ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД
«История предков всегда любопытна тому , кто достоин иметь Отечество»
Николай Карамзин
В основе этого повествования материалы Куединского краеведческого музея , грамотно подобранные мне Венерой Федоровной Сафиной, выписки из Государственного архива Пермского края , труды башкирского историка Кузеева Р.Г. , содержание многотомника «История башкирских родов» , работы замечательного ученого, нашего земляка Черных А.В.
ЗВУК РАСТУЩЕЙ ТРАВЫ
С раннего детства я любил уходить в лес , особенно время это было весной , когда все просыхало , но в логах и под большими елями в лесу лежал не растаявший снег , а с верху ослепительно светило солнце. Отряхнувшиеся от зимней спячки деревья стояли в напряжении , чтобы выкинуть буйную листву , а ели и пихты били сияющим зеленым светом , издавая волнующий запах хвои , пахло так , что даже во рту ощущался её вкус Я залезал на высокую вербу, покрытую сплошь пушистыми ярко желтыми комочками цветов , испытывая при этом невероятное блаженство : медяной запах дурманил голову , с громким гулом вокруг цветов летали сотни пчел и шмелей , срывал полосато –желтые шарики цветов и клал их в рот , высасывая сладкий нектар. Слушал как растет трава, с громким шуршанием пробиваясь сквозь ковер прошлогодних опавших листьев. Чуть позднее недели через две-три после цветения вербы, когда всё прогревалось, меня привлекало другое занятие : бродя по лесу я находил безымянный ручей и встав на коленки мог часами наблюдать за жизнью его обитателей , это проплывавшие ручейники (насекомые в отрезке травинки) , водомерки , бойко бегающие по поверхности воды , летающие изумрудные стрекозы , головастики , плавающие стайками , этот мир меня завораживал . Иногда я усаживался на пригорок и длительное время всматривался в причудливо расположенные холмы , перелески , рвы , канавы , поля , продолжительное время осматривал заинтересовавшую меня глубокую рытвину или яму , подразумевая , что они рукотворные . Я задавал себе всегда одни и те же вопросы : здесь жили люди , как они жили до нас , что здесь было , неужели все это бесследно исчезло , с нами также будет?. Я представлял как выглядела наша земля в давние времена, что было на ней, как и кто здесь жил. В те мои детские времена кругом пахались и засевались поля , к сожалению , жизнь распорядилась так , что теперь каждый может наблюдать , как выглядели наши земли в далеком прошлом , они зарастают лесом там , где раньше были дремучие леса , которые наши предки неимоверными усилиями вырубали и выжигали для пахоты, пройдут годы , предстанет картина , которую крестьяне увидели , приехав в эти места , в поисках свободных земель в начале девятнадцатого столетия из Сарапульского , Чердынского и Кунгурского уездов по разрешению Пермской Палаты, и если у власти либералисты , в моем понятии «торговый люд» , будут еще лет двадцать , то , скорее всего , охота на пушного зверя будет нашим основным занятием , и налог мы будем платить звериными шкурками. (Кстати , в России до тридцатых годов ХХ века на первом месте был экспорт пушнины ). Увы , но в точности восстановить историю, то что было в течение хотя бы двух веков , не получится.
НАХОДКА НА ЧЕРДАКЕ
Одним из самых ярких детских впечатлений осталось у меня знакомство со старинным документом , найденным нами с приятелями Володей Шипуновым , по прозвищу «Старик» и Николаем Санниковым под крышей Лайгинской церкви . Каким образом туда мы забрались , я точно уже не помню . Осмотрев и обшарив всё , что можно , тщательно обходя многочисленные голубиные гнезда с раскатившимися яйцами , в одном из пазов толстенных бревен мы нашли тугой сверток , обернутый полуистлевшими старинными церковными газетами , перетянутый бечевкой. Николай Александрович Санников живет сейчас в Зюкайке , до пенсии работал инженером совхоза-техникума «Уралец» , он подтвердит мои слова : вскрыв сверток , мы нашли там несколько десятков мелко-исписанных листов с обеих сторон . Цвет бумаги , практически, сохранил свой первозданный вид и поразил своей белизной , по содержанию это были доносы , читая их, мы находили знакомые фамилии и имена односельчан . Бумаги были датированы серединой тридцатых годов ХХ века. Кто и как положил эти бумаги в этот сверток и не дал им хода , какая драма или трагедия была за этим , я сейчас могу только догадываться . Несколько , значительно, более старых бумаг были записями о денежных расходах на строительные материалы , другие были чисто религиозного характера , но вот один документ на плотной , но очень потертой бумаге выделялся среди всех своей ветхостью. Это была грамота , дающая право заселиться « Ивашке Бородулину в сих местах на перекрестье рек за плату три с полтиной рубля в год » . Бумага была подписана именем «Гарифулла» и стоял странный замысловатый знак в форме лука. Имена и фамилии я точно запомнил , но вот остальное было не очень разборчиво и не очень для нас понятно , поэтому в памяти не сохранилось , а бумаги «Старик» сказал , что отдаст своей матери , так как там было много церковных документов.
Этот эпизод никогда не выходил у меня из головы , в разные годы заставлял откладывать в голове на заметку факты о прошлых события нашей земли , с большим вниманием относиться к прочтению исторических материалов и документов о нашем крае. Порой в случайном разговоре со случайным собеседником открывал новые сведения об отдаленных событиях и потом искал их подтверждение.
Слушая сейчас по телевидению , знакомясь в интернете с роликами выступлений разных авторов, читая публикации на исторические темы, можно слышать расхожую фразу : « Я изучил гору материалов!». Где эту гору они нашли и как на неё взбирались они не рассказывают . В основном это интерпретации публикаций друг друга , и их собственные фантазии : «А могло быть ведь это так , могло , напишу» . Поэтому , что ни говорят , историческая наука весьма условна, её делают не ученые а политики. Только на моей памяти история России переписывалась раз пять , в угоду не только правящей верхушке , но и даже различным влиятельным кланам, а где уж знать правду , что было лет двести –триста лет назад. А что лично знаю я ? Наибольшую достоверную информацию о прошлых событиях я получил из уст своей прабабушки Екатерины Игнатьевны 1896 года рождения , родом она была из Старого Шагирта . После смерти при родах моей родной прабабушки , а родила она 20 детей , из которых выжили пятеро , прадед Семен Иванович взял в жены Екатерину Игнатьевну , которая была моложе его на 22 года. Значит мой прадед был с 1874 года !
РУССКАЯ ИЗБА
Выходцами из чердынских земель , рядом с деревней Большой Талмаз ,был образован хутор Зуевка ( подтверждается ревизскими сказками ). На хуторе Семен Иванович в 1922 году построил дом с надворными постройками , в котором я родился и провел детство , и в котором , мне кажется , что помню всё , даже все сучки в строганых, пожелтевших , цвета янтаря , от времени стенах. Сейчас я понимаю , что это была не просто изба , а целый комплекс построек для ведения крестьянского хозяйства . Зайдешь в сени – прямо жилая изба , налево - клеть , что-то вроде недостроенной избы . В клети были нары . где спали летом . В клети в ларях хранилась мука, крупа; в пудовках , в дупелках хранили мед , масло и другие продукты.
