В лучших традициях мировой художественной литерату

Надежда Хисметова
В лучших традициях мировой художественной литературы

Наш знаменитый Ульяновск-Симбирск уже столетиями славится своим богатым историческим прошлым. В городе огромное литературное наследие: наш Николай Михайлович Карамзин открыл русским литераторам окно в Европу, а Иван Александрович Гончаров - окно на Восток. Симбирская земля славится прекрасными легендами и лучшими образцами народного творчества.
Симбирские литераторы первыми в России стали собирать народный фольклор.
За материалами об Емельяне Пугачёве в сентябре 1833 года в город приезжал Александр Сергеевич Пушкин. Свою загадочную и увлекательною повесть "Матвейкин Змей" М.В. Курылёва и А.В. Медведев начинают с описания истории создания города-крепости, строительство которой было начато Богданом Хитрово в 1648 году.
"Семь ветров здесь дует. Семь сторон света сходятся над неприступной волжской высотой. Сидит на той высоте на обрывистом берегу ладный богатырь Симбирск, витязь в шапке с меховой бобровой оборкой, держит на коленях в ножнах саблю, а под боком крепостную пищаль. Сидит, будто дремлет. Носом вроде как клюёт, а сам начеку, прислушивается, не шумит ли где тревожный набат. Прежде сторожил он рубежи государства от набегов кочевников с востока. Крепостью стоял на засечной черте. Потом на пути народных бунтов оказался. Две армии – разинцы да пугачёвцы - пробовали на прочность его крепостные стены, да обе и рассыпались, так и не сладив с Волжским богатырём. Теперь потише стало. Не рвутся через Волгу кочевые отряды лихих всадников, не слышно выстрелов разинских пушек у реки Свияги, не гремит уж в подземелье цепями Емелька Пугач. Мирно в мирное время славному витязю Симбирску. Уж больно не любит он саблей-то махать, только разве что придётся - тогда не остановить, а так больше любит послушать, как детские свистульки, из гороховых стручков сделанные, поют. Эта музыка ему милее, чем дикий посвист картечи."
И сразу повесть околдовывает читателя своими необычными литературными приёмами и подходами в описании места действия и литературных образов участников этих необычных происшествий!
С самого начала произведение захватывает читателей в первых уже главах, заложенной детективностью и занимательностью событий. Чувствуешь, что в текстах важно, каждое слово и каждый намёк: "Вы ещё узнаете..."
Кроме того, я сразу вспомнила о знаменитом романе Виктора Дюма "Собор Парижской Богоматери". Нигде я до этого не встречала такого тщательного описания местности, где будут происходить захватывающие события. Я мгновенно была погружена в атмосферу экономической деятельности города, смогла легко ориентироваться в старинных улочках этого города. Но самое главное, я смотрела на столь интересный мне мир глазами бойкого и резвого ребёнка. Я как бы вернулась снова в детство, со всеми его проблемами и радостями.
Очень точны описания мест в старинном Симбирске, которые я впервые увидела в ноябре 1953 года. Город произвёл на меня потрясающее впечатление при первом посещении. Я была в городе старинной архитектуры и удивительной красоты. Таких городов я раньше не посещала. Этот город не бомбили в Великую Отечественную войну и от нашествия Наполеона он не пострадал. Я просто напросто испытывала счастье от того, что эта первая встреча так глубоко мне врезалась в память.
Когда авторы описывают приезд незнакомцев на шестёрке лошадей в Симбирск, то я сразу поняла, что в город приехал Александр Сергеевич Пушкин.
Знаменитые и богатые ярмарки так были красочно описаны, что некоторые места повести, связанные с этими захватывающими моментами я перечитывала по несколько раз.
И от того, что описания города говорили о красоте и сохранности красивейших мест с такой теплотой, я почему-то вспомнила о нашествии Наполеона. И меня не чуть не удивило то, что похитители ларца с бирюзовыми петухами, принадлежащего Макару Сидоровичу Червякину, были французы Жак Пети и Луи Леду, которые продолжали грабить Россию и после нашествия 1812 года.
