Погиб великий маг-манипулятор

Анатолий Апостолов
               
                ПОГИБ ВЕЛИКИЙ МАГ-МАНИПУЛЯТОР
       Погиб в трескучей  суете   культуры повседневности   от разрыва аорты журналист Сергей Доренко(1959-2019). Точно так же и в этом возрасте, от разрыва сердца  за рулём  личного автомобиля умер десять лет назад и  талантливый режиссер документального кино Михаил Алексанян, мой сосед по лестничной площадке. В творческих кругах  такую внезапную смерть  принято считать лёгкой и красивой. С этим можно согласиться только наполовину. Никто не спорит, что лучше умереть сразу, чем умирать долго и мучительно. А что касается «красивой смерти», то в реальной жизни смерть лишена эстетики,  как лишён эстетики всякий процесс распада и разрушения. Красивая смерть   в основном присутствует на полотнах казенных художников-баталистов. Сам  Сергей Доренко никогда не романтизировал    смерть, не спешил  на «красивое свидание»  с Богом, считал, что мёртвые живым не товарищи, что  для мёртвых  Вселенная – Родина.
    Сергей Доренко был яростным жизнелюбом, гедонистом и трудоголиком, неутомимым бойцом перманентной  психологической  войны, магом  информационного воздействия и   непревзойдённым мастером  «бело-серой» и «чёрной» пропаганды.  Доренко – горький плод третьей русской Смуты 90-х годов, своеобразное угрюмое информационно-психологическое оружие нового типа  в борьбе  советских демонов за власть и природные ресурсы.
      Мне вспоминаются многие его  убийственные психологические атаки, направленные против  властительных  нуворишей и политических животных конца ХХ века, возомнивших себя новой правящей элитой имперского масштаба. 
    Вспоминается суд (Ю.Лужков портив С.Доренко), который уже вошёл в историю российской публицистической  журналистики, как один из ярких примеров психологической войны, где победителем становится  тот, кто  проигрывает   судебный бой  юридически, но  выигрывает  психологически. Не прошло и часа, как стараниями Доренко, всемогущий мэр Москвы и лучший друг Патриарха всея Руси  превратился  в алчного, честолюбивого, жалкого и ничтожного мэра-пигмея, в мэра-дюймовочку.
     Вызывает глубокое уважение  гражданское мужество и  профессиональная смелость  журналиста Сергея Доренко, которая проявилась в его полемике с простым хорошим управленцем,  везучим менеджером-чекистом   Владимиром Путиным по  поводу пресловутой  «горизонтали власти», «управляемой демократии» и гибели подлодки «Курск». В этой телепередачи как-то сразу  померк   в глазах электората  величавый  образ молодого и энергичного Путина, только что сменившего на посту  слабого, тяжелобольного президента Б. Ельцина, неспособного управлять государством. Тогда Доренко показал народу обычного  служилого человека, чекиста, каких в России тысячи, но уже немного  вкусившего   сладкого яда  высшей власти и впавшего в гордыню. На экранах телевизора предстал  перед нами ставленник олигархического капитализма,  типичный охранитель созданной его предшественником системы. Уже тогда  Путин (через Доренко)  лишний раз доказал всем патриотам всех мастей, что национальным лидером можно стать, не имея особых политических талантов. Они нужны только для эпохи реформ, но  не для стабильной стагнации, с экономикой без дна и покрышки и с криминальной «философией жизни».  До сих пор не выходит из головы его комментарии о жизни обитателей  провинциального Мухосранска  и подобных ему городов и весей, его высказывания  о временах и нравах советско-буржуазной России: «Вот в каком говне вы все сидите!  Жрите же своё гавно ложками! Жрите! Жрите!»
      Особо запомнился мне отпущенный в отпуск домой  участник одной  «горячей точки», который в состоянии пьяной ревности убил свою невесту и её отца, ловко  привязал их к стульям, усадил мёртвых за стол и трое суток пьянствовал в их компании: «Хорошо сидим, товарищи? Не правда ли? Хорошо сидим!»
      Уход Доренко в Вечность – огромная утрата для всей российской публицистической журналистики, точно такая же, как и внезапная смерть Владимира Высоцкого  для всей российской культуры. В некотором отношении они как бы дополняли друг друга. Недаром в своих  социально-психологических передачах Доренко  часто воспроизводил песни Высоцкого, особенно тогда, когда речь шла о мании величия  нуворишей-пигмеев, партократов и чиновников-силовиков или о жутком бытии потерявших здравый  рассудок ограбленных  и обманутых туземцев и несчастных дикарей. 
      Надо признать, что  Расстрига-пастушок  в эфире  часто дерзил Богу, когда речь шла  о смерти и бессмертии  души или о реальности планируемой истории, об  анализе прошлого и планировании  личного будущего. Этот нарочитый не по возрасту  юношеский  максимализм, вызывающая  самоуверенность  в сочетании  с житейской мудростью, эта навязчивая идея о «вечной молодости» и мужском либидо и его бесстыдный   житейский  цинизм раздражал многих, как его почитателей, так и  врагов, коих у него было великое множество. Надо признать, что Доренко был лишь наполовину фаталистом и в последнее время не раз  дерзко задирал  юбку госпоже Судьбе. Господин Рок и  леди Удача не любят в свой  адрес насмешливой иронии и  прагматичного  скепсиса со стороны  обычных смертных. Вот и на этот раз  сыграла свою  загадочную роль мистика. Может в самом деле Бог любит не только одних смиренных праведников-страдальцев, но и   таких дерзких и падших демонов, как Сергей Доренко, Серёжа-Пастушок и Расстрига, великий Маг и  гениальный Манипулятор массовым сознанием?  Вот и  отправил его  Господь пораньше в тот мир, где нет времени и пространства, где «не слышны вопли  и стенания и скрежет зубовный»…   Вот и не выдержало сердце великого Манипулятора  сознанием такой чудовищной перегрузки и разорвалось в клочья.
А то, что осталось после Сергея Доренко  людям, пусть  станет  ещё одной их  лакмусовой бумажкой, проверкой их  на человечность, честь и благородство.   
     Без Сергея Доренко осиротело информационное пространство России, оно стало тусклым, серым и унылым, как и сама наша бездарная эпоха. Нам будет долго не хватать  таких  витий-ведущих  и острых  публицистов, как Сергей Доренко, ибо такие как он  рождаются раз в столетие.
12.05.2019