Двести лет назад

Владимир Русин 2
ДВЕСТИ  ЛЕТ  НАЗАД






«История предков всегда любопытна тому , кто достоин иметь Отечество»

                Николай Карамзин
 

В основе этого повествования  материалы  Куединского краеведческого музея , грамотно подобранные мне Венерой  Федоровной Сафиной,  выписки из Государственного архива Пермского края , труды башкирского историка Кузеева Р.Г. , содержание   многотомника   «История башкирских родов» , работы замечательного  ученого,  нашего земляка Черных А.В.





  ЗВУК РАСТУЩЕЙ ТРАВЫ
            С раннего детства я любил уходить в лес , особенно время это было  весной , когда все просыхало , но в логах и под большими елями в лесу лежал не растаявший снег , а с верху ослепительно светило солнце. Отряхнувшиеся  от зимней спячки деревья стояли в напряжении , чтобы выкинуть буйную листву , а ели и пихты били сияющим зеленым светом , издавая волнующий запах хвои , пахло так , что даже во рту ощущался её вкус Я залезал на высокую вербу,  покрытую сплошь пушистыми ярко желтыми  комочками  цветов , испытывая при этом невероятное блаженство :  медяной запах  дурманил голову ,  с громким гулом вокруг цветов летали сотни пчел и шмелей ,  срывал  полосато –желтые шарики  цветов и клал их в рот , высасывая  сладкий нектар. Слушал как растет трава,  с громким шуршанием пробиваясь сквозь ковер прошлогодних опавших листьев.  Чуть позднее недели через две-три после цветения вербы, когда всё прогревалось, меня привлекало другое занятие : бродя по лесу я находил безымянный ручей и встав на коленки  мог часами наблюдать за жизнью его обитателей , это проплывавшие ручейники (насекомые в отрезке травинки) , водомерки , бойко бегающие  по поверхности воды , летающие изумрудные стрекозы , головастики , плавающие стайками , этот мир меня завораживал . Иногда я усаживался на пригорок и длительное время всматривался  в причудливо расположенные холмы , перелески , рвы , канавы , поля  ,   продолжительное  время  осматривал заинтересовавшую меня глубокую рытвину или яму  , подразумевая , что они рукотворные .  Я задавал себе всегда одни  и те же вопросы : здесь жили люди , как они жили до нас , что здесь было , неужели все это бесследно  исчезло , с нами также будет?. Я представлял  как выглядела наша земля в давние времена,  что было на ней, как и кто здесь жил. В те мои детские времена кругом пахались и засевались поля  , к сожалению , жизнь распорядилась так , что теперь каждый может наблюдать  , как выглядели наши земли в далеком прошлом , они зарастают лесом там , где раньше были дремучие леса ,   которые наши предки неимоверными  усилиями вырубали и выжигали для пахоты, пройдут годы , предстанет картина , которую крестьяне увидели , приехав в эти места , в поисках свободных земель в начале девятнадцатого столетия из Сарапульского , Чердынского и Кунгурского уездов по разрешению Пермской Палаты, и если у власти  либералисты , в моем понятии «торговый люд» ,  будут еще лет двадцать , то , скорее всего , охота на пушного зверя будет нашим основным занятием , и налог мы будем платить звериными шкурками. (Кстати , в России до тридцатых годов ХХ века  на первом месте был экспорт пушнины ). Увы , но в точности  восстановить историю,  то что было в течение хотя бы двух  веков , не получится.

 НАХОДКА НА ЧЕРДАКЕ
              Одним из самых ярких детских впечатлений осталось у меня знакомство  со старинным документом , найденным нами с приятелями Володей Шипуновым , по прозвищу «Старик» и Николаем Санниковым под крышей  Лайгинской церкви . Каким образом туда мы забрались , я точно уже не помню . Осмотрев и обшарив всё , что можно , тщательно обходя многочисленные голубиные гнезда с раскатившимися яйцами , в одном из пазов толстенных бревен мы нашли тугой сверток , обернутый полуистлевшими старинными церковными газетами , перетянутый бечевкой.  Николай Александрович Санников живет сейчас в Зюкайке , до пенсии работал инженером  совхоза-техникума «Уралец» ,  он подтвердит мои слова : вскрыв сверток , мы нашли там несколько десятков мелко-исписанных  листов с обеих сторон . Цвет бумаги , практически, сохранил свой первозданный вид и поразил своей белизной , по содержанию это были доносы  , читая их, мы находили знакомые фамилии и имена односельчан . Бумаги были датированы серединой тридцатых годов ХХ века. Кто и как положил эти бумаги в этот сверток и не дал им хода  , какая драма или трагедия была за этим , я сейчас могу только догадываться . Несколько , значительно,    более старых бумаг были записями о денежных расходах на строительные материалы , другие были чисто религиозного характера , но вот один документ на  плотной , но очень потертой бумаге выделялся среди всех своей ветхостью. Это была грамота , дающая право заселиться « Ивашке Бородулину в сих местах на перекрестье рек за плату три с полтиной рубля в год » . Бумага была подписана именем «Гарифулла» и стоял странный замысловатый знак в форме лука. Имена и фамилии я точно запомнил , но вот остальное было не очень разборчиво  и не очень для нас понятно , поэтому в памяти не сохранилось ,  а бумаги «Старик» сказал , что отдаст своей матери , так как  там было много церковных документов.
        Этот эпизод   никогда не выходил у меня из головы , в разные годы заставлял откладывать в голове на заметку  факты о прошлых   события нашей земли , с большим вниманием относиться к прочтению исторических материалов и документов о нашем крае. Порой в случайном разговоре со случайным  собеседником открывал новые сведения об отдаленных событиях и потом искал их подтверждение.
      Слушая сейчас по телевидению , знакомясь  в интернете с роликами выступлений разных авторов, читая  публикации  на исторические темы, можно слышать расхожую  фразу : « Я изучил гору материалов!». Где эту гору они нашли и как на неё взбирались  они не рассказывают . В основном это интерпретации публикаций друг друга , и их собственные фантазии : «А могло быть ведь это так , могло , напишу» . Поэтому , что ни говорят , историческая наука весьма условна,  её делают не ученые а политики. Только на моей памяти история России переписывалась раз пять , в угоду не только правящей верхушке , но и даже различным влиятельным кланам, а где уж знать правду , что было лет двести –триста лет назад. А что лично знаю я ? Наибольшую достоверную информацию о прошлых событиях я получил из уст своей прабабушки Екатерины Игнатьевны  1896 года рождения , родом она была из Старого Шагирта . После смерти при родах моей родной прабабушки , а родила  она 20 детей  , из которых выжили пятеро , прадед Семен Иванович взял в жены Екатерину Игнатьевну , которая была моложе его на 22 года. Значит мой прадед был с 1874 года !

