Глава 5. Сотворение мира. Год седьмой

Андрей Борисович Сапожников
Фарос и Листопада (роман).

Глава 5. Сотворение мира. Год седьмой.

Человек прощается с детством, как только осознаёт, что не в силах изменить мир.

=

Взрослые плохо прислушиваются к словам детей, посмеиваются. Зря: смеяться следует вовсе не над детьми. Ты, например, помнишь своё детство? Или юность? В подробностях. В деталях. Молчишь, как рыба?
Кстати, о рыбе. Тебе на рыбалку ходить приходилось? Приходилось… Тогда представь следующее: стоишь ты летним вечером на берегу реки с удочкой. «Клюёт» вообще никак. Ты наблюдаешь за расходящимися по воде кругами, заговариваешь вожделенную рыбу… Ага, клюнула! Судя по «нырнувшему» поплавку, попалось нечто весомое. Ты радостно дёргаешь удилище, но вместо крупной рыбы с крючка на тебя таращится какая-то глазастая, сопливая мелочь... Бесплодная рыбалка продолжается до вечера, пока до тебя окончательно не доходит: нет в этом водоёме «нормальной» рыбы - некому ловиться.
Попытки «выловить из памяти» хоть какую-то значимую подробность из детства вызывают в тебе раздражение? Всё правильно - как же иначе? Ты помнишь имена своих закадычных детсадовских друзей, без которых не мог и шагу ступить? Не помнишь. Имя воспитательницы тоже забыл? Да какие там имена - ты не помнишь, даже приблизительно, черты их лиц. Как насчёт первой оценки в школе - слабо? А цвет глаз самой клёвой девчонки в четвёртом классе?
Это ужасно! Несправедливо! Воспоминания уходят в небытие одно за другим, словно люди - близкие, дорогие, бесценные - а ты лишь бессильно разводишь руками. Если так пойдёт дело, лет через двадцать ты с лёгкостью забудешь добрую половину жизни; и в старости замучаешь себя вопросом «А был ли я молодым?».
Ты все-таки не согласен и хочешь что-то рассказать мне про своё детство? Но стоит ли утруждать себя? Ведь тебе не под силу вспомнить главное: о чём ты мечтал, на кого стремился походить, кого любил и кого ненавидел.
Вот мой совет: бросай дела, бери в руки тетрадь, блокнот или включай компьютер. И пиши, пиши… В противном случае изо дня в день ты совершаешь по отношению к себе, своим детям и внукам тяжкое преступление. Да-да, тяжкое: «потери» от него невосполнимы.
Но, кажется, я немного увлёкся. Поговорим о Лизе.
Время не стоит на месте - героине нашего романа уже шесть лет и семь месяцев. Любопытно, о чём она думает, о чём мечтает?

=

Самое важное.

Утром Лиза будит своих кукол, умывает их, расчёсывает им волосы и рассаживает за стол завтракать. Пока куклы едят кашу, девочка делится с ними секретами:
- Взрослые ходят в магазин, чтобы выбрать себе какую-нибудь игрушку. Среди игрушек есть любимые. Маме, например, нравится играть в «кухню», в «одежду»; папе - в «автомобиль», в «грибы», в «пилу и молоток»… Я люблю куклы, карандаши и книжки. Это справедливо: дети должны играть в детские игрушки, а взрослые - во взрослые.
Самые хорошие игрушки дарят друг другу в праздники. Интересно, что мне подарят, когда я стану совсем большой? Для начала хотелось бы иметь посуду, чтобы готовить на ней торты и мороженное. Ещё хочу швейную машинку, из которой выходили бы готовые брюки и платья. И настоящую детскую коляску… Стоп, самое важное забыла: чтобы коляска не стояла без дела, мне обязательно подарят настоящего ребёнка.

=

Почему женщины такие слабые.

- Спокойной ночи, Лиза.
Девочке не хочется оставаться одной:
- Не уходи, мам: я… я темноты боюсь.
- Просто закрой глаза и не открывай.
- А я с закрытыми глазами боюсь. Разве ты в жизни ничего не боялась?
Мама присаживается на краешек кровати, улыбается:
- Боялась. Но сейчас мне не страшно.
- Почему?
- А вот послушай:

Если в доме лопнул кран,
Нет машины с нами,
Всё поправит ВЕЛИКАН
С сильными руками.

Запылился потолок -
Сделает побелку.
Кашу мне доесть помог -
Целую тарелку!