Значительную часть избы занимала глинобитная печь , она занимала угол у двери , устьем к окнам . На печи и спали , и сушили одежду , обувь, зерно , солод, ягоды . грибы . На печи грелись ребятишки , поэтому по бокам печи крепились плахи , чтобы дети не падали . К печи примыкала деревянная лежанка , под лежанкой висел чугунный рукомойник , домотканый рукотер . Вода стекала в лохань из которой поили корову , поэтому с мылом умываться было нельзя . Для того , чтобы умыться с мылом , на лохань клали доску , на доску ставили таз . По диагонали от печи располагался «красный угол», на полочке стояли иконы , украшенные венком из пихты с бумажными цветами и белым вышитым полотенцем . По праздникам перед иконами зажигали лампадку . Под образами стоял обеденный стол . И лавки , и стол были сделаны навек из толстых широких плах , поперек лавки можно было уложить годовалого ребенка . Лавка между кухней и передним углом называлась женской , а у боковой стены –мужской. Гости мужчины садились только на мужскую лавку , а женщины на женскую . Хозяин и хозяйка выполняли разные домашние работы только на своих лавках . И даже хоронили с учетом этого: мужчину – с мужской лавки , а женщину- с женской . Вдоль печи пристраивался голбец , он прикрывал лестницу в подполье. Потолок , стены были хорошо проструганы, не белились , но тщательно мылись раз в год , к Пасхе. Кровать , конечно, была , но мы с бабушкой спали на полатях , там было теплее. Спали на полатях , на печи , на лавках, на западенке , а летом на полу.Что такое западенка? Это деревянный ящик с крышкой , там хранился инструмент для ремонта конной сбруи . Это сейчас заходишь в «Розовый слон» и покупаешь что хочешь для детей , а в моем раннем детстве для меня не было увлекательнее занятия , когда бабушка доставала для меня конские хомуты , седёлки , вожжи , уздечки с блестящими заклепками , хранившимися в западенке с того времени , когда был жив прадед. Вспомнились мои игрушки , читатель , наверное, покрутит палец у виска , прочитав это : одной из самых запомнившихся игрушек был надутый через соломинку и высушенный бычий мочевой пузырь , туда клали горошинку , звук при сотрясании был неописуемый , свежий пузырь нужно было тщательно промять в муке.
В маточном бревне посреди потолка был ввернут винт с большим кольцом . В кольцо вставлялась гибкая жёрдочка – очеп , к очепу подвешивали зыбку . В такой зыбке в свое время и вынянчили меня. На кухне стоял столик – шкафчик , называли его «залавок» , там хранили хлеб , масло . На стене был прикреплен «посудник» - типа современных сушилок , только из дерева (он у меня до сих пор сохранился) . Пищу готовили в русской печи в горшках , чугунах , кринках , корчагах ( все это я бережно храню) , в хозяйстве было несколько туесков , корзин разных размеров , разного назначения . Я помню , бабушка готовила похлебку овощную , щи с мясом (говорила «шти» , щи толстые (из перловой крупы) , горошницы , каши разные , всегда на столе была капуста квашеная –рубленая и пластами . По выходным и праздникам бабушка пекла пироги с рыбой , капустой , грибами, мясом, земляникой , черемухой , клубникой . Делала студень, варила кисели молочные , овсяные , калиновые , гороховые. Пекла блины , оладьи из разной муки , блины из гречневой муки называла «табани» . Летом всегда дома был квас . Мне сейчас кажется , что был просто какой-то культ еды. В огороде выращивали хмель , из хмеля делали дрожжи , варили пиво.
Одежду хранили в сундуках ( эти сундуки я сохранил) . Повседневная одежда висела на самодельных деревянных крюках , платки , шали свертывали , укладывали на особую полку . которую называли «грядкой» . На окнах стояли горшки с геранью (бабушка говорила «ярань» , в углу фикус. На окнах – занавески строченые . На полу – половики , печь всегда была побелена , лавки , столы , стены выскоблены добела.
К избе примыкал крытый двор . Через двор располагался амбар для хранения зерна . У входа в амбар была терраса (рундук) на высоте телеги . Мешки с зерном на телеге подвозили к амбару и выгружали на рундук . Через крытый двор можно было проехать на лошади к скотному двору с возом сена , соломы . Скотный двор представлял собой ряд хлевов , где держали скот , над хлевами –сеновал , куда складывали сено , солому. В хорошую погоду скот выпускали под навес , который называли «стая» .Поодаль от жилых построек была рига – овин – бревенчатое строение . Посредине в яме разводили костер , чтобы сушить снопы , расположенные на навесе из жердей под потолком риги. Высушенные снопы возили на гумно . На ровном земляном полу раскладывали снопы кругом – колосками внутрь круга – молотили : вставали в круг и по очереди ударяли цепами. Ближе к речке в дальнем углу усадьбы , метрах в 50 от дома была баня .
СТАРОВЕРЫ
В детские годы среди мальчишек часто можно было слышать обращение друг к другу : «эй , ты , кержак!» , это для меня было не очень понятным . Словом «старообрядец» я не помню , чтобы пользовались , «старовер» употребляли часто . Моя прабабушка Екатерина Игнатьевна была из семьи староверов , вышла замуж за «мирского» , моего прадеда , вот от неё-то я запомнил множество рассказов о жизни староверов.
У нее было большое количество литых икон из тяжелого желтого металла – латуни и бронзы , в основном они были все раскладные , скрепленные шарнирами, они так и называются «складень» , только несколько металлических икон были с деревянными окладами , общий вес всех икон, по моим сегодняшним подсчетам, составлял не менее тридцати килограммов . Жизнь распорядилась так , что сегодня у меня от этого изобилия сохранилось только три иконы. Почему металлические раскладушки ? Естественно , это я узнал позднее : постоянно гонимые властями староверы были вынуждены очень часто менять место жительства , на новом месте быстро организуя место для моления , естественно , что на деревянной доске маслом писаные иконы длительное время не могли сохраняться . Прабабушка до конца жизни крестилась «двумя перстами» , я помню её иронию : « тремя пальцами молятся, как табак закручивают щепотью » , табакокурение в семьях староверов считалось великим грехом.
Человека курящего не допускали к святой иконе и старались с ним не общаться, про таких людей говорили : «кто курит табак , тот хуже собак» . Пьянство очень осуждали , говорили : «Мне еще деданька наказывал , что хмеля –то нисколько не надо .Хмель-то , мол держится тридцать годков . А ну как умрешь пьяный ? Уж не видать потом светлого места».
