Непонятное чувство бытия

Владимир Швец 3
      



               

      



                НЕПОНЯТНОЕ

                ЧУВСТВО  БЫТИЯ




  Наступила ночь, когда Пушистый сидел около большого пространства воды и смотрел наверх. Наверху было гораздо темнее, там были какие-то светящиеся точки. Они виднелись всё отчётливей и отчётливей.
  Пушистый услышал, как кто-то прокашлялся. Он испуганно повернулся на звук.
 - Не бойся, это всего лишь я, - сказал тот, кто прокашлялся.
  Пушистый увидел Незнакомца. Он был очень большой. Больше, чем Мама. В Незнакомце поместилось бы тридцать таких, как Пушистый.
 - А кто ты? – не понял Пушистый.
  Незнакомец ответил честным голосом:
 - Не знаю.
  Пушистый удивился:
 - Как можно не знать самого себя?
 - Обычно. Я, понимаешь ли, в течении всей своей жизни не раз задавал себе вопрос, кто я такой. И не нашёл верного ответа.
 - Странно.
 - Чего тут странного? Может, ты знаешь, кто ты сам такой?
 - Я – Пушистый.
 - Очень приятно. Рад знакомству. Но это твоё имя. А кто ты по существу?
 - …м-м… - задумался Пушистый. – Я – живое существо.
 - Я, значит, не живое существо?
 - Живое.
 - Но мы же разные. Посмотри на себя, а потом на меня.
 - Я знаю, что, кроме нас, есть ещё живые существа. И они тоже разные.
 - Вот. Все мы живые. Все мы разные. Но кто мы такие в отдельности?
 - …м-м… не знаю.
 - Вот и я не знаю, кто я такой.
  Пушистый внимательно присмотрелся к Незнакомцу. Незнакомец говорил, как умный. Наверное, он знает ответы на многие вопросы, которые ещё только придут в голову Пушистому в будущем.
 - А почему мы разные? – спросил Пушистый.
  Незнакомец сыронизировал:
 - Чтобы мы не поняли, кто мы такие.
  Пушистый вздохнул:
 - Жалко.
  Он увидел около себя кусочек пищи и оторвал его от земли своим ртом. Проглотил. Потом поднял глаза наверх.
  Незнакомец зевнул. Боковым зрением Пушистый увидел, какие у Незнакомца большие зубы. Интересно, что он кушает, подумал Пушистый.
 - Любуешься? – осведомился Незнакомец. Он тоже поднял глаза наверх.
 - Думаю.
  Незнакомец издал почему-то короткий смешок.
 - О чём же?
 - Интересно, верх твёрдый или мягкий?
 - А, может, его нету?
 - Кого?
 - Верха.
 - А что там тогда есть?
 - Ну, допустим, пустота.
  Пушистый подумал, почему это ему самому в голову не пришло.
 - А что это за светящиеся точки?
 - Просто точки.
 - А белый полукруг?
 - Не знаю. Мне это не интересно.
 - А мне думается, что знать это интересно.
 - Думаешь? Представь, что эти точки и белый полукруг смотрят на нас сверху вниз, так же, как мы на них снизу вверх, и думают: “А кто это вон те двое?”
 - Что ты имеешь ввиду?
 - Я имею в виду, что толку нет от этих мыслей. Ты внизу, они наверху. Вот и всё.
  Пушистый опустил глаза и стал смотреть на воду.
 - Ты умеешь плавать? –спросил он.
   Незнакомец отрицательно помотал головой:
  - Нет.
  - А я немного умею. Мама хорошо плавает по воде. Она ещё и летать наверху умеет. Говорит, что пройдёт, какое-то время, и я тоже смогу летать. А ты летаешь?
 - Нет.
 - Почему?
 - У меня другие руки, чем у тебя. Они не приспособлены, чтобы летать.
 - Неужели тебе не хочется научиться летать?
 - Зачем? Мне хватает и того, что я передвигаюсь по земле.
  Пушистый вздохнул:
 - Но так же скучно.
 - А ты знаешь, кто такие БОГИ?
 - Нет. Первый раз слышу.
 - БОГИ умеют летать наверху. И гораздо выше, чем твоя Мама, выше, чем научишься ты. И не только выше, но и очень быстро. БОГИ могут плавать по воде. Лучше, чем твоя Мама. И быстрее её. И не только по воде, но и под водой. БОГИ умеют добираться до самого дна подводной глуби. БОГИ могут передвигаться по земле. Во много раз быстрее и лучше, чем я. И не только по земле, Но и под землёй.
  Пушистый так поразился услышанному, что даже открыл рот.
 - Они что, всё умеют?
  Не знакомец кивнул:
 - БОГИ могут всё. Понимаешь? И вот, при всём этом им СКУЧНО.
 - Как же так? Не может быть!
 - Поверь мне. БОГИ овладели землёй, водой и верхом, но им скучно.
  Пушистый попытался представить себе этих БОГОВ. У него это получилось с трудом.
 - А они большие?
 - Кто они? – Незнакомец, видно, уже подзабыл, о чём недавно была речь.
 - БОГИ.
 - Большие.
 - Больше, чем ты?
 - Во много раз больше.
 - Ты их видел?
 - Да.
 - А сколько у них рук?
 - Две.
 - А сколько ног?
 - Тоже две.
 - А…
 - И голова у них одна.
 - Странно…
 - Чего тут странного?
 - Мне думается, раз они могут всё, то у них должны быть ещё какие-нибудь части тела.
  Вместо ответа Незнакомец почему-то засмеялся.
 - Меня удивляет, почему ты смеешься, - произнёс Пушистый.
 - А меня удивляет твоя наивность. Ты лучше подумай, почему тебе в голову приходят такие вопросы.
  Пушистый поразмыслил. Минуты две. Потом сказал:
 - Я не знаю.
 - Другого ответа, признаться, я и не ждал.
 - А почему мне приходят в голову такие вопросы?
 - От непонимания.
  Пушистый поёжился. Что-то стало холодать.
 - А ты мне поможешь понять? – спросил он.
  Незнакомец обнажил свои большие зубы в улыбке:
 - Разумеется. Приходи завтра сюда в то же самое время. Поговорим о том, о сём.
 - Это хорошо. Здорово!. А то у меня совсем нету друзей. Говорить не с кем.
 - Ты один у Мамы?
 - Нет. Есть ещё брат. Но он считает, что я не дорос до серьёзных бесед.
  Незнакомец хмыкнул.
 - Гм… - произнёс он. – А он, значит, уже дорос?
 - Не знаю. Он ведь старше меня.
 - Вот оно как… - задумчиво почему-то проговорил Незнакомец.
  Пушистый помолчал некоторое время, потом сказал:
 - Ладно. Пойду домой. А то Мама будет волноваться.
 - Правильно, - одобрил Незнакомец. – Иди. Маму не надо волновать.
 - До свидание.
  Незнакомец молча махнул рукой.
  Пушистый пошёл домой.