РУССКАЯ ИЗБА
      Выходцами из  чердынских  земель , рядом с деревней Большой Талмаз ,был образован хутор Зуевка ( подтверждается ревизскими сказками ). На хуторе Семен Иванович в 1922 году построил дом с надворными постройками , в котором я родился и провел детство , и в котором , мне кажется , что помню всё , даже все  сучки в строганых,  пожелтевших , цвета янтаря , от времени  стенах. Сейчас я понимаю , что это была не просто изба , а целый комплекс построек для ведения крестьянского хозяйства . Зайдешь в сени – прямо жилая изба , налево - клеть , что-то вроде недостроенной избы . В клети были нары . где спали летом . В клети в ларях хранилась мука, крупа; в пудовках , в дупелках хранили мед , масло и другие продукты.
Значительную часть избы занимала глинобитная печь , она занимала угол у двери , устьем к окнам . На печи и спали , и сушили одежду , обувь, зерно , солод, ягоды . грибы . На печи грелись ребятишки , поэтому по бокам печи крепились плахи , чтобы дети не падали . К печи примыкала деревянная лежанка , под лежанкой висел чугунный рукомойник , домотканый рукотер . Вода стекала в лохань из которой поили корову , поэтому с мылом умываться было нельзя . Для того , чтобы умыться с мылом , на лохань клали доску , на доску ставили таз . По диагонали  от печи  располагался «красный  угол»,  на полочке  стояли иконы , украшенные венком из пихты с бумажными цветами и белым вышитым полотенцем . По праздникам перед иконами зажигали лампадку  . Под образами стоял обеденный стол . И лавки , и стол  были сделаны навек из толстых широких плах , поперек лавки можно было уложить годовалого ребенка . Лавка между кухней и передним углом называлась женской , а у боковой стены –мужской. Гости мужчины садились только на мужскую лавку , а женщины на женскую . Хозяин и хозяйка выполняли разные  домашние работы только на своих лавках . И даже хоронили с учетом этого: мужчину – с мужской лавки , а женщину- с женской . Вдоль печи пристраивался голбец , он прикрывал лестницу в подполье. Потолок , стены были хорошо проструганы, не белились , но тщательно мылись раз в год , к Пасхе. Кровать , конечно, была , но мы с бабушкой спали на полатях , там было теплее. Спали на полатях , на печи , на лавках,  на западенке , а летом на полу.Что такое западенка? Это деревянный ящик с крышкой , там хранился инструмент для ремонта конной сбруи . Это сейчас заходишь в «Розовый слон» и покупаешь что хочешь для детей , а в моем раннем детстве для меня не было увлекательнее занятия , когда бабушка доставала для меня конские хомуты , седёлки , вожжи , уздечки с блестящими заклепками , хранившимися в западенке с того времени , когда был жив прадед. Вспомнились мои игрушки ,  читатель , наверное, покрутит палец у виска , прочитав это : одной из самых запомнившихся игрушек был надутый через соломинку и высушенный бычий мочевой пузырь , туда клали горошинку , звук при сотрясании был неописуемый , свежий пузырь нужно было тщательно промять в муке.
        В маточном бревне посреди потолка был ввернут винт с большим кольцом . В кольцо вставлялась гибкая жёрдочка – очеп , к очепу подвешивали зыбку . В такой зыбке  в свое время  и вынянчили меня. На кухне стоял столик – шкафчик , называли его «залавок» , там хранили хлеб , масло . На стене был прикреплен «посудник» - типа современных сушилок , только из дерева (он у меня до сих пор сохранился) . Пищу готовили в русской печи в горшках , чугунах , кринках , корчагах ( все это я бережно храню) , в хозяйстве было несколько туесков , корзин разных размеров , разного назначения . Я помню , бабушка готовила похлебку овощную , щи с мясом (говорила «шти» , щи толстые (из перловой крупы) , горошницы , каши разные , всегда на столе была капуста квашеная –рубленая и пластами . По выходным и  праздникам бабушка пекла пироги с рыбой , капустой , грибами, мясом, земляникой , черемухой , клубникой . Делала студень, варила кисели молочные , овсяные , калиновые , гороховые. Пекла блины , оладьи из разной муки , блины из гречневой муки называла «табани» . Летом всегда дома был квас . Мне сейчас  кажется , что  был просто какой-то культ еды. В огороде выращивали хмель , из хмеля делали дрожжи , варили пиво.
    Одежду хранили в сундуках ( эти сундуки я сохранил) . Повседневная одежда висела на самодельных деревянных крюках , платки , шали свертывали , укладывали на особую полку . которую называли «грядкой» . На окнах стояли горшки с геранью (бабушка говорила «ярань» , в углу фикус. На окнах – занавески строченые . На полу – половики , печь всегда была побелена , лавки , столы , стены выскоблены добела.
        К избе примыкал крытый двор . Через двор располагался амбар для хранения зерна . У входа в амбар была терраса (рундук) на высоте телеги . Мешки с зерном на телеге подвозили к амбару и выгружали на рундук . Через крытый двор можно было проехать на лошади к скотному двору с возом сена , соломы . Скотный двор представлял собой ряд хлевов , где держали скот , над хлевами –сеновал , куда складывали сено , солому. В хорошую погоду скот выпускали под навес , который называли «стая» .Поодаль от жилых построек была рига – овин – бревенчатое строение . Посредине в яме разводили костер , чтобы сушить снопы , расположенные на навесе из жердей под потолком риги. Высушенные снопы возили на гумно . На ровном земляном полу раскладывали снопы кругом – колосками внутрь круга – молотили : вставали в круг и по очереди ударяли цепами. Ближе к речке в дальнем углу усадьбы  , метрах в  50 от дома была баня .

