Реформирование - парадоксальная мысль, если помнить о предельном консерватизме христианства. Очевидно, что должны выть очень серьезные причины, чтобы произнести:
«Мы не можем общаться с народом с помощью Библии … Текст Писания придется отредактировать, даже если это … Ветхий Завет. В нем содержатся сюжеты, которые лучше не повторять».
Попробуем разобраться, о чем идет речь.
Оставим на время обсуждение нынешней значимости христианской религии, вспомним о её роли в недалеком прошлом. Вера в Бога БЫЛА утешителем человека, беззащитного перед силами природы и социальной несправедливостью. «Религия – опиум для народа» - точное определение значения Веры, если опиум понимать как болеутоляющее средство, а не способ превращения людей в наркоманов.
Развитие науки и технологий, медицины, доступность образования в новое и новейшее историческое время не только облегчили жизнь людей и защитили их от болезней и несправедливости, но и отняли у Бога прежнюю роль первого и единственного защитника. Это и есть первая причина утраты влияния Церкви.
Чтобы понять вторую причину проблем христианства, обратим внимание на фразу « В нем (т.е. Ветхом Завете) содержатся сюжеты, которые лучше не повторять». Она касается наделения Бога способностями совершать действия вопреки законам природы, а с этим не может согласиться образованный человек, живущий в мире, где все происходит в соответствии с ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ. В нашей жизни нет места ни сверхъестественным явлениям, ни чудесам, а отрицание этого есть обман и невежество.
Такие воззрения людей нашего времени нанесли серьезный удар по религии, поскольку она на протяжении всего времени своего господства прямо или косвенно убеждала свою паству в неограниченных способностях Бога, и даже Его способности на сверхъестественные акции. Но время младенческой наивности человечества и прошло, наступила пора научного восприятия мира. Вот она, вторая причина кризиса Веры: религиозные догмы противоречат опыту и знаниям современного человека.
Отметим для себя такой парадокс: взрослый человек не станет смеяться над наивными рассуждениями ребенка, а люди нашего времени, нисколько не стыдясь, критикуют и даже высмеивают древние взгляды давних событий. Это явно мешают понимать многие описанные в Библии события, но их мы обсудим позже.
Означает ли это окончание веры в существование Бога – могущественной Высшей Личности (так толкуется в словарях это слово)? Есть ли выход из этого логического тупика? Вот и виновницу этой ситуации Папа нашел: «Мы не можем общаться с народом с помощью Библии, которой две тысячи лет», «в Ветхом Завете содержатся сюжеты, которые лучше не повторять».
Эта мысль относится к самой древней части Библии - Пятикнижию Моисея. Именно эти книги и привнесли в наш мир образ Бога. Написаны они были три тысячи лет назад, а повествовали о еще более древних, XV века до нашей эры, событиях. Естественно, что они отражают события на основе наивного понимания происходившего, повторение которых в наше время и обеспечивает вывод о якобы "недостоверности и мифологичности" Библии. И вывод Понтифик сделал: Текст Писания придется отредактировать.
Оба названных фактора явно продолжат расширять своё влияние на людей, а это грозит продолжением существующей тенденции снижения и числа верующих, и утратой католичеством какой либо роли в жизни человечества. Начавшаяся на рубеже XX и ХХI веков в странах Старого Света дехристианизация (о ней мы поговорим позже), грозит уже через два – три поколения (сорок – пятьдесят лет!) Риму катастрофой. Именно это заставило действовать (или готовиться к будущим действиям) даже чрезвычайно консервативный Ватикан.
Полностью соглашаясь с названными проблемами, я сомневаюсь в обоснованности вывода о редактировании текстов.Ветхий Завет - это исторический документ, который неоднократно и переводился, и переписывался, и это дает право вносить изменения, но только на основании появившихся более древних текстов. А редактирование текста – это творческая переработка с целью сделать содержание произведения понятным b удобным для читателя. Но Библия не тот документ, который допустимо творчески обрабатывать, поскольку это превратит её в «новодел», и лишит права считаться историческим документом.
А вот многократные переводы и переписывания Библии, порождавшие неумышленные ошибки и даже искажения первичных текстов, допускают необходимость возвращения книгам изначального, «авторского» смысла. И осуществлять восстановление древнейших текстов необходимо в научных, а не богословских целях.Но надо и помнить, что Библия не только исторический документ, но и основа Веры сотен миллионов человек.
Я вспоминаю судьбу «воинствующего безбожника» Емельяна Ярославского с его книгой «Библия для верующих и неверующих», где в недопустимом тоне и уничижительной форме раскрывается «ненаучность» Библии. Конец его жизни был печальным. Умирая в муках (болел раком), он просил своего друга И.Сталина: «Сожги все мои книги!». Впрочем, многие выдающиеся личности – прижизненные атеисты - перед отходом в вечность осознавали необходимость пересмотра своих взглядов…
Есть ли возможность вернуть библейским сюжетам реальность, а христианству утраченное значение и без «редактирования» сюжетов Библии? Об этом - далее.