Она мне рассказывала , что с мирскими из одной посуды не трапезничали , и посуду для них хранили отдельно « за стол садили, но со специальной чашкой» . Екатерина Игнатьевна мне часто говорила , что была замужем за мирским (моим прадедом) , но веру не меняла. Я несколько раз от нее слышал , что я не крещеный, а « погруженный» , этот обряд проводят староверы без священника , потом я узнал , что таких детей еще называют «маканцами» .
Екатерина Игнатьевна мне рассказывала, что праздно не жили , на неделе не веселились . В религиозный праздник попробуй заиграть у дома старовера на гармошке , старики с дубиной выскакивали . «Беситесь , но не здесь . Молись . а не бесу душу отдавай». Но в семейных радостях и религиозных праздниках они мало чем отличались от «мирских» ( От слова «мир» , «замирщение» , обозначение иноверного окружения ).
Позднее я нашел множество подтверждений , что во многих селениях нашего района живут люди разных вероисповеданий : православные официальной церкви , единоверцы, старообрядцы австрийского , белокриницкого , поморского и часовенного согласия. И что самое удивительное , то что наш Куединский район являлся и является одним из самых старообрядческих регионов России , то что русские заселили его в поисках лучших мест из-за преследования за старую веру , в основном это были потомки переселенцев из Поморья из исконно русских земель .
Так все-таки кто это такие старообрядцы ? Мой отец по образованию был историк и всю жизнь преподавал в школе , дома никогда не было недостатка в такой литературе , но многих ответов на этот вопрос я так и не знал длительное время , а в последнюю четверть века появилось столько литературы сомнительного содержания с крайними точками зрения и вульгарной трактовкой тех событий , что любого дезориентирует. К счастью, среди груды подобной «литературы» я ознакомился с четырехтомником (пятый том-иллюстрации) по истории России
Евгения Юрьевича Спицина : «Старообрядчество появилось после церковных реформ патриарха Никона , но многие историки утверждают , что именно царю Алексею Михайловичу , отцу Петра I , принадлежала сама идея проведения церковных реформ . Став приверженцем православной идеи об освобождении всех восточных христиан от османского ига , юный Государь возжелал стать подлинным правителем для всех христиан «греческого вероисповедания» от Соловецкого монастыря до Иерусалима и считал , что ради этой высокой цели не грех исправить весь древнерусский богослужебный обряд , серьезно разошедшийся к тому времени с греческим. В начале 1653 года всем церковным приходам была направлена «Память» патриарха Никона , которая предписывала внести существенные изменения в богослужебный чин и основные церковные обряды : двуперстие заменить трехперстием , земные поклоны – поясными , двукратную аллилуйю-троекратной и .т.д. Общим лозунгом был возврат к «старине» , крепостные крестьяне видели в старообрядчестве реальный противовес государственной власти , с которой они связывали окончательное оформление крепостничества и покушение на весь сложившийся веками жизненный уклад.
Значительное число русских христиан увидело в них попытку измены самого вероучения , разрушения религиозного и культурного уклада , которое веками складывалось на Руси после её Крещения. Против замыслов царя и патриарха выступило множество священников , иноков и мирян . Они говорили , что реформы не просто насильно, под страхом казней и гонений , перекраивают традиции и предания , но и затрагивают самое главное –разрушают и меняют саму христианскую веру . Так , священномученик протопоп Аввакум ( в 2020 году будем отмечать его 400-летие) указывал : «Заблудили и отступили от истинной веры с Никоном отступником злокозненным пагубником еретиком. Огнем да кнутом , да виселицею хотят веру утвердить!».
Так и появилось понятие «старая вера» , а людей , исповедующих её , стали называть «староверы» , отказавшихся принять церковные реформы патриарха Никона . Долгие годы раскольников подвергали репрессиям , гонениям , ущемлению в гражданских правах . Однако во времена правления Екатерины Великой отношение к староверам стало меняться . Императрица посчитала , что староверы могут быть весьма полезны для заселения необжитых районов расширяющейся Российской Империи. Екатерина подписала ряд документов , предоставляющих им права и льготы на проживание в особых районах страны . В этих документах староверы были поименованы не как «раскольники» , а как «старообрядцы» , что если и не было знаком благорасположения , несомненно указывало на ослабление отрицательного отношения государства к староверам».
Вот после подписания этих документов и хлынул поток раскольников на лесной Урал , началось интенсивное освоение земель Куединского района.
ГАЛИ СОКОРОЙ
Еще каких-то двести лет назад территория Куединского района принадлежала башкирам , получивших в 1552 году жалованную грамоту от русского царя на владения этими землями, поэтому история заселения неразрывно связана с башкирским народом. Да и многие селения нашего района имеют названия , в корне которых башкирские слова. Например ,был сильный башкирский род «окъяда»,так впоследствии был назван поселок Куеда.
Как то в разговоре с жителем Куеды , моим давним приятелем Рифкатом Гараевым , я услышал имя поэта Гали СОКОРОЯ . Рифкат помнит рассказы своей бабушки , что дорога от деревни Старочокурово , что в 14 километрах от Куеды по Татышлинской дороге была по урману (лесу) , во что сейчас трудно поверить . Рассказал , что в деревне находится музей первого башкирского поэта. Через некоторое время я поехал в эту деревню и познакомился со служителем музея , человеком удивительно увлеченным историей , имам –хатыбом мечети Бахтигараем . Много часов я слушал его рассказы о родовых (клановых) образованиях башкирского этноса – Иректы, о творчестве и жизненном пути его знаменитого земляка. В музее , через стену с мечетью висит портрет поэта Гали СОКОРОЯ , написанный маслом . Прижизненное его изображение не сохранилось , поэтому портрет написан с его сына , который был на него очень похож. Гали СОКОРОЙ башкирский поэт , просвятитель родился в Старочукурово в 1826 году , автор многих книг , при его жизни было опубликовано 13 произведений .Хорошо владел и писал на старотюркском, персидском и арабском языках. Он писал : « Мы из лесных башкир . У хлебороба сын хлебороб , у крестьянина – крестьянин , основное наше занятие – рубить лес , очищая лес для пастбища и пашни . Я все свободное время и силу свою отдаю этой работе . С трудом получив указ « о назначении имамом» , построил дом , приобрел необходимые для хозяйства вещи и , подобно сыну бедняка , погряз в долгах . В то же самое время открыл медресе , сам отремонтировал его здание и после долгих мытарств , обучая детей из деревни в своем доме , а из рода в медресе , выполняя одновременно и духовные обязанности , сделался самым многострадальным человеком среди ирактинских башкир» . Гали СОКОРОЙ –потомок военачальника Чингисхана . Иректинцы имели вотчинные земли , расположенные вдоль реки Буй в Пермской губернии . Сейчас во времена безудержной жажды наживы появилось такое явление как «чёрные копатели» , а где большие деньги там большие возможности : у них появилась очень точная старинная карта земель и поселений башкир на территории Куединского района, с которой я ознакомился, и даже снял копию. Вопреки мнению ученых Кузеева Р.Г . и Черных А.В. эта карта подтверждает , что большая часть земли по правому берегу реки Буй принадлежали все-таки иректинцам , а не племени Уваныш.
