Гарольд Годфри Лоу. Блудный сын, сбежавший в море

Тамара Сароян
Помните черноволосого парня в офицерской форме, вытащившего из ледяной воды Розу в фильме «Титаник» Джеймса Кемерона? Настойчивость, с которой молодой человек на экране искал выживших в море погибших в катастрофе, просто не может не восхищать. А тот факт , что его шлюпка была единственной (из успешно спущенных восемнадцати), вернувшейся на место крушения, увеличивает уровень симпатии к нему в геометрической прогрессии. Валлийский актер Йоан Гриффит сыграл реального человека - Гарольда Годфри Лоу, пятого офицера «Титаника», одного из немногих выживших членов экипажа злополучного лайнера и единственного офицера, вернувшегося к месту катастрофы в надежде подобрать выживших...

Гарольд Годфри Лоу родился 21 ноября 1882 в Лленросе, Карнарвоншир, Северный Уэльс в многодетной семье валлийца Джорджа и англичанки Генриетты. Еще в его детстве стало понятно, что Гарольд - самый настоящий непоседа и любитель приключений. В 12 лет с ним произошел один случай на воде: лодка, в которой он находился, перевернулась, и мальчику пришлось почти километр плыть до берега в одежде и обуви. Когда ему исполнилось 14 лет, отец твердо решил заняться образованием своего сына. Он хотел пристроить Гарольда учеником на ливерпульскую верфь, но Лоу-младший оказался упрямей. Он заявил, что «ни на кого не будет работать задаром» и сбежал из дома в море. Долгие семь лет он ходил на шхунах и различных парусниках. Однажды его судно попало в страшный шторм, и капитан искал добровольца, который мог бы закрепить ослабевшие тросы. Это было очень опасным заданием, и никто из моряков не рисковал взяться за него. Гарольд Лоу был единственным, кто осмелился его выполнить. При этом он сказал: «Разбиться можно, упав не только с реи, но и с палубы»

Через некоторое время Лоу перешел на пароходы, а после этого он поступил на службу в Западно-африканскую береговую охрану, в которой проработал пять лет.

В 1906 году он прошёл сертификацию и получил сертификат второго помощника, в 1908 - сертификат первого помощника, а в 1911 году он уже имел сертификат капитана в возрасте 28 (!) лет. Работая в судоходной компании White Star Line, он в качестве третьего офицера ходил на лайнерах Belgic и Tropic, а в 1912 году его пятым офицером перевели на «Титаник». Для молодого офицера это назначение было замечательным прорывом в карьере - отметка в послужной книжке о службе на самом лучшем в мире лайнере просто так не ставится, да и на «Титанике» Гарольд должен был совершить свой первый переход через Атлантику. Стоит отметить, что «Титаник» действительно стал для него огромным опытом - во всех смыслах.

10 апреля он вместе с шестым помощником Джеймсом Муди участвовал в шлюпочных учениях. С правого борта были спущены две шлюпки - Лоу спускал 11-ю, Муди - 13-ю. Представитель Совета по торговле инспектор Кларк и капитан Смит остались довольны - своими слаженными действиями младшие офицеры подтвердили, что на «Титанике» соблюдаются все правила безопасности.

Во время отплытия «Титаника» пятый помощник по телефону передавал приказы старших офицеров по лайнеру. После выхода из порта Гарольд нес вахту с 12 часов до 4 часов дня и с 6 до 8 часов вечера. Рейс проходил спокойно, но ближе к вечеру 14 апреля радисты Маркони начали доставлять на мостик «ледовые предупреждения» - специальные радиограммы от судов, находящихся поблизости, в которых содержалась информация о дрейфующих неподалеку льдах, несущих серьезную опасность для «Титаника». Одна из таких радиограмм попала в руки и пятому помощнику, примерно 18. 00, как только он заступил на вахту. Взглянув на указанные координаты, Лоу быстро прикинул, что лайнер достигнет льда только тогда, когда закончится его смена, поэтому Гарольд очень быстро успокоился на этот счёт и занялся другими, более актуальными для него проблемами.
 
Закончив работу с хронометром, Лоу передал вахту своему коллеге Муди в восемь часов вечера и ушел спать. Офицер настолько устал, что во сне даже не почувствовал  столкновения с айсбергом - его разбудили тревожные голоса за дверью его каюты. Наспех одевшись, Лоу вышел на шлюпочную палубу.

- Вы должны помнить, что нам не удается по-настоящему высыпаться, поэтому если мы засыпаем, то спим, как убитые, - впоследствии объяснил офицер свое опоздание сенатору Смиту на американском расследовании катастрофы.

