1. 2. Признаки кризиса христианства

Николай Ткаченко-Перекопский
            Реформирование - парадоксальная мысль, если помнить о предельном консерватизме христианства.  Очевидно, что должны выть очень серьезные причины, чтобы произнести:
  «Мы не можем общаться с народом с помощью Библии … Текст Писания придется отредактировать, даже если это … Ветхий Завет. В нем содержатся сюжеты,  которые лучше не повторять».
             Попробуем разобраться,  о чем идет речь.
Оставим на время  обсуждение нынешней  значимости христианской религии, вспомним о  её роли в недалеком прошлом.   Вера в Бога БЫЛА  утешителем  человека,  беззащитного  перед силами природы  и  социальной несправедливостью. «Религия – опиум для народа» -  точное  определение  значения Веры, если  опиум  понимать как  болеутоляющее средство, а не способ  превращения людей в  наркоманов.

             Развитие науки и технологий, медицины, доступность  образования   в новое и новейшее  историческое время  не только облегчили жизнь людей и  защитили их  от болезней и несправедливости, но и  отняли  у Бога  прежнюю роль первого и единственного  защитника.  Это и есть первая причина утраты влияния Церкви.

            Чтобы понять  вторую  причину  проблем христианства,  обратим внимание на фразу « В нем  (т.е. Ветхом Завете) содержатся сюжеты, которые лучше не повторять». Она касается    наделения Бога  способностями совершать    действия вопреки  законам природы,  а с этим не может согласиться  образованный человек, живущий в мире, где все  происходит в соответствии с ЗАКОНАМИ ПРИРОДЫ.  В нашей жизни  нет места ни сверхъестественным явлениям, ни чудесам, а  отрицание этого  есть обман и невежество.

            Такие воззрения людей нашего времени нанесли серьезный удар по  религии, поскольку она на протяжении всего времени своего господства прямо или косвенно убеждала свою паству в неограниченных способностях Бога, и даже Его способности на сверхъестественные акции.  Но время  младенческой  наивности человечества и прошло, наступила  пора  научного  восприятия мира.  Вот она, вторая причина кризиса Веры:   религиозные догмы  противоречат опыту и знаниям современного человека.

             Отметим для себя такой   парадокс:  взрослый человек не станет смеяться над  наивными рассуждениями  ребенка, а люди нашего времени, нисколько не стыдясь, критикуют и даже высмеивают  древние взгляды  давних  событий. Это  явно  мешают   понимать  многие описанные в Библии  события, но их мы обсудим  позже.

             Означает ли это  окончание  веры в существование  Бога – могущественной Высшей Личности (так толкуется  в словарях это слово)?  Есть ли выход из этого  логического тупика?   Вот и   виновницу  этой ситуации Папа нашел: «Мы не можем общаться с народом с помощью Библии, которой две тысячи лет», «в Ветхом Завете  содержатся сюжеты, которые лучше не повторять».

           Эта мысль относится к  самой  древней  части Библии  - Пятикнижию Моисея. Именно эти книги и  привнесли в наш мир  образ Бога. Написаны они были три тысячи лет назад, а повествовали о еще более древних, XV века до нашей эры, событиях. Естественно, что они   отражают события на основе  наивного понимания происходившего,   повторение которых  в наше время  и обеспечивает вывод о якобы  "недостоверности  и мифологичности"  Библии. И вывод Понтифик сделал:  Текст Писания придется отредактировать.

            Оба названных фактора  явно продолжат расширять своё влияние на людей, а это грозит  продолжением существующей тенденции  снижения и числа верующих, и  утратой  католичеством   какой либо роли в жизни человечества.  Начавшаяся  на рубеже XX и ХХI веков в странах  Старого Света дехристианизация (о ней мы поговорим позже), грозит   уже через два – три поколения (сорок – пятьдесят лет!) Риму катастрофой. Именно это заставило действовать (или готовиться к будущим действиям) даже чрезвычайно консервативный Ватикан.

             Полностью  соглашаясь с  названными проблемами, я  сомневаюсь в обоснованности   вывода  о редактировании текстов.Ветхий Завет - это исторический документ, который  неоднократно и  переводился, и переписывался, и это дает право  вносить изменения, но только на основании появившихся более древних текстов.  А редактирование текста – это творческая переработка с целью сделать  содержание произведения  понятным b  удобным для читателя. Но  Библия не тот документ, который  допустимо  творчески   обрабатывать,  поскольку  это превратит  её  в  «новодел», и лишит  права считаться  историческим  документом.

             А вот    многократные  переводы и  переписывания Библии,   порождавшие неумышленные   ошибки и даже искажения первичных  текстов,  допускают необходимость  возвращения  книгам изначального, «авторского» смысла. И осуществлять восстановление древнейших текстов необходимо в научных, а не  богословских целях.Но надо и помнить,  что Библия не только  исторический документ, но  и  основа  Веры сотен миллионов человек.

             Я вспоминаю судьбу  «воинствующего безбожника» Емельяна Ярославского с его книгой «Библия для  верующих и неверующих», где  в недопустимом тоне  и уничижительной форме раскрывается  «ненаучность»  Библии. Конец его жизни был печальным.   Умирая в муках (болел раком),   он просил  своего друга И.Сталина: «Сожги все   мои книги!». Впрочем,  многие  выдающиеся  личности – прижизненные атеисты -  перед отходом в вечность  осознавали необходимость  пересмотра  своих  взглядов…
 
            Есть ли возможность  вернуть  библейским сюжетам  реальность, а   христианству  утраченное значение и   без  «редактирования»   сюжетов Библии? Об этом - далее.