  Дома Пушистый поинтересовался у Мамы:
 - Правда, что на свете есть БОГИ?
  Мама изумилась:
 - Боги? Кто это?
 - БОГИ, которые могут всё. Летать, плавать и забираться под землю.
 - Ну… Не знаю. Может, и есть такие БОГИ. А, может, и нету их. Откуда тебе приходят такие мысли?
  Пушистый мог поведать Маме о Незнакомце, но делать этого не стал. Мама была против всяких знакомств. Ещё могла и поругать Пушистого за то, что он болтает со всяким первым встречным. А потом и запретить дружить с Незнакомцем. Для мамы мир делился на её семью и Врагов. Пушистый уже знал, кто такие Враги. Это большие чёрные злодеи, которые летают наверху и ждут удобного момента, когда дома не будет Мамы, чтобы утащить Пушистого и его Брата.
  Перед сном Пушистый спросил Брата:
 - А ты знаешь, кто такие БОГИ?
  Брату хотелось спать. Поэтому он ответил раздражительным тоном:
 - Нет.
  Пушистый рассказал про БОГОВ.
 - Чушь, - убеждённо заявил Брат.
  Пушистый даже опешил от неожиданности:
 - Почему?
 - Думаешь, мне охота выслушивать твои бредни?
 - Это не бредни. Я знаю, что они существуют.
 - Разумеется. Существуют. В твоей дурацкой башке.
 - Ты, наверное, веришь только тому, что можешь увидеть своими глазами.
 - Отнюдь. Я просто не забиваю голову всякой ерундой.
 - Откуда ты взял, что это ерунда?
 - От верблюда! – разозлился Брат. – Мне надоело слушать твои басни. Ты никогда в жизни ничего не добьёшься, если будешь продолжать фантазировать.
 - Зачем?
  Брат не понял:
 - Чего зачем?
 - Зачем чего-то добиваться в жизни?
  Брат поразмыслил. Он почесал ногой затылок, потерял равновесие и грохнулся. Рассердился окончательно:
 - Что за глупые у тебя вопросы! Давай спи! А то получишь по шее!