      СТАРОВЕРЫ
       В детские годы среди мальчишек часто можно было слышать обращение друг к другу : «эй , ты , кержак!» , это для меня  было не очень понятным . Словом  «старообрядец» я не помню , чтобы пользовались , «старовер» употребляли часто . Моя прабабушка Екатерина Игнатьевна  была  из семьи староверов ,  вышла замуж за «мирского» , моего прадеда  , вот от неё-то я запомнил множество рассказов о жизни староверов.
У нее было большое количество литых   икон из тяжелого желтого металла – латуни и бронзы  , в основном они были все раскладные , скрепленные шарнирами, они так и называются  «складень»  , только несколько металлических икон были с деревянными окладами  , общий вес всех икон, по моим сегодняшним подсчетам, составлял не менее тридцати  килограммов . Жизнь распорядилась так , что сегодня у меня от этого изобилия сохранилось только три иконы. Почему металлические раскладушки ? Естественно , это я узнал позднее : постоянно гонимые властями  староверы были вынуждены очень часто менять место жительства , на новом месте быстро организуя место для моления , естественно , что на деревянной доске маслом писаные иконы длительное время не могли сохраняться . Прабабушка до конца жизни крестилась «двумя перстами» , я помню её иронию : « тремя пальцами молятся,  как табак закручивают щепотью  » , табакокурение в семьях староверов считалось великим грехом.
       Человека курящего не допускали к святой иконе и старались с ним не общаться,  про таких людей говорили : «кто курит табак , тот  хуже собак» . Пьянство очень осуждали , говорили : «Мне еще  деданька наказывал , что хмеля –то нисколько не надо .Хмель-то , мол держится тридцать годков . А ну как умрешь пьяный ? Уж не видать потом светлого места».
Она мне рассказывала , что с мирскими из одной посуды не трапезничали , и посуду для них хранили отдельно « за стол садили,  но со специальной чашкой» . Екатерина Игнатьевна мне часто говорила , что была замужем за мирским    (моим прадедом) , но веру не меняла. Я несколько раз от нее слышал , что я не крещеный,  а « погруженный»  , этот обряд проводят староверы  без священника , потом я узнал , что таких детей еще называют «маканцами» .
      Екатерина Игнатьевна мне рассказывала, что праздно не жили , на неделе не веселились . В религиозный праздник  попробуй заиграть у дома старовера на гармошке , старики с дубиной выскакивали . «Беситесь , но не здесь . Молись . а не бесу душу отдавай». Но в семейных радостях и религиозных праздниках  они мало чем отличались от «мирских» ( От слова «мир»  ,   «замирщение» , обозначение иноверного окружения ).
 Позднее я нашел множество подтверждений  , что  во многих селениях нашего района живут люди   разных  вероисповеданий : православные официальной церкви , единоверцы,  старообрядцы австрийского , белокриницкого , поморского и часовенного согласия. И что самое удивительное , то что наш Куединский район являлся и является одним из самых старообрядческих регионов России , то что русские заселили его в поисках лучших мест  из-за преследования за старую веру , в основном это были  потомки переселенцев  из Поморья из исконно русских земель .
       Так все-таки кто это такие старообрядцы ? Мой отец по образованию был историк и всю жизнь преподавал в школе , дома никогда не было недостатка в такой литературе , но многих ответов на этот вопрос  я так и не знал  длительное время , а в последнюю четверть века появилось столько литературы сомнительного содержания с крайними точками зрения и вульгарной трактовкой тех событий , что любого дезориентирует. К счастью, среди груды подобной «литературы» я   ознакомился с четырехтомником  (пятый том-иллюстрации) по истории России
Евгения Юрьевича Спицина : «Старообрядчество появилось после  церковных реформ патриарха Никона , но многие  историки утверждают , что именно царю Алексею Михайловичу  , отцу Петра I , принадлежала сама идея проведения церковных реформ . Став приверженцем православной идеи об освобождении всех восточных христиан от османского ига , юный Государь возжелал стать подлинным правителем для всех христиан «греческого вероисповедания»  от Соловецкого монастыря до Иерусалима и считал , что ради этой высокой цели не грех исправить весь древнерусский богослужебный обряд , серьезно разошедшийся к тому времени с греческим. В начале 1653 года всем церковным приходам была направлена «Память» патриарха Никона , которая предписывала внести существенные изменения в богослужебный чин и основные церковные обряды : двуперстие заменить трехперстием , земные поклоны – поясными , двукратную аллилуйю-троекратной и .т.д.  Общим лозунгом был возврат к «старине»  , крепостные крестьяне видели в старообрядчестве реальный противовес государственной власти , с которой они связывали окончательное оформление крепостничества и покушение на весь сложившийся веками жизненный уклад.
    Значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения , разрушения религиозного и культурного уклада , которое веками складывалось на Руси после её Крещения. Против замыслов царя  и патриарха выступило множество священников , иноков и мирян . Они говорили , что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений , перекраивают традиции и предания , но и затрагивают самое главное –разрушают и меняют саму христианскую веру . Так , священномученик  протопоп Аввакум ( в 2020 году будем отмечать его 400-летие) указывал : «Заблудили и отступили от истинной веры  с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем да кнутом , да виселицею хотят веру утвердить!».
      Так и появилось понятие «старая вера» , а людей , исповедующих её , стали называть «староверы»  , отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона . Долгие годы раскольников подвергали   репрессиям , гонениям , ущемлению в гражданских правах . Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало  меняться .  Императрица   посчитала , что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи.  Екатерина   подписала ряд     документов  , предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны . В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники» , а как  «старообрядцы» , что если и не было знаком благорасположения , несомненно указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам».
        Вот после подписания этих документов и хлынул поток раскольников на лесной Урал , началось интенсивное освоение земель Куединского района.

ГАЛИ  СОКОРОЙ
           Еще каких-то двести лет назад  территория  Куединского района принадлежала  башкирам , получивших  в 1552 году жалованную грамоту  от русского царя на владения этими землями, поэтому  история заселения неразрывно связана с башкирским  народом. Да и многие селения нашего района имеют названия , в корне которых башкирские  слова. Например ,был сильный башкирский род «окъяда»,так  впоследствии был назван поселок Куеда.
     Как то в разговоре с жителем Куеды , моим давним приятелем Рифкатом Гараевым , я  услышал имя поэта Гали СОКОРОЯ  . Рифкат  помнит рассказы своей бабушки , что дорога от деревни Старочокурово , что в 14 километрах от Куеды по Татышлинской дороге  была по урману (лесу) , во что сейчас трудно поверить . Рассказал , что в деревне находится музей первого башкирского поэта. Через некоторое время я поехал в эту деревню и познакомился  со служителем музея , человеком  удивительно увлеченным историей   , имам –хатыбом  мечети Бахтигараем . Много часов я слушал его рассказы о родовых (клановых) образованиях  башкирского этноса – Иректы, о творчестве и жизненном пути  его знаменитого  земляка.  В музее , через стену с мечетью   висит портрет поэта Гали СОКОРОЯ , написанный маслом . Прижизненное его изображение не сохранилось , поэтому портрет написан с его сына , который был на него очень похож. Гали СОКОРОЙ башкирский поэт , просвятитель  родился в Старочукурово в 1826 году , автор многих книг , при его жизни было опубликовано 13 произведений .Хорошо владел и писал на старотюркском, персидском и арабском языках.  Он писал : « Мы из лесных башкир . У хлебороба сын хлебороб , у крестьянина – крестьянин , основное наше занятие – рубить лес , очищая лес для пастбища и пашни . Я все свободное время и силу свою отдаю этой работе . С трудом получив указ « о назначении имамом» , построил дом , приобрел необходимые для хозяйства вещи и , подобно сыну бедняка , погряз в долгах . В то же самое время открыл медресе , сам отремонтировал его здание и после долгих мытарств , обучая детей из деревни в своем доме , а из рода в медресе , выполняя одновременно и духовные обязанности , сделался самым многострадальным человеком среди ирактинских башкир» . Гали  СОКОРОЙ  –потомок военачальника Чингисхана . Иректинцы имели вотчинные земли , расположенные  вдоль реки Буй в Пермской губернии . Сейчас  во времена безудержной  жажды наживы появилось такое явление как «чёрные копатели»  , а где большие деньги там большие возможности : у них появилась очень точная старинная карта  земель  и поселений башкир на территории Куединского района, с которой я ознакомился, и даже снял копию. Вопреки  мнению ученых Кузеева Р.Г . и Черных А.В. эта карта подтверждает , что большая часть земли по правому берегу реки Буй принадлежали  все-таки иректинцам , а не племени Уваныш.
          В   музее  хранится более ста   книг поэта , некоторые даже  раритетные  рукописные. Гали Сокорой в середине 19 века четыре раза совершил хадж в  Мекку  , каждый человек ,  исповедующий ислам , при совершении ежедневных молитв , обязан обращаться лицом в сторону этого города.  Мекка   , где расположена главная святыня мусульманского мира , находится на западе Аравийского полуострова , в 75 километрах от побережья Красного моря , сегодня этот город принадлежит Саудовской Аравии . Мекка священный город для    мусульман  , и въезд иноверцев в него строго запрещен законами Саудовской Аравии.   Здесь   , по преданиям , родился основатель ислама пророк Мухаммед .  Мечеть в Мекке потрясает своими размерами,  в центре расположено строение  Кааба , которое и является главной целью всех паломников. Кааба представляет собой прямоугольное сооружение с плоской крышей и одним единственным входом , внутреннее убранство сегодня выглядит как голые стены , украшенные изречениями из Корана . Снаружи Кааба отделана гладким мекканским  гранитом , а сверху ее укрывают специальным богато украшенным покрывалом , которое обновляется каждый год. Знаменитый черный камень по-арабски называется Аль-хаджар – аль-асвад . Он вставлен в серебряную оправу и вмонтирован в один из углов Каабы. По легенде этот камень был дарован Богом Адаму и изначально был белоснежным . Со временем , впитав в себя грехи человеческие , он почернел . Современные ученые утверждают , что камень имеет космическое происхождение . Он образовался в результате столкновения метеорита с Землей . С геологической точки зрения , это вспененное стекло , которое не тонет в воде. Мусульмане почитают этот камень как символ любви и безграничного доверия к Божественной мудрости. Ритуал целования камня призван показать смирение верующего и обет беспрекословно соблюдать все заветы Пророка.
   Хадж – это большое паломничество по святым для ислама местам,   предусматривающее несколько остановок ,последней из которых непременно должна быть Мекка , во время хаджа всем паломникам обязательно нужно семь раз обойти вокруг Каабы против часовой стрелки и провести еще несколько обязательных ритуалов.
    Где находится Мекка легко можно узнать по направлению михраба (  углубление  в стене , аналог алтаря православной церкви)  любой мечети.

