие

Anfechtungen в мысли Лютера представляются как противоречие, поскольку в них христианин сталкивается с разрушительными силами его противников, о которых Евангелие сообщило ему, что у него уже есть победа. Спасение, предлагаемое в вере, кажется разрушенным. Христианин, который через веру был спасен от греха, сатаны, смерти, ада и всех других связанных с этим бедствий, снова сталкивается с ними в Anfechtungen. Фактически его противники кажутся воскрешенными. Самое ужасное противоречие состоит в том, что ситуация, как представляется, оказывается под контролем не Бога, а сатаны (8).
А. Сатана как источник Anfechtungen. Каждый опыт, который ведет человека к неверию, отрицанию и сомнению, исходит от сатаны, а не от Бога. Бог не может быть причиной зла в том же смысле, в каком Он является причиной добра. Христианин, который сталкивается с Anfechtungen, сомневается, контролирует ли ситуацию Бог или сатана. Настолько действенна сила сатаны, если Писание называет его не только князем мира сего, но и его богом? Не имея существенной вездесущности, сатана в мысли Лютера действительно обладает властью, реализуя свои Anfechtungen через других. Лютер использует пример правителя, исполняющего свою волю через вооруженные силы. Сатана создал свое царство рядом с Божьим, и, таким образом, от христиан требуется противостоять сатане и его силам повсюду.
В. Сатана использует свои средства. Подобно Богу, сатана невидим, но работает видимыми средствами. Те самые Anfechtungen, которые являются инструментами Бога. чтобы укреплять веру, для сатаны служат тому, чтобы уничтожать ее. Таким образом, противоречия становятся видимыми. Через мир, плоть и то, что огорчает христианина, сатана становится «воплощенным» и сеет разрушения. Для Лютера человеческое существование для христианина может быть названо сатанинским, поскольку нет части его, освобожденной сатаной от использования для его целей. Нечестие человека, его фанатизм, грех, плоть и даже совесть служат сатане. Весь мир остается творением Бога, но все в нем может быть использовано сатаной. Даже люди Христовы не вполне защищены от него. В проповеди сатана представляет Христа не как Посредника, а как предмет страха. Сатана делает это, когда он использует проповедь Слова Божия и Его закон, чтобы привести к отчаянию. Закон не заменяет Евангелие, но сатана представляет его как последнее и окончательное слово Божие.
С. Сатана как источник отчаяния. Anfechtungen не следует рассматривать как просто проблемы или неприятности, нарушающие человеческое существование, но решаемые с помощью психолога или психиатра, ибо они должны рассматриваться как прямая и действенная работа сатаны в жизни христианина, призванная привести его к неверию. Стремясь привести христиан в неверию, сатана пародирует характеристики Самого Бога, включая троичность. По образу Отца-Создателя он появляется как бог этого мира, которому до всего есть дело. Он подделывается под Христа, проповедующего Закон. Подделываясь под Дух, он работает в сердцах людей, приводя их в такое отчаяние, чтобы у них больше не было надежды на спасение. Он даже имитирует вездесущие, когда идет по пятам каждого христианина, искушая его на грех. Подобно тому, как Бог любит внутреннее расположение, а не просто дела, сатана пытается привести христиан к неверию так, чтобы оно шло изнутри (9). Через Anfechtungen сатана работает, чтобы исказить и направить на себя христианскую преданность.
D. Религиозные дела как средство искушений. Среди благочестивых людей сатана может эффективно работать , используя дела как средство для Anfechtungen. Он способен найти самую незначительную слабость и придраться к ней, используя ее как проход, с помощью которого он может войти, чтобы начать беспокоить христианина. Обращаясь к Еве, он заставил ее усомниться в том, что Бог действительно добр.   Дела праведности всегда открывают путь самой опасной форме Anfechtungen, поскольку добрые дела в их внешней форме проявляются как заповеди Божии и противоположность греху. Сатана также ведет христиан к тому, чтобы поставить под вопрос Божью доброту. Лютер считает сатану столь действенным лжецом, что он может изобразить картину Бога, которая является  религиозной фикцией. Это он делает, когда  нападает на христианина с мыслью, что Бог действительно не любит его. Бог любви, Которого христианин знает через библейское откровение, предстает как Бог гнева в этом мире. Такое извращение Божьей природы является главной сатанинской ложью (10).