  Поздним вечером Пушистый пришёл на вчерашнее место. Сел на землю и стал смотреть наверх, на светящиеся точки. Незнакомец появился спустя несколько минут. Так же, как и вчера, бесшумно и внезапно.
 - Привет, - поздоровался Пушистый. – Ты меня опять напугал.
 - Что ж ты такой пугливый-то, а? – ухмыльнулся Незнакомец.
 - Я вчера дома рассказал своим про БОГОВ. Мама не знает про них. Брат мне не поверил. Он сказал, что я их выдумал.
 - Ты думаешь, что правда – это то, во что все верят скопом?
 - Значит, не всем дано знать правду?
 - Не всем дано даже попытаться найти её.
 - Почему?
 - Кому-то лень. У кого-то другие жизненные ценности, чем правда. Кто-то вообще не верит в её существование. Кто-то просто глуп от природы.
 - Брат сказал, что я ничего в жизни не добьюсь.
 - А он, значит, считает, что сам чего-нибудь добьётся в жизни?
 - Наверное.
  Незнакомец рассмеялся.
 - Ты мог бы сказать ему, что на его пути может встретиться одно значительное препятствие.
 - Что за препятствие?
 - СМЕРТЬ. Эта мадам способна разрушить все его великие планы на жизнь. Представь, что Брат помрёт на полпути к своей цели? Вот будет ему обидно!
  Незнакомец опять засмеялся.
 - Это значит, что ничего в жизни не стоит добиваться?
 - Почему? Просто ты мог поспорить с Братом и привести в качестве аргумента СМЕРТЬ. А ты вот не сообразил.
  Пушистый подумал: “почему мне это в голову не пришло вчера?… Я мало, что знаю про СМЕРТЬ…”.
  Пушистый поинтересовался у Незнакомца, который в это время зевнул:
 - Как ты думаешь, чего надо добиваться в жизни?
 - Ты лучше спроси, зачем существует цель.
 - Мне кажется, целей много. Цель начинает присутствовать сразу после рождения.
 - Хочешь сказать, что ты родился для какой-то цели?
 - …
 - А вдруг ты – результат совсем иных действий?
  Пушистый внимательно посмотрел на Незнакомца и сказал:
 - Мне кажется, что ты немного озлоблен.
 - Удивительно. Почему?
 - Я не знаю. Наверное, так сложилась твоя жизнь.
 - Может, ты и прав. Всё самое главное в нашей жизни зависит от того, как сложится эта самая жизнь. А есть цель или нет её – тоже зависит от того, как сложится жизнь.
 - У тебя есть дом?
 - Нет.
 - А семья?
 - Нет.
 - А друзья? Знакомые? Близкие?
  Незнакомец загадочно прищурился:
 - Тоже нет.
 - Мне думается, ты одинок. От этого ты и озлоблен.
 - Уверен?
 - Знаешь что? – осенило Пушистого. – Мне в голову одна мысль пришла. Хочешь, я приведу тебя к своим?
 - Я не против. Но зачем тебе это?
 - Это не мне надо. А тебе. Может, ты будешь по-другому смотреть на жизнь, если начнёшь общаться со всеми.
 - Давай попробуем. Интересная мысль.
 - Идём.

  Пушистый повёл Незнакомца в свой дом. По дороге он спросил:
 - А почему у тебя нет дома?
 - Понимаешь, я привык обзаводиться только такими вещами, которые можно унести и перемещать с собой.
 - Разве есть такие вещи? – поразился Пушистый.
 - Представь себе, что – да, есть. Например, моя жизнь. Она всегда со мной. Или то, что у меня здесь, - Незнакомец ткнул рукой на свою голову. – Тоже нигде не оставляю.
  Пушистый понял, что он имеет ввиду свои мозги.
 - А у тебя была Мама?
 - Да.
 - А Брат?
 - Да.
 - Где они теперь?
 - Нигде.
 - Как это?
 - Их убили БОГИ.
 - Зачем???
 - Думаешь, стоило их спросить? – сыронизировал Незнакомец. – Мне тогда показалось верным бежать от них без оглядки, чтобы они и меня не успели убить.
 - Странно… я думал, что БОГИ хорошие…
 - А ты уверен, что разбираешься, где хорошо, а где плохо?
 - Ты что, одобряешь факт убийства своих родных?
 - Нет. Для меня это плохо. А вот для БОГОВ, может, это хорошо.
 - Мне думается, что природа Добра и Зла не меняется. Она одна и та же.
 - Верно. Но это называется идеализмом.
 - Ты сказал это иронично. По-твоему, плохо быть идеалистом?
 - Как правило, все идеалы хороши в теоретическом виде. На практике им грош цена.
 - Почему?
 - Возводя что-либо в качестве идеала, мы забываем о том, что наше знание о жизни не абсолютно. В том числе и знание, и понимание природа Добра и Зла.
 - Значит, мы должны обладать абсолютным знанием?
 - Необязательно. У нас есть ещё чувства и ощущения. Душа есть, понимаешь?
 - Но чувства и ощущения тоже можно обострить или притупить.
 - Правильно. Поэтому никогда не меняйся, как бы не сложилась в дальнейшем твоя жизнь. Не изменяй самому себе в угоду нашему банальному быту.
  Они дошли до дома.
 - Приготовься, - сказал Пушистый Незнакомцу. – Сейчас я тебя познакомлю со своими.
 - Горю желанием, - пошутил Незнакомец.
  И они вошли в дом.

