Русская живопись первой трети 19 века

Елена Немирова 3
 
  Дорогие друзья, представляю вашему вниманию
  курс по истории русского искусства.
 
  "Русская живопись первой трети 19 века"
 
  Век девятнадцатый начинался  для России обнадеживающе.
  Государственный  переворот пресек мрачное  пятилетие
  павловского правления. Взошла заря "дней александровых",
  окрашенная  "в розовые  цвета либерализма".
  Русское  общество  вздохнуло свободно. Казалось, наступило
  время для  разрешения важнейших  проблем внутренней жизни-
  "святое  нетерпение тревожило умы" .( А.Н Герцен.)
  "Гроза 1812 года вызвала невиданный  патриотический подъем.
  "Чувство общей опасности сблизило между собой сословия.-
  писал  В.Г  Белинский.- пробудило начало гласности и публичности".
  Но начавшееся уже после  Тильзитского мира 1807  года реакционные
  изменения во внутренней и внешней  политике русского царизма
  закономерно привели к тому, что Россия ( особенно после Венского
  конгресса" становится " европейским жандармом", а реальным хозяином
  ее солдафон  Аракчеев, человек "без ума, без чувств, без  совести"
  ( А.С Пушкин).
  Необыкновенно  быстро созревшее за эти бурные годы  общественное
  сознание перешло от форм либеральной дворянской  оппозиции к  более
  решительным  формам  и методам  борьбы.
  С 1815 года, с начала " утверждения  деспотизма", возникают в России
  тайные  революционные  общества.
  Все  эти вольнолюбивые движения  не могли не найти отражение и в современном
  изобразительном  искусстве.
  В первой трети века ведущей  формой художественно- эстетического сознания
  явился  романтизм, естественно и непротиворечиво смыкавшийся с не потерявшими
  актуальности традициями сентиментализма просветительского классицизма.
  Это придало русскому искусству редкое  стилистическое  богатство,
  интенсивность и убедительность художественных  поисков и достижений,
  глубокое своеобразие индивидуальных проявлений. Неким " концентратом",
  высшим выражением такой универсальности, присущей русской  культуре этой
  эпохи, общечеловеческого значения ее творческих открытий  была поэзия
  Александра  Сергеевича  Пушкина. Знаменательно, что  и сама эпоха
  получила  название  " пушкинской".
  Первым  портретистом " пушкинской  эпохи" стал О. А Кипренский.
  "Как он умел  казаться  новым", как  чутко отражал изменяющуюся
  природу  души, психологию личности современника,- об  этом красноречиво
  говорят его  работы. Сверкающая  радуга его искусства-  от портретов
  мальчика А.А Челищева и Е. Давыдова, графической серии портретов
  участников войны 1812 года до портретов Е.С Авдулиной, А.С Пушкина,
  " Автопортрета в халате" - продемонстрировала диалектику романтического
  мировоззрения, когда идеал, мир мечты о совершенстве вселенной все
  сильнее отдалялся  от будничной действительности, становился исключительно
  уделом художественного  творчества.

  Крушение романтических иллюзий, центральным понятием  которых было
  понятие "свободы для человека  вообще", совпало с поражением  декабристского
  движения, программно- реакционной политикой  самодержавия.
  Родиной художников  становится  Италия: там творят  и умирают
  О.А  Кипренский, Сильв. Ф Щедрин, М.И Лебедев.
  В Италии надолго  остаются лучшие художники следующей  волны русского
  пенсионерства- К.П Брюллов и А.А  Иванов. Творческая  деятельность
  крупнейших  представителей русского неоклассицизма, посвятивших всю
  свою жизнь Академии художеств.- А. И Иванова, А.Е Егорова, В.И Шебуева-
  затухает, лишается  прогрессивного  значения, ограничивается  рамками
  историко- мифологической, религиозной  живописи.
  Наиболее плодотворных  результатов достигают  художники внеакадемической
  ориентации или вдалеке  от стен Академии.
  Причиной  тому  послужило общее похолодание общественного  климата, а также
  связанна с ним утрата Академией художеств, особенно в пору президентства
  А.Н Оленина демократических  традиций, широты просветительских воззрений
  на цели искусства, все большая формализация преподавательской  методики.
  К таким крупнейшим,  неофициальным по академической  принадлежности явлениям
  в русской  художественной  жизни того времени принадлежит искусство
  В.А  Тропинина и А, г Венецианова. Каждый  из них, отталкиваясь от наследия
  сентиментализма и по- своему  претворяя  романтические  новации, стремится
  к достижению той  гармонии, того синтеза идеала и реальности сущего и
  должного, чего  не могла достичь в  своем творчестве  романтики, что лишь
  декларировали классицисты.
  Первый  создает галерею портретов, в которых  поэтизация достигалась не на
  почве высоких духовных устремлений и чаяний  человеческой  души, а на почве
   буднично- реального социального и культурного бытия  личности.
  В портретах Булакова, П. М Васильева, К. Г Равича, А.С  Пушкина воспеваются
  новые  ценности:  артистического  досуга, свободного " неслужебного"
  развития  дарований, мира" единочувствующих" людей, охотно променявших
  мундир на  домашний  халат.
  ( Продолжение  следует.)