Подвиг матери

Анастасия Атакишиева
Женщина и война... Какие разные по смыслу слова. Женщина нам дает жизнь, а война ее забирает. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны эти понятия шли бок о бок.
Наверное, в каждой семье есть истории о подвигах женщин - участниц ВОВ, труженицах тыла и матерей героинь, которым в то время приходилось особенно трудно. Ценой собственной жизни они спасали своих детей, отдавая им последний кусок хлеба, последнюю крошку… Одна из таких историй бережно хранится и передается из поколения в поколение в семье Соловьёвых-Киба-Тюляниных. «Моя бабушка Надежда Пименовна Чеботаренко прожила долгую и невероятно сложную жизнь, - рассказывает внучка нашей героини Светлана Киба. - Но она не сломалась, а выстояла благодаря своему трудолюбию, женской мудрости и отважному сердцу».

Нянька

Надежда Чеботаренко родилась в Бессарабии (южная часть Румынии) в 1912 году в многодетной крестьянской семье. Чтобы уберечь дочь от голодной смерти, родители отдали шестилетнюю Надю в зажиточную еврейскую семью, чтобы она приглядывала и ухаживала за хозяйскими детьми. Трудилась не за деньги, а за еду и кров. Позже, вспоминая детство, она расскажет своим детям и внукам о бессонных ночах, строгой хозяйке, неспокойных детях, и о том, как сильно ей не хватало материнской ласки и любви.
Когда Надины подопечные подросли и необходимость в присмотре за ними отпала, ее отправили на работу в поля. Взбивать тяпкой землю маленькой хрупкой девочке нравилось больше, чем нянчить чужих детей. В тишине под изнуряюще палящим солнцем она так погружалась в свои мечты, что напрочь забывала об усталости и боли. В семнадцать лет одной ее мечте суждено было сбыться -  она встретила своего принца.
 
Избранница

Григорий Лукич Вышибаев был сыном крепких землевладельцев. Его семья выписывала журналы на французском языке о животноводстве и виноделии. Самое лучшее вино раз в год они возили на выставку во Францию.
«Как и где встретились бабушка с дедушкой, до сих пор остается загадкой, - рассказывает Светлана. - Известно лишь то, что когда дедушка рассказал родителям о том, что хочет жениться, те даже слушать не стали». Причин для отказа было много: невеста без приданого, неграмотная, да еще и другой веры. «Разве ж она достойная пара для тебя?» - спрашивали они у сына. Но Григорий был не приклонен: «Раз мне нельзя идти по жизни рука об руку с любимой, значит, жизнь такая мне не нужна!» Мать и отец смирились и дали добро на свадьбу. Но правда, с той поры родственники между собой больше никогда не общались.
Побег
Жили молодожены душа в душу, обустроили дом, обзавелись хозяйством. Настала очередь и о своем потомстве подумать. В 1932 году на свет появился их первенец Тимофей, через два года Таня, еще через два Володя, 29 мая 1941 года родилась Люся. Семейную идиллию нарушила война. Григория забрали на фронт, а Надежда с детьми осталась  на оккупированной территории. Когда в ходе Ясско-Кишиневской операции город начали бомбить, женщина оставила всё нажитое имущество и стала собирать детей в дорогу. Считалось, что за рекой Днестр в деревнях обстановка намного спокойнее. Там можно было переждать какое-то время и затем вернуться обратно. Скот забила, мясо засолила и, разложив по бочкам, закопала их под домом в подвале. Взяв всё, что только можно унести, она с детьми отправилась в дальнюю дорогу. Младшей Люсе на то время было всего девять месяцев.

Добрые люди

Путь оказался не близкий и занял около трех суток. Первым испытанием стал разрушенный после бомбежки мост через реку, вернее его отсутствие. Течение оказалось сильным, переправить детей на другую сторону для маленькой хрупкой женщины было непосильной задачей. Поблизости неожиданно оказался советский солдат, который помог ей и детям перебраться на противоположный берег.
Добравшись до деревни Клопы, Надежда Пименовна попросилась на постой к старушке и ее седовласому супругу. Так как в хате места очень маловато, они поселили женщину с детьми на чердаке. Но и на том спасибо! Работы в деревни не было, чтобы прокормить детей, а теперь уже и стариков, ставших ее новой семьей, Надежда разработала в голове план, больше похожий на современную коммерческую схему. Вещи, которые принесла из города в тюках, она обменивала у деревенских жителей на яйца и молоко. Продукты несла в город, продавала и покупала зерно. В день она ходила по 60км в деревню, в город и обратно. Фляжку с молоком она привязывала веревками к спине и когда приходила в город, оно взбивалось до масла. Ночью на своем чердаке женщина перемалывала зерно между двух камней, смешивала его с бурьяном и остатками обрата от молока и из этой смеси пекла лепешки. Часть оставляла детям и старикам, а другую на рассвете несла продавать в город на станцию. Однажды на перроне остановился поезд, из вагона вышел целый отряд фашистов. Каждый из них, проходя мимо, посчитал своим долгом взять из корзинки несчастной женщины по одной лепешке. Оставшись без денег и без товара, Надежда горько заплакала. Она не могла вернуться домой с пустыми руками, где ее ждали  голодные дети. Офицер, который шел впереди и, видимо, возглавлял этот отряд, неожиданно остановился и, поняв, что произошло, приказал всем расплатиться.

Дубовая балка

Таких находчивых женщин как Надежда, в деревне было не много. Чтобы не ходить через лес в город поодиночке, они собирались группами.  Как-то раз, возвращаясь с выручкой домой, в низине Дубовой балки (так местные называли один из участков этого леса) на них напали грабители, которые не оставляли живых свидетелей. «Бабушка заметила, как вдали мелькнул свет от фар, она закричала: «Смотрите, машина!» Разбойники, опасаясь встречи с солдатами, бросились врассыпную, а женщины поспешили домой, - передает рассказ бабушки Светлана. - По пути домой никакой машины они не встретили, но бабушка утверждала, что таким образом их Богородица спасла от гибели».
В Дубовой балке с ней произошел еще один необычный случай. В чаще леса она нашла павшую лошадь. Пройти мимо Надежда не смогла, да и воротить нос не собиралась. Она перетащила тушу в более укромное место, прикрыла ветками и ушла домой. К своей необычной находке женщина вернулась с каустической содой и казаном. Мыло получилось сносное и продавалось очень хорошо. К моменту окончания войны Надежда купила хиленькую молодую корову, которая давала чуть больше кружки молока.

Возвращение

К сожалению, в родной дом мать возвращалась только с двумя детьми. Средняя дочка Таня умерла от тифа. Родной дом уцелел после бомбежек, хотя и был разорен. Кстати, запасы соленого мяса в бочках, которые Надежда закопала в подвале дома, грабители все-таки нашли и опустошили. Но у предприимчивой женщины даже щепки от бочек, пропитанные животным жиром и солью, послужили ароматной приправой к обычной зерновой каше. Вскоре с фронта вернулся Григорий, и жизнь постепенно вошла в привычное русло: хозяйство, дом, работа, дети. «После войны во дворе у бабушки осталось несколько гильз от снарядов, в них она пекла куличи, вкус которых я не забуду никогда», -  рассказывает внучка.
Надежда Пименовна пережила супруга на десять лет. Ее не стало в 80 лет. Каждый день перед сном она молилась за людей, которые чудом повстречались на ее жизненном пути и помогли в трудные минуты: советского солдата, переправившего ее и детей на другую сторону реки, стариков, приютивших на чердаке, и немецкого офицера, заставившего расплатиться за лепешки целый отряд.
Вместе с Григорием Лукичём они вырастили пятерых детей, воспитали шестнадцать внуков, она даже успела понянчить двух правнучек. Рассказов о войне супруги старались избегать, только в последние годы своей жизни бабушка поведала детям и внукам историю о своей нелегкой материнской судьбе.
Сейчас трудно представить, что чувствовали женщины, на чьих глазах пухли от голода дети, которых нужно было спасать, пусть даже ценой собственной жизни. Тогда приходилось идти на уловки, применяя мудрость, находчивость и материнскую отвагу. Разве это не подвиг?