В музее хранится более ста книг поэта , некоторые даже раритетные рукописные. Гали Сокорой в середине 19 века четыре раза совершил хадж в Мекку , каждый человек , исповедующий ислам , при совершении ежедневных молитв , обязан обращаться лицом в сторону этого города. Мекка , где расположена главная святыня мусульманского мира , находится на западе Аравийского полуострова , в 75 километрах от побережья Красного моря , сегодня этот город принадлежит Саудовской Аравии . Мекка священный город для мусульман , и въезд иноверцев в него строго запрещен законами Саудовской Аравии. Здесь , по преданиям , родился основатель ислама пророк Мухаммед . Мечеть в Мекке потрясает своими размерами, в центре расположено строение Кааба , которое и является главной целью всех паломников. Кааба представляет собой прямоугольное сооружение с плоской крышей и одним единственным входом , внутреннее убранство сегодня выглядит как голые стены , украшенные изречениями из Корана . Снаружи Кааба отделана гладким мекканским гранитом , а сверху ее укрывают специальным богато украшенным покрывалом , которое обновляется каждый год. Знаменитый черный камень по-арабски называется Аль-хаджар – аль-асвад . Он вставлен в серебряную оправу и вмонтирован в один из углов Каабы. По легенде этот камень был дарован Богом Адаму и изначально был белоснежным . Со временем , впитав в себя грехи человеческие , он почернел . Современные ученые утверждают , что камень имеет космическое происхождение . Он образовался в результате столкновения метеорита с Землей . С геологической точки зрения , это вспененное стекло , которое не тонет в воде. Мусульмане почитают этот камень как символ любви и безграничного доверия к Божественной мудрости. Ритуал целования камня призван показать смирение верующего и обет беспрекословно соблюдать все заветы Пророка.
Хадж – это большое паломничество по святым для ислама местам, предусматривающее несколько остановок ,последней из которых непременно должна быть Мекка , во время хаджа всем паломникам обязательно нужно семь раз обойти вокруг Каабы против часовой стрелки и провести еще несколько обязательных ритуалов.
Где находится Мекка легко можно узнать по направлению михраба ( углубление в стене , аналог алтаря православной церкви) любой мечети.
БАШКИРСКАЯ ЗЕМЛЯ
Так, не дававшая покоя , прочитанная в детстве ветхая бумага , заставила меня из различных источников составить описание некоторых событий , происходивших много лет назад на Куединской земле , потому что я сам об этом давно мечтал прочитать. В основе это материалы из Куединского краеведческого музея , грамотно подобранные мне Венерой Федоровной Сафиной, труды башкирского историка Кузеева Р.Г. , содержание многотомника «История башкирских родов», работы замечательного ученого нашего земляка Черных А.В.
« В незапамятные времена началось освоение наших земель по рекам Кама , Белая , Чусовая , Уфа . Наш Куединский район почти полностью покрывали непроходимые леса , реки , современные названия которых Большая Уса , Кустовлянка , Тымбайка, Доенка , Ирмиза , Тапья , Буй и многие другие были очень полноводные, они и служили транспортными артериями для передвижения . Первыми поселенцами в наших краях были ненцы, вогулы и остяки , от них остались названия рек , некоторых населенных пунктов, имена , фамилии. В 1V –V1 веках через изогнутые хребты Уральских гор прошли многие народы, различные племена , это было время Великого переселения, что во многом повлияло на состав населения нашей территории, где угорская общность сменилась башкирской .У башкир было племенное деление , была племенная и родовая собственность на пастбища , охотничьи угодья , пчелиные борти в лесах , появились рабы-военнопленные .К 1236 году монголы , завоевавшие эти земли , обложили башкир ясаком , который они должны были платить мехами и десятой частью поголовья своих стад. Башкирские племена кочевали и образовывали селения почти по всей территории современного Пермского края , но господство Золотой Орды привело к походам из-под Казани на Пермь Великую . В начале шестнадцатого века сибирские татары совершали набеги на верхнее Прикамье , а к середине этого же века казанские татары появились на Вятке и Верхней Каме и даже у Чердыни. Челобитная башкир Ивану Грозному с просьбой принять их в русское подданство объяснялась естественным желанием обезопасить себя от набегов и грабежей. После разгрома Казанского ханства в 1552 году Иваном Грозным , делегация башкир в 1557 году прибыла в Москву с просьбой принять их под русское покровительство .Было достигнуто соглашение , которое закрепили в форме –«жалованных грамот царя башкирским племенам» . При этом Российское правительство -«согласилось оставить башкирам землю на основе вотчинного права , обещало свободу вероисповедания , возможность жить по своим законам». В свою очередь , башкиры обязались платить налоги и нести военную службу».Территория Башкортостана до конца ХV111 века была разделена на четыре административно –территориальные области – дороги (даруги – монгольское слово начальник). Дороги имели названия Ногайская , Казанская , Сибирская, на речке Осе притоке Камы, была воздвигнута Никольская слобода , чуть позднее переименованная в Осинскую. Вокруг нее к юго –востоку проживали башкиры Гайнинской , Таныпской и Уранской волостей. Цель учреждения административно-территориальных дорог – облегчить управление огромным по территории Уфимским уездом и сбор ясака с неподатного населения –рядовых башкир. Северные башкирские племена занимали обширную территорию северной Башкирии и Прикамья по рекам Тулве , Бую , Таныпу и Уфе. С историей нашего Куединского района связаны племена уран , уваныш , танып , гайна и иректы.
Племя Уваныш , по другому Маныш по архивным данным в семнадцатом и восемнадцатом веках занимали земли по правобережью Таныпа и верховьям Буя. Сегодня в названиях нескольких татарских или смешанных деревень сохранилось имя древнего племени. Племя Танып состоит из родов кайпан и казанчи , что сохранилось в названиях рядом с нами расположенных башкирских селениях. В своих преданиях таныпцы рассказывают , что их предки пришли с Мензелинских сторон . А вот племя Уран появилось со стороны Оренбурга . Известно , что сейчас часть потомков племени Уран проживает в деревнях Куюк и Артаул. Племя Гайна самое северное башкирское племя владело землями по реке Тулва , составляли особую Тулвинскую или Гайнинскую волость . Башкиры волости имели огромные земельные угодья , которые выходили даже на побережье Камы..
