Блок. Стою у власти, душой одинок... Прочтение

Виталий Литвин
2. «Стою у власти, душой одинок…»


                Стою у власти, душой одинок,
                Владыка земной красоты.
                Ты, полный страсти ночной цветок,
                Полюбила мои черты.

                Склоняясь низко к моей груди,
                Ты печальна, мой вешний цвет.
                Здесь сердце близко, но там впереди
                Разгадки для жизни нет.

                И, многовластный, числю, как встарь,
                Ворожу и гадаю вновь,
                Как с жизнью страстной я, мудрый царь,
                Сочетаю Тебя, Любовь?
                14 ноября 1902

Л.Д. Из воспоминаний.
     «…уже 9-го я расставалась с Блоком завороженная, взбудораженная, покоренная. Из Казанского собора мы пошли в Исаакиевский. Исаакиевский собор, громадный, высокий и пустой, тонул во мраке зимнего вечера. Кой-где, на далеких расстояниях, горели перед образами лампады или свечи. Мы так затерялись на боковой угловой скамье, в полном мраке, что были более отдалены от мира, чем где-нибудь. Ни сторожей, ни молящихся. Мне не трудно было отдаться волнению и "жару" этой "встречи", а неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность».

     «Рабская женская покорность» – она, а он весь из себя такой –  «владыка земной красоты», «мудрый царь»… Эдакий Соломон… Мальчишеское самодовольствие так и прёт… И даже начальная неудовлетворенность в первой строчке: «душой одинок» – как же среди этих «долгих поцелуев»  у него осталось чувство одиночества?! – снимается кощунственным каламбуром в последних двух: «Любовь» с прописной буквы – можно прочитать и как отвлеченный мистико-философский термин, и как имя его возлюбленной, которую он «сочетает», приучит, научит «жизни страстной».

      В рамках «Тома I» это стихотворение – прямое продолжение стихотворения из “мистического лета”, из «Стихов о Прекрасной Даме»:

                Одинокий, к тебе прихожу,
                Околдован огнями любви.
                Ты гадаешь. — Меня не зови —
                Я и сам уж давно ворожу…
                1 июня 1901. С. Шахматово

      То есть – гадалка это. Та самая, задача которой было и остается отвлечь его, не дать свершиться Миссии.

Ал. Блок. Из дневников:
      «Сейчас я вернулся из Боблова (21 июля 1902 года, ночь). Л. Д. сегодня вернулась от Менделеевых, где гостила чуть не месяц. У нее хороший вид; как всегда почти — хмурая; со мной еле говорит. Что теперь нужно предпринять — я еще не знаю…
      …Я хочу не  объятий: потому что объятия (внезапное согласие) — только минутное потрясение. Дальше идет «привычка»  — вонючее чудище.
Я хочу не  слов. Слова были и будут;  слова до бесконечности изменчивы, и конца им не предвидится. Все, что ни скажешь, останется в теории. Больше испуга  не будет. Больше ПРЕЗРЕНИЯ  (во многих формах) — не будет.
      Правда ли, что я ВСЕ  (т. е. мистику жизни и созерцания) отдам за одно? Правда.  «Синтеза»-то ведь потом, разумеется, добьешься. Главное — овладеть «реальностью» и «оперировать» над ней уже. Corpus ibi agere поп potest, ubi поп est! [Тело не может действовать там, где его нет (лат.) ]
      Я хочу сверх-слов и сверх-объятий. Я ХОЧУ ТОГО, ЧТО БУДЕТ, Все, что случится, того и хочу я. Это ужас, но правда. Случится, как уж — все равно, все равно что. Я хочу того, что случится.  Потому это, что должно случиться и случится — то, чего я хочу. Многие бедняжки думают, что они разочарованы, потому что они хотели не того, что случилось: они ничего не хотели. Если кто хочет чего, то то и случится. Так и будет. То, чего я хочу, будет, но я не знаю, что это, потому что я не знаю, чего я хочу, да и где мне знать это пока!
      То, чего я хочу, сбудется.»