Выяснив, в чём дело, Лоу снова вернулся в свою каюту - на этот раз за пистолетом.

- Но зачем вам понадобился пистолет? - изумился сенатор.

- Человек никогда не знает, в какую минуту он ему может понадобиться, сэр, - пояснил офицер.

По иронии судьбы во время эвакуации Гарольду действительно пришлось прибегнуть к помощи оружия. Но пока паника еще не разыгралась, офицеры всеми силами старались  посадить в шлюпки как можно больше женщин и детей... В общей сложности Лоу помог спустить на воду пять шлюпок – 7-ю, 5-ю, 3-ю, 1-ю и 14-ю. Это оказалось отнюдь не легким занятием. Спусковые механизмы ещё ни разу не были в использовании - тали прилипали к свежей краске лебедок, и спасательная шлюпка рывками спускалась с высоты 18,5 м. А теперь попробуй уговорить женщин пересеть с борта «непотопопляемого» лайнера на такой вот «аттракцион»! Драгоценные минуты уходили на то, чтобы оторвать жен от их мужей и буквально насильно запихнуть в шлюпку. В итоге они уходили полупустыми - экипаж не мог тратить много времени на уговоры, потому что крен судна стремительно увеличивался, делая почти невозможным спуск остальных шлюпок.

Во время спуска шлюпки № 5 (она была второй по счёту, спущенной с борта лайнера) выяснилось, что рулевой Оливер не успевает заткнуть сливное отверстие до того, как лодка коснется воды. Спуск пришлось приостановить, и Лоу проворчал:

— Проклятье, это ваша забота, чтобы пробка была на месте!

Наконец, отверстие закрыли, и спуск возобновился. Но внезапно нарисовалась другая проблема: какой-то человек, стоявший рядом, назойливо кричал под руку Лоу:

- Быстрее же спускайте шлюпку! Спускайте!! Спускайте!!!

И тут офицер не выдержал.

— Если вы не уберетесь к чертовой матери, я за себя не ручаюсь! - рявкнул он прямо в лицо незнакомцу. - Вы хотите, чтобы я быстрее спускал шлюпку? Вы, наверное, хотите, чтобы я их всех утопил?

Незнакомец вспыхнул и с гордым видом быстро зашагал к другой шлюпке. Наблюдавшие эту сцену моряки в удивлении переглянулись - видимо, они уже от души сочувствовали Лоу, который, сам того не подозревая, нарвался на неприятности. Офицер не знал, что тот самый назойливый человек, торопивший его со спуском шлюпки, и которого он так невежливо послал, был ни кто иной, как сам Брюс Исмей - председатель и директор-распорядитель судоходной компании White Star Line, которой принадлежал «Титаник». Согласитесь, читатель, что Гарольда Лоу можно понять в данной ситуации - ведь неприятно, когда во время выполнения чрезвычайно важной задачи вас начинают торопить или отвлекать. Ну а пятый помощник был очень темпераментным и импульсивным человеком, так что в критические моменты выражения ему выбирать не приходилось.

Измученным офицерам было на руку, что мужчины вели себя на удивление спокойно - никто не прорывался к шлюпкам, не отпихивал женщин, напротив, все, как могли, старались убедить их в необходимости покинуть борт «Титаника». Но внезапно все изменилось. В 1. 25 к людям пришло осознание того, что судно тонет - забортная вода начала затапливать полубак. В шлюпки стали садиться даже те, кто совсем недавно наотрез отказывался это делать. Появились первые признаки паники.

Гарольд Лоу битком набил спасательную шлюпку № 14 - в ней находилось более 50 женщин и детей, а так же несколько членов экипажа, которые должны были грести. В этот момент в шлюпку тайком залез молодой паренек и спрятался под лавками. Женщины, находившиеся в лодке, сжалились над ним и постарались прикрыть юношу юбками, но это не ускользнуло от зорких глаз офицера. Он буквально за шиворот вытащил молодого человека из-под лавки и приказал вернуться на палубу. Не помогло. Тогда Лоу показал пистолет:

- Если через десять секунд ты не окажешься на палубе, я буду стрелять.
 
Но парень ещё пуще взмолился за право остаться в лодке. Тогда Лоу смягчился:

- Ради Бога, будь мужчиной! Мы ещё должны спасти женщин и детей. Мы остановимся у нижних палуб и возьмем их на борт.

Парень молча вылез из шлюпки и, сделав несколько шагов, рухнул в слезах на палубу.

Маленькая девочка Мэджори Коллиер, находившаяся в шлюпке, взяла Лоу за руку и сквозь рыдания сказала:

- Дядя офицер, не стреляйте! Пожалуйста, не стреляйте в этого беднягу!

Лоу кивнул девочке и даже ободряюще улыбнулся. Но больше из пассажиров в шлюпку никто сесть не мог - она действительно была перегружена.

Вытащив незваного гостя на палубу, Лоу огляделся. Рядом стоял шестой помощник Джеймс Муди. Гарольд подозвал младшего офицера поближе:

- С левого борта уже спущены пять шлюпок, но ни в одной из них нет офицера, - сказал он. - Кто-то из нас должен сесть в эту шлюпку. Ты сядешь?

- Садись ты в эту шлюпку, - сказал Джеймс. - Я подожду следующую.

Таким образом Гарольд Лоу покинул борт «Титаника». Вот, что он об этом вспоминал:

«Когда шлюпка начала опускаться, я был уверен, что она развалится у меня под ногами. Я действительно боялся, хотя, конечно, не подавал вида. Я перегрузил шлюпку и знал, что иду на риск. Поэтому я решил приложить все усилия, чтобы в нее больше никто не сел, поскольку опасался, что если добавится еще хотя бы один человек, то от избытка веса могут раскрыться гаки или произойдет еще что-нибудь, совершенно неожиданное. И я решил быть начеку. Когда, спускаясь, мы проходили мимо открытых палуб, я видел у релингов массу итальянцев, все они напоминали диких животных, готовых к прыжку. Я крикнул: «Осторожно!» И сделал несколько выстрелов из пистолета вдоль борта судна. Между шлюпкой и бортом расстояние было около 90 сантиметров. Выстрелы были предупредительные, и я уверен, что никого не ранил. Думаю, что я выстрелил раза три.»

Наконец, шлюпка с шумом коснулась воды. Несколько мужчин, находившихся в ней, принялись активно грести, и лодка отошла от тонущего лайнера примерно на 150 метров. Оставалось одно - ждать прибытия помощи. Но Гарольд Лоу был не из тех, кто мог столько времени покорно сидеть в шлюпке и ничего не предпринимать. Когда в 2. 20 «Титаник» полностью скрылся под водой, Лоу принялся объединять вместе несколько шлюпок – 10-ю, 12-ю,  4-ю.

Он хотел вернуться к месту крушения, чтобы подобрать выживших. Но было понятно, что нагруженным шлюпкам там делать нечего - во-первых, любой дополнительный груз мог их легко потопить, а, во-вторых, рисковать жизнями уже спасенных пассажиров было полнейшим безумием. И всё-таки Лоу предпринял попытку по спасению несчастных, оказавшихся в ледяной воде. Офицер перераспределил пассажиров по шлюпкам так, чтобы освободить одну из них. Люди из его шлюпки очень медленно перебирались в другую, и офицер, понимая, как дорого время, терял терпение и переходил на повышенные тона.

- Прыгайте же, черт вас побери, прыгайте! - сорвался он на мисс Дейзи Минахан. Другая же дама как-то не-по женски ловко готовилась перепрыгнуть в другую шлюпку. Догадавшись, в чем дело, Лоу сорвал с неё шаль и увидел перед собой какого-то молодого человека, пробравшегося в шлюпку под видом женщины. На этот раз офицер прикусил язык - не сказав ни слова, он со всей силы толкнул хитреца в шлюпку.

Наконец, когда все было сделано, Лоу отдал приказ к возвращению.

— Я ждал, пока вопли и крики стихнут и люди устанут, и только тогда посчитал безопасным отправиться к месту, где затонул «Титаник»... - говорил он на расследовании в Нью-Йорке. - Мы подгребли и вытащили четверых. Я не знаю, кто они были, кроме одного, мистера У. Ф. Хойта из Нью-Йорка. Когда мы втащили его в шлюпку, он был уже очень плох. Ему расстегнули воротник, чтобы легче было дышать, но, к несчастью, он умер. Потом мы покинули место гибели судна. Удивительно, но мы не увидели там ни одной женщины.
 
— Вы подошли туда сразу, как только убедились, что можете сделать это без лишнего риска? - спросил лорд Мерси на британском расследовании катастрофы в Лондоне.

— Да, — ответил Лоу. — Я должен был подождать, пока не убедился, что из этого вообще может что-нибудь получиться. Было бы бессмысленно возвращаться туда и быть перевернутыми.

Операция по спасению выживших осложнялась и тем, что в районе крушения лайнера было очень тяжело передвигаться на шлюпке. Матрос первого класса Джозеф Скэрротт во время дачи показаний в Лондоне утверждал, что океан был полон тел: «Мы не могли грести, приходилось раздвигать трупы, освобождать дорогу и буквально проталкивать шлюпку...»

К сожалению, больше трёх человек спасти не удалось. Однако совесть Лоу вполне чиста - ведь его шлюпка была единственной из 18 успешно спущенных, вернувшейся на место крушения. Пусть и с опозданием...

Два офицера, - Питман (командовал шлюпкой № 5) и Боксхолл (шлюпка № 2) - так же пытались что-то сделать. Питман даже отдал приказ грести к месту катастрофы, но ни одна из этих шлюпок до него так и не дошла. Пассажиры, находившиеся в них, запротестовали:

- Люди в воде опрокинут нашу шлюпку и мы погибнем все! Зачем рисковать...

Офицерам пришлось подчиниться - они не стали идти против мнения большинства.

А Лоу тем временем, подобрав из воды четырех человек, установил на лодке паруса (он был единственным, кто использовал паруса в ту ночь), поймал ветер и достаточно быстро догнал остальные шлюпки. Вскоре он увидел складную шлюпку D - она была сильно перегружена, и пятый помощник решил взять её на буксир. Прошло немного времени, и в поле зрения Лоу попала складная шлюпка А.  Именно над её спуском билась оставшаяся на борту команда офицеров, моряков и простых пассажиров, цепляющихся за последнюю надежду спастись. Но спустить её так и не удалось - после полного ухода под воду капитанского мостика, по палубе покатилась большая волна, смывшая шлюпку за борт, и теперь лодка, наполовину затопленная, дрейфовала в океане с тридцатью измученными и замерзающими людьми на борту. Когда Лоу заметил её и поспешил на помощь, в живых осталось только двенадцать человек - остальные умерли от холода, и их тела выбросили в море с целью освободить место в шлюпке, которая, медленно, но верно, начинала тонуть.

Гарольд Лоу успел вовремя - все выжившие пассажиры благополучно перебрались в его шлюпку, но в складной А осталось три мертвых тела. Вот, что вспоминал об этом Лоу:

«Я оставил там три трупа. С моей стороны это можно расценить как жестокость, но я подумал: «Я здесь не для того, чтобы заботиться о мертвых, моя обязанность спасать живых, а не заниматься мертвецами». Люди в шлюпке сказали мне, что те, кого мы оставили, уже давно умерли.»

После этого они благополучно добрались до борта «Карпатии», подоспевшей примерно через два часа с момента гибели «Титаника». Гарольд Лоу последним покинул свою шлюпку, предварительно аккуратно сложив парус.

Впоследствии люди, вытащенные пятым помощником из воды, а также пассажиры шлюпок D и А были невероятно благодарны Гарольду Лоу за свое спасение. Выжившая пассажирка миссис Комптон вспоминала:

"Мужественное поведение мистера Лоу вселяло в нас доверие к нему. Когда я оглядываюсь назад, он представляется мне олицетворением лучших традиций британских моряков. Мистер Лоу хотел остаться вблизи судна, чтобы, когда оно затонет, кому-нибудь помочь. Некоторые из женщин протестовали, а он говорил: «Я не хочу удаляться от «Титаника», но, если вы на этом настаиваете, немного отплывем»"

Когда «Карпатия» прибыла в Нью-Йорк, Гарольд Лоу давал показания сначала американской следственной комиссии, затем - британской. На вопрос, из чего состоял айсберг, он ответил четко, коротко и ясно: «Думаю, что из льда, сэр»
 
В Бармуте с почетом его встречали 1300 человек. На приёме, устроенном в его честь, Лоу подарили золотые часы с надписью:

«Презент Гарольду Годфри Лоу, пятому офицеру Титаника, от его друзей в Бармуте и других странах, в знак признательности и высокой оценки его доблестной службы во время крушения Титаника 15 апреля 1912 года»

В сентябре 1913 года он женился на Эллен Марион Уайтхауз, и у них появилось двое детей - дочка и сыночек, Флоренс Жозефина и Гарольд Уилльям. Служил в британском ВМФ, участвовал в Первой мировой войне и даже умудрился побывать в России, правда, при весьма своеобразных обстоятельствах - во время военного вмешательства стран Антанты в Гражданскую войну в России.

Умер герой «Титаника» в возрасте 61 года от гипертонии 12 мая 1944 года, достойно прожив свою жизнь - полную испытаний, но такую яркую и интересную.

Автор выражает благодарность Историко-Исследовательскому Сообществу «Титаника» за историческую консультацию.
В написании статьи использованы материалы книг исследователей «Титаника» У. Лорда и М. Губачека, а также воспоминания выжившей пассажирки Шарлотты Коллиер.