Поэтично об опере, и не только...

Елена Узун
В Научной библиотеке им. Андрея Лупана состоялась презентация двух новых книг музыковеда, журналиста, театрального критика, писательницы и поэтессы Елены Узун: литературного сборника  «А может?» и книги «Молдова. Опера. Балет», повествующей об истории, личностях и знаковых спектаклях Национального театра оперы и балета им. М. Биешу.

«А может?» - уже третий сборник поэзии и прозы Елены.  Она также  автор книги о балете «Раду Поклитару. Свободный танец» (2012 год), литературных сборников «Дневники души» (2016 год), «Краски дня» (2017) и сборника публикаций «Перекрёстки судьбы» (2018). В сборник «А может?» вошли более пятидесяти новых стихотворений и ряд прозаических миниатюр. Лучше всего о стихотворениях расскажут не сами поэты, а их читатели, потому предоставляем слово давнему поклоннику таланта поэтессы американскому композитору Василию Медведь:

«Сложность и непредсказуемость нашей жизни рассматриваются автором на страницах сборника в великолепном разнообразии, и поддаются трактовкам Елены с присущими автору открытостью и драматизмом. Умение поэтессы и писательницы охватить глубинные пласты экзистенциальных вопросов-вызовов,  встающих перед современным человеком, подкреплено глубинным, бесспорным даром аллегорического видения жизни, позволяющим Елене Узун создавать поэтические образы бездонной глубины и значения.

Проза Елены  экстравертна, более светла по содержанию, легка для чтения. Например, в  «Троллейбусных Историях» прослеживается идея общности жителей столицы, идея разделенной, одной на всех проживаемой жизни. В этих миниатюрах присутствует понятие «мы». Юмор, теплота, доступность языка изложения данных миниатюр, соседствуют с созерцательным размышлением и наблюдательностью автора за жизнью столицы, самих  кишиневцев, выписанных автором в доступно-подкупающей манере».


Елена Узун - член Союза композиторов и музыковедов Молдовы, лауреат фонда Ирины Архиповой в Москве. Она многие году проработала музыкальным критиком в Национальном театре оперы и балета имени Марии Биешу. Отсюда вопрос: книга «Молдова. Опера. Балет» - это серьезное музыковедческое исследование для узкого круга специалистов?

«Не только. Сборник предназначен для широкого круга читателей, - рассказывает Елена. - О театре я писала многие годы и накопила больше количество материалов, которые заслужили размещения в отдельном сборнике. На самом деле, у меня их куда больше – всегда осознавала некую ответственность перед оперным искусством.

Молдавский театр оперы и балета был создан в 1957 году. 62 года – заметный срок для становления и развития столь крупного явления. Тем более, что музыкальный театр в Молдове один и только ему уготована слава лучшего театра страны! У нас самая крупная театральная труппа в республике – численность сотрудников в разные времена составляла от 600 до 900 человек. И самое мощное и эффектное  театральное здание в республике. Работать в такой организации – большая ответственность, каждый специалист уникален и каждая постановка – событие исторического значения. Не менее ответственна роль музыкального критика в освещении деятельности столь яркого и неповторимого явления, как оперно-балетное искусство страны. Тем более в Молдове – стране многонациональной, противоречивой  на грани ХХ и ХХI веков. Но я всегда знала, что стану сотрудником театра и буду помогать его продвижению в информационном пространстве».

У книги есть подзаголовок  «История. Персоны. Премьеры», который дает более точное представление о структуре сборника. «Персоны»  открывает рассказ о судьбе отца Елены тенора  Степана Дмитриевича Узун, который прослужил в театре 20 лет.

«Отец работал со многими известными личностями – Марией Биешу, Тамарой Алёшиной, Людмилой Ерофеевой, Валентиной Савицкой, Михаем Мунтяном, Владимиром Закликовским, Владимиром Драгошем, Борисом Материнко, Еленой Герман, Виталием Чиреш. – продолжает размышлять Елена. - Они составили историю и славу театра и вошли в рубрику «Персоны». В сборнике уделено внимание и представителям более молодых поколений Думитру Кырчумару, Марине Радиш, Гюльнаре Райляну. Рубрика «История» включает подтемы «Опера  Молдовы» и «Балетное искусство Молдовы», дающие краткое, но достаточно полное впечатление о репертуаре, поколениях исполнителей и постановщиков. Итоговый раздел посвящен премьерным постановкам последних лет. Я рада, что последние 8 лет имела возможность следить за творческим процессом непосредственно за кулисами. Сейчас театр тяготеет к современным и необычным постановкам. Весьма интересна премьера оперы «Макбет» Д. Верди. Впервые в Молдове прозвучала опера «Тайный брак» Д. Чимароза – бесценный, редкий опыт для труппы, ориентированной в основном на верди-пуччиниевский репертуар. Оперно-балетная постановка «Сказки Гофмана» стали для меня долгожданным откровением.
 В оперном театре не работают – театром живут, это судьба человека. И не столь важно, посвятил ты всю жизнь одному театру или работал в разных коллективах. Театр тебя не отпустит, музыка тем более! Поэтому моя книга о театре содержит публикации не только о наших сотрудниках, но и личностях, которые, так или иначе, соприкасались с историей театра – Елена Образцова, Методие Бужор. И мне хотелось  вспомнить о вокалистах, дирижерах, спектаклях, чтобы в итоге составить единое историческое панно из множества ярких событий, создающих Историю молдавской оперы и балета».

Logos press 11.05.2019
Автор Татьяна Мигулина