Первое упоминание о башкирах на Пермской земле относится к 1596 году , Этим годом датируется жалованная грамота царя Федора Иоанновича башкирам Гайнинской волости на владение землями по реке Кама . В переписных книгах этого же года записано , что башкиры платят в Казань , в государеву казну ясак куницами . Впервые башкирские поселения Барда , Елпачиха упоминаются в переписных книгах 1630-1631 гг.
Племя Иректы располагалось по правому берегу реки Буй , вот как звучала сберегательная грамота , полученная ирэктинцами в 1675 году , где были указаны ее границы: «……а в тех урочищах вниз по реке Ику и меж выше названных речек до нижней межи степи пашенная земля , сенные покосы, леса , займища , островы, сосняг Кирчит-Наран, а в них бортные ухожья , бобровые гоны , звериные и рыбные ловли , озера и источки рек с заводями , хмелевое щипание и всякие угодья иректинских башкирцев….». Башкиры рода Иректы населяют теперь : Старочукурово , Новочукурово , Новые Иракты , Аксаитово , Маматаево , Ильметьево, Зиримзи .
Слово ирек в ряде документов на языке тюрки употреблялось в значении «крепость» , «укрепление» , «кремль» . Следовательно «иректе» на говоре башкир значило «несущие службу в крепости» ., они несли службу на северо – западной стороне Казанского ханства, часть их переселилась и обосновалась на реке Танып. В пяти километрах от деревни Старочокурово находятся развалины крепости , это территория метров двести ,ранее была обнесена высоким земляным валом , иректинцы несли службу в крепости , охраняя рубежи от врага. Предания гласят : « Наш предок Исэн-баба был охотником на реке Ик .Он часто ходил с сыновьями охотиться на Танып , так как там охота была богатой .Однажды в лесу Исэн-баба встретил аксакала племени Таз-баба и подружился с ним . Таз-баба пригласил Исэн-баба навсегда поселиться на Таныпе…..».
Башкиры в основном занимались полукочевым скотоводством , охотой и бортничеством . В конце семнадцатого века переходят к земледелию и оседлому образу жизни.
Земли современного Куединского района с северной и части западной сторон принадлежали племенам Уран , Гайна , восточной- Танып , с юга -Уваныш и Иректы и по документам считались собственностью башкирских племен. На территории района башкирских деревень практически не было , эти земли они использовали для охоты и бортничества» .
БОРТНИЧЕСТВО
В нашей семье пчелы были всегда , как я себя помню.
Прабабушка Екатерина Игнатьевна рассказывала ,
что она однажды нашла меня маленького , собирающего с летка улья пчел в ладошку.
Я помню на Зуевке ряды пчелиных колод , стоящих вертикально , оставшихся от прадеда Семена Ивановича . В колоде было круглое отверстие –леток , а ниже съемная часть стенки для подрезания сот с медом. Такой мед сейчас считается самым экологически чистым. Но бортничество это несколько другое :
«В спящем лесу первыми зашевелились и вспорхнули над разлапистыми елями , стоящими вокруг поляны со звуками фью-фью перепела , пролетели над спящим лесом вальдшнепы. Хорр..Хорр! Защелкали хвостами , распуская веером глухари. Бубенчикам зазвенели жаворонки над полем , раньше всех с высоты увидев солнце, защебетали другие птицы. А за лесом уже яркая полоска появилась , и вот она вспыхнула ярким солнечным огнем , отряхнув последние остатки тьмы , приведя все вокруг в движение . Старый Кучум , спавший на куске войлока , приподнял голову с седла , внимательно все осмотрел вокруг . Его сыновья Гарифулла и Ахнаф безмятежно спали рядом около едва тлеющего костра , привязанные кони паслись невдалеке и лениво фыркали в прохладе поднимающегося утреннего тумана. Впереди предстояла нелегкая работа , нужно было осмотреть и приготовить к роению более трех десятков пчелиных бортей . В урочище Толмазы появились русские поселенцы , бородатый Фофан ещё по осени просил Кучума пользоваться частью его бортей , вчера они заключили сделку. Кучум вынул из седла , разгладил и ещё раз просмотрел бумагу договора аренды: « за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп ., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю , а за снятую вершину и тамженное дерево по пяти копеек , а за самосатку по 6-ти рублей».
«Дельное дерево» означало новую борть , «жилая пчела» -так называлась борть с пчелами , «где пчела сидела» -борть , ранее уже заселенная пчелами , «снятая вершина и тамженное дерево» -дерево , подготовленное к тому , чтобы делать в нем борть.
Слово «борть» происходит от слова бор-сосновый лес . Бортничество-это боровое лесное пчеловодство.
Лет полтораста прошло с того времени , когда предки Кучума пришли сюда, Кучум был доволен , тем , что все деревья в этом урочище принадлежали его семье , на них стоял его родовой знак «тамга» - изображение перекрещенного лука стрелой. Тайны ведения бортей в их роду передавались с давних времен , с тех ещё , когда их племя Иректы жило на реке Ик. С тех пор , как его сыновья Гарифулла и Ахнаф научились сидеть в седле , Кучум брал их с собой на поиски новых деревьев для бортей , и во время езды не уставал повторять , что деревья нужно выбирать ближе к ручьям и сырым логам , чтобы у пчел всегда была вода. Дерево должно быть толщиной не менее метра , а его вершина должна быть выше всех близстоящих , чтобы пролетающие пчелиные рои всегда обращали на него внимание и прививались в его дупло или приготовленную борть. Передавал сыновьям слова деда Бикмурзы о мудрости природы , говорил что ничего зря не происходит , и что лесные пожары это благо : лет двести назад здесь были сплошные хвойные леса , простор для их роста со временем уменьшался , на них нахлынули болезни , они стали желтеть , сохнуть . Грозы с молниями поджигали захламленный лес , большая часть его выгорела , через короткое время все кругом заросло липняком , липа со временем погибает , уступая место хвойным высокоствольным соснам , удобряя почву и так все меняется постоянно . Кучум в душе радовался , что кругом столько липы и высоких елей и сосен , такое сочетание бывает не так часто , поэтому урочище Толмазы роду бортников Кучума приносило основной доход. Проснулись Гарифулла и Ахнаф , ярко зажгли костер , разогрели походную пищу . Не менее трех раз за год весной , летом и осенью нужно осматривать и работать с каждой бортью , а для этого забираться на высокое толстое ,с обрубленными сучьями для защиты от непрошеных гостей , дерево, на высоту 12-15 метров , «чем выше, тем мед слаще» . Братья ловко поднялись к борти с помощью тонкой веревки с крюком и деревянной ступенькой , называемой лезивом, по башкирски «кирем». На коре ствола ели были видны многочисленные следы когтей медведя , пытавшегося добраться до пчел , но подвешенная самобитка ( огромный заостренный внизу кол с набитыми гвоздями ежиком) не позволили разорить борть. От другого врага пчел –куницы защитила металлическая решетка и толстая доска «тукмак» , закрывающая щель для выемки сот «должею» . После длительной зимовки в гнезде накопилось много подмора , мусора , восковых крошек , часть сот заплесневела , все это необходимо вычистить , внутренние стенки борти выскоблить , летковые отверстия очистить от прополиса . Оценив за короткое время состояние и силу семьи , братья приступили к работе : Ахнаф небольшими клубами дыма окуривал леток и дерево , а Гарифулла четкими , выверенными движениями рук металлической стамеской вычистил борть и сложил все ненужное в берестяной туес , который на веревке опустил на землю . По сложившемуся порядку подмор и восковые отходы опускали в ручей по его течению.