У него большая ложка.
Я боюсь его немножко.

Но когда из дома выйду,
С ним, смеясь, бегу на горку.
И зубастому Трезорке
Он не даст меня в обиду.

Встанет утром рано-рано,
Мне положит две конфеты…
Как же так, друзья - поэты? -
Нет стихов про ВЕЛИКАНОВ!

- Я поняла, мама: когда тебе страшно, ты вспоминаешь о папе?
- Конечно, глупенькая. Спи.
- Постараюсь, мамочка. Спокойной ночи.
Щелчок выключателя - и в комнате всё мгновенно исчезает, погружаясь в чёрный мрак. Тишина. Лишь часы в углу повторяют: «Так, так...».
Спасительное одеяло тихонько ползёт вверх, накрывает с головой.
«ВЕДЬ ЗНАЮ: НЕТ В КОМНАТЕ НИКОГО, А ВСЁ РАВНО СТРАШНО. НУ ПОЧЕМУ Я РОДИЛАСЬ НЕ МУЖЧИНОЙ? СЕЙЧАС СПАЛА БЫ СЕБЕ СПОКОЙНЕНЬКО».
Лиза осторожно высовывается из-под одеяла - комната уже не такая страшная, глаза постепенно привыкают к «ничегоневидению».
«ИНТЕРЕСНО: ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ СМЕЛЬЧАКИ, А ЖЕНЩИНЫ НЕТ? НАВЕРНОЕ, ПОТОМУ ЧТО МУЖЧИНАМ ВСЁ ВРЕМЯ НАПОМИНАЮТ: «ТЫ САМЫЙ СМЕЛЫЙ» - И ОНИ С КАЖДЫМ ДНЁМ ВСЁ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ СМЕЛЕЮТ. А ЖЕНЩИНЕ ТАКОГО НИКОГДА НЕ СКАЖУТ. ВОТ И ПРЕВРАЩАЕМСЯ В БЕЗЗАЩИТНЫХ ДРОЖАЩИХ ТРУСИХ».
Девочка возмущена. Одеяло с подушкой откинуты в сторону. Лиза поворачивается на живот, подпирает голову руками и пытается рассмотреть окно соседнего дома.
Но неожиданно с улицы доносится скрип тормозов.
«И ЧТО ЭТО Я СЕГОДНЯ ТАК РАСХРАБРИЛАСЬ?»
Слышны голоса людей, лай собаки.
«ЕСЛИ МЫ СТАНЕМ СИЛЬНЫМИ И СМЕЛЫМИ, РАЗВЕ МУЖЧИНАМ ЗАХОЧЕТСЯ НАС ЗАЩИЩАТЬ? КОНЕЧНО, НЕТ. ПОЭТОМУ ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ХОТЯ БЫ НЕМНОЖЕЧКО СЛАБЫМИ».
Лиза находит подушку, натягивает одеяло по самый нос.
«ОЙ, КТО ТАМ В ТЁМНОМ УГЛУ ШЕВЕЛЬНУЛСЯ? КАК СТРАШНО… СЕЙЧАС Я ЗАКРОЮ ГЛАЗА И НЕ ОТКРОЮ, ПОКА НЕ УСНУ... НИЧЕГО, ЛИЗА, ПАПА РЯДОМ - ОН НЕ БРОСИТ, ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИДЁТ НА ПОМОЩЬ…»

=

Лиза завидует бабушке.

Здравствуй, бабушка Аня.
Так как я ещё не знаю букв, письмо за меня пишет старшая сестра моей подруги Кати.
С сегодняшнего дня я для себя твёрдо решила: жить интересно!
Сама посуди. Два года назад из животных я знала только соседскую кошку Нюрку и дворовую собаку без имени. Год назад, когда приезжала к тебе в деревню, познакомилась с курами, пчёлами и коровой.
А в этом году папа повёз нас в одно чудесное место со странным названием «заказник». В заказнике красиво, как в парке, но гораздо интереснее. Стволы деревьев огромные, мохнатые; они гораздо выше и толще, чем столбы возле дорог. А сколько разных запахов - целых сто штук!
Папа с мамой показали мне, как строят свой дом муравьи. Муравьи сластёны: когда я бросила им кусочек сахара, сбежалось полмуравейника.
Во время обеда мы увидели серого зайчишку - он сидел на поляне и, приложив уши, наблюдал за нами. Потом из-за кустов показалась лисья мордочка. Заметив лисицу, папа что-то крикнул - оба зверя разбежались в разные стороны. Вот и хорошо, иначе зайчишка достался бы лисе.
По пути заехали в гости к лесным коровам. Так местные жители называют лосей. Это тоже коровы, только они имеют большие рога, похожие на ветвистое дерево; и едят меньше, поэтому очень худые.
Люди построили для «лесных коров» целую ферму, подкармливают зверей, а взамен те дают людям очень полезное молоко. Меня долго уговаривали его попробовать, но я почему-то боялась. Потом зажмурилась и выпила. Зря боялась - молоко очень вкусное.
Я завидую маме и папе. Но особенно тебе, бабушка. Наверное, за пятьдесят восемь лет ты повидала многое. И если из года в год я узнаю столько нового, то представляю, какие необыкновенные, волшебные вещи ожидают меня впереди.
Как интересно жить!
До свиданья. Твоя Лиза.