Е. Anfechtungen и вечная погибель. Если христианин толкует Anfechtungen без познания через откровение того, что Бог использует их на пользу христианам - он тем самым принимает  ложное послание сатаны и предает свою веру в Бога. Жертв сатаны не ждет ничего, кроме вечной погибели. Лютер описывает ухищрения сатаны таким образом: "С самого начала сатана был лжецом. Своей ложью он ввел в заблуждение Адама и Еву и с тех пор никогда не переставал лгать. Ложью он вскоре побудил Каина убить своего брата. Его царство продолжает действовать по этим принципам лжи и обмана. Когда сатана захватывает своих жертв, он не радует их, но отягощает убийством, беспорядками и непослушанием. Затем, когда он привел людей к насилию, он вводит их в еще больший грех, пока, наконец, они не потеряют всякую надежду. Возьмем для примера Иуду, который предал Христа. Сначала он обманул себя ложью, затем его душа была изнурена, потому что он был предателем и убийцей своего Господа Иисуса; наконец, он отчаялся и повесился. Остерегайтесь сатаны! Он лжец и убийца. Тот, кто служит и подчиняется ему, должен в конце концов заплатить ему, как Иуда, слуга его" (11).
F. Anfechtungen и религиозная самодисциплина. Мы  еще отметим полезную цель Anfechtungen, однако, поскольку сатана серьезно и искренне работает через них, у них действительно нет сходства с самовольными религиозными упражнениями или различными правилами жизни, которые были популярны время от времени среди протестантов. Невозможно легкомысленное отношение к Anfechtungen, если мы всерьез понимаем их сатанинскую природу. В большинстве систем самовольной религиозной дисциплины верующие колеблются от желания быть просто приемлемыми для Бога до попыток достичь Его высокого одобрения. Они могут достичь в этом некоего прогресса, понимая его каждый по-своему. Лютер видит, что само понятие Anfechtungen часто воспринимается неверно, поскольку считается, что несоблюдение самоотречения ведет к наказанию за грехи (12). Напротив, Anfechtungen для Лютера имеет критически серьезное значение, поскольку неспособность ответить Богу в полной вере и отречься от себя ради Него приводит в конечном итоге к неверию и проклятию. В Anfechtungen христианин помещается на границу между верой и неверием, между Царством Божьим и сатанинским.
G. Anfechtungen как борьба между Богом и сатаной. Хотя Anfechtungen являются личными, специально подогнанными сатаной к слабостям каждого христианина и его знанию об этих слабостях, они также совершаются в великой космической борьбе между Богом и сатаной (13). Каждое их повторение содержит что-то из Бытия 3. Хотя Эдемский сад не повторяется, как событие, имевшее место раз и навсегда, всеобъемлющий конфликт между нашими прародителями и сатаной проявляется в личных Anfechtungen всех христиан. Бог позволяет сатане искушать их, чтобы испытать и исследовать глубину и искренность их приверженности Ему. Опять же, в наших искушениях сатана приходит с своим лжеевангелием, замаскированным под Евангелие Божье, и с этой "хорошей" новостью пытается отвратить христианина от Бога. В каждом Anfechtung Борьба начинается снова. Для христианина эта борьба труднее, чем для Адама, поскольку сегодня всякая плоть имеет готового союзника в сатане и не может убежать от мира. Anfechtungen выходит за пределы Бытия 3 в ту невидимую сферу, где когда-то встречались силы Бога и сатаны, и сатана пришел на землю, чтобы вести эту битву среди людей, особенно в Церкви (14). Таким образом, Anfechtungen отдельного христианина - только микрокосм космической борьбы между Богом и сатаной. Они представляют собой переосмысление раздора в невидимом царстве Бытия 3 и битвы между сатаной и Христом. Божественная победа в Воскресении и вся сопутствующая тема Христа-Победителя еще получит более широкое обсуждение, однако без христологического понимания космических измерений борьбы между Богом и сатаной мы лишь ухудшим положение, воспринимая Anfechtungen как индивидуальные, необъяснимые страдания.