  Как Мама только увидела Незнакомца, она в ужасе расширила свои глаза. Пушистый удивился тому, как она прореагировала на появление Незнакомца. Мама тревожно захлопала руками, пытаясь, вероятно, взлететь, но Незнакомец оказался быстрее её. Он кинулся к Маме и схватил её своим ртом за шею. Пушистый увидел кровь. Брат закричал и хотел было удрать, но Незнакомец так ударил его своей рукой, что Брат мгновенно обмяк и повалился на пол. Пушистый бросился вон из дома.
  Пушистый мчался прочь от дома, как можно быстрее. Он нёсся в темноте, плохо видел, спотыкался и падал на землю. Ему было жутко страшно. Он ещё никак не мог поверить в случившийся кошмар. Мыслей было так много в голове, но они метались и не хотели складываться по порядку. Пушистый достиг до самой воды и замер. Он отдышался и подумал, что неплохо бы залезть в воду и на безопасное расстояние отплыть от земли. Он вспомнил, что Незнакомец не умеет плавать. Пушистый так и сделал.
  Отплыв от земли, он стал размышлять. “Он обманул меня… Он вошёл в доверие и я сам привёл его в свой дом. Ему даже не понадобилось просить меня об этом… Но зачем он убил Маму и Брата? И почему не тронул меня? Может, потому, что не успел?…”.
  Прошёл целый час и Пушистый увидел Незнакомца. Он приблизился к воде и начал пить её. Утолив жажду, он облизнулся и усмехнулся:
 - Чего ты так далеко-то заплыл? Не ровен час – ко дну пойдёшь.
 - Зачем ты сделал это?
 - Затем, что я хотел кушать. Я был голоден. Что тут плохого?
 - Но вокруг много еды. Сколько хочешь. Ты просто убийца!
 - Полегче, дурак. Или ты в самом деле возомнил себя профессионалом по определению Добра и Зла? Знай, что не все питаются тем, что годится в пищу тебе. Я, например, питаюсь такими, как ты. Добро и Зло тут не причём.
 - Мама говорила, что я должен бояться Врагов. Но они не похожи на тебя.
 - Значит, Мама тебе не всё сказала. Сама виновата.
 - Хорошо. Ты не убийца. Ты лгун и обманщик.
 - Это почему же?
 - Ты обманул меня!
 - Я? Когда это я обманывал тебя? Если мне не изменяет память, ты сам привёл меня в дом.
 - Я просто не знал, кто ты такой.
 - По-твоему, я должен сначала говорить пище, что буду есть её, а потом, если пища согласится на это, взяться за неё? Не смеши меня. При таком раскладе дел, я бы давно умер от голода. Или ты готов оспаривать и это?
 - Я с тобой вообще больше не хочу говорить.
 - Пожалуйста. Будто я удавлюсь, если я лишусь твоего общества.
  Незнакомец ещё раз приложился к воде, а потом убрался восвояси. Но для безопасности Пушистый решил провести ночь на воде.


  Он уже не почувствует заботливую руку Мамы, которая приносила тепло и содержала в себе ласку. У него нету места, куда можно прийти и сказать, что этой мой дом. Он сам теперь должен заботиться о себе и думать о том, как быть дальше. Некому ибо больше за ним следить. Некому ибо больше оберегать его от всяких напастей и опасностей. Он остался в этом сером мире один.
На поиски нового жилья у него ушло несколько дней. Наконец он нашёл дыру в земле прямо около воды. В дыре можно было спрятаться от тех, кто опасен и размерами больше, чем он. В дыре можно ночевать. В дыре можно отдыхать и размышлять. Настоящее убежище для тела и духа.