ПЕРВЫЕ ПОСЕЛЕНЦЫ
Не помню откуда я выписал: «В дремучих урманах Урала раскольники выжили только благодаря каторжной работе , ни Бог ни царь не спасли бы пришельцев в снежной непролазной тайге , на неплодородных берегах студеных рек – только неистовая , пожирающая душу работа .И раскольники сделали труд смыслом жизни , культом, мерой всех вещей».
Сложно было вести переговоры с башкирами , владельцами земли , с трудом уступали ее земледельцам , приходилось заключать договора об аренде земли , строго оговаривать все условия , платить немалый оброк за землю.
Одним из первых известных договоров об аренде земли , положивших начало селу Старый Шагирт был заключен в 1794 году , по его условиям русские крестьяне деревни Клиной Сарапульской округи переселились на правую сторону реки Шагирт с платой оброка за землю по четыре рубля ежегодно. В 1796 году Федор Батманов , Савин Иванов арендовали земли на реке Кальте. Известны документы , датированные 1796 годом об образовании деревень Кашка , Андропы, Агапиты , жители которых переехали из сначала образованной деревни Кустовой .
В это же время образуется деревня Москудья , основанная вятскими крестьянами , с 1798 года известна деревня Альняш , чуть позднее деревни Сава- Батаргина, Сава-Шергина , Сава, Нижний Тымбай , Ревиза. Сохранились рассказы , о том , что на месте Верхней Савы была непроходимая тайга и сплошные болота . Над болотами стояли постоянные туманы . В лесах было много зверей и птиц . Название села произошло от названия реки –Сава , то есть «темная вода» .Первые жители села были из-за реки Камы –четыре человека : Николай , Иван и другие из села Щутемо . Двое приехавших вместе с ними Батаргин и Чергин подались ниже по течению реки и остановились на месте , где сейчас расположена Нижняя Сава . Селение стали называть Никольский починок по первому поселившемуся Николаю , или Агапиты. А вот , что помнят жители деревни Кашка: «Гонимые патриархом Никоном , ехали в наши края староверы . В 1810 году появляется деревня Кашка . Во время заселения деревни кругом была непроходимая тайга, селились около ключика и не знали , что в нескольких десятках метров протекает маленькая речка Кашка . Леса были такие густые , что по малину в лес ходили с колокольчиками , чтобы не заблудиться . По одному в лес ходить боялись , так как в лесах были медведи. А чтобы попасть в Ошью сначала ехали в Большую Усу , затем в Пантелеевку , а только потом попадали в Ошью. Дороги напрямую не знали . Когда в Ошье образовалась церковь , зазвонили колокола , тогда поняли , что Ошья рядом».
В первые десятки лет между Большой Усой , Ошьей и Пантелеевкой не было проезжих дорог , где можно было бы свободно проехать на телеге . Часто ездили только верхом на лошади , ходили пешком. Долгое время оставались густые леса вокруг селений , много водилось зверей по лесам и оврагам. В 1804 году появляются Новый Шагирт (Галанцы) и Ипаты , образованные жителями Шагирта , появляется Лайга , Талмаз. Известен договор с башкирами Уранской волости 1801 года и крестьян деревни Гаревой Сайгатской волости Осинского уезда об образовании деревни Коровиной , позднее они взяли в аренду земли по реке Аптугай сроком на семьдесят лет с платой оброка по пятьдесят копеек со двора. В 1808 году подписан договор с башкирами о проживании русских в деревнях Батманова , Пантелеева . Дубленева, хотя они появились в 1801 году. Ошья известна с 1816 года как починок , а с 1816 года –село. Название дано по имени реки. . «Ош» - с коми-пермяцкого «медведь» , «я» - с мансийского -«река» . Значит «медвежья река» С 1794 года основана деревня Кустовая . В 1802 году жители деревни Большие Кусты составили договор с башкирами на 50 лет. В 1789 году ранней весной переселенцы из Камы , а также из села Ольховки Сайгатской волости поселяются вдоль реки Усинки , которая разлилась большой рекой , и дают название селу Б.Уса , в переводе с означает «вода» . Временное жилье разместили на высоком холме –горе Киселихе . Первые поселенцы были староверами. В 1808 году жителями деревень Б.Уса , Дойная, Малая Уса
был составлен договор с башкирами на 40 лет.
Сохранились воспоминания о первых жителях Пантелеевки:
« Пантелей Федорович , сын Баженов , коренастый мужчина с густой черной бородкой , очень трудолюбивый и страстный охотник , со своими тремя сыновьями стал первым поселенцем деревни . Свой дом Пантелей поставил на левом берегу реки Кальта. День и ночь проводили они в упорной борьбе с лесом . Построили обыкновенную крестьянскую избу , заложив в основание столетние ели и сосны . Дом Пантелея стал постоянным местом ночлега продвигающихся по Кальте охотников , которые основывали новые поселения в этих местах. Так появилась Пантелеевка , а затем Коровино, Батманы и Дубленевка».
В 1814 году башкиры сдали в аренду землю в аренду по рекам Большой и Малый Узяр сроком на 150 лет . А вот земли деревни Урада, по одним источникам , русские крестьяне захватили самовольно и выселить их не смогли , несмотря на решение правительства , по другому документу известно , что первыми жителями были Рогалевы Иван и Григорий и Тельновы Марк и Фока. Земля эта была куплена у богатых башкир за ведро водки и сто рублей деньгами. Торг происходил на горе Рогалиха , которая возвышается над всей местностью .
Земли в верховьях реки Буй башкиры считали своими , но деревень там не строили , Чердынские переселенцы нашли пустопорожние земли по речке Тапья и поселились починком под названием Тапья . Переселенцы просили разрешение на строительство деревень у Пермской казенной палаты , а вот жители деревни Арей, раньше она называлась Нарат-Елахово или Усть Ари , поселились по дозволению башкирского старшины и платили последнему оброк по двадцать пять рублей в год.
В основном верховья реки Буй были заселены в 1815- 1825 годах переселенцами из Чердынского , Кунгурского и Осинского уездов .