=

Цирк да и только…

Меня зовут Лиза Журве.
Хочу сообщить замечательную новость: к нам приезжает цирк!
Вообще-то большого, настоящего круглого здания, как в Москве, в нашем городе нет: его ещё только-только начинают возводить. Строители обещают закончить через месяц; самое большее - через год или два.
Артисты у нас выступают редко, но когда приезжают, во дворе начинается праздник. Ещё бы нам не радоваться - циркачи развёртывают огромную палатку - «шапито» - недалеко от нашего дома. А самих артистов расселяют в гостинице - в двухэтажном деревянном домике напротив палатки.
- До чего же власти у нас «гостеприимны», - глядя на дом, качает головой папа. - Жильё артистам подобрали - ну прямо отель пятизвёздочный.
Почему только «пяти»? - думаю я про себя. - Самый что ни на есть звёздный отель - вон сколько «звёзд» приехало.
Читаю я не очень хорошо, но на цирковых афишах всё нарисовано. Вместе с обычными артистами: жонглёрами, клоунами, тиграми и медведями - приезжают …лилипуты.
Если вы не знаете, кто такие лилипуты, объясняю. Это люди, которые не умеют расти. Раньше я их жалела - ну разве приятно, когда на тебя смотрят как на ребёнка? Но сейчас я так не думаю. Если хотите знать почему, рассаживайтесь поудобнее и послушайте одну историю.
…В воскресенье мы втроём гостим у подруги: Кати Дудиной. Играем, смотрим телевизор. Вдруг звонит телефон на столе. Катина мама, тётя Маша, берёт трубку. Разговаривает долго. Потом кладёт трубку на место, смотрит на нас, почти шепчет:
- Вот что девочки, мне надо срочно отлучиться на час. Обязательно дождитесь меня. На кухню не ходить, вилки в розетки не совать. Договорились?
Когда мама уходит, Катя предлагает поиграть в «лилипутов». Правила простые: кто лучше изобразит лилипута, тот и побеждает.
Пользуясь отсутствием в доме тёти Маши, мы перемеряем кучу одежды, выбираем красивые шляпы, дамские сумочки, взбиваем себе волосы. При этом не отходим от зеркала… Но всё равно чего-то не хватает. Выход из ситуации находит Катя: она предлагает использовать мамину косметику. Мы кое-как красим губы, подводим ресницы, румяним щёки.
Но кто же из нас выиграл? Мы долго спорим, доказываем друг другу, но никто не уступает. Чтобы разрешить спор, Катя предлагает выйти во двор и спросить об этом у соседей.
Как назло, лавочка, на которой всегда сидят пенсионеры, сегодня пуста. Идём к другому дому.
- Девочки! Вы откуда взялись?
Оборачиваемся - перед нами солидная строгая тётя в очках. Смотрит внимательно, затем снимает свои очки, протирает платочком, снова смотрит.
- Мы лилипуты, - смело выступает вперёд Катя.
Услышав это, женщина чуть не прыгает от радости, достаёт телефон и кому-то говорит:
- Я их нашла… Приезжайте… Номер дома девяносто третий... За вознаграждением куда обращаться?
Почти сразу же приезжает машина с яркой мигающей лампочкой. Милиционеры помогают нам забраться в автомобиль, чтобы покатать по городу.
После того как нам показывают всё самое интересное, мы подъезжаем к трёхэтажному  дому - наверное, это милицейский штаб. Поднимаемся, заходим в кабинет.
Но мы не успеваем сказать и слова, как в кабинет входят ещё три девочки, и тоже с милиционером. Мы немного удивлены, но, кажется, милицейский начальник удивлён ещё больше: он встаёт изо стола, широко раскрывает глаза:
- Гулькин, ты кого мне привёз? А ну-ка, барышни, признавайтесь, кто из вас цирковые лилипуты.
- Мы! Мы! - слышится со всех сторон.
Дяденька начальник вынимает платок - ему жарко.
- Если кто-то из вас настоящий цирковой лилипут, пусть докажет.
Незнакомые девочки выстраивают акробатическую пирамиду. У нас же ничего не получается.
- Вот и разобрались, - смеётся мужчина. - Гулькин, доставить девочек туда, откуда взял. А вы, уважаемые граждане артисты, в следующий раз, если за город едите, берите с собой телефоны и документы. Понимаю, машина сломалась, опоздали к сроку, но зачем же своих коллег пугать и всю милицию на уши ставить?
Довольные, мы выходим из милицейского дома, а мимо нас проходят …ещё три девочки. Тоже напомаженные и напудренные.
- Бочков, и ты трёх привёз? - доносится вскоре из раскрытого окна. - Тут что: милиция или детский сад?! Отбой я сказал!!
Едва мы оказываемся дома, возвращается тётя Маша, Катина мама. Милиционер отводит её в сторонку. Тётя Маша всплёскивает руками, потом опускает голову, согласно кивает…
А через три дня мы в настоящем цирке, сидим на самом первом ряду. Друзья лилипуты сразу же нас узнают. Они встают друг на друга, смело прыгают вниз, крутятся, как волчки… Сказать им простое «спасибо» мы не можем, так как очень шумно, поэтому хлопаем в их честь что есть сил.
После представления зрители расходятся по домам и на все лады расхваливают маленьких артистов. Только я одна иду молча и ничего не говорю. Я думаю. И никак не могу понять, почему раньше мне было жаль лилипутов. Они такие ловкие, смелые, весёлые, счастливые.
Хочу быть лилипутом!

