День победы

Владимир Бердичевский
                День Победы.
9-го Мая 1945-го года был будний день,   Я- первоклассник, шел в школу номер 1, самую большую в городе, 4-х этажную. Мне было 8 лет, и я очень боялся, что при подходе к школе старшеклассники заберут у меня мой завтрак, который мне мама положила в мою  полевую сумку,  забранную мной у отца. Я носил в ней «Букварь», «Книгу для чтения» и «Арифметику». Я бегом догнал Саррку, которая работала в школе звонарем. Выходила с колокольчиком в коридор и извещала всю школу, что начинается или кончается урок. Мы с напряжением всегда слушали, когда звякнет колокольчик в Сарркиной руке, извещая о конце урока и начале перемены. Электрических звонков еще не было в школе. Сарре было лет 17, она была круглой сиротой. Ее родителей убили немцы под Винницей, а она как-то уцелела.С ней я был спокоен за сохранность моего завтрака, так как Саррка всегда защищала первоклассников от старших учеников.
На улице было тихо, почти не было прохожих. Городок работал, ковал победу. На Арем-заводе делали мины, на швейной фабрике шили форму для солдат. Там работали родители моих одноклассников. Мой папа пришел с фронта почти инвалидом, а мама работала завучем в школе, где я учился. Помню до сих пор, что несколько дней в начале сентября я ходил в школу босиком, так как не было обуви. Саррка носила меня на спине, ведь земля уже была холодной.
Но сегодня, 9-го мая, тепло, даже в холодном Биробиджане весна уже   чуть-чуть позеленила тополя, которых в городе было очень много.
Внезапно, я увидел, как из дверей двухэтажного глиноблочного дома возле школы выбежала женщина и бросилась к медленно идущей  по дороге  старушке с каким-то радостным криком! Они стали обниматься и плакать одновременно. Впоследствии, Саррка мне сказала, что эти люди  не были знакомы друг с другом.
Больше я ничего не помню о Дне Победы 9-го мая 1945 года.
Праздник, со слезами на глазах.
Что было, то было.
На этом снимке мой 2-й класс школы. 1946 ГОД. Прошло 75 лет. Я уже не помню,
 что я ел сегодня на завтрак, но помню имена и фамилии почти всех этих мальчиков.обратите внимание на одежду детей,которые одели лучшее, что у них было для фото. Зеленые курточки  прислали в Биробиджан американские евреи.Их получили не все.  Всех этих детей я помню, многие из них до сих пор мои друзья. Почти все еврейские мальчики мужской 1-й школы эмигрировали в Израиль.Есть и потери, к сожалению, но любовь к родному городу в душе каждого.Клянусь.
 P.S.
 Я заметил, что этот текст о последнем дне войны, читают, хотя мой текст "Песня о Родине", который написан о первых днях войны, мне  нравиться больше, но, к сожалению, его редко выбирают для чтения мои читатели.  А зря! 
Спасибо за внимание, дорогие читатели.
P.S.
                СТАТИСТИКА.
  Очень страшная статистика, которую таила на себе доселе потертая и
 пожелтевшая от времени бумага с грифом "Совершенно секретно", открыта
 только теперь. "На фронтах Великой Отечественной войны погибло 28 миллионов
 540 тысяч бойцов, командиров, и мирных граждан.
  Ранено 46 миллионов 250тысяч. Вернулись домой с разбитыми черепами 775
  тысяч фронтовиков.
  Одноглазых 155 тысяч, слепых 54 тысячи.
  С изуродованными лицами 501342. С кривыми шеями 157565.
  С поврежденными позвоночниками 143241. С оторванными половыми органами
 28 648.
  Одноруких 3 миллиона 147. Безруких 1 миллион 10тысяч.
  Одноногих 3 миллиона 255 тысяч. Безногих 1 миллион 121 тысяча. С частично
 оторванными руками и ногами 418905. Так называемых "самоваров", безруких и
 безногих - 85942"
Песня  Владимира Высоцкого в исполнении Гарика  Сукачева, одна из лучших песен о войне, всегда вышибает слезу:  (отрывок)
-Жил я с матерью и батей на Арбате здесь и там,
А теперь я в медсанбате на кровати весь в бинтах,
Что нам слава, что нам Клава, медсестра и белый свет,
Умер мой сосед, что справа, тот что слева- еще нет!
И однажды, как в ударе, тот сосед, что слева, мне,
Говорит, послушай ,парень, у тебя ноги-то нет!
Как же так, неправда, братцы, он, наверно, пошутил,
-Мы отрежем только пальцы, так мне доктор говорил!......