БАШКИРСКАЯ ЗЕМЛЯ
     Так, не дававшая  покоя , прочитанная  в детстве  ветхая бумага , заставила меня из различных источников составить описание  некоторых событий , происходивших много лет назад на Куединской земле ,  потому что я сам об этом давно мечтал прочитать. В основе это материалы из Куединского краеведческого музея , грамотно подобранные мне Венерой  Федоровной Сафиной,    труды башкирского историка Кузеева Р.Г. , содержание многотомника «История башкирских родов»,  работы замечательного  ученого нашего земляка Черных А.В.
     « В незапамятные времена  началось освоение наших земель по рекам  Кама , Белая , Чусовая , Уфа . Наш  Куединский район  почти полностью покрывали непроходимые леса  , реки , современные названия которых Большая Уса , Кустовлянка , Тымбайка, Доенка , Ирмиза , Тапья , Буй и многие другие были очень полноводные, они и служили транспортными артериями для передвижения . Первыми поселенцами в наших краях были ненцы, вогулы и остяки , от них остались названия рек , некоторых  населенных пунктов, имена , фамилии.  В  1V –V1 веках  через изогнутые хребты Уральских гор   прошли многие  народы,   различные племена  , это было время Великого переселения, что во многом  повлияло на состав населения  нашей территории, где угорская общность сменилась башкирской .У башкир было племенное деление , была племенная и родовая собственность на пастбища , охотничьи угодья , пчелиные борти в лесах  , появились рабы-военнопленные .К 1236 году монголы , завоевавшие эти земли , обложили башкир ясаком , который они должны были платить мехами и десятой частью поголовья своих стад. Башкирские  племена кочевали и образовывали селения почти по всей территории современного Пермского края  , но господство Золотой Орды привело к походам  из-под Казани на Пермь Великую . В начале шестнадцатого века сибирские татары совершали набеги на верхнее   Прикамье  , а к середине этого же века казанские татары появились на Вятке и Верхней Каме и даже у Чердыни. Челобитная башкир Ивану Грозному с просьбой принять их в русское подданство объяснялась естественным желанием обезопасить себя от набегов и грабежей. После разгрома Казанского ханства в 1552 году Иваном Грозным , делегация башкир в 1557 году прибыла в Москву с просьбой принять их под русское покровительство .Было достигнуто соглашение , которое закрепили  в форме –«жалованных грамот царя башкирским племенам» . При этом Российское  правительство  -«согласилось оставить башкирам землю  на основе вотчинного права , обещало свободу вероисповедания , возможность жить по своим законам». В свою  очередь , башкиры обязались платить налоги и нести военную службу».Территория Башкортостана  до конца  ХV111 века была разделена на четыре  административно –территориальные области – дороги (даруги – монгольское слово начальник). Дороги имели названия Ногайская , Казанская , Сибирская, на  речке Осе  притоке Камы, была воздвигнута Никольская слобода , чуть позднее переименованная в  Осинскую.  Вокруг нее  к юго –востоку проживали башкиры Гайнинской , Таныпской и Уранской волостей.  Цель учреждения административно-территориальных дорог – облегчить управление огромным по территории Уфимским уездом и сбор ясака с неподатного населения –рядовых башкир. Северные башкирские племена занимали обширную территорию северной Башкирии и Прикамья  по рекам Тулве , Бую , Таныпу и Уфе. С историей нашего Куединского района  связаны племена уран , уваныш , танып , гайна и иректы.
       Племя Уваныш , по другому Маныш   по архивным данным  в семнадцатом и восемнадцатом веках занимали земли по правобережью Таныпа  и верховьям  Буя.  Сегодня в названиях нескольких татарских или смешанных деревень сохранилось имя древнего племени. Племя Танып  состоит из родов кайпан и казанчи ,  что сохранилось в названиях рядом с нами расположенных  башкирских селениях. В своих преданиях таныпцы рассказывают , что их предки пришли с Мензелинских  сторон . А вот племя Уран появилось со стороны Оренбурга . Известно , что сейчас часть потомков племени Уран проживает в деревнях Куюк и Артаул. Племя Гайна  самое северное башкирское племя  владело землями по реке Тулва , составляли особую Тулвинскую или Гайнинскую волость . Башкиры волости имели огромные земельные угодья , которые выходили даже на побережье Камы..
   Первое упоминание о башкирах на Пермской земле относится к 1596 году , Этим годом датируется жалованная грамота царя Федора Иоанновича башкирам Гайнинской волости на владение землями по реке Кама . В переписных книгах этого же года записано , что башкиры платят в Казань , в государеву казну ясак куницами . Впервые башкирские  поселения  Барда , Елпачиха  упоминаются в переписных книгах 1630-1631 гг.
   Племя Иректы располагалось по правому берегу реки Буй , вот как звучала сберегательная грамота , полученная ирэктинцами в 1675 году , где были указаны ее границы: «……а в тех урочищах вниз по реке  Ику и меж выше названных  речек  до нижней межи степи пашенная земля , сенные покосы, леса , займища , островы, сосняг Кирчит-Наран, а в них бортные ухожья , бобровые гоны , звериные и рыбные ловли , озера и источки рек с заводями , хмелевое щипание  и всякие угодья иректинских башкирцев….». Башкиры рода Иректы населяют теперь : Старочукурово , Новочукурово , Новые Иракты , Аксаитово , Маматаево , Ильметьево, Зиримзи  .
      Слово ирек в ряде документов на языке тюрки употреблялось в значении «крепость» , «укрепление» , «кремль» . Следовательно «иректе» на говоре башкир значило «несущие службу в крепости» ., они несли службу на северо – западной  стороне Казанского ханства,  часть их переселилась и обосновалась на реке Танып. В пяти километрах от деревни  Старочокурово   находятся развалины крепости , это территория метров двести ,ранее была обнесена высоким земляным валом , иректинцы  несли службу в крепости , охраняя рубежи от врага. Предания  гласят : « Наш предок Исэн-баба был охотником на реке Ик .Он часто ходил с сыновьями охотиться на Танып , так как там охота была богатой .Однажды в лесу Исэн-баба встретил аксакала племени Таз-баба и подружился с ним . Таз-баба пригласил Исэн-баба навсегда поселиться на Таныпе…..».
           Башкиры в основном занимались полукочевым скотоводством , охотой и бортничеством . В конце семнадцатого века переходят к земледелию и оседлому образу жизни.
      Земли современного Куединского района с северной и части западной сторон принадлежали племенам  Уран ,  Гайна , восточной- Танып , с юга -Уваныш  и Иректы  и по документам считались собственностью башкирских племен. На территории района башкирских деревень практически не было , эти земли они использовали для охоты и бортничества» . 