Н. Anfechtungen как явная диалектика. «Диалектика» в христианской мысли относится к непримиримым различиям и противоречиям и, следовательно, соответствует описанием концепции Anfechtungen у Лютера. Спасительное послание Евангелия противоречит христианскому переживанию отчаяния. В Anfechtungen, однако, христианин должен верить, что через сатанинские ухищрения Бог содействует ему ко благу. Так же, как нет реальной нерешенной диалектики между Богом и Сатаной в невидимом царстве, нет диалектики между Христом и сатаной на кресте, и поэтому христианин должен верить, что диалектика его нынешней борьбы и Anfechtungen однажды будет полностью решена в его пользу и сатане на позор (15).

III. Появления Anfechtungen

В теологии Лютера Anfechtungen может работать в жизни христианина различными способами. Как упоминалось ранее, сатана имеет в своем распоряжении все в творении. Прежде всего - это плоть, человеческое существование под грехом.
 A. Anfechtungen через плоть. Для Лютера понятие Anfechtungen плоти отличается от средневекового и римско-католического понимания их как чрезмерных и неуместных сексуальных желаний. «Плоть» для Лютера - это человеческое существование, противостоящее Святому Духу. Это возрождение паулинистского и библейского взгляда, явного как в проповеди Иисуса, так и в посланиях Павла. Дух, та часть человеческого существования, принадлежащая Богу, понимает себя как грешник, оправданного перед Богом. В то же время плоть постоянно сопротивляется Богу. Человеческая природа, отчужденная от Бога, сотрудничает с дьяволом и миром в противостоянии Богу и Его воле. Она ненавидит Бога, терзается и беспокоится о своем собственном существовании, хулит Бога и мучается в совести от своей личной неприемлемости для Бога. Привлекательным, но ложным является мнение, что Anfechtungen плоти имеют дело лишь с физической стороной человеческого существования, например с сексуальными желаниями или телесными болями. Антропология Лютера отличается от римского католицизма с его идеей о том, что физическое вещество является причиной и стимулом греха. Лютер видит борьбу плоти как происходящую в душе и как «духовную» в том смысле, что тело не всегда вовлечено в нее, хотя оно и может страдать вместе с борьбой души (16). Лютер страдал головными болями и часто просыпался в холодном поту, но он часто страдал от Anfechtungen, даже когда не было физических недугов. Мир был еще одним источником Anfechtungen для Лютера (17).
В. Anfechtungen через мир. Лютер использовал понятие "мир", чтобы описать творение в его отчуждении от Бога (18). В падшем состоянии мир выглядит как независимый от Бога, сотворившего его, и во всех смыслах соблазняет христианина. Человек видит себя управляемым несчастьями и судьбой. Его судьбой правят неизвестные силы, и в этом процессе Бог кажется отсутствующим. Существование человека - под угрозой отсутствия руководства. Anfechtungen через мир могут быть вызваны болезнями, эпидемиями, войнами или, короче говоря, любым нарушением того, что считается обычным ходом событий. Среди неожиданностей вера трепещет и может быть потеряна, и сатана снова может восторжествовать. Не отказываясь от своей концепции двух царств, по которой Бог действует как в церкви, так и в государстве, Лютер мог охарактеризовать государство как сатанинскую мировую силу, противостоящую вере. Особенно это касается папства и турок, где мир под руководством религии выступает против веры (19). Лютер также признал более непосредственную работу сатаны в Anfechtungen.
