Иванов Явление Христа народу. Фарисеи

Геннадий Мартынов
     Ну, для начала, кто такие фарисеи. Я услышал впервые это слово очень давно. Услышал и не понял, потому как тогда, а это было очень давно,  я ходил в четвертый класс в школе, стоящей и поныне в дальнем Замоскворечии.  Как и где услышал? А вот как.  Наш класс повели на экскурсию в Третьяковку. Для меня это было, конечно, событие, всю огромность  которого я понял много позже. Понятно, что наибольшее впечатления во время похода по лабиринту многочисленных залов на меня произвели  живописные образы, способные привлечь и поразить детскую впечатлительную душу. То  есть то, что  без напряжения и умственных потуг, ещё несвойственных ребёнку, укладывалось в  детском восприимчивом сознании. А ещё и картины, поражавшие своей огромностью, величиной. Ну вот, как например, «Три богатыря».

        Но речь сейчас пойдет  не о славных наших пращурах времен Киевской Руси конца десятого века. Речь о другом. О фарисеях, которых я увидел на не менее впечатляющем полотне. Оно занимает все широкое пространство стены большого зала специально для него и построенного.  Группу моих одноклассников, всех как есть явившихся впервые в место сосредоточия нашего национального живописного достояния,  вела из зала в зал милая добрая тетенька, всеми силами своей души старавшаяся приобщить нас  к сокровищам родной нам земли.
 
    Сегодня я понимаю, какая  невероятно трудная, да и невыполнимая задача стояла перед тётенькой. Потому как сам теперь вожу группы по тем же залам. Вся и разница, что группы мои прибывают из дальнего зарубежья. Преимущественно из Франции. Задача стала, как мне кажется, особенно невыполнимой для доброй труженицы музея в ту минуту, когда наша притихшая группа вошла в просторный зал с огромной картиной «Явление Христа народу».

     Ей надлежало поведать нам о известном библейском сюжете мальчикам и девочкам в красных галстуках  во времена ещё полного торжества  материализма и атеизма. То есть тетенька должна была нам  рассказывать о всём увиденным, как о некой чудесной и неведомой нам сказке, но к которой нужно отнестись со всей серьезностью. То есть, как если бы все, что мы видели, происходило и взаправду. Но это вроде бы и не правда.

   Сказка. Но, тем не менее, есть много взрослых людей, похоже, и тётенька тоже,которые  верят в эту сказку. А художник Иванов  написал иллюстрации к этой сказке. Ну такую же, как рисуют в книжках, чтобы дети смогли зримо почувствовать и прочувствовать описанное действие, в дополнение к собственному воображению. Если его не хватает.  Такую огромную красочную картинку, всю наполненную внутренним движением и страстью необыкновенного события.  А то, что изображенное на огромном полотне событие было необыкновенно,  легко понять даже и ребёнку.
          
    Конечно, тётенька,  не смотря на всё своё старание, не справилась с этой невыполнимой задачей. Наше детское пытливое сознание с трудом старалось разобрать, кто в этой большой толпе у берега далёкой реки Иордан хороший и кто плохой. По-детски. Отличить тех, к кому надо тянуться душой, от кого исходит тепло доброты,   от других, от кого веет холодом злой силы,  кого следует отторгать и боятся. В соответствии с первичными инстинктами, которые вложила в нас всех природа.

      Вот в самом центре стоит человек.  Он одет как-то странно. В верблюжью шкуру. Он много лет провел в песчаной пустыне,  поедая одних лишь неведомых нам акрид и дикий мёд. После такого объяснения нам стало еще более понятно, что явился он на эту картину из настоящей сказки. К десяти годам мы уже знаем и умеем отличать то, как бывает в жизни и как не бывает.