БОРТНИЧЕСТВО
     В нашей семье пчелы были всегда , как я себя помню.
Прабабушка Екатерина Игнатьевна рассказывала ,
что она однажды нашла меня маленького , собирающего с  летка  улья пчел в ладошку.
 Я помню на Зуевке ряды пчелиных колод , стоящих вертикально , оставшихся от прадеда Семена Ивановича . В колоде  было круглое отверстие –леток , а ниже  съемная часть стенки для подрезания сот с медом. Такой мед сейчас считается самым экологически чистым. Но бортничество это несколько другое :
    «В спящем лесу первыми зашевелились и вспорхнули над разлапистыми елями , стоящими вокруг поляны со звуками фью-фью перепела , пролетели над спящим лесом вальдшнепы. Хорр..Хорр! Защелкали хвостами , распуская веером глухари.   Бубенчикам зазвенели жаворонки над полем , раньше всех с высоты увидев солнце, защебетали другие птицы. А за лесом уже яркая полоска появилась , и вот она вспыхнула ярким солнечным огнем , отряхнув последние остатки тьмы , приведя все вокруг в движение . Старый Кучум  , спавший на куске войлока , приподнял голову с седла , внимательно все осмотрел вокруг . Его сыновья Гарифулла и Ахнаф безмятежно спали рядом около едва тлеющего костра , привязанные кони  паслись невдалеке и лениво фыркали в  прохладе поднимающегося  утреннего тумана. Впереди предстояла нелегкая работа , нужно было осмотреть и приготовить  к роению  более трех десятков  пчелиных бортей .  В урочище  Толмазы появились русские поселенцы , бородатый Фофан ещё по осени просил  Кучума  пользоваться  частью  его бортей , вчера  они заключили сделку. Кучум  вынул из седла , разгладил и  ещё раз просмотрел  бумагу договора аренды: « за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп ., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю , а за снятую вершину   и тамженное дерево по пяти копеек , а за самосатку по 6-ти рублей».
      «Дельное дерево» означало новую борть , «жилая пчела» -так называлась  борть с пчелами  , «где пчела сидела» -борть , ранее уже заселенная пчелами , «снятая вершина и тамженное дерево» -дерево , подготовленное к тому , чтобы делать в нем борть.
      Слово  «борть» происходит от слова бор-сосновый лес . Бортничество-это боровое лесное пчеловодство.
      Лет полтораста прошло с того времени , когда предки Кучума пришли сюда, Кучум  был доволен , тем , что все  деревья в этом урочище принадлежали его семье , на них стоял его родовой  знак «тамга»  - изображение перекрещенного лука стрелой. Тайны ведения бортей в их роду передавались  с давних времен  , с тех ещё , когда их племя Иректы жило на реке Ик. С тех пор , как  его сыновья  Гарифулла и Ахнаф научились сидеть в седле , Кучум  брал их с собой на поиски новых деревьев для бортей , и во время езды не уставал повторять , что  деревья нужно выбирать ближе к  ручьям и сырым логам , чтобы у пчел всегда была вода. Дерево должно быть толщиной не менее метра , а его вершина должна быть выше всех  близстоящих , чтобы пролетающие  пчелиные рои  всегда обращали на него внимание и прививались в его дупло или приготовленную борть. Передавал сыновьям  слова деда Бикмурзы  о мудрости природы , говорил что ничего зря не происходит , и что лесные пожары это благо : лет двести назад здесь были сплошные хвойные леса , простор для их роста  со временем  уменьшался  , на них нахлынули  болезни  , они стали желтеть , сохнуть . Грозы с молниями поджигали  захламленный  лес , большая часть его выгорела , через короткое время  все кругом заросло липняком ,  липа со временем  погибает , уступая место хвойным  высокоствольным соснам , удобряя почву и так все меняется постоянно . Кучум  в душе радовался , что кругом столько липы и  высоких  елей и сосен , такое сочетание бывает не так часто , поэтому урочище Толмазы роду бортников  Кучума приносило основной доход. Проснулись Гарифулла и Ахнаф  , ярко  зажгли костер , разогрели походную пищу  . Не менее трех раз за год весной , летом и осенью нужно осматривать и работать с каждой бортью , а для этого  забираться на высокое толстое ,с обрубленными  сучьями для защиты от непрошеных  гостей ,  дерево,  на высоту 12-15 метров , «чем выше, тем мед слаще» . Братья  ловко поднялись к борти с помощью тонкой веревки  с крюком и  деревянной ступенькой , называемой лезивом,  по башкирски «кирем». На  коре ствола  ели были видны  многочисленные следы когтей медведя , пытавшегося  добраться до пчел , но подвешенная  самобитка  ( огромный заостренный внизу кол  с набитыми гвоздями ежиком)  не позволили разорить борть. От другого врага пчел –куницы  защитила металлическая решетка  и толстая  доска  «тукмак» , закрывающая  щель  для выемки сот «должею» .  После длительной зимовки в гнезде накопилось много подмора , мусора , восковых  крошек , часть сот заплесневела , все это необходимо вычистить , внутренние стенки борти выскоблить , летковые отверстия очистить от прополиса . Оценив за короткое время  состояние и силу  семьи  , братья приступили к работе  : Ахнаф  небольшими  клубами дыма  окуривал  леток  и дерево , а  Гарифулла четкими , выверенными движениями рук  металлической стамеской вычистил борть и сложил  все  ненужное в берестяной туес , который   на веревке опустил  на землю . По сложившемуся порядку  подмор и восковые отходы опускали в ручей  по его течению.

ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ

   Не помню откуда  я выписал: «В дремучих урманах Урала раскольники выжили только благодаря каторжной работе , ни Бог ни царь не спасли бы пришельцев в снежной непролазной тайге , на неплодородных  берегах студеных рек – только неистовая , пожирающая душу работа .И раскольники сделали труд смыслом жизни , культом,  мерой всех вещей».


                Сложно было вести переговоры с башкирами  , владельцами земли , с трудом  уступали ее земледельцам , приходилось заключать договора об аренде земли , строго оговаривать все условия , платить немалый оброк за землю.
    Одним из первых известных договоров об аренде земли , положивших начало селу Старый Шагирт был заключен в 1794 году , по его условиям русские крестьяне деревни Клиной Сарапульской округи переселились на правую сторону реки Шагирт с платой оброка за землю по четыре рубля ежегодно. В 1796 году Федор Батманов , Савин Иванов арендовали земли на реке Кальте. Известны документы , датированные 1796 годом об образовании деревень Кашка , Андропы, Агапиты  , жители которых переехали из сначала образованной деревни Кустовой .
 В это же время образуется деревня Москудья  , основанная вятскими крестьянами , с 1798 года известна деревня Альняш , чуть позднее деревни Сава- Батаргина, Сава-Шергина , Сава,  Нижний Тымбай , Ревиза. Сохранились рассказы  , о том , что на месте Верхней Савы была непроходимая тайга и сплошные болота . Над болотами стояли постоянные туманы . В лесах было много зверей и птиц . Название  села произошло от названия реки –Сава , то есть «темная вода» .Первые жители села были из-за реки Камы –четыре  человека : Николай , Иван и другие из села Щутемо . Двое приехавших вместе с ними Батаргин и Чергин подались ниже по течению реки и остановились на месте , где сейчас расположена Нижняя Сава . Селение стали называть Никольский починок по первому поселившемуся Николаю , или Агапиты. А вот , что помнят жители деревни Кашка: «Гонимые патриархом Никоном , ехали в наши края староверы . В 1810 году появляется деревня Кашка . Во время заселения деревни кругом была непроходимая тайга, селились около ключика и не знали , что в нескольких десятках метров протекает маленькая речка Кашка . Леса были такие густые , что по малину в лес ходили с колокольчиками , чтобы не заблудиться . По одному в лес ходить боялись , так как в лесах были медведи. А чтобы попасть в Ошью сначала ехали в Большую Усу , затем в Пантелеевку , а только потом попадали в Ошью. Дороги напрямую не знали . Когда в Ошье образовалась церковь , зазвонили колокола , тогда поняли , что Ошья рядом».
В первые десятки лет  между Большой Усой , Ошьей  и Пантелеевкой  не было проезжих дорог , где можно было бы свободно проехать на телеге . Часто ездили только верхом на лошади , ходили пешком. Долгое время оставались густые леса вокруг селений , много водилось зверей по лесам и оврагам. В 1804 году появляются Новый Шагирт (Галанцы) и Ипаты , образованные жителями Шагирта  , появляется Лайга , Талмаз.  Известен договор с башкирами Уранской волости 1801 года  и крестьян деревни Гаревой Сайгатской  волости Осинского уезда об образовании деревни Коровиной , позднее они взяли в аренду земли по реке Аптугай сроком на  семьдесят  лет с платой оброка по пятьдесят копеек со двора. В 1808 году  подписан договор с башкирами о проживании русских в деревнях Батманова , Пантелеева . Дубленева,  хотя  они появились в 1801 году. Ошья известна с 1816 года как починок , а с 1816 года –село. Название дано по  имени  реки. . «Ош» - с коми-пермяцкого «медведь» , «я» - с мансийского  -«река» . Значит  «медвежья река» С 1794 года основана деревня Кустовая . В 1802 году жители деревни Большие Кусты составили договор с башкирами на 50 лет. В 1789 году ранней весной переселенцы из Камы , а также из села Ольховки Сайгатской волости поселяются вдоль реки Усинки , которая разлилась большой рекой , и дают название селу Б.Уса , в переводе с  означает «вода» . Временное жилье разместили на высоком холме –горе Киселихе  . Первые поселенцы были  староверами. В 1808 году жителями деревень Б.Уса , Дойная, Малая Уса
 был составлен договор с башкирами на 40 лет.
 Сохранились воспоминания о первых жителях  Пантелеевки:
 « Пантелей Федорович  , сын Баженов , коренастый мужчина с густой черной бородкой , очень трудолюбивый и страстный охотник , со своими  тремя сыновьями стал первым поселенцем деревни . Свой дом Пантелей поставил на левом берегу реки Кальта. День и ночь проводили они в упорной борьбе с лесом . Построили обыкновенную крестьянскую избу , заложив в основание столетние ели и сосны . Дом Пантелея стал постоянным местом ночлега продвигающихся по Кальте  охотников , которые основывали новые поселения в этих местах. Так появилась Пантелеевка  , а затем Коровино, Батманы и Дубленевка».
 В 1814 году башкиры сдали в аренду землю в аренду по  рекам  Большой и Малый Узяр сроком на 150 лет . А вот земли   деревни Урада,  по одним источникам ,  русские крестьяне захватили самовольно и выселить их не смогли , несмотря на решение правительства , по другому документу известно , что первыми жителями были Рогалевы Иван и Григорий и Тельновы Марк и Фока. Земля эта была куплена у богатых башкир за ведро водки и сто рублей деньгами. Торг происходил на горе Рогалиха , которая возвышается  над всей местностью .
  Земли в верховьях реки Буй башкиры считали своими , но деревень там не строили , Чердынские  переселенцы нашли пустопорожние земли по речке Тапья и поселились починком под названием Тапья . Переселенцы просили разрешение на строительство деревень у Пермской казенной палаты , а вот жители деревни Арей, раньше она называлась Нарат-Елахово или Усть  Ари , поселились по дозволению башкирского старшины и платили последнему оброк по двадцать пять рублей в год.
    В основном  верховья реки Буй были заселены в 1815- 1825 годах   переселенцами из Чердынского , Кунгурского и Осинского уездов .
 В 1818 году вятские  крестьяне Сарапульского уезда Арефьевской волости основали на берегу речки Ирмизы деревню Чипаны , которая сейчас называется Краснояром. В это же время     образуются  деревни  Кармала , Малая Тапья . Кунгуряки и Осинцы  поселились  в деревнях Каскасал , Урталге , Барановке , Куеде , Аряже.  Чердынцы  , или «чердаки» , как часто их называли обосновались , в основном , в деревнях Поползуха , Ирмиза , Верх-Буй , в Малом и Большом Талмазе , Малой Тапье , Малом Каскасале , Пильве , Земплягаше , Байдарах . Люди ехали из Вятской губернии в  Еламбуй .
   Река Буй , название её связано с башкирским словом «буй» , что значит «длинный» , длина реки 145 километров , слева крупные притоки Арей , Рабаковка , несколько малых , справа Ирмиза , Шагирт, Сава . Первыми на реке Буй поселились удмурты , самое раннее упоминание об удмуртских деревнях Большой Гондырь, Барабан, Кирга относится к 1673 году . Сложными были взаимоотношения буйских удмуртов с хозяевами земли башкирами,  лишь в 1737 году императрица Анна Иоановна пожаловала им земли по реке Буй в вечное и безоброчное пользование.
 