С. Anfechtungen как осознаваемая оппозиция Богу. Искушение грешить непосредственно против Бога рассматривалось Лютером как часть Anfechtungen. Это особенно касается соблазна игнорировать Божье Слово как авторитетное в христианской жизни. Ева отбросила Божье Слово из-за лжи сатаны. Пренебрежение Божьим Словом ведет к праведности по делам, ибо обетования Бога были отвергнуты. Добрый Бог, прощающий грехи, превратился в Бога злобного и гневного, осуждающего за них. Христианин предоставлен теперь собственным делам. Весть о свободном спасении заменена осуждением закона. Таинства обессмыслены, как это сделал Цвингли и левые реформаторы в своем антисакраментализме; духовная сила удалена из крещения,  чтобы оно было расценено как просто вода. Об этом Лютер писал: "Дьявол говорит - слова подсказывают, что вы должны верить Богу; почему же вы тогда верите в воду? Вода ничто, это просто знак; без слова это просто вода, которую пьет корова" (20). Когда сатана говорит такие вещи, все утешение теряется, и снова он достиг своей цели уничтожения веры".
D. Anfechtungen и гнев Божий.
1. Взгляд в целом. Большая проблема в теологии Лютера - это взаимосвязь Anfechtungen и Божьего гнева (21). Одни и те же физические бедствия приходят к христианам и нехристианам, и это вызывает соблазн поверить, что христиане, как и неверующие,  испытывают гнев Бога, даже если понимать его лишь в историческом и временном смысле. Внешние страдания верующих и неверующих неотличимы друг от друга. Физические проявления подсказывают христиану, что Бог все еще гневается на него за его грехи. Этой идеей сатана уничтожает убеждение в действенности искупления, необходимое для живой веры. Прямое решение для христианина, встретившегося с гневом Бога, дается в Крещении, Вечере Господней и проповеди Евангелия. Здесь христианин сталкивается с другим Богом, Который через крест искупил все грехи. Тем не менее сила сатаны достаточно велика, так что он может извратить Евангелие, порядок Слова и таинств или же отвратить христианина от них. Человек оказывается вынужден сам вырабатывать свое спасение. Противостояние с Богом гнева настолько ужасно, что христианин бежит от Бога, единственного Источника помощи. Бог начинает восприниматься так из-за нежелания христианина разрешить свою дилемму иначе как через праведность дел. Искушение праведностью дел - это не просто приверженность ложной доктрине, противоречащей Божию откровению, но отрезание себя от Креста, который является единственным решением. Без Христа и Его креста человек подвергает себя гневу Божию. В этом состоянии он должен столкнуться с вечной погибелью и отчаивается во всей жизни. На самом деле проклятие - это не незнание истин о спасении,   но личная неспособность найти во Христе милостивого Бога и, таким образом, получить облегчение от Anfechtungen.
2. Закон как Божественная педагогика. Гнев как Anfechtung, с пониманием того, что Бог делает с нераскаянным грешником, имеет место в практике Лютера и особенно в его проповеди. Закон и Евангелие- для Лютера - дихотомия, но никогда не в том смысле, что закон равен Евангелию как последнее слово Бога. Там, где закон и Евангелие становятся равноценны в проповеди, не разрешая напряженность в пользу Евангелия, страх, проистекающий из закона, и надежда, вытекающая из Евангелия, существуют в неразрешенном противоречии. Концентрация на Божием гневе в центре проповеди и богословии - это оружие сатаны против Христа. В этом случае Anfechtung с осуждением закона скрывает из виду Крест и искупление. Таким образом, сатана удаляет Христа из взгляда верующего, а грешник сталкивается с величием Бога без пользы посредника Теперь он остался один перед жгучим гневом Бога и со своей личной виной. Перед Божьим величием и без Христа грешник остается без посторонней помощи (22).
