Земля обетованная. День третий. Крестный ход

Ольга Широпаева
Утренний воздух, как это часто бывает в горах, был свеж и прозрачен.Иерусалим расположен в горах, которые тоже называются Иерусалимскими. Я выспалась и была в особенном предвкушении сегодняшнего дня. По белым праздничным плитам, выложенных из иерусалимского камня ,радостно и торжественно в сторону Старого города потянулись праздничные шествия из паломников и паломниц.

Сегодня состоится Крестный ход. В определенный час эти маленькие ручейки сольются в одну большую реку, которая плавно потечет по последнему пути Иисуса Христа. В руках паломниц букетики цветов и деревянные крестики.Мы пробираемся на место сбора участников Крестного хода, вдоль стены стоят много мужчин с огромными деревянными крестами. У одних скорбные лица, многое плачут, стоят на коленях. Другие полны сил и энергии, именно того, чего так не хватало Ему.Сегодня Иисус несет свой крест, на котором он и будет распят, а затем и воскреснет, что будет являться чудом из чудес.

Именно сегодня по улице Виа Долороза, что по-латыни означает Скорбный Путь, пройдет Крестный ход, тем путем, которым римские воины вели Спасителя на Голгофу.Много монашек в черных одеждах.Мы снимаем, в основном все настроены дружелюбно, даже, если плачут и скорбят, но знают, что затем будет
Праздник Воскрешения.Среди паломников так же много детей, очень доброжелательны, лица светлые, открытые. Терпеливо позируют. Снисходительны, в глазах какая-то мудрость, кажется, что они знают то, чего неведомо нам, людям не воцерковлённым, светским.

Проходим вдоль строя паломников, снимаем все почти одно и тоже, но , как показывает практика, у каждого фотографа свой взгляд и фотографии у все получаются разные. Ищем интересный ракурс и, поплутав по близлежащим улочкам, поднимаемся на крышу дома, залезаем на полуразрушенную стену оказываемся над этой улочкой, на которой скопилось уже достаточно много паломников. Кругом кресты, одежды, в основном, черные. Снимаем, ждем того часа, когда вся процессия потянется в сторону Храма Гроба Господня.

Время идет, но ничего не происходит и мы спускаемся в толпу. Она становится плотной, покачивается, как полноводная река, и , наконец, затопив всю улицу без остатка, трогается. Мы идем вместе с толпой. Впереди идет мужчина с бородой и спящим ребенком на руках. Рядом с собой вижу актера Алексея Петренко, он шагает тяжело опираясь на палку. Я не забываю снимать, предварительно одев широкоугольный объектив, так называемый "фишай", о чем потом я очень пожалела, ведь с одной стороны вся толпа легко уместилась в кадре, но с другой стороны искажения, погнутые кресты, лица, все это заставило меня огорчаться.

Однако, успеваю следить за происходящем вокруг через видоискатель фотоаппарата. Вот арабский мальчишка закрывает руками свой товар, чтобы толпа не унесла его. Вот рыжая, похожая на англичанку, некрасивая туристка с удивлением смотрит на толпу.Для нее это всего лишь экзотика.Тут людская река вытекает на небольшую площадь, чуть не унеся меня в своем водовороте, Михаил вовремя протягивает мне руку и выдергивает меня из толпы на обочину, там ,где течение потише. Сам он, используя свой высокий рост, просто встает посередине потока и этот поток людской обтекает его с двух сторон, как препятствие. Он показывает мне жестом, чтобы я протянула ему свой фотоаппарат, я с трудом дотягиваясь, отдаю ему его и он делает несколько кадров, за которые я ему очень признательна, мне вряд ли бы это удалось это снять , без риска быть затоптанной и унесенной.

 Мы проходим еще много улочек Старого Города с Крестным Ходом. Энергетика, которая витает над такой толпой имеет удивительное свойство, она не разрушает, она созидает. Даже я занятая тем, что непрерывно ищу ракурс и выстраиваю композицию, даже я чувствую, как вливаются в мой организм новые силы, как проникает в меня это чувство, чувство сопричастности, единения, важности события. Абсолютно нет усталости, нет напряжения, которое часто бывает при большой скоплении народа, нет раздражения. Хочется всех любить, хочется проникнуться проблемами всех окружающих тебя людей, хочется творить добро, как бы высокопарно это не звучало.

Мне, человеку живущему в большом, многомиллионном городе, очень хорошо известен страх толпы, ее отрицательная энергетика. Здесь, в этом, залитом светом городе, с его теплыми, нагретыми камнями, которые помнят Иисуса, чувствую себя умиротворенной, просветленной сопричастной. Всего 1 километр шел Иисус под тяжестью своего креста, всего одни километр идет Крестный ход, а сколько страданий вынес Иисус!

На всем протяжении этого скорбного пути четырнадцать остановок, девять из них на Виа Долороза. Останавливается людской поток там, где когда-то был вывешен Указ о его казни, там, где упал Иисус, не вынеся тяжести креста, там, где он встретил свою мать - Марию, а здесь он облокотился о стену и я касаюсь выемки в стене , её касается каждый.Остановки следуют одна за другой. Мы идем Его путем, мы все преисполнены важности события:МЫ ПОВТОРЯЕМ ЕГО ПУТЬ - ПУТЬ ИИСУСА ХРИСТА, ИДУЩЕГО НА ГОЛГОФУ.

Голгофа голая, похожая на череп гора, в те времена она была лобным местом, там казнили, находилась она за пределами города.Теперь-это арабский квартал Старого города, застроенный домами и торговыми рядами и палатками.А тогда...Три раза упал Иисус под тяжестью своего креста, пока дошел до того места, где ему предстоит еще пять станций ( так называют эти остановки). Там он был распят, снят с креста, положен в гроб, там, спустя много времени, в 325 году Императором Византии Константином Великим будет начато строительство Храма Гроба Господня.

И все, что связано с Иисусом будет находится внутри этого храма и будет самовозгораться огонь, который не обжигает и голубь влетит в окно, находящиеся высоко под сводами, но это уже другая история, я в ней еще не участвовала, но Бог даст и я тоже напишу об этом и сниму, обязательно сниму, чего бы мне этого не стоило.
Проходит время, встает и садится солнце над этим Священным Городом, но каждую весну, в тот ужасный месяц нисан, когда у Прокуратора Иудеи болела голова, собираются желающие пройти этим путем Богочеловека, пройти, чтобы почувствовать тяготы и лишения, мучения его под тяжестью креста, ощутить боль от впившихся колючек тернового венца, пройти все эти четырнадцать остановок, чтобы потом с торжеством в голосе говорить друг другу: " Христос Воскресе!" и слышать в ответ: "Воистину Воскресе!". И поздравлять друг друга с этим событием и радоваться, что оно когда-то произошло.
(Продолжение следует)