Братство

Фурта Станислав
Сподобился-таки я 10 мая сходить на нашумевший фильм Павла Лунгина "Братство". И хочу высказать свои мысли по этому поводу.

Мысль 1-я. Если я ничего не путаю, премьеру, намеченную первоначально на 9-е мая перенесли на 10-е. Тут я, пожалуй, присоединюсь к этому решению, потому что  День Победы - Великий Праздник, хотя бы и "со слезами на глазах", а фильм Лунгина никак не праздничный.

Но дальше по поводу того, что этот фильм опять кого-то оскорбил... Фильм, ребята, про войну... А война это не сидоровско-михалковская сладковатая пошлятина. Да простят меня несогласные со мною. Я сам не воевал, но я сын фронтовиков и понимаю, о чём говорю. Война - это настолько страшно, что ни отец мой, ни мать практически никогда собственно о боевых действиях не рассказывали. Даже когда я, маленький, просил отца рассказать, как он получил ранение в шею под Штеттином, отец отмахивался. Не хотел рассказывать, и всё. Я не к тому, что подвиг советского солдата не надо героизировать... Отнюдь. Но раскритикованная всеми в советские времена озеровская эпопея "Освобождение" - абсолютный шедевр на фоне всевозможных вариаций "Танков" и т.д. Это очень плохой и недостоверный кинематограф. Нельзя про войну снимать плохое кино. Нельзя и баста.

Но даже и в советское время было ДРУГОЕ кино про войну. "Иди и смотри" Элема Климова. Так вот, ИДИТЕ и СМОТРИТЕ "Братство" Павла Лунгина. Потому что он честный, насколько может быть "честным" фильм про узаконенное убийство, коим война и является, по чисто морально-цензурным соображениям. Никого этот фильм не может оскорбить, потому как война есть война, и как в любой войне в ней есть место и беспримерному героизму, и трусости, и, увы, и предательству. Такой фильм можно было снять и про Великую Отечественную (как кощунственно не звучит), и про Афганистан, и про Сирию, и про Донбасс. Политический фон оставим здесь за скобками. Во всех боевых действиях, коли уж народы встали друг против друга, есть и герои, и подонки.

Но вот что в этом фильме меня лично пронзило до глубины души. Для меня распад СССР (который, тем не менее, с моей точки зрения был неизбежен) до сих пор, как человека родившегося и выросшего в этой стране, является личной трагедией. Прежде всего трагедией целого поколения, в единочасье потерявшего ценностные ориентиры.
 Очень скупо, буквально несколькими штрихами Лунгин показывает вот этот начавшийся процесс эрозии ценностей, который если и не привёл к гибели СССР, то во всяком случае, ему сопутствовал.

Вот диалог двух героев фильма:
- Когда мы сюда пришли, я думал, что пришли мы помогать людям строить социализм.
- А сейчас?
- А сейчас я уже не знаю, зачем мы сюда пришли...

Но более всего поразил меня эпизод, в котором два гэбешника пью водку и рассказывают друг другу о своих страхах.

Один. Его работа - нажимать во время спусковой крючок. Мушка-целик-палец-начал-движение-как-только-поймана-цель. Он понимает, что война закончена и больше всего боится, что кокнут его как раз под самый занавес и вернётся он на Родину грузом 200.

А другой, напросился в Афганистан из... Великобритании, где очевидно, был на агентурной работе. И... это я домысливаю... отлично понимал, как, и где, и кем принимались решения по поводу того же Афганистана. Для него ЭТО БЫЛО КОШМАРОМ. Решения, которые стали трагедией целого поколения. Где ты уже не понимаешь, кто ты, что ты, и за кого ты. И ЭТО СТРАШНО! И он, этот агент-интеллектуал просится в Афганистан, чтобы, наоборот, преодолеть свой страх, потому как в Афгане ему проще: ценностный прицел ещё не сбит - друг - это друг, а враг - это враг.

Вот такое кино про кино Лунгина. Фильм "Братство" - не из той категории фильмов, про которые можно говорить понравился-не-понравился. Но для тех, кто всё же пытается понять, что вокруг него происходит, фильм обязателен для просмотра. А кто не пытается - тот пусть смотрит "Т-34" или "Мстителей", что по большому счёту одно и то же. Этих будет учить не кинематограф, а сама жизнь. И очень больно.