3. Благодать Бога и Anfechtungen. Ответ на это бедствие мысли, от которого Бог лечит верующего, избавляя его от Своего гнева - это Христос, в котором Бог показывает, что Он благ. Лютер дает точный и, следовательно, практический ответ для христианина, оказавшегося в страхе познания только Бога гнева. Реформатор направляет эти слова христианам, которые судят по внешним явлениям и думают, что Бог рассматривает их, как если бы они не были Его детьми: "Конечно, общественные бедствия ударяли и по святым и пророкам, но не так, как бывает в случае с безбожными и неблагодарными... Это не гнев и наказание для них, но удел, чтобы испытать их веру, любовь и терпение, и научить благочестивых терпеть руку Божию в Его правлении... Но безбожников скорби и беды преследуют,  чтобы они ожесточились и стали хуже. Если они не исправляются от добра, то делаются только хуже от зла" (23). Если христианин не знает, является ли страдалец верующим или неверующим, он не может интерпретировать скорбь как Anfechtung для веры или наказание за неверие. Лютер обеспокоен тем, что неприятности в жизни христианина не должны рассматриваться как признаки Божьего гнева. Такой внутренний поиск души от дьявола, ибо он снова уводит душу от поиска спасения во Христе.
4. Божия дисциплина и Anfechtungen. Страдание в жизни христианина - это Божья дисциплина, а не Его гнев против жизни христианина. Хотя гнев и дисциплина могут быть одинаковы для людей, они отличаются для Бога, Который работает в том и другом для разных целей. Лютер сравнивает Anfechtungen с отцовским наказанием для нарушителя. Отец не мстит сыну, но добивается его исправления через дисциплину. Виноградную лозу обрезают не для кары, а чтобы она лучше плодоносила. Напряжение существует не в том, чего Бог желает добиться через Anfechtungen, но в нашем восприятии бедствий, как будто все они для Бога есть Его гнев. Такое восприятие Его действий как гнева свойственно неверию. Anfechtungen как дисциплина исходит из Его любви. Вот что Лютер говорит о такой ситуации: "Когда Бог посылает нам скорбь, сатана заявляет: Бог бросает вас в тюрьму, угрожает вашей жизни. Конечно, Он ненавидит вас, Он гневается, ибо иначе Он не допустил бы, чтобы это произошло. Таким образом, сатана превращает розгу Отца в веревку палача и благотворное лекарство в смертельный яд. Он большой мастер выдумывать такого рода идеи. Поэтому очень трудно различать в невзгодах то, что убивает, и то, что наказывает в любви" (24). Комментируя Ис.27.7: "Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его?" - Лютер ясно отличает Божье наказание Израиля от наказания его врагов. Реформатор предоставляет этот момент, чтобы показать разницу: "Я не поражу Мою Церковь, как поразил ее врагов. Я не допущу, чтобы она была поражена, хотя Я наказываю ее... Поэтому каждый христианин знает, что его Его скорбь - это не зло, а добро, наложенное добрым Богом. Сатана же спорит с этим и твердит: если вы бедны, подавлены и огорчены, значит, Бог суров и немилостив, Он забыл вас или Он ваш враг" (25). Лютер конкретно говорит, что в Anfechtungen, допущенных Богом во Христе, нет Его гнева. Он усваивает этот смысл Божественная дисциплина в Anfechtungen имеет цель - сделать прощение грехов более действенным в христианской жизни. Лютер делает это совершенно ясным: "Результат Креста в том, что каждый грех и весь грех в целом может  быть уничтожен верой в прощение, чтобы мы не впали ни в самонадеянность, ни в отчаяние, но удерживались посредине, чтобы мы могли исповедовать наши грехи и призывать Бога" (26).