    Человек среди толпы воздевает руки по направлению к приближающейся к толпе неясно различимой фигуре на фоне далёких гор. Пусть фигура и мало различима, но именно её явление стягивает на себя все наше внимание.  Именно к ней устремлены взоры всех присутствующих. И она, эта фигура, приблизившись, внесет что-то чрезвычайно важное в жизнь каждого человека  в толпе. Настолько важное, что жизнь каждого изменится самым решительным образом. На ней сосредоточено внимание всех лиц в этой толпы. Лица отражают все, что творится в душах всех собравшихся людей,   И нам всем, стоящим у этого неохватного полотна, следует понять, что же такого важного несет в себе приближающаяся фигура. Вот это-то нам и должны были объяснить в зале художника Иванова.

     Волнует этот вопрос всех нас и сегодня, добавлю я от себя с высоты моих прожитых лет и всех знаний, приобретенных мною до последнего часа. Иоанн Креститель – последний пророк и первый апостол, как его ещё называют, воздевает руки в сторону  мессии, явившемуся, наконец, в наш мир, неся в себе свет истины, фаворский свет. Это свет правды такой, как её понимают все христиане. У кого-то этот свет вызывает непреодолимое желание познать его, как у обнаженного мальчика, выходящего из воды после омовения. А старику, стоящего рядом вселяет в душу надежду и уверенность на спасение и жизнь вечную. Лицо раба, изборожденное глубокими морщинами от всех пережитых страданий, тоже просветлело от мысли о скором освобождении.
    
     А вот рядом чуть повыше справа -  несколько стариков с седыми длинными бородами.  Лица их хмуры и неприязненны. Если не сказать злы. Свет истины, исходящий от Сына человеческого их нисколько не греет и не внушает никаких надежд.  Да и не видят они никакого света. И явление воплощенной истины, о чем поведал человек в верблюжьей шкуре,  их не волнует, а только раздражает и приводит в досадное смущение.
   
     Суровый взгляд пророка видит злобных, недоверчивых, седобородых стариков в толпе и обращается к ним с известными словам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное… Порождение ехидны, сотворите же достойный плод покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

      Есть от чего печалиться и морщить лбы этим с виду благообразным старцам. И вот тогда-то я впервые услышал это слово, произнесённое тётей – экскурсоводом. ФАРИСЕИ. Глядя на этих хмурых стариков я понял своим детским умом, что это очень плохие люди.  А вот понял я, почему они плохие, только по прошествии многих лет. Я узнал, что «фарисей не довольствуется тем, что благодарит Бога за свою верность Закону, но желает видеть грешников как фон, оттеняющий его, фарисея, праведность»

     А ещё я узнал , что «само слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола, означающего «отделять». Фарисей — это тот, кто отделил себя по своему собственному сознанию от всякой нечистоты, но также и от прочих людей, которые нечистые, которые не таковы, как он. Поскольку он — исполнитель Закона, почитаемый и признаваемый в качестве такового обществом.

     Сам о себе фарисей думает так, что только ему открыт божественный Закон, и призвание его состоит в том, чтобы учить Закону грешников.  Но он этим отделяет себя не только от греха, но и от грешника, и таким образом сам кладет перед собой непреодолимое препятствие в исполнении своего долга учить Закону, передавать другим то благо, которое, как он убежден, дано только ему одному.
 
 Таким образом, фарисей сам впадает в страшный грех гордыни. В греховном убеждении, что только ему Закон и известен. А раз так, то только ему и принадлежит право в нашей такой сложной жизни судить и рядить, кто из нас прав, а кто виноват. Получается так, что фарисей  подменяет и подминает под себя самого Бога.  Потому-то стариканы так насуплено и мрачно смотрят на приближение мессии. То есть самого Бога.

На этой картине много персонажей. И каждый со всей тщательностью приписывался художником после долгих поисков. Предварительная работа художника насчитывает около 600 этюдов. И положено было на картину около 20 лет его жизни. И каждый персонаж – это отдельный разговор. Сегодня мы говорили о фарисеях.