  Село Урталга известно с 1820 года , первые жители пришли из деревни Медянка Кунгурского  уезда . Урталга в переводе с татарского означает «река посередине» . Село расположено на реке Буй. По рассказам старожилов : « Эти земли принадлежали  казанскому князю , и урталгинские  крестьяне обязаны были её выкупить , но они не хотели за неё платить , поэтому были очень частые стычки между крестьянами и княжескими дружинниками . Князь приказал поставить на полях столбы с указанием своего имени , но со временем урталгинским крестьянам удалось отстоять свою независимость , была поддержка  со стороны властей , выгодно было осваивать руками крестьян новые земли».
       А вот из воспоминаний Жунева Павла Михайловича об образовании деревни Трегубовка: «Лет двести тому назад , в конце царствования Екатерины 11 в деревню Урталга из Новгорода , из-за озера Ильмень на башкирские земли приехали братья Трегубовы : Гурьян , Яков и Логин Петровичи , купили у башкир землю и стали заниматься сельским хозяйством . Сильно привлекала братьев река Буй , выше Урталги в восьми верстах , где теперь Трегубовка , на правом берегу Буя , построили мельницу».
    Из работ А.В.Черных : «29 января 1803 года коллежский советник Иван Козин с согласия и на совместные средства пермской коллежской ассесорши Марьи Черкасовой и петербургского статского советника Ивана Вашутина купил у башкир Кара-Таныпской волости землю по реке Салдов , Еламбуй, Бикбарде, Лагуш в вечное и потомственное владение». На эти земли были перевезены крепостные крестьяне из Казанской губернии , которыми были образованы и  заселены деревни, современные названия которых Вашутино , Амур, Суюрка, Покровка, Еламбуй, Искильда, Сургуч, Дубовая Гора.

 ПОДРЫВАЯ  КОРНИ ДЕРЕВЬЕВ
   Что ждало переселенцев и как они обосновались и как начали жить  на Куединской  земле ? Я нашел ряд любопытных документов . Со слов своей  прабабушки , я знал . что мой прадед Семен Иванович был мельником , имел свою мельницу , но в молодости он работал на хозяина Екупова  , первым в деревне Большой Талмаз , построившим мельницу. Эту фамилию я нашел в  описании  «как и когда появились Дутловы в Талмазе»  , которое обнаружили  краеведы деревни . В сохранившейся записи , говорится о том , как Дутлов Андрон , живший в Чердыни был закован полицией в кандалы , но на одном из пересыльных пунктов по пути на каторгу , ему удалось « достать 2 подпилка» , снять цепи  и  скрыться в лесах.  Некоторое время жил в вырытой яме , освоившись, спустился по речке Талмазик  в деревню . Эта  речка брала свое начало из родника  у деревни Новый Шагирт (Галанцы) в трех километрах от Большого Талмаза и впадала в реку Ирмизу , вот в этом месте и был  хутор Зуевка , а Талмазик  образовывал омуток в огороде моего прадеда Русина Семена Ивановича , сейчас этой речки нет , давно нет и хутора.  Далее автор записи повествует: «В Большом Талмазе кругом были непроходимые леса , много было зверья : медведи . волки , рыси , дикой птицы , куропаток ловили коробами , основную пищу обеспечивали себе охотой» . Далее автор пишет : « Постепенно лес стали вырубать для построек , нужна была пашня для посевов , но вековые леса  для выкорчевки требовали усилий и средств  необыкновенных . Но мудрость наших дедов победила , сила могучих деревьев была в корнях . Подрывая корни гигантских  исполинов , они делали их беспомощными , деревья валил ветер , или их сталкивали шестами или стягивали  веревками . Во время этих работ селились в вырытых ямах , каждый старался захватить себе больше  земли , места так и стали называть : Андронова яма , Герасимова яма , Авдеева яма. ( к слову : в  Аряже есть Пашковская  яма) . Другие названия : Уросов  носок , поля Пальник. Гусев носок и Пирожково поле , так названы по преданию,    потому что с этих мест прогнали  шагиртян  , которые оставили пироги  с гусем.  За счет захвата шагиртских земель несколько семей разбогатело , появились деньги на постройку мельниц . В Большом Талмазе появились мельницы Екутовская  Загородская , Мехряковская . За помол брали гарнцы   (русская дометрическая единица измерения сыпучих тел (ржи , крупы , муки), равная 3,27 литра), увеличивая свой капитал . Богатеи Фофановы имели 20 десятин леса и 60 десятин земли.
          Во время освоения земель , когда негде было сеять , многие длительное время не видели хлеба , питались огородными овощами, грибами , ягодами смородины , черемухи , рябины .  «Бесова еда»   , как называли староверы картофель стал основной пищей». В первые годы , а потом в неурожайные  весной большой подмогой были пестики ,это сочные верхушки полевого хвоща. Я помню как мы ребятишками собирали их на поле . Сейчас современными детьми эти знания утрачены , а в моем детстве  каждый знал съедобные растения и употреблял их как лакомство , это еловчики , дикий щавель , его мы звали «кисленка» , дикий лук,  пиканы , род пиканов – «пестрянка» , также «черногубка» - к растению нельзя было прикасаться губами , по поверью они почернеют.

 ОДНИМ ТОПОРОМ
          Переселение  всегда сопряжено с огромными трудностями , вот сохранившиеся воспоминания Давыдовой Марии Петровны: «Мой дед  Кузьма Ильич рассказывал , как группа крестьян в двадцать восемь семей на лошадях  приехала на то место , где сейчас расположена деревня Лайга , с ним были два его сына Иван и Дмитрий .   Уехали из Вятской губернии из-за недостатка пахотной земли и притеснения властей  , здесь хотели найти свободную землю. Нашли удобное место с двумя впадающими  друг в друга речками , вокруг стоял дремучий хвойный  нетронутый лес , купили у башкир участки этого леса по три десятины на душу. Переселенцы не имели  ни пилы , ни гвоздей. Одними топорами стали рубить  лес и строить в первую очередь постройки для зимовки скотины , а уж потом  избы,  Нашли места , где можно брать глину и речной песок , в избах сбили печи . В домах пол и потолок делали из бревен , расколотых пополам, а крыши крыли тоже бревнами , расколотыми,  но уже с выдолбленной  сердцевиной в желоб . Этими  бревнами крыли стропила желоб в желоб . Корчевать лес , имея только одни топоры, было очень трудно, поэтому лес выжигали . После выжигания  первое время земли  были плодородными , на них сеяли рожь , ячмень , овес, лен. Пшеницу стали сеять  позже , когда смогли уже не выжигать , а корчевать участки леса.
      Иван Кузьмич построил себе дом с конца деревни первый дом , брат его Дмитрий Кузьмич построил дом через дом по той же улице, стали думать как назвать деревню и услышали лай собак и крик гусей , дали имя Лайга.  Так мне рассказывал дед Кузьма».