5. Божий суд и Anfechtungen. Даже если сатана не может через Anfechtungen привести христианина к конфронтации с Божьим величием без Христа, он может это сделать, и когда мы с Христом. На протяжении всей своей жизни Лютер был напуган Христом Судией. Христос как Законодатель, как Моисей превращал для него закон и средства благодати в яд. В своих цветистых выражениях Лютер называет такого Христа палачом. Конечно, Христос появится в последний день как Судия, однако видеть Его сегодня как Судию и не как Искупителя было для Лютера ужасным искушением. Видение Христа как Судии так смущает христианина, что он не знает, имеет ли с ним дело Бог или сатана. Христос, высшее Откровение от Бога, представляется ему мучителем. И чем более страшным представляется Бог как Судия, тем более привлекательными кажутся уловки сатаны, подменяющие спасение души. Бог кажется злым, а сатана - не таким уж страшным. В этом Anfechtung Бог Искупитель и сатана-мучитель смешаны. И если Бог не вмешается, человек начнет ненавидеть и хулить Его (27). В этой полной противоположности религии сатана более чем достигает своей цели разрушения веры (28). Взгляд на Христа-Судию сатана дополняет проповедью только закона, чтобы христиане знали только о своих падениях и последующем проклятии. В ходе этого Anfechtung сатана пытается довести христиан до ненависти к Богу, обещавшему жизнь, для Которого "Милосердие больше греха, а жизнь больше смерти" (29). Но прямо здесь, в этом ужасном Anfechtung, где сатана стремится довести христиан до ненависти к Богу, Бог спасает грешников. Закон, вложенный сатаной в руки Христа, оставляет христианина в отчаянии без надежды на освобождение. И в этом Anfechtung Бог представляет Христа Искупителя как единственную Надежду для грешников. Подготовка человека сатаной к проклятию становится Божьей подготовкой к спасению. Христианин, оказавшийся лицом к лицу с адом, спасен для славы небес.
Е. Смерть как Anfechtung. Смерть рассматривается Лютером как худшее из Anfechtungen. Без истины Божьей власти над смертью сатана является носителем смерти и имеет больше возможностей, чем аптекарь химикатов. Смерть показывает, как преуспел сатана  в развращении мира  изначальным грехом. Живое творение было отравлено сатаной, властелином смерти. Встречая смерть, человек страшится и трепещет. Гораздо предпочтительнее быстрая смерть, поскольку ее внезапность избавит человека от некоторых его ужасов (30). Смерть просто как разделение тела и души не кажется для Лютера главной проблемой. Смерть без страха была бы только сном (31). Сатана подменяет вопрос, сначала заявляя, что смерти не следует опасаться. После того, как он провозгласил свое «евангелие» бесстрашной смерти, усыпляя умирающего человека в самоуспокоении, он начинает проповедовать свой «закон», для которого даже избыток добрых дел не может покрыть совершенных грехов. Копаясь в скрытых глубинах души, он выкапывает прошлые грехи и даже представляет добрые дела как грехи. В Anfechtung своей смерти христианин находится под угрозой суда, погибели и ада. И здесь христианин видит гнев Бога, рассматривает Его как палача и не видит ничего, кроме грома и молнии. Поскольку сатана собирает всю свою силу на момент смерти, Лютер называет этот момент «die schwerste Anfechtung", тягчайшее из искушений (32). Однако в Евангелии христианин освобождается от смерти.
F. Предопределение как Anfechtung. Предопределение как абстрактная богословская истина для Лютера была удивлением, что он предопределен Богом для спасения. Богословское предопределение, казалось, противоречило всеобщей благодати и искуплению, и лично Лютер чувствовал, что его собственная недостойность делала его непригодным для Божия избрания (33). Anfechtung чувством личного недостоинства снова может привести к отчаянию. С этим связана также проблема объяснения того, как Бог мог разрешить Адаму пасть. Такой Anfechtung мог снова разрушить веру в Бога как любовь. Лютер был настолько обеспокоен темой предопределения падения, что однажды сказал, что он не хотел быть человеком, так как он ничего не мог сделать. чтобы изменить свою судьбу для небес. «Благодаря явному фатализму христианин легко мог бы убедить себя вести свободную жизнь" (34). Посредством попустительства греху он мог поддаться сатане в Anfechtung предопределения.