Ничуть не удивило, что Александр Сергеевич Пушкин выбрал себе в компаньоны именно Матвейку Варакушкина, так как мы знаем, что Пушкин, несмотря на свою доверчивость очень хорошо разбирался в людях. Ведь мощный интеллект мальчика, пытливость и любознательность были буквально написаны на его личике.    
Очень интересным для меня было описание ощущений мальчика при его посещении места заключения Емельяна Пугачёва. Случайно, лет десять тому назад, работая в Ульяновском драматическом театре в 23 часа ночи я оказалась в закрытом дворе этого здания и зашла в маленькую древнюю постройку. Там была жуткая темнота. Открытая мною дверь внезапно захлопнулась. Оказавшись в этой чёрной жути, я так перепугалась, что от волнения упала и повредила ногу. Потом я долго не могла встать на ноги. А встав на ноги, не смогла сделать ни шагу: мои ступни буквально приросли к полу, встав на четвереньки, я на ощупь добралась до ступеней, и вся дрожа от ужаса, стала по ним карабкаться. Долго карабкалась, хотя они были невысокими. Еле-еле поднялась около двери и никак не могла её открыть. Когда я оглянулась назад, то увидела две тени. Почему они пригрезились мне, я до сих пор не понимаю... И в повести очень подробно описано посещение Пушкиным и Матвейкой этого ветхого здания:
"Заинтересовавшись рассказом старика, Александр Сергеевич вошёл в дверь следом за ним. Матвейка тоже хотел было к нему присоединиться, но его привлёк неожиданный скрип старых половиц в пустом тёмном коридоре. И тут ему вдруг привиделось, что коридор вовсе не так пуст и не так захламлён старой мебелью, как на самом деле. И будто бы в коридоре – люди. Военные. Человек десять, или даже больше. Все они молча стоят вдоль стен навытяжку, а мимо них, разговаривая друг с другом, идут двое. Первого, высокого, в чистом новом мундире, каких сейчас в армии уже не носили, Матвейка разглядел плохо, он находился как бы всё время в тени. Мальчик только заметил, что был он с бакенбардами наподобие литераторских. Зато второй оказался словно в луче света. Одет он был тоже в военную форму. Дорожная пыль и засохшая грязь покрывали его видавший виды мундир. На поясе висела чёрная портупея из лосиной кожи и кожаные с железной оправой ножны, из которых торчала рукоятка сабли. Сам он был невысокого, скорее даже маленького роста, имел худощавое телосложение и отличался очень подвижным забавным лицом, более подходящем щуплой старушке, чем опытному воину."   
В настоящее время памятник Александру Васильевичу Суворову стоит напротив здания театра. Раньше я почему-то считала, что он стоит здесь, так как близко к нему находится Суворовское училище. Прочитав повесть, я стала думать, что, возможно, это связано с победой армии Суворова над войском Пугачёва...
Очень интересны главы, связанные с описанием останков Змея. У моей дочери была дача на высоком берегу Волги, недалеко от музея. Когда мы гуляли иногда вдоль берега Волги, то попадались мелкие останки динозавров. Очень много останков нашёл зять, когда рыл на территории дачи артезианский колодец.
Когда ко мне приезжали внуки из США, я тоже первым делом повела их в Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова. Останки этих великанов-динозавров произвели на них очень сильное впечатление.
Я представляю, как был потрясён Матвейка, увидев загадочного змея на берегу реки Волги. Очень интересный факт был приведён был авторами повести по поводу 
динозавров. Оказывается брат Языкова тоже интересовался ископаемыми животными и даже рассказал об этом Пушкину при встречи.
Выпуск этой занимательной детской повести имеет большое значение для подрастающего поколения Ульяновской области. Сколько ценного и нового об истории родного города они узнают, прочитав это произведение, написанное с таким мастерством. Очень многие заинтересуются краеведением и начнут изучать прошлое своей родины.

Надежда Никищенкова, член Ульяновской региональной организации Российского союза писателей, член Ульяновской региональной организации Российского союза профессиональных литераторов, заместитель главного редактора "Городского журнала".

29.03.2019