Газетная проза. Разговор с учительницей

Борис Ильич Комиссаров
РАЗГОВОР С УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ

                -1-
- Я вас очень прошу. Только, пожалуйста, без приукрашиваний, без громких фраз.

- Хорошо, но расскажите о том, как вы добиваетесь успехов в работе?

- Знаете, успехов пока не видно. Ведь прошел только месяц… Я веду четвертый класс. Очень «трудные» ребята. Из 25 человек двенадцать те, кто остался на второй год, переростки в основном.

- И все-таки вы взялись вести такой класс? Как это вышло?

- В прошлом году я была освобожденным завучем. Из двух третьих переполненных (по 44 ученика) классов мы набрали один четвертый из наиболее плохо поддающихся воспитанию и обучению ребят. Принимать нового учителя для ведения класса было бы просто нецелесообразным, так как через год он остался бы без работы. (По статистике нынешние шестилетки столь немногочисленны, что не создадут еще одного первого класса помимо уже существующего в школе). И четвероклассники попали ко мне, завучу.

                -2-
КОГДА я ехал в Кокуй, в среднюю школу, я знал одно: Клавдия Романовна Пыхалова всеми уважаемый человек, заслуженный учитель школы РСФСР.
Здесь, на месте, я узнал и душевные качества учительницы.

Но расскажу все по порядку. В ясный сентябрьский и немного грустный от веяний приближающейся осени день я поднимался по ступеням просторной и такой по-современному светлой и изящной средней школы поселка. До звонка с урока оставалось недалеко, и вскоре мне показали выходящую из класса седоватую с озабоченно-усталыми и очень добрыми глазами женщину. Сели в каком-то тесном кабинете – директора, как мне сказали позже.
Она, узнав о цели моего прихода, тихо и грустно сказала:

- Прошу вас, обо мне писать не надо. У нас есть много хороших учителей, например Нина Александровна Козлова. Напишите о ней.

Но я уже не мог уйти так просто. Ничего не узнав и не поняв в этой женщине с добрыми глазами.

- Почему же, Клавдия Романовна? – спросил я.

- Простите. Я понимаю, у вас задание, но объясните, пожалуйста, там, в редакции, что очень просила я… что ненужные преувеличенные похвалы больней для меня, чем какие-нибудь нарекания.

                -3-
- Клавдия Романовна, честное слово даю. Не будет никаких приукрашиваний и никаких фантазий. Только то, что действительно происходило и происходит в вашей работе. Расскажите, пожалуйста, о ребятах в вашем классе.
Какой это класс – уже было сказано…

- Есть у нас Саша Х., - говорит учительница. И, чуть задумавшись, продолжает:

- Как часто учителям приходится работать не в согласии с четкой воспитательной линии родителей. Ведь у Саши есть отец и мать. Но мальчик в семье единственный. Кроме него, у родителей еще шестеро детей – все Сашины сестры. Мать все проделки прощает своему сыну-грубияну, и отец относится к нему с поразительным равнодушием. Мы ещё не смогли добиться, чтобы он пришел в школу.

- Действительно, вот где действия родителей сводят на нет усилия педагогов.

- Да, это верно. Помню, был такой случай. Товарищ Саши из другого класса подарил ему авторучку. Не торопитесь делать выводы, как это благородно. Ручка была ворованной, и Саша прекрасно знал об этом. Так он оказался сообщником, даже можно сказать, участником дурного поступка.

                -4-
- А родители ничего не знали?

- К ним я пошла на другой день. Стала убеждать быть внимательней к сыну, ведь его поступок закономерно может привести и к прямому преступлению. (В книге «Честь» Г. Медынского очень убедительно показан такой процесс).

- Что же отец и мать?

- Они просто отмахнулись. Не поверили или не посчитали нужным поверить, что все это более серьезно, чем может показаться а первый, невнимательный к тому же взгляд.  А к мальчику нужно найти подход. Только какой он должен быть, ключик к сердцу, пока нельзя сказать…

- И такой, как Саша, к которому мучительно трудно найти учителю подход, не единственный в классе?

- Саша по крайней мере более или менее регулярно, но посещает школу. А вот Коля Ч. совсем не приходит. Позавчера он второй раз за месяц «навестил» класс. И это лишь после того, как поселковая комиссия по делам несовершеннолетних «крупно», что называется, поговорила с матерью.

- И теперь Коля ходит в школу?

- Он сбежал в тот же день. Короче говоря, после урока физкультуры со стадиона в класс не вернулся.

                -5-
- А что мать?

- Она просила в прошлом году отдать мальчика в детский дом. Но ведь он не сирота.

- А сейчас как у них дома?

- Была я там несколько раз. Часто никого не могла застать в квартире. Наконец, увидела мать. Был поздний вечер, а малолетнего сына не было. Мать постаралась затушевать эти поздние приходы сына, его встречи с более старшими ребятами из профтехучилища. Так же, как и внутрисемейные раздоры. Но ведь страдает ребенок… Вообще в квартире чисто, довольно уютно, но несмотря на то, что у Коли есть чистая и опрятная одежда, он ходит грязным и оборванным.

- Чем же это объяснить?

- Он ужасно ленив. На уроке сидит словно прикованный к парте и ужасное неудобство для этого 14-летнего четвероклассника пошевельнуть рукой или ногой. А между тем ребята-одноклассники беспрекословно слушают его, хотя в нашем представлении вожак или «гроза» детворы – непременно бойкий парень.
 
- Вот еще один сложный характер, - продолжает, - продолжает Клавдия Романовна, - и я пока ничего заранее не могу сказать о результатах моей работы с «трудными» ребятами. А ведь так хочется помочь им!

- Но есть ли в классе, на кого можно опереться?

                -6-
Есть ли в классе хоть какие-то зачатки крепкого, хорошего ядра?

- К сожалению, пока ничего этого нет. Надо искать, создавать. Это - наша работа.

ДО ЧЕГО же просто звучит – «наша работа»! А впереди столько нерешенных проблем, стоящих перед учительницей. Наш разговор с ней я передал таким, какой он был. Не ручаюсь за точность отдельных выражений, но за точность смысла отвечаю.

О многом  не спросил я тогда учительницу. О том, как училась она писать левой рукой, когда трагически потеряла кисть правой… О том, каково приходилось в войну («Тогда никто не мог плохо работать», - сказала мне она).
Лишь узнал, что Клавдия Романовна - член районной комиссии народного образования, депутат районного Совета, имеет орден Трудового Красного Знамени и медали «За доблестный труд» и «За трудовое отличие».

Я обещал не писать громких фраз. И все-таки (да простит меня Клавдия Романовна) именно здесь им самое подходящее место. Я преклоняюсь перед скромным героизмом этой простой советской женщины и желаю заслуженной учительнице Клавдии Романовне Пыхаловой успехов в своем неустанном труде и счастья.

Б.КОМИССАРОВ.
(Газета «Советское Забайкалье»
за 30 сентября 1967 года).