Газетная проза. Соколята Людмилы Ивановны

Борис Ильич Комиссаров
СОКОЛЯТА ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ

КОГДА пишешь о передовом рабочем или лучшем механизаторе, то результаты их работы сразу видишь налицо. Они выражены в цифрах – перекрытой норме выработки, гектарах или обмолоченных центнерах зерна. А как выразить результаты работы учителя? Ведь он непосредственно не создает материальных ценностей. Он выковывает души своих питомцев, которые лишь в своей будущей взрослой жизни применят полученные знания и выработанные качества характера.

И все же начну с цифр. Учительница Кокуйской восьмилетней школы № 2 Людмила Ивановна Наделяева уже шестой год работает без единого второгодника в классе.

Сейчас у неё второклассники, которые под руководством Людмилы Ивановны закончили свой первый в жизни учебный год в большинстве своем на «хорошо» и «отлично». Из 31 человека пятеро закончили год только с высшей оценкой, лишь у восьми в табелях местами проскальзывали тройки, а остальные 18 – «хорошисты», как принято говорить.

Я приехал в поселок в субботу и зашел в школу, когда кончался третий урок. Ребята готовились к общешкольным спортивным играм, которые должны были состояться в этот день, а у малышей начальных классов оставалось по одному уроку – пения или рисования.

- У моих ребятишек сейчас пение, - бодро сказала вошедшая в учительскую белокурая женщина.

Это была учительница начальных классов Людмила Ивановна Наделяева.

- Хотите побывать на уроке? – спросила она меня. – Пожалуйста. – Только вам больше бы дало, если бы присутствовали на более фундаментальных предметах – арифметике или русском языке. Ну пение, так пение. Пойдемте!

- Здрав-ствуй-те! – раздельно и четко поздоровались со мной белоголовые и черноголовые, коротко остриженные, с бантиками или косами девчонки и мальчишки.

Начинается урок. С самого начала он проходил бодро и как-то удивительно жизнерадостно. Один вопрос учительницы – и лес нетерпеливых рук. Особенно часто поднимаются руки у отличниц Ларисы Карпенко, Иры Ярош, Оли Гусевской. До чего же хочется им спеть шутливую песенку «Любитель-рыболов», что от нетерпения дрожат поднятые руки.

А Людмила Ивановна не скупится ни на улыбки, ни на похвалу старательным ребятам. Они внимательно глядят на свою учительницу, ловят каждое ее слово.

- А помните, мы читали на уроке чтения рассказ «Хитрая рыба»? Чему учит этот рассказ?

С первой парты тут же поднимает руку черноголовый Витя.

- Скажет Витя! – говорит учительница.

- Рассказ учит тому, чтобы у нас умнее становилась голова.
Вокруг смеются. Людмила Ивановна делает успокаивающий жест. Смех затихает, и она говорит:

- Конечно, рассказ развивает нас, делает умнее, а учит он тому, чтобы…
Дальше следует объяснение про хитрую рыбу, которая увидела незадачливого рыболова и уплыла.

Опять начинается песня, уже другая.

«Мы – ребята-соколята».

Поют питомцы Людмилы Ивановны. Поют с гордостью, но порой стараются перекричать друг друга. Однако учительница как бы на расстоянии чувствует шалунов.
Неторопливо, продолжая дирижировать песней, подойдет, строго прищурив глаза, к одному, или с нахмуренным взглядом повернется  ко второму, или несколько слов скажет третьему. Песня выравнивается, а Людмила Ивановна снова улыбается.

Она кажется неотделимой от своего класса и, если можно так выразиться, до того естественно вписывается в его атмосферу, что уже нельзя представить себе учительницу вне ее ребятишек. А ведь дети так тянутся к умному и доброму слову старшего наставника.

Посмотришь на класс и на какое-то мгновение может показаться, что не было и нет здесь никаких трудностей. А ведь это не так. Не бывает коллектива (а класс Людмилы Ивановны вполне можно назвать сформированным уже коллективом), где бы совершенно не существовало противодействия общей задаче. Вот второклассник Сережа. В прошлом году он был другим, ленивым в учебе и шаловливым на уроке. Но ведь мальчик сообразительный! На лету схватывал решения задачек по арифметике. И в то же время неряшливый.  А однажды Людмила Ивановна почувствовала, что от Сережи пахнет табаком. Курит!

Учительница постаралась, чтобы мальчик был больше в школе, чем на улице или дома, где мать и бабушка мало заботятся о его воспитании. Сережу стали оставлять после уроков, заниматься с ним, по-доброму разговаривать и… проверять, пахнет ли снова от него табаком.

И теперь Сережа так привык к школе, что с сожалением слышит звонок с уроков. И не стыдно ему петь вместе со всеми: «Мы – ребята-соколята!».

Хороших и знающих людей воспитывает из своих питомцев Людмила Ивановна Наделяева. А ведь было время…

…Шел предпоследний год войны. Молоденькая Людмила только выпустилась из стен Сретенского педагогического училища и стала работать в начальной школе села Мыгжа. Училище закончила с отличием, на круглые пятерки, и ехала в село, еще мало представляя те трудности, с которыми потом пришлось столкнуться. Думала, работать будет не хуже, чем училась.

Сейчас, оглядываясь на то время, Людмила Ивановна говорит:

- Учили нас в военное время нередко тому, что далеко от учительской работы. Например, вождению трактора или стрельбе из малокалиберки. Я понимаю, военное время… Но ребят по-прежнему нужно было учить и арифметике, и чистописанию… Однажды к нам в школу приехала инспектор из района, побывала на моих уроках и за какой-то неправильный (сейчас уже не помню, какой именно) методический подход сделала мне замечание. Я тогда даже разревелась. А она сказала: «Из вас получится, поверьте мне, настоящий педагог».

Людмила Ивановна так и не закончила на месте этот первый свой рабочий год. Из армии в Мыгжу возвратился комиссованный после тяжелого ранения учитель, работавший в сельской школе еще до войны. Молодая учительница уехала заканчивать учебный год в другое село – со звучным названием Баян.

А слова инспектора сбылись. Из Людмилы Ивановны действительно получился прекрасный педагог. 24-й год работает она на этом поприще, из них 14-й – в Кокуйской школе. В 1962 году Людмиле Ивановне был вручен значок «Отличник народного просвещения». Тогда же она почувствовала, что давно уже хочет стать членом партии Ленина. Кандидатский стаж истек через год, и Людмила Ивановна единодушно была принята в партию. А через год коммунисты школы избрали ее своим вожаком. В этом году на недавно прошедшем отчетно-выборном партийном собрании Людмила Ивановна в третий раз была избрана секретарем парторганизации школы.

Сравнивая  военные и послевоенные годы с нашим временем, Людмила Ивановна говорит:

- Ребята сейчас, конечно, не те. И с ними труднее, намного труднее заниматься. Мальчишки и девчонки рождения шестидесятых, конца пятидесятых годов несоизмеримо развитее, понятливее. Но… и более «трудные», шаловливые, неуемные. А все же люблю я их.

Людмила Ивановна вспоминает своих второклассников. Вот Олег Домашонкин – отличник и первый математик в классе. Кто знает, не станет ли он в будущем открывателем новых математических законов? А Лена Ярош и Лариса Карпенко, быть может, будущие знаменитые пианистки? (А пока только ученицы музыкальной школы).

Ребята почти все