  Как-то раз Пушистый лакомился кусочками еды. Внезапно он услышал шум и посмотрел наверх. На него кто-то пикировал большой и чёрный. Немедленно Пушистый бросился к дыре, залез в неё и забился в самый дальний угол. И сделал это вовремя. Враг мгновением позже стремительно опустился на землю, но его когти схватили только пустоту, а не Пушистого.
  Разумеется, залезть в дыру Враг не смог. Он просунул в дыру свой большой рот и попытался достать им Пушистого. Но расстояние до жертвы было не совсем таким, чтобы было возможно до неё добраться. Поэтому Враг высунул свой рот обратно и заглянул в дыру своим глазом. Этим глазом он стар рассматривать Пушистого. Минуты две продолжалось это занятие, потом Враг посоветовал:
 - Вылезай. Всё равно достану.
  По его тону Пушистый понял, что “всё равно” это никак не случится. Вследствие этого Пушистый успокоился и ответил:
 - Да? Руки коротки.
 - А ты подойди поближе.
 - Спасибо. Меня устраивает дистанция между нами.
  Враг притворился обиженным:
 - Так нечестно. Этак любой может спрятаться подальше и грубить, сколько влезет.
 - А, по-твоему, честно нападать исподтишка?
 - А я напал не исподтишка.
 - А как же?
 - Сверху.
 - Какая разница? Я же не видел тебя.
 - Если хочешь знать, то я вовсе и не думал на тебя нападать.
 - Ну-ну, самопроизвольно получилось. Верно?
 - Да нет. Я просто хотел с тобой пообщаться. В нашем мире царят одиночество и непонимание. Меня эти беды тоже не обошли. Я увидел тебя и решил просто побеседовать. Я подумал, что ты тоже одинок и не прочь с кем-либо одиноким таким же поговорить. Вот я и спустился на землю. А ты, дурак, зачем испугался?
 - Да всякое бывает.
 - Зря. Ты же тоже одинок.
 - Одинок.
 - И, по-моему, совсем не против пообщаться?
 - Совсем не против.
 - Тогда давай поболтаем.
 - Давай. Говори. Я слушаю.
  Враг поцокал языком. Он попенял:
 - Разве культурно общаться таким вот образом?
 - Каким образом?
 - А вот таким. Забился, чёрт его знает куда. Тебя-то и не очень хорошо слышно. Лучше вылезь. Поговорим по нормальному, по культурному.
 - А, по-моему, так культурно.
 - Ты уверен?
 - Боюсь, как бы вся культура из вас не пропала бы, если я вылезу.
 - Ты совершенно не знаешь, что такое культуре.
 - Вот как? И почему я не знаю?
 - Что ты там сказал? Будь добр, подойди поближе, тебя не слышно.
 - Главное – я тебя слышу.
  Враг опять поцокал языком:
 - Дерзость до добра не доводит. Тебя стоит научить правилам приличного поведения в обществе. Я…
  Враг не договорил. Неожиданно глаз его исчез и в отверстие в дыру вновь ринулся свет. Пушистый напряг слух. Какая-та борьба, кажется, происходила снаружи. Пару раз кто-то тревожно вскрикнул. Пушистый узнал в криках голос Врага. Неужели у Врага есть тоже враг, подумал Пушистый. Он подождал некоторое время и выглянул из дыры.
  Незнакомец терзал безжизненное тело Врага. Как понял Пушистый, Незнакомец поедал Врага. Незнакомец был больше Врага раз в восемь, поэтому смог одолеть его. Интересно, есть кто-нибудь покрупнее Незнакомца, подумал Пушистый, наверное, только БОГИ.
  Съев Врага, Незнакомец подошёл к воде и начал пить.
 - Спасибо, - сказал ему Пушистый. Он не хотел благодарить его, но ведь Незнакомец убил Врага.
  Незнакомец перестал пить и повернул голову к Пушистому.
 - За что? – спросил он.
  Пушистый посмотрел в его глаза и для верности решил подальше отойти в дыру и высовывать из неё только рот.
 - Ты спас мне жизнь, - ответил Пушистый.
  Незнакомец фыркнул:
 - Спасать кого-либо не входит в мою компетенцию.
  И он опять принялся за воду.
  Пушистый подождал, пока он напьётся, а потом осведомился недоумённо:
 - А зачем ты тогда его убил?
 - Кушать хотел, - презрительно, словно дивясь глупости Пушистого, объяснил Незнакомец.
  Пушистый понял, что Незнакомцем двигало чувство голода, а не самоотверженная бескорыстность.
  Незнакомец подал голос:
 - И вообще, почему ты меня считаешь убийцей?
  Пушистый не ответил.
 - Убил, убил… - передразнил Пушистого Незнакомец. – А сам ты не убийца?
 - И кого же это я убил?
 - А ты знаешь, что твоя еда живая?
  Пушистый не ответил.
 - Знаешь? – продолжил Незнакомец. – Просто она не умеет разговаривать так же, как ты. И думать в той же манере. Может, у твоей еды свой образ бытия. И тебе не жалко её убивать и кушать?
  Незнакомец явно издевался. Пушистый не знал, что ему ответить. Но он уже понимал, что отвечать не обязательно. Главное - чтобы тебя не заболтали, не выманили из убежища. Главное – не потерять бдительность.
 - Знаешь, кто ты после этого? – сказал Незнакомец. – Убийца. Вот кто ты.
  Он развернулся и побежал прочь.