В 1818 году вятские крестьяне Сарапульского уезда Арефьевской волости основали на берегу речки Ирмизы деревню Чипаны , которая сейчас называется Краснояром. В это же время образуются деревни Кармала , Малая Тапья . Кунгуряки и Осинцы поселились в деревнях Каскасал , Урталге , Барановке , Куеде , Аряже. Чердынцы , или «чердаки» , как часто их называли обосновались , в основном , в деревнях Поползуха , Ирмиза , Верх-Буй , в Малом и Большом Талмазе , Малой Тапье , Малом Каскасале , Пильве , Земплягаше , Байдарах . Люди ехали из Вятской губернии в Еламбуй .
Река Буй , название её связано с башкирским словом «буй» , что значит «длинный» , длина реки 145 километров , слева крупные притоки Арей , Рабаковка , несколько малых , справа Ирмиза , Шагирт, Сава . Первыми на реке Буй поселились удмурты , самое раннее упоминание об удмуртских деревнях Большой Гондырь, Барабан, Кирга относится к 1673 году . Сложными были взаимоотношения буйских удмуртов с хозяевами земли башкирами, лишь в 1737 году императрица Анна Иоановна пожаловала им земли по реке Буй в вечное и безоброчное пользование.
Село Урталга известно с 1820 года , первые жители пришли из деревни Медянка Кунгурского уезда . Урталга в переводе с татарского означает «река посередине» . Село расположено на реке Буй. По рассказам старожилов : « Эти земли принадлежали казанскому князю , и урталгинские крестьяне обязаны были её выкупить , но они не хотели за неё платить , поэтому были очень частые стычки между крестьянами и княжескими дружинниками . Князь приказал поставить на полях столбы с указанием своего имени , но со временем урталгинским крестьянам удалось отстоять свою независимость , была поддержка со стороны властей , выгодно было осваивать руками крестьян новые земли».
А вот из воспоминаний Жунева Павла Михайловича об образовании деревни Трегубовка: «Лет двести тому назад , в конце царствования Екатерины 11 в деревню Урталга из Новгорода , из-за озера Ильмень на башкирские земли приехали братья Трегубовы : Гурьян , Яков и Логин Петровичи , купили у башкир землю и стали заниматься сельским хозяйством . Сильно привлекала братьев река Буй , выше Урталги в восьми верстах , где теперь Трегубовка , на правом берегу Буя , построили мельницу».
Из работ А.В.Черных : «29 января 1803 года коллежский советник Иван Козин с согласия и на совместные средства пермской коллежской ассесорши Марьи Черкасовой и петербургского статского советника Ивана Вашутина купил у башкир Кара-Таныпской волости землю по реке Салдов , Еламбуй, Бикбарде, Лагуш в вечное и потомственное владение». На эти земли были перевезены крепостные крестьяне из Казанской губернии , которыми были образованы и заселены деревни, современные названия которых Вашутино , Амур, Суюрка, Покровка, Еламбуй, Искильда, Сургуч, Дубовая Гора.
ПОДРЫВАЯ КОРНИ ДЕРЕВЬЕВ
Что ждало переселенцев и как они обосновались и как начали жить на Куединской земле ? Я нашел ряд любопытных документов . Со слов своей прабабушки , я знал . что мой прадед Семен Иванович был мельником , имел свою мельницу , но в молодости он работал на хозяина Екупова , первым в деревне Большой Талмаз , построившим мельницу. Эту фамилию я нашел в описании «как и когда появились Дутловы в Талмазе» , которое обнаружили краеведы деревни . В сохранившейся записи , говорится о том , как Дутлов Андрон , живший в Чердыни был закован полицией в кандалы , но на одном из пересыльных пунктов по пути на каторгу , ему удалось « достать 2 подпилка» , снять цепи и скрыться в лесах. Некоторое время жил в вырытой яме , освоившись, спустился по речке Талмазик в деревню . Эта речка брала свое начало из родника у деревни Новый Шагирт (Галанцы) в трех километрах от Большого Талмаза и впадала в реку Ирмизу , вот в этом месте и был хутор Зуевка , а Талмазик образовывал омуток в огороде моего прадеда Русина Семена Ивановича , сейчас этой речки нет , давно нет и хутора. Далее автор записи повествует: «В Большом Талмазе кругом были непроходимые леса , много было зверья : медведи . волки , рыси , дикой птицы , куропаток ловили коробами , основную пищу обеспечивали себе охотой» . Далее автор пишет : « Постепенно лес стали вырубать для построек , нужна была пашня для посевов , но вековые леса для выкорчевки требовали усилий и средств необыкновенных . Но мудрость наших дедов победила , сила могучих деревьев была в корнях . Подрывая корни гигантских исполинов , они делали их беспомощными , деревья валил ветер , или их сталкивали шестами или стягивали веревками . Во время этих работ селились в вырытых ямах , каждый старался захватить себе больше земли , места так и стали называть : Андронова яма , Герасимова яма , Авдеева яма. ( к слову : в Аряже есть Пашковская яма) . Другие названия : Уросов носок , поля Пальник. Гусев носок и Пирожково поле , так названы по преданию, потому что с этих мест прогнали шагиртян , которые оставили пироги с гусем. За счет захвата шагиртских земель несколько семей разбогатело , появились деньги на постройку мельниц . В Большом Талмазе появились мельницы Екутовская Загородская , Мехряковская . За помол брали гарнцы (русская дометрическая единица измерения сыпучих тел (ржи , крупы , муки), равная 3,27 литра), увеличивая свой капитал . Богатеи Фофановы имели 20 десятин леса и 60 десятин земли.
Во время освоения земель , когда негде было сеять , многие длительное время не видели хлеба , питались огородными овощами, грибами , ягодами смородины , черемухи , рябины . «Бесова еда» , как называли староверы картофель стал основной пищей». В первые годы , а потом в неурожайные весной большой подмогой были пестики ,это сочные верхушки полевого хвоща. Я помню как мы ребятишками собирали их на поле . Сейчас современными детьми эти знания утрачены , а в моем детстве каждый знал съедобные растения и употреблял их как лакомство , это еловчики , дикий щавель , его мы звали «кисленка» , дикий лук, пиканы , род пиканов – «пестрянка» , также «черногубка» - к растению нельзя было прикасаться губами , по поверью они почернеют.
ОДНИМ ТОПОРОМ
Переселение всегда сопряжено с огромными трудностями , вот сохранившиеся воспоминания Давыдовой Марии Петровны: «Мой дед Кузьма Ильич рассказывал , как группа крестьян в двадцать восемь семей на лошадях приехала на то место , где сейчас расположена деревня Лайга , с ним были два его сына Иван и Дмитрий . Уехали из Вятской губернии из-за недостатка пахотной земли и притеснения властей , здесь хотели найти свободную землю. Нашли удобное место с двумя впадающими друг в друга речками , вокруг стоял дремучий хвойный нетронутый лес , купили у башкир участки этого леса по три десятины на душу. Переселенцы не имели ни пилы , ни гвоздей. Одними топорами стали рубить лес и строить в первую очередь постройки для зимовки скотины , а уж потом избы, Нашли места , где можно брать глину и речной песок , в избах сбили печи . В домах пол и потолок делали из бревен , расколотых пополам, а крыши крыли тоже бревнами , расколотыми, но уже с выдолбленной сердцевиной в желоб . Этими бревнами крыли стропила желоб в желоб . Корчевать лес , имея только одни топоры, было очень трудно, поэтому лес выжигали . После выжигания первое время земли были плодородными , на них сеяли рожь , ячмень , овес, лен. Пшеницу стали сеять позже , когда смогли уже не выжигать , а корчевать участки леса.
