Моё и казённое. Охота на слова

Александр Ерошкин
Под впечатлением от шествия Бессмертного полка, охватившего все уголки планеты, я решил посмотреть послевоенный фильм "Два Фёдора", советский художественный фильм 1958 года. Я назвал фильм послевоенным. В нём нет войны, но есть последствия войны. Я уже не раз смотрел этот фильм, но что удивило сейчас? Очень много музыки, масса песен с первого кадра до последнего. Многие известные песни  звучат буквально одной-двумя строчками. В год выхода фильма мы знали эти песни и много пели. В классе. В школе. В походах. На улице. Дома. Песни были такие, которые нельзя было не петь. Сейчас таких не пишут. Да и время сейчас вовсе не песенное.

Итак, закончилась война, с фронта идут друг за дружкой эшелоны с воевавшими солдатами. Мальчишка-беспризорник (актёр Коля Чурсин) оказался в солдатской теплушке, где его досыта накормили. Он напросился проехать с ними две остановки, а проехал несколько. Когда ему напомнили, он вышел на ближайшей станции, якобы там живёт тётка, он называет её адрес, а солдат с орденом Славы и медалями за Вену и Будапешт (актёр Василий Шукшин) понимает, что  никакой тётки у него нет, хватает мальчишку и увозит с эшелоном в свой родной город на Украине. Они знакомятся, они оба Фёдора.
Фёдор-большой и Фёдор-малый решают жить вместе, ремонтируют разрушенный дом, выживают, как могут. Из окон дома виден большой завод, который тоже восстанавливается. Фёдор-большой работает на стройке, Фёдор-малый носит ему обеды.  Фёдор-большой отказывается от еды, когда узнаёт, что продукты  ворованные. «Я же рабочий человек. Ты это понимаешь?»

Живут душа в душу, всё-то у них было замечательно, пока старший не женился. Жена Наташа (актриса Тамара Сёмина) старается снискать любовь мальчика, а он доводит себя ревностью до отчаяния и убегает из дому. Конец хороший. Сцен насилия нет, зато есть попытки элементарно объяснить, что моё, что наше, что чужое, а что принадлежит всем.

В фильме  звучит "Дорожная " (песня на слова Сергея Васильева,  музыка Исаака Дунаевского)  в исполнении Сергея Лемешева. Она отражает мироощущение человека, вернувшегося с войны.

Лучами красит солнышко стальное полотно.
Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно.
Леса, равнины русские, пригорки да кусты,
Платформы деревянные, железные мосты.

Припев:
Любимая, знакомая, широкая, зеленая,
Земля родная - Родина! Привольное житье!
Эх, сколько мною езжено, эх, сколько мною видано,
Эх, сколько мною пройдено! И все вокруг - мое!

То фабрика кирпичная - высокая труба,
То хата побеленная, то в поле молотьба;
И все то сердцу дорого, и нету над рекой
Поселка или города, чтоб был тебе чужой
Припев.

Герои фильма с радостью трудятся и на ремонте частных домов, и на восстановлении завода, и на благоустройстве города. И это без всяких прикрас.

Сравниваем, что вкладывалось в понятие МОЙ в словаре Владимира Даля.
МОЙ мест. притяж. 1-ое лицо ; мн. наш ( 2-е лицо твой, ваш: 3-е лицо его, их и ихний). В Сибири говорят мойский, мне принадлежащий, мой. Мой паёк, а твой привар. Его мать моей матери однем одна дочь; какая родня? И твое мое, а мое мое. Возьми свое, а до моего дела нет. Поживешь с мое, да пожуешь с мое, узнаешь. Тот не мой, кто уехал домой! Где твой разум - тут и мой; где твое слово, тут и мое. Поживешь с мое, так позабудешь свое. Здравствуй я, да еще милость моя! За твое, за мое сыр бор загорался? тяжба. Любо мне, как я у тебя, а смерть моя, как ты у меня! Отдай мое, а со своим, как хочешь. Друг (сын, брат) он мой, а ум у него свой. Поживи с наше, да пожуй каши, узнаешь. Нашего горя и топоры не секут! ничем не избудешь.
Словарь Даля. 2012

 Сравнение не в пользу царского прошлого. В середине ХХ века люди, одержавшие Великую Победу над фашизмом, воспринимали себя не мелкими колёсиками и винтиками, а хозяевами пусть и очень разрушенной, но Великой Страны.  И люди пели, и у них были соответствующие песни.

В фильме «Два Фёдора» есть  примечательный эпизод. Фёдор-старший потерял продуктовые карточки, а это значит, что до получения новых никаких продуктов не купить, или покупать на рынке по высокой цене. Фёдор-малой «одолжил» курицу у соседа.  Старший ему говорит: «Гадость эту выкинь, чтобы её духу не было». А потом добавил: «Мы же рабочие люди». Малой ответил: «Понимаю!» А через несколько эпизодов сообщается об отмене продуктовых карточек. Это воспринимается как праздник.