  Однажды Пушистый увидел Художника. Он был размерами чуть больше, чем Пушистый, и стоял у самой воды, где земля была мокрая. Ногтями правой ноги он водил по этой мокрой земле. Что-то царапал и карябал. Пушистому стало интересно и он приблизился к Художнику. Правда, осторожно приблизился. Вдруг он питается точно так же, как Враг или Незнакомец..? Пушистый встал позади Художника и оглядел то, что было нацарапано.
 - Что ты делаешь? – не удержавшись, ибо стало так любопытно, спросил Пушистый.
  Художник на миг повернул к нему свою голову и ответил:
 - Рисую.
  Пушистый удивился, помолчал несколько минут, а потом опять спросил:
 - А что ты рисуешь?
 - Картину.
  Художник сделал пару шагов назад, повертел головой вбок-набок и сказал:
 - Вроде всё…
  Пушистый посмотрел на картину.
  Художник пояснил:
 - Эта картина называется “ДОМ БОГОВ”.
 - Ты видел их дом?
 - Много раз.
 - А самих БОГОВ?
 - Тоже много раз. Я даже плавал с ними.
  Пушистый начал чувствовать, что проникается к Художнику уважением.
 - А зачем ты нарисовал их дом?
 - Понимаешь, я много вижу. Сверху, когда летаю. Снизу, когда стою на земле. Информация переполняет мою душу. Видениям вокруг меня становится тесно. Они вырываются на свободу в виде вот таких моих картин.
 - Понимаю. Тебе становится легче, когда ты рисуешь.
 - Не только. Мне становится интересно. То, что выводится мною, несёт отпечаток моих мыслей.
 - Отпечаток мыслей?
 - Ну, если грубо выражаться. Точно – невозможно.
  Воцарилась тишина. Потом Художник взялся за новую работу. Он отошёл от “ДОМА БОГОВ” и рядом нарисовал ещё кое-что.
 - А это что? – поинтересовался Пушистый.
  Художник посоветовал вместо ответа:
 - Наверх погляди.
  Пушистый поглядел и понял:
 - Ясно. Ты нарисовал жёлтый шар.
 - Правильно. Эта картина называется “ТО, ЧТО СВЕТИТ”.
 - Интересно, этот шар каков на ощупь...? Когда я научусь летать, я обязательно выясню это.
  Художник снисходительно улыбнулся:
 - Нет, мой друг, ты этого не выяснишь.
 - Почему?
 - Я тоже умею летать. Но никогда не смог подняться до него.
 - А я попытаюсь.
 - Твоё дело. Я так думаю : До него нам не дано достичь.
 - А БОГАМ дано?
  Художник покачал головой:
 - Не знаю. Наверное, дано. БОГИ могут всё. На то они и боги.
 - Я бы согласился побыть БОГОМ хоть на один день.
 - И я тоже. Даже не на день, а на час-другой. Я бы такую картину нарисовал!
 - БОГИ тоже рисуют?
 - А как же! Ты думаешь, вот почему я стал художником? Когда-то, когда я был молод, я как-то раз умудрился залететь в дом, где жили БОГИ. И там я в первый раз увидел то, что называется КАРТИНОЙ. Если бы ты знал, какая это была картина! Я посмотрел на неё и понял, что делать с видениями во мне. Я начал с тех пор выводить это в линию и складывать линии в контуры. Я понял, что в линию можно вложить мысль.
 - А какие у тебя мысли?
 - Я думаю, что всё в нашем мире интересно и достойно созерцания. Любой фрагмент может открыть множество тайн. Или наоборот – превратить в множество тайн.
 - Мне вот всегда в голову один вопрос приходит. Как ты думаешь, ОТКУДА и ПОЧЕМУ всё появилось?
 - Наверное, к этому приложил руки ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК.
 - Более великий, чем БОГИ?
 - Разумеется. Ведь БОГИ тоже входят в это ВСЁ.
 - Но мы же не нарисованные. Мы же живые.
 - Я простой художник. Я рисую неживое. ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК рисует живое.
 - Значит, наш мир и все мы – картина?
 - Да. Результат творчества ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА.
  Пушистый помолчал немного. Потом посмотрел на воду, которая начала приходить в движение, и сказал:
 - Боюсь только, вода смоет твои картины.
  Художник беспечно махнул рукой и ответил:
 - Невелика беда. Новые нарисую. Мне важно, что они здесь сохранились, - Художник рукой показал на свою голову.