 ГАРИ ДА ПАЛЬНИКИ
      А вот как описывает в своей книге заселение чикашинских земель Мордвинов Степан Андреевич: « Возникла наша деревня в качестве вольного поселения и под помещиком , в отличие от Амура , Вашутино и других,  не была. Начало деревне положили выходцы из центральных губерний России –Колокольниковы , Белозеровы , Овчинниковы , Тютрюмовы . Они осели на тучных землях мало освоенного тогда Предуралья , на самой границе с Уфимской губернией . Деревни строились в лесу. А в лесах тех ещё много зверей разных водилось : лисы, волки, лоси. Много было и всякой птицы. На первых   порах лес просто сжигался –горели вокруг леса. Места эти и   сейчас называются Гари да Пальники.  На   этих землях , удобренных золой , вырастали богатые урожаи ржи . И не только ржи . Одно расчищенное поле стало давать , например , невиданные урожаи репы. Оно и до сих пор называется Репищем. Вначале каждый домохозяин осваивал тот участок , который смог очистить от леса , раскорчевать . И участок тот так и назывался по имени своего хозяина. Отсюда – сохранившиеся до сих пор названия некоторых мест в окрестностях деревни: Пронин лог , Афонино  поле, Устинов пруд,  Стафеев   угор  и  другие  , их названия точно передают историю их возникновения. В них слышны отголоски тех времен , когда каждый становился собственником захваченного и освоенного им . Лес постепенно отступал , поля расширились .Наконец – граница . За ней лес принадлежал уже башкирам , деревни которые входили в состав Уфимской губернии (Веляшка, Солодов, Кайпан) . Прибывали новые поселенцы . А земля вся уже была распределена  и освоена . Тогда взоры чикашинцев всё чаще стали обращаться в сторону башкир : у них и лесов и земли было много . Стали скупать лес в больших количествах. Продавали башкиры лес по бросовым ценам.  Многие русские  из числа наиболее оборотистых и загребущих спаивали башкир и за попойкой совершали выгодные для себя сделки. Также за бесценок скупил у башкир огромный лесной массив и бикбардинский помещик Дягилев».

 ДЕРЕВНИ , СЕЛА, ПОЧИНКИ , ВЫСЕЛКИ
       Заселенные деревни и села  располагались вблизи рек. Возникали починки , выселки , хутора, некоторые из них занимали выгодное положение . Впоследствии они вырастали в большие деревни. Плотность населения на территории нашего района была одной из самых высоких в Пермской губернии. Люди моего возраста помнят деревни вокруг Куеды : Сандияк , Тавышка , Арей, Горка , Красная Горка ,Выселок Буевской , Барановка , расстояния между населенными пунктами во всем районе не превышали 3-5 километров. Практически все поля находились в шаговой доступности для их возделывания и обработки. Количество дворов в деревне в первую очередь зависело от возможности наделения жителей пахотной землей . Села являлись центрами волости с деревнями и церковными приходами , число дворов в селах доходило до 150-200 с населением в тысячу и более человек. Починки находились вблизи старых поселений . Как правило , починок мог создать крестьянин только на земле , принадлежащей ему на правах пая . В них было не более 5-7 дворов. С конца 70-х годов появились новые типы поселений –выселки . Крестьяне получили возможность  арендовать или покупать землю у казны и выезжали  семьями на новые места , среднее  число дворов в выселках доходило до 10-12 .

 КУДА МЫ ДВИЖЕМСЯ , ЧТО ВПЕРЕДИ?
      Время , в которое мы живем ,  не столь позитивно , ярко и жизнеутверждающе , как многие периоды  из истории прошлого . Вымирают  многие деревни - основа жизни русского народа , пустеют не только поселки , но многие  города. Все это аукается от неуемных неразумных   экспериментов , довольно удачных попыток по воспитанию «человека – потребителя» , а не инициативного , жаждущего преобразований , энергичного , заботливого о судьбе своих детей и будущих  поколениях , удачных попыток вырастить человека , безразличного к прошлому , не помнящего истории своих предков.
      На Куединскую землю двести лет назад приехали и заселили её в короткое время  одни из самых трудолюбивых  и жизнестойких  крестьян , потомки  выходцев  из северных ,  чисто русских губерний России.
  Понятно , что только сильные  духом и физически выносливые  люди рискнут   осваивать необжитые  суровые места .  Сейчас трудно себе представить, как одним топором и ломом выкорчевать огромные массивы  вековых лесов , обустроить из них пашню , используя лишь тягло лошади  пахать , сеять , убирать , молотить –все вручную. Крестьянская жизнь –это зимой и летом , осенью и весной  бесконечный  тяжелый физический труд  с утра и до вечера.  И в праздники и в будни  надо накормить , напоить скот , все сделать вовремя. Строили дома , шили одежду , обувь –все вручную . Сколько энергии и жизнелюбия  было в каждом, какое огромное материальное  наследство оставили они нам - своим  потомкам , и как мы этим наследством распорядились? Сейчас на бывшие поля страшно смотреть : зарастают кустарником , лесом , затягиваются болотиной  , все варварски  изрыто  ямами при выкопке елей для продажи , так , что даже невозможно пройти. Еще каких-то лет двадцать пять  назад с железнодорожной станции Куеда ежедневно отправляли более двадцати  вагонов с продукцией,  произведенной на Куединской земле : мебель лесопункта , бикбардинские стулья из илима , мочалки, рогожи , кисти лесхоза  , жестяные изделия Трегубовки  , продукцию элеватора , маслозавода ,мясокомбината ,  огромный ассортимент  напитков  и консервированных  овощей пивзавода  , каждый год  район сдавал государству более 30 тысяч тонн  товарного зерна. А сейчас что  производят ? Ту же мочалку везут из Гвинеи –Бисау . Обрабатывается менее четверти  всех сельхозугодий! Никто не понимает  куда сейчас мы движемся , что впереди? Чем все это закончится  , когда мы прекратим жить за счет будущих поколений, разбазаривая  запасы недр , купаясь в бочке нефтяного меда. Но , несомненно , так бесконечно продолжаться не может и впереди нам предстоит колоссальная работа . Один из великих сказал : « Глядя в прошлое , обнажите головы , глядя в будущее засучите рукава» .