БЕЗ ЗАГЛАВИЯ.
Смотрю каждый день по интернету «Бира-Новости» из Биробиджана. Родной мне город. Там похоронен мой отец и две бабушки.
Такая новость накануне 70-летия Победы:
- На чердаке Дома Культуры села Валдгейм обнаружен бюст Владимира Пеллера, распиленный на четыре части, весь в пыли , забытый и заброшенный. На восстановление денег нет.
Ломать не строить.
Владимир Пеллер- кавалер Ордена Славы 3-х степеней, бывший председатель колхоза Валдгейм, недалеко от Биробиджана.
Рассказывает дочь Пеллера, живущая в Биробиджане:
-Однажды, я приехала в Валдгейм и увидела, как школьники бросали камнями в бюст моего отца. Очевидно, не в первый раз, так как бюст уже был обезображен. Я спросила, зачем они это делают:
-Так то же жид!
Таков был ответ мальчика- школьника местной школы.
И кем вырастет такой мальчик? Пойдет ли он Родину защищать?
Кто виноват и что делать – извечный российский вопрос.

День  Победы. ( приложение)
Мои обе бабушки жили в одной квартире со мной до самой своей смерти Почему?
Бабушка Эстер родила трех сыновей, красавцев, здоровых и умных. Все трое пошли на войну. Иосиф-кадровый офицер погиб смертью героя, Михаил – студент киевского мехмата пропал без вести. Давид- мой отец, политрук танкового батальона,после ранения вернулся домой, но умер в 54 года.
Бабушка Хана  , мать двух сыновей и моей матери, потеряла на войне старшего сына Мориса, директора школы в Минске. Второй сын Миша, вернулся живым.Бабушка Хана приехала жить к единственной дочери, моей маме. Там она и встретилась с бабушкой Эстер, которая приехала жить к единственному оставшемуся в живых сыну.
  В детстве и юности, скажу честно, я не осознавал той трагедии, которая смяла душу моих незабвенных бабушек. Сегодня, с высоты своих 84-х лет я понимаю, что значит для матери потеря детей.
Что напоминал, вернее сказать, акцентировал внимание моих бабушек праздник День Победы, его размах, парад, громогласность и ликование?Не лучше ли было бы пощадить чувства миллионов матерей и отцов, потерявших детей на войне?
Сталин так и делал.
Давно уже нет ни отцов, ни матерей погибших солдат. Но остались их потомки, лишенные отцовской ласки и заботы, их дети и внуки, которые до сих пор оплакивают погибших, даже в День Победы.
Путин обязан это знать.



                ПОЖЕЛАНИЕ.
Дорогие ветераны войны и труда!
Дорогие долгожители наши, которые еще несут Факел Победы в своих уже дрожащих руках! Живите долго! Живите за тех, кто не дожил, кто лежит под обелисками, под памятниками, кто незахоронен до сих пор, кто умер в плену, в лагере, кто лежит под Севастополем, в Мясном бору, В степях Сталинграда, в горах Кавказа, в священной земле Бреста, Одессы, всех городах большой страны, ковавшей Победу.Живите долго за моих незабвенных родителей, не доживших до Свободы, живите за преданных своими, за убитых полицаями, за неизвестных никому погибших на заре жизни партизан и подпольщиков. Живите, живите, живите! Живите, сколько можете, как можно дольше, как можно лучше, ведь мы Вас любим, мы Вами гордимся, мы плачем, глядя на Вас, ведь не смогли сделать Вашу жизнь счастливой.
Не смогли.
Так живите до 120-ти, сравняйтесь возрастом с Моисеем, сумевшего поговорить с Богом.
  Вы это заслужили.
НЕТ ВОЙНЕ!



©