  Ближе к обеду Пушистый застал Художника на том же самом месте, где они беседовали вчера. Пушистый оказался прав. Вода уничтожила искусство. Но Художник не выглядел печальным. Наоборот, был весел и с воодушевлением царапал новую работу.
 - Привет, - сказал Пушистый.
 - Привет, друг, - ответил Художник. – Мне утром пришла новая мысль. Смотри, какую картину я нарисовал.
  Пушистый посмотрел на рисунок. Какие-то две фигурки.
 - Это мы, - пояснил Художник.
 - Мы? – удивился Пушистый.
 - Знаешь, как я назвал картину?
 - Как?
 - “ДРУЗЬЯ”.
 Пушистый улыбнулся:
 - Чудесное название.
  Художник обрадовался:
 - Тебе в самом деле нравится? Я так рад. Честное слово.
  Пушистый ещё раз поглядел на картину и хотел было сказать, что…
  Какой-то неожиданный шум. От внезапности такой Пушистый пригнулся и осторожно начал поворачивать голову назад. Там, где раньше стоял Художник, никого не было. А вот чуть дальше Незнакомец кого-то терзал. Пушистый понял кого.
  Незнакомец закончил трапезу и подошёл к воде. Попил. Потом повернулся к Пушистому. А тот и не думал отворачиваться, не думал спасаться бегством. Почему-то Пушистому стало как-то безразлично, что случится с его жизнью дальше.
 - Ну? Чего уставился? – усмехнулся Незнакомец.
  Пушистый мрачно осведомился:
 - Наелся?
 - Не очень. Больно маленький был твой друг.
 - Что ж… Тогда принимайся за меня.
 - А ты будешь не против?
 - Нет.
  Незнакомец рассмеялся:
 - Ишь ты… Это что, своего рода самоубийство?
 - Не знаю.
 - Спасибо за предложение. Но моралистов мой желудок переваривает с трудом. Извини, если я откажусь.
  Незнакомец ещё раз попил воды и убрался восвояси.
  Пушистый обратил внимание на картину Художника. Она была испорчена. На картине ничего нельзя было разобрать из-за следов ног Незнакомца.


  Настало такое время, когда сверху посыпались частички воды. После них стал падать сверху хлопьями белый снег. Падая на нос и рот Пушистому, хлопья таяли, превращаясь в капельки. Пушистый чувствовал холод. Холод, казалось, проникал не только в тело, но и внутрь. В душу. Пушистый после смерти Художника ни с кем не общался. В одиноком мире будто никого, кроме него, не было. Всё чаще и чаще стали приходить странные ощущения. Пушистый не понимал их. Руки его крепли и развивались, он пытался летать. Но у него получались какие-то нелепые прыжки. Еды становилось меньше с каждым днём. Голод начался чувствоваться острее, чем раньше. Та самая дыра, в которой Пушистый прятался, некое убежище, стала маленькой. Пушистый уже не мог залезть в неё. Но он нашёл небольшую пещерку, где можно было жить. Беда была в том, что в пещерку могли заявиться непрошеные гости.