=

Лиза взрослеет.

…- А мы-то думали, ты уже не ребёнок, Лиза. Ужас! Вчера ты вышла погулять с подругами и пропала во дворе на целый день! А мы волнуйся за тебя, переживай... Когда взрослеть начнешь?
Это Лизина мама воспитывает дочь.
Мне кажется, никогда, вздыхает про себя девочка. Ей становится грустно, когда родители напоминают, что она всё ещё ребёнок. Но вслух говорит другое:
- Вот и разрешите мне подрасти - берите меня с собой в гости.
Родители иногда захаживают в семью папиного сослуживца Коробкова, но, к сожалению, дочку с собой никогда не берут.
- У нас там взрослые разговоры, - каждый раз извиняется перед уходом папа, - тебе их ещё рано слушать. К тому же у Коробкова ты заскучаешь.
- А дома без родителей не скучно? - протестует Лиза.
Вообще-то, кроме девочки в доме проживает ещё один квартирант: кот Мурлыка. Но с ним не поиграешь: весь день спит; а с заходом солнца норовит удрать на прогулку. Поэтому, чтобы дочка не скучала дома, мама звонит бабушке, просит прийти.
…Сегодня с самого утра мама подсела к телефону и стала набирать бабушкин номер. Выходит, Коробков, папин друг, снова пригласил всех в гости. Кроме Лизы, конечно.
Но на этот раз дозвониться маме удалось с большим трудом; да и то не до самой бабушки, а до её соседей: оказывается, бабушка, Анна Никитична, куда-то уехала.
После обеда родители заперлись в комнате, о чём-то долго шептались. Потом вышли и торжественно объявили:
- Завтра в гости к Коробкову ты поедешь с нами.
Дочка ликовала - наконец-то её признали взрослой! Но вида не подала и строго спросила:
- А какие интересные вещи есть у Коробкова?
Мама немного растерялась:
- Ты спрашиваешь об игрушках?
Лизу вопрос не застал врасплох:
- В гости ходят, не для того чтобы в игрушки играть - я уже не ребёнок. Я говорю о взрослых вещах.
На выручку маме пришёл папа:
- Есть у Коробкова интересные взрослые вещи. Но понравятся ли они тебе...
Едва войдя в незнакомую квартиру, Лиза в изумлении открыла рот: в коридоре росла крепкая извилистая ветка, на которой, словно на вешалке, примостились шапки, перчатки и шарфы.
- Скажите, пожалуйста, - деловито поинтересовалась девочка у хозяина квартиры, - из какого дерева вы сделали эту красивую вещь?
- А ты как думаешь? - улыбнулся Коробков.
- Я думаю, сосна. Недавно мы были в заказнике - сосны там точь-в-точь такие же.
- Нет, девушка моя, в данном случае это не дерево, а рога северного оленя. Знакомый эвенк когда-то подарил.
Из коридора все направились в гостиную. Со стен, обитых коврами, глядели золочёные ружья, длинные сверкающие ножи, узорчатые рожки…
- Вы охотник, но какой-то ненастоящий, - заключила Лиза, разглядывая всё это великолепие.
- Молодец: догадлива, - откликнулся хозяин. - Люди называют меня коллекционером. На самом деле я действительно охотник. В душе. Просто сейчас предпочитаю настоящему охотничьему ружью коллекционное.