G. Жизнь с постоянными Anfechtungen. Хотя вера рождается у христианина без Anfechtungen, он страдает от них на протяжении всей жизни, со смертью как наихудшим возможным моментом (35). Как только человек становится христианином, сатана начинает преследовать его. Пока христианин жив, у него нет мира. Авраам поверил обетованию, а затем получил повеление убить своего сына. Он долго не был уверен, идет с ним Бог или сатана. Освобождение Лютера от монашеской жизни не уменьшило, а лишь увеличило его Anfechtungen.
Anfechtmg принадлежит жизни веры почти по определению, поскольку истинная вера никогда не существует без конфликтов. Лютер достаточно смел, чтобы сказать, что чем больше христианская вера, тем больше кризис веры. Вера, считающая, что можно жить без Anfechtungen, уже пришла к условиям мира с сатаной. Христианин должен быть скорее обеспокоен, когда они отсутствуют. "Худший соблазн, если нет соблазнов (Nulla tentatio - omnis tentatio)" (36).  Лютер предупредил, что дни удовлетворенности и лени наиболее опасны, ибо тогда сатана может застать христианина врасплох. Когда христианин доволен, сатана может разрушить его уверенность в Боге. Реформатор страдал даже в одиночестве и порой просыпался в холодном поту. Даже во время молитвы он мог быть поражен чувством своего недостоинства. Сатана никогда не спит, и, следовательно, христианин должен всегда быть настороже против Anfechtungen.

IV. Общие замечания

А. Anfechtungen  как опыт. Anfechtungen имеют дело не столько с доктриной, которая нам открыта и в которую мы верим, сколько с личным отношением христианина, который размышляет о Божием откровении и своем жизненном опыте и имеет соблазн решить конфликт на основе этого опыта. Это вовсе не означает , что для Лютера Anfechtungen не были частью библейского откровения, потому что для него очевидно, какую роль они играют в нем. Библейские святые, особенно Авраам и Павел, и Сам Христос были искушаемы. Но в то время как доктринальные истины воспринимаются в вере, Anfechtungen являются личными страданиями в душе.
В. Anfechtungen и "историческая вера". Для Лютера Anfechtungen не касались его озабоченности по поводу исторического характера христианства. Эта проблема Просвещения не была важна для него, ибо он считал ее высосанной из пальца. Интеллектуально он не сопротивлялся переосмыслению истории. Некоторые пытались видеть в Лютере с его Anfechtungen предвестника собственной интеллектуальной неуверенности в религиозных вопросах, но это не представляется возможным. В ХХ веке Барт попытался преодолеть эту напряженность путем игнорирования реальных вопросов истории в пользу "проповеди веры" в Библии. Бультман увидел напряжение между историей и библейской верой  как благотворный Anfechtung. Лютер не испытывал такого рода исторических или интеллектуальных затруднений. Он не имел и не выразил сомнений по поводу подлинности и исторического характера библейских свидетельств. Для него была важна спасительная, а не "историческая" вера. Fldes Historica часто есть предполагаемая основа христианства и личной веры.  Anfechtungen Лютера были «психологическими" в смысле вовлечения вопроса о том, обрела ли его душа милость Божию во Христе Иисусе. Они не были интеллектуальными в том смысле, чтобы Лютер усомнился, было ли подлинным библейское откровение. Anfechtungen имели место не в области Sola Scriptura, но в сфере Sola Gratia и, впоследствии, Sola Fide.
С. Anfechtungen и религия. Anfechtungen никогда не возникают в секулярном, но в христианском контексте, ибо это религиозная борьба. Особый религиозный облик Anfechtungen всегда узнаваем. Сатана в них на самом деле скорее устроитель, чем создатель. Он использует реальные религиозные символы каждый раз в новых комбинациях, чтобы привести христиан к неверию.