  Однажды Пушистый стоял около воды, чуть ли не касаясь её ногами. Он видел, как вдалеке плыло нечто ему непонятное и ранее невиданное. На этом нечто находились живые существа. Они были огромные. Крупнее Незнакомца Пушистый ещё никого не видел, но эти существа были просто великанами. И их было трое.
  Пушистый смотрел на них так зачаровано, что не услышал, как сзади приблизился КТО-ТО.
 - Ну что, наконец увидел их? – осведомился знакомый голос.
  Пушистый обернулся. Говорил Незнакомец. Пушистый заметил, что Незнакомец не такой большой, каким был в момент их первой встречи. “Он что, уменьшился?” – хотел было удивиться Пушистый, но догадался, что на самом деле Незнакомец остался прежним. Просто сам Пушистый вырос.
 - Кого это их? –спросил Пушистый.
 - А ты отгадай.
 - Больно нужно мне играть в загадки.
 - Это БОГИ, дурак.
  Пушистый вздрогнул и опять повернулся к воде. Нет, не ожидал он увидеть ТАКИХ БОГОВ. Ему думалось, что они будут выглядеть менее банально, хотя ведь когда-то Незнакомец предупреждал, что БОГИ вовсе не необычные. В самом деле, две руки, две ноги и одна голова. Только у БОГОВ какая-та странная кожа. На каждом – разная. Например, у Мамы, Брата и Пушистого кожа была одинаковая.
  БОГИ разговаривали. Но Пушистый не мог понять их слов.
 - На каком языке они разговаривают? – спросил Пушистый.
  Незнакомец иронично усмехнулся:
 - На языке БОГОВ.
 - Я ничего не разберу. А ты?
 - Я тоже. Я не БОГ.
  Один из БОГОВ направил на них какую-то длинную палку.
 - Что он делает? – поразился Пушистый.
  Незнакомец ответить не успел. Раздался гром. Пушистый не ожидал, что прогремит гром, поэтому его сердце испуганно ёкнуло.
 - Что это?
 - Смерть, - взволновано пояснил Незнакомец. – СМЕРТЬ, которая вылетает из этой палки.
 - БОГИ хотят нас убить?
 - Бежим!
  И они побежали. По земле, по холмам и по камням. Пушистый едва поспевал за Незнакомцем. Он думал, как нелепо всё происходит. Он так мечтал увидеть БОГОВ, а они, оказывается, тоже УБИЙЦЫ.
 - Они что, тоже хотят есть? - спросил Пушистый на бегу.
 - Нет. Развлечений.
 - Они убивают просто так?!
 - Не знаю. Наверное, от скуки. Мы для них – подходящая жертва.
 - Этого не может быть!
 - Какая разница?! Ты согласен стать едой для БОГОВ?
  И едва Незнакомец договорил эти слова, грянул новый гром. Незнакомец споткнулся и упал. Пушистый остановился. Он увидел, как из левого бока Незнакомца вытекает кровь.
 - Что с тобой..? – пролепетал Пушистый.
  Незнакомец посмотрел на него, Его глаза начали мутнеть. Он простонал.
 - Что с тобой? – повторил Пушистый.
  С какой-то непонятной злобой Незнакомец закричал ему:
 - Чего ты пялишься?! Лети отсюда, пока тебя не постигла моя участь!
 - Я не умею летать.
 - На что тебе руки?! Взлетай, чёрт тебя побери! Взлетай!
  Пушистый глотнул побольше воздуха, высоко подпрыгнул и отчаянно замахал руками. И на своё изумление начал отрываться от земли. Он поднимался вверх как-то криво и неумело, но ведь это был его первый полёт. А потом он почувствовал, что может летать.
  Это было как-то необыкновенно. Вся жизнь осталась внизу. Все неприятные и приятные воспоминания. Появилось новое зрение и новое ощущение. Тот страх, с которым он не расставался на земле, куда-то испарился. Та боль, невидимая, душевная, и сжимающая горло, куда-то пропала. Полёт напоминал рождение. Удивление.
  Он посмотрел вниз. Он увидел под собой воду и землю. Он увидел, что всё это бескрайнее. Он увидел внизу БОГОВ и подумал, что сейчас они полетят за ним. Ведь БОГИ тоже умеют летать. Но БОГИ остались на воде. “Чтобы летать, им надо что-то такое, на чём они плывут. Сами не могут ни черта… “ –подумал он.
  Что такое полёт? Не понять это тому, у кого нет таких рук, чтобы они могли поднять его наверх. Но когда он получит такие руки и взлетит, то захочет остаться наверху навсегда. Это сильное чувство. Это единственное чувство, неподвластное времени и старости. Тот, кто умеет летать, знает это. Тот, кто не умеет летать, мечтает об этом.
  Если у того, кто по-настоящему летал, отобрать в жизни всё, он отдаст всё. Но не свои руки, которые способны поднять его наверх. Он умрёт, но не расстанется со способностью ЛЕТАТЬ. Он будет верить, что полёт неподвластен ещё и смерти.
  Пушистый понял, что на земле думал о всякой ерунде. На земле с ним происходила всякая ерунда. И что он сам до этого момента был ерундой. Он пожалел Незнакомца. Если бы то было возможно, он отдал бы на пару часов ему свои руки. Пушистый был уверен, что, спустившись, Незнакомец стал бы иным.
  Он летел и сильнее, чем прежде чувствовал ветер и воздух.
 “Наверное, Художник стал художник потому, что смог летать...”
 Опять прогремел гром. Третий.
 Боль почувствовал Пушистый. Боль около шеи. Летать стало сразу трудно. Сознание поплыло и завертелось. Дышать стало невозможно.
 Он стал падать вниз
 Вспышки тьмы и темноты... Туман...

 ...низ и верх стали меняться местами..

  ...он начал догадываться, что сейчас умрёт. “Зачем же я тогда жил?” –была его последняя мысль.
  Он был готов ответить на этот вопрос.

2004 г.