Ещё несколько открытий ждало девочку в большой комнате. На столе, расправив крылья, застыла хищная птица с кривым клювом. В центре комнаты лежал бурый медведь. А прямо из кирпичной стены выставлялась голова животного, похожего на свинью, но с двумя большими зубами. Казалось, оно пыталось пролезть через стенную дыру, да застряло.
- Не бойся, - поспешил успокоить хозяин, - это экспонаты. Вот, к примеру, коршун - в жизни птица опасная, но у меня в доме её можно смело трогать руками.
- Я и не боюсь, так как коршун охотится на птиц.
- Откуда ты знаешь? - удивился Коробков.
- Мне дома про коршуна книгу читали - «Сказка о царе Салтане» называется. Там коршун чуть не заклевал царевну-лебедь… А это кто высунул голову через дыру в стене? Свинья?
- Почти. Это лесной родственник свиньи - кабан. В прошлом году познакомились мы с Вятским егерем. Приехал я к нему по делам, а он мне: «Пойдём кабана поищем, у меня лицензия - разрешение на охоту - имеется. Долго мы ходили по лесу, но всё же егерь выследил для меня здоровенного секача.
- Но ведь кабану, наверное, хотелось бегать по лесу, а не стоять тут в стене?
- Согласен. Но, к сожалению, численность зверей надо регулировать. А если регулировать не станешь, они расплодятся  - наступит бескормица, животных одолеют болезни.
- Понятно. Только мне кажется, что проще их накормить и прививки сделать... Скажите, как вы делаете экспонаты?
- Ну, во-первых, перед тем как начать работу, я раскрываю свой учебник, который называется «Магия таксидермии». А во-вторых, у меня есть особый, можно сказать, волшебный инструмент…
Лиза недоверчиво покосилась на хозяина, но ничего не сказала, а Коробков повернулся родителям девочки и тихо прошептал:
- Когда сюда приходят дети, они поначалу зверей очень боятся, плачут. Особенно девочки. Но ваша дочка из всех малышей, которых мне приходилось видеть, самая смелая. А самое удивительное, рассуждает абсолютно по-взрослому!
…На следующее утро родители проснулись в семь - для выходного дня довольно рано. Чтобы не разбудить дочь, встали и хотели было незаметно прошмыгуть на кухню, как вдруг им показалось, будто в детской комнате кто-то говорит. Папа с мамой на цыпочках подошли к двери. Прислушались.
- А я-то думала, ты уже не котёнок, - выговаривала Лиза Мурлыке. - Ужас! Вчера вечером ты вышел погулять и пропал во дворе до самого утра! А я волнуйся за него, переживай... Когда взрослеть начнешь?..
Девочка ненадолго замолчала, потом вновь заговорила с котом:
- Между прочим, вчера я ходила в гости к одному человеку - у него в квартире живут экспонаты. Ну, то есть, звери и птицы, которые выглядит, как живые, хотя на самом деле неживые. Хозяин меня даже спросил, не боюсь ли я. Вот ещё! Я же взрослая - мне бояться нельзя… Смотри у меня, гуляка, больше не приходи так поздно домой, а то отдам Коробкову… Ты чего дрожишь - испугался? Глупенький, я ж пошутила. Я уже не маленькая, наивная девочка, а вполне взрослая, всё понимаю. Мы - взрослые - никогда и никому не отдаём своих друзей. Особенно в руки злых колдунов, которые с помощью заклинаний из книжки делает так, что бедные зверушки застывают буквально на ходу..