D. Anfechtungen как описание христианской жизни. Anfechtung является собственно синонимом жизни христианина в вере. Это мост, который приносит реальность откровения из библейской истории в личную жизнь христианина. Исторические реалии Библии остаются неизменными в своем времени, но сверхъестественные реальности - искупление греха и победа над сатаной, смертью и грехом - трансцендентны истории и оживают для христианина по вере. Поскольку он встречает сверхъестественные реальности через веру, он борется в своей вере. Ситуации библейской эпохи не повторяются, потому что они предшествуют нынешним образам достижения спасения, но Anfechtungen разделяют все, кто через веру принимает спасение, совершенное в истории. Как сатана искушал и заставлял страдать библейских святых в их Anfechtungen, так он продолжает угнетать всех тех, которые разделяют их веру во Христа. Ибо вера дает положительную связь между всеми верующими, и поэтому борьба с Anfechtungen является определенным знаком христианина и обеспечивает единство всех христиан - связь с друг с другом и со Христом. Лютер настолько смел, чтобы сказать, что Сам Христос испытал все муки и скорби, переживаемые христианами поныне.


1. Pieper, op. cit., 1, pp. 188- 189, приводит  расширенную цитату из Лютера и его концепции
tentatio. Возможно, одно утверждение будет характерным для всей цитаты: "Ибо, как только Слово Божие начнет раскрываться в вас, дьявол будет посещать вас и начнет делать из вас настоящих докторов богословия, и его атаки будут заставлять вас искать и любить Слово Божье. (p. 188).
2. Walther von Loewenich, Luther's Theology of the Cross, tr. Herbert J.A. Bouman (Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1976), pp. 154-1 59. Здесь латинский термин tentario и немецкий Anfechtungare используются параллельно.
3. Edwald M. Plass, What Luther Says (St. Louis: Concordia Publishing House, 1959), 1 and 111.
4. Luther's Works, ed. Jaroslav Pelikan and Helmut Lehmann (St. Louis and Philadelphia: Concordia Publishing Houseand Fortress Publishing House, 1955-1972). 16, p. 286.
5. Фрэнсис Пайпер может быть представителем множества богословов, которые рассматривают
 Anfechtungen Лютера во время его борьбы за спасение через работы его католического периода , как внутренний опыт, и его Anfechtungen после открытия им благодати , как опыт внешний, ор. cit., р 189. Но многие доказательства указывают на то, что для Лютера на протяжении всей его жизни Anfechtungen были внутренними. Похоже, он меньше всего боялся политических и военных усилий против него. Возможно, не всем легко оценить, что Лютер на протяжении всей своей жизни боролся с самим собой, защищая свое учение об оправдании и выход из существующей церкви.
6. Paul Buehler, Die Anfichtungen hei Martin Luther (Zurich: Zwingli Verlag, 1942), p. 7.
7. /bid., pp. 6-7. 8. /bid., pp. 8-9. 9. /bid.. p. 16. 10. Lor. cit. 1 I. Quoted in Buehler, op. cit., p. 18 (English translation by essayist). 12. /bid., p. 197. 13. Ibid.. pp. 107-1 11, 221. 14. /bid., p. 222. 15. /bid., p. 20. 16. Ibid., p. 28. (See note 6.) 17. /bid., p. 29. 18. /bid., p. 36. 19. Ibid.. pp. 40-41. 20. /hi& pp. 43-44. 21. Ibid., p. 45. 22. /bid., p. 46. 23. Plass, r~p. cir., 1. 26. 24. /bid., 1. 12. 25. LW 16. p. 214. CONCORDlA THEOLOGICAL QUARTERLY 30 26. L W 16, p. 215. 27. Buehler, op. cir., p. 47. 28. Ibid., p. 48. 29. Ibid., pp. 51.52. 30. Ibid., p. 55. 3 1. Lor. cir. 32. Ibid.. p. 58. 33. Ibid.. pp. 61-62. 34. Ibid., p. 62. 35. Ibid.. p. 70. 36. Ibid., p. 71. 37. Ibid., pp. 128-32

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn