О повторах в художественной литературе

Валерий Волченко
(Фрагмент из книги В. Волченко "Азы писательского ремесла")

... Нам осталось разобраться с технологией развития и усложнения конфликта, понять, как это делается. Поначалу, наш герой для достижения цели, как всякий нормальный человек, предпринимает минимальные, но с его точки зрения достаточные усилия. К примеру, Ваша цель перейти неглубокую, по колено, речку. Станете Вы полностью раздеваться? Конечно нет! Вы посчитаете достаточным снять обувь, подтянете брюки выше колена и смело идёте в воду. Всё логично, никто не стреляет "из пушки по воробьям".

В этот момент автор вводит противодействующие силы, которые блокируют, сводят на нет действия героя.  Что это за силы, природные катаклизмы или человек, или отношения, сложившиеся в обществе, или что-то иное - зависит от воображения писателя, который старается усложнить герою жизнь.

Пример:
Двое молодых людей (разнополые!) хотят объединить свою судьбу. Он идёт к её родителям, которые категорически против (противодействующая сила).  Дочь от них в полной зависимости.
Герой сделал первый шаг, предпринял минимальные усилия - результат отрицательный. Писатель наделяет героя достаточной силой воли, чтобы он мог достигнуть цели. Герой прилагает больше усилий, предпринимает новый шаг, но и писатель вводит всё более значительные противодействующие силы. Герой вновь не достигает желаемого.

Продолжаем пример:
Из-за противодействия родителей невесты, герой похищает её и увозит в другой город. Её родители обращаются с заявлением в правоохранительные органы. Похищение человека наказуемо, вступает в действие закон (более мощная противодействующая сила). Героя отправили в места, "где даже летом, холодно в пальто (В.Асмолов)".
Герой сделал второй (более широкий) шаг - результат отрицательный.

Понятно, в условиях нарастающего конфликта, герой шаг за шагом предпринимает всё большие усилия от побуждающего происшествия, до кульминации. В кульминации он действует на пределе возможностей и достигает цели, или не достигает, проигрывает.
Возникает вопрос: сколько же, всё более широких, шагов должен сделать герой до кульминации?
(Ответ: Пока не лопнут штаны! ;)

На мой взгляд, нужно учитывать ряд обстоятельств. В коротком рассказе возможно довольствоваться одним шагом, каковым будет являться кульминация. В романе есть где развернуться, но злоупотреблять большим количеством шагов, на мой взгляд, не следует. Объясним почему.
Каждый "шаг" должен быть оригинальной, неповторимой сценой. Если читатель с подобной сценой встречался где-то ранее, он теряет интерес, "было уже". Например, в кинофильмах, сериалах мы очень часто встречаемся со сценой, когда персонаж пытается обезвредить взрывное устройство, а таймер отсчитывает последние секунды до взрыва. Увиденая впервые, эта сцена оказала на меня эмоциональное воздействие. Во второй раз, вызвала чувство досады. В третий... мне захотелось схватить молоток и разбить телевизор. Я, огромным усилием воли, подавил эту похоть и, переключил его на другой канал.

Чем больше "шагов" к цели делает герой, тем труднее автору избежать подобных повторов (штампов). Я себя любимого жалею и ограничиваюсь тремя попытками героя достигнуть цели:
- Первый шаг - минимальное усилие героя, по его мнению, достаточное. В результате, противодействующие силы ставят его в ещё более тяжёлое положение (позицию, позу ;).
- Второй шаг, герой удваивает усилия, но и этого недостаточно, противодействующие силы тоже не дремлют. Конфликт нарастает, риск потерь для героя вновь усиливается.
- Третий шаг, герой действует на пределе своих возможностей и достигает цели. Или не достигает, проигрывает, но проявляет все свои внутренние качества и читатель, найдя подобные у себя, сопереживает даже проигравшему герою.

Мы разобрались, почему слишком большое количество "шагов" героя в романе может быть вредным. Теперь о том, почему обязательно три шага, а не меньше? Отвечаю: не обязательно, это не правило, а здравый смысл. Если Ваш роман читают, значит это доставляет читателям удовольствие, зачем же делать удовольствие коротким.

Выстраивая последовательность усилий (шагов) героя, нужно помнить: каждое последующее действие должно быть сильнее предыдущего, риск для героя должен усиливаться. Если действие слабее или равно по силе предыдущему, читатель  сразу понимает, что это действие бесполезное, подобное по силе уже было. Возникает ощущение повтора, эмоциональное воздействие на читателя снижается.
...

Подробнее с книгой можно ознакомиться по этому адресу:
Ссылка на моей авторской странице: http://www.proza.ru/avtor/valsib