В нашей улице в самом добротном доме жил золотарь дядя Стёпа. Я помню, он был уже на пенсии, но ездил иногда на лошади с большою грязною бочкой. В его доме разместилась контора геологической партии из Верхней Пышмы. Так вот дядя Стёпа обеспечивал геологов хозяйственным мылом, я видел в его амбаре много мыла на полках. А старшие рассказывали, что когда в 1947 году с 1 января отменили карточки, он каждый день ходил в магазины с корзиной и покупал мыло: сколько дадут. Он не верил, что карточки отменили всерьёз и надолго. К нормированному отпуску муки, круп и макаронных изделий вернутся только в 1961 году…

Когда мне было девять или десять лет, соседи поручали мне последить за спящими детьми, пока они ходят в магазин. Я видел на столе или на комоде деньги, иногда немалые, россыпи монет, часы, обручальные кольца. Был соблазн: «Возьму немного – не заметят». Но тут же возникал другой вопрос: «А что я дома скажу?» Фильм «Два Фёдора» поднимал человека труда, а человек, который высоко оценивает себя, никогда не опустится до воровства.

В словаре Даля я встретил слово КАЗНОДЕЙ, м. – это человек оборотливый, трудолюбивый, наживающий и сберегающий. Но нет сегодня такого слова в обороте, в современных словарях тоже нет. Впрочем, и антоним КАЗНОКРАТ с таким ясным смыслом сегодня тоже не используется. Воруют деньги чемоданами, спортивными сумками,  диванами, багажниками автомобилей и даже самолётами и камазами, а слова для обозначения явления не используются. Обычно говорят о взятках, о бюджетных средствах, о присвоениях чего-то, но не о казнокрадстве.

Надо возвращать словам их исконный смысл и не заменять их эвфемизмами и заимствованиями с весьма туманным смыслом.

Снова обращаемся к словарю Владимира Даля:
КАЗНА ж. наличные деньги, особ. звонкая монета в количестве; || государевы или государственные суммы, богатства, доходы, имущества; || та часть огневых орудий, куда кладется заряд.
Крепко царство казною, казна (т. е. деньги) воюет, а сума горюет.
 У серого армяка казна толста, а синий армяк мот.
Казна с голоду не уморит, да и досыта не накормит.
Казны бойся. Казна первый обидчик.
С казною судиться, своим поступиться.
Казна миром живет, и мир казной.
Казна не убогая вдова: ее не оберешь.
Казначей, чиновник, служитель, заведующий деньгами, приходом и расходом, наличностью, истинником; казнохранитель. Казначейша жена казначея; мать-казначейша или казначея, монахиня, заведуюшая всем хозяйством, приходом и расходом обители. Казначеев, казначейшин, казначеин ему, ей принадлежщ. Казначейский, к казначею, должности его относящ. Казначейская, комната для денежного сундука или для подручной казны, равно для занятий казначея. Казначейство ср. присутственное место, заведывающее приходом, храненьем и расходом казны.
Казенный, принадлежщ. казне, правительству, государству; противопол. частный, владельческий, общинный, общественный.
Казенное добро на воде не тонет, в огне не горит.
Казенное добро страхом огорожено.
Казенное (или казна) на грех наводит.
Казенного не тронь.
Казенное страшно: подержал, да и за пазуху.
Дай на прокорм казенную корову, прокормлю и свое стадо.
Дай прокормить казенного воробья, без своего гуся и за стол не сядем!
 Казенная палата, место в губернии, заведующее сборами и казначействами.
Казенная часть стрельного орудия, задняя, затравочная, где казна, заряд.
Казенная печать, всякая печать присутственного места, под государственным гербом. 
Казнодей м. твер. человек оборотливый, трудолюбивый, наживающий и сберегающий.
Казнокрад м. кто окрадывает казну.
Казеннокоштный, содержимый на счет казны, состоящий на казенном содержании, иждивении, об учениках. Толковый словарь живого великорусского языка

Сегодня Россия живёт в западной системе финансовых отношений, а она очень несправедлива, опирается на двойные, тройные стандарты, на разные способы финансирования. Россию вгоняют в такую систему, чтобы она была сырьевым придатком Запада, чтобы не могла развивать сложное производство. Налог на добавленную стоимость на всех переделах вздувает цену конечной продукции и делает всё производство нерентабельным. Потому и сегодня предприятия закрываются, а малые города лишаются населения.

То, что прежде обозначалось понятием КАЗНА, сегодня заменяется словом БЮДЖЕТ и множеством других иноязычных слов с неясным  смыслом.

А слово КАЗНА имеет тот же корень, что и слова КАЗать, поКАЗывать, заКАЗ, наКАЗание, КАЗнить. Это то, что должно быть на виду у всех, под общим контролем, а не в диванах, не в оффшорах, не в ценных бумагах американского казначейства.