Иван Кузьмич построил себе дом с конца деревни первый дом , брат его Дмитрий Кузьмич построил дом через дом по той же улице, стали думать как назвать деревню и услышали лай собак и крик гусей , дали имя Лайга. Так мне рассказывал дед Кузьма».
ГАРИ ДА ПАЛЬНИКИ
А вот как описывает в своей книге заселение чикашинских земель Мордвинов Степан Андреевич: « Возникла наша деревня в качестве вольного поселения и под помещиком , в отличие от Амура , Вашутино и других, не была. Начало деревне положили выходцы из центральных губерний России –Колокольниковы , Белозеровы , Овчинниковы , Тютрюмовы . Они осели на тучных землях мало освоенного тогда Предуралья , на самой границе с Уфимской губернией . Деревни строились в лесу. А в лесах тех ещё много зверей разных водилось : лисы, волки, лоси. Много было и всякой птицы. На первых порах лес просто сжигался –горели вокруг леса. Места эти и сейчас называются Гари да Пальники. На этих землях , удобренных золой , вырастали богатые урожаи ржи . И не только ржи . Одно расчищенное поле стало давать , например , невиданные урожаи репы. Оно и до сих пор называется Репищем. Вначале каждый домохозяин осваивал тот участок , который смог очистить от леса , раскорчевать . И участок тот так и назывался по имени своего хозяина. Отсюда – сохранившиеся до сих пор названия некоторых мест в окрестностях деревни: Пронин лог , Афонино поле, Устинов пруд, Стафеев угор и другие , их названия точно передают историю их возникновения. В них слышны отголоски тех времен , когда каждый становился собственником захваченного и освоенного им . Лес постепенно отступал , поля расширились .Наконец – граница . За ней лес принадлежал уже башкирам , деревни которые входили в состав Уфимской губернии (Веляшка, Солодов, Кайпан) . Прибывали новые поселенцы . А земля вся уже была распределена и освоена . Тогда взоры чикашинцев всё чаще стали обращаться в сторону башкир : у них и лесов и земли было много . Стали скупать лес в больших количествах. Продавали башкиры лес по бросовым ценам. Многие русские из числа наиболее оборотистых и загребущих спаивали башкир и за попойкой совершали выгодные для себя сделки. Также за бесценок скупил у башкир огромный лесной массив и бикбардинский помещик Дягилев».
ДЕРЕВНИ , СЕЛА, ПОЧИНКИ , ВЫСЕЛКИ
Заселенные деревни и села располагались вблизи рек. Возникали починки , выселки , хутора, некоторые из них занимали выгодное положение . Впоследствии они вырастали в большие деревни. Плотность населения на территории нашего района была одной из самых высоких в Пермской губернии. Люди моего возраста помнят деревни вокруг Куеды : Сандияк , Тавышка , Арей, Горка , Красная Горка ,Выселок Буевской , Барановка , расстояния между населенными пунктами во всем районе не превышали 3-5 километров. Практически все поля находились в шаговой доступности для их возделывания и обработки. Количество дворов в деревне в первую очередь зависело от возможности наделения жителей пахотной землей . Села являлись центрами волости с деревнями и церковными приходами , число дворов в селах доходило до 150-200 с населением в тысячу и более человек. Починки находились вблизи старых поселений . Как правило , починок мог создать крестьянин только на земле , принадлежащей ему на правах пая . В них было не более 5-7 дворов. С конца 70-х годов появились новые типы поселений –выселки . Крестьяне получили возможность арендовать или покупать землю у казны и выезжали семьями на новые места , среднее число дворов в выселках доходило до 10-12 .
КУДА МЫ ДВИЖЕМСЯ , ЧТО ВПЕРЕДИ?
Время , в которое мы живем , не столь позитивно , ярко и жизнеутверждающе , как многие периоды из истории прошлого . Вымирают многие деревни - основа жизни русского народа , пустеют не только поселки , но многие города. Все это аукается от неуемных неразумных экспериментов , довольно удачных попыток по воспитанию «человека – потребителя» , а не инициативного , жаждущего преобразований , энергичного , заботливого о судьбе своих детей и будущих поколениях , удачных попыток вырастить человека , безразличного к прошлому , не помнящего истории своих предков.
На Куединскую землю двести лет назад приехали и заселили её в короткое время одни из самых трудолюбивых и жизнестойких крестьян , потомки выходцев из северных , чисто русских губерний России.
Понятно , что только сильные духом и физически выносливые люди рискнут осваивать необжитые суровые места . Сейчас трудно себе представить, как одним топором и ломом выкорчевать огромные массивы вековых лесов , обустроить из них пашню , используя лишь тягло лошади пахать , сеять , убирать , молотить –все вручную. Крестьянская жизнь –это зимой и летом , осенью и весной бесконечный тяжелый физический труд с утра и до вечера. И в праздники и в будни надо накормить , напоить скот , все сделать вовремя. Строили дома , шили одежду , обувь –все вручную . Сколько энергии и жизнелюбия было в каждом, какое огромное материальное наследство оставили они нам - своим потомкам , и как мы этим наследством распорядились? Сейчас на бывшие поля страшно смотреть : зарастают кустарником , лесом , затягиваются болотиной , все варварски изрыто ямами при выкопке елей для продажи , так , что даже невозможно пройти. Еще каких-то лет двадцать пять назад с железнодорожной станции Куеда ежедневно отправляли более двадцати вагонов с продукцией, произведенной на Куединской земле : мебель лесопункта , бикбардинские стулья из илима , мочалки, рогожи , кисти лесхоза , жестяные изделия Трегубовки , продукцию элеватора , маслозавода ,мясокомбината , огромный ассортимент напитков и консервированных овощей пивзавода , каждый год район сдавал государству более 30 тысяч тонн товарного зерна. А сейчас что производят ? Ту же мочалку везут из Гвинеи –Бисау . Обрабатывается менее четверти всех сельхозугодий! Никто не понимает куда сейчас мы движемся , что впереди? Чем все это закончится , когда мы прекратим жить за счет будущих поколений, разбазаривая запасы недр , купаясь в бочке нефтяного меда. Но , несомненно , так бесконечно продолжаться не может и впереди нам предстоит колоссальная работа . Один из великих сказал : « Глядя в прошлое , обнажите головы , глядя в будущее засучите рукава» .