Трагедия

Виктор Балдоржиев
Однажды меня попросили выступить в старшем классе сельской школы. Для меня такие выступления всегда были занятием утомительным и немного постыдным: придётся говорить о литературе, литераторах и, самое ужасное, о себе (!), истории, где всё вымысел и расчёт авторов на какую-то собственную, никому ненужную, значимость, а то и исполнение партийного или социального заказа.

Зайдя в скучный класс с плакатами по стенам и увидев скучные глаза учеников, я неожиданно воспламенился весёлой злостью, забыл о предполагаемой по умолчанию теме и, сосредоточив внимание на слушателях, начал рассказывать об истории Вселенной, Земли, Большом Взрыве, протонах, нейтронах, изотопах, эволюции, происхождении жизни, человека, делясь своими скудными сведениями, вернее их верхушками, в разных областях естествознания. Но куда денешь процессы воображения и представления, которые и довели меня до некоего социального статуса?
 
Прозвенел звонок на перемену, но я продолжал говорить о том, что всё в этом мире, включая слушателей, меня, учителей вместе с директором, окна класса, парты, книги, глобус, указку, муху, корову и траву за окном, далёкие планеты и звёзды – буквально всё состоит из одних и тех же химических элементов.
 
Возможно, в некоторых местах я ошибался, был неправ, где-то перегибал, о многом не знал, не мог знать и не знаю, но ребята слушали меня, затаив дыхание, не пропуская ни одного слова и жеста, не сводя с меня оживлённых глаз. Они, эти глаза, говорили – ещё, ещё. Ещё – правды и логического, понятного, объяснения! И я старался говорить простыми и не научными словами о великой и таинственной эволюции, где нет и не может быть места никакой религии, никакому вымыслу человека, о том, что жизнь прекрасна и бесконечна в своих формах, а содержание их определено не человеком. И нет в мире кого-либо или чего-либо, что было бы выше, ниже, лучше, хуже, красивее или уродливее другого. Всё - уникум. Но возможности у всех людей одинаковы. Ведь мы состоим из одних и тех же элементов.

Неужели можно поверить в сказки о том, что какие-то девочки-подростки всего пять или две тысячи лет тому назад непорочно зачинали и рожали бессмертные существа, которые правят миром, когда буквально всё стремится к саморазрушению и преобразованию, а чудо эволюции продолжается 14 миллиардов лет? Но результаты этих выдумок таковы, что люди, вместо того, чтобы благополучно жить, развиваться и открывать миры, втянуты в нелепую вражду и продолжают убивать друг друга. Значит, эти выдумки нужны только тем, кто их придумывает и тысячелетиями морочат головы остальным ради присвоения материальных благ, принадлежащих всем людям. На новых храмах разных культов следовало бы сразу писать «Мы открылись!».
Все проповедники, пропагандисты, а также их подручные, на всех уровнях и в любых сферах - всегда лжецы, вещающие вымыслы. Они сами знают, что врут. Верят им - только слушающие и читающие их проповеди и пропаганды. Но разве лжец может верить в собственную ложь? Человек будет врать и верить, что говорит правду?
Каковы же упущенные возможности человечества, кто их считал?
Снимите с глаз шоры вымыслов, которые одели на вас разные авторы. Жизнь без них прекрасна, она познаваема и вся для вас... Вера слепа, а потому по-настоящему верующий человек - это неграмотный человек, а разумеющий грамоту - уже неверующий, ибо всякое знание - это уже сомнение. Так зачем врать самим себе и окружающим? Кому от этого лучше?

Снова прозвенел звонок. В класс вошла другая учительница, пора было начинать другой урок. А глаза ребят смотрели на меня и ждали продолжения. Но я иссяк...

Они, эти глаза, и теперь преследуют меня. Будто ждут продолжения. И я знаю, что им никто, никогда, ничего, ни о чём не говорил. Впрочем, как и мне, моим современникам. Никто на них (и на нас) не сосредоточил, не сфокусировал, внимания, которое только и пробуждает дремлющую материю, даёт толчок к развитию. Не потому, что взрослые не умеют или не хотят, а потому, что им нечего рассказывать. А воспитание на выдумках и фетишах – шаблон, уловка жрецов всех мастей, переходящая впоследствии в трагедию.
В трагедию человека, его окружения и места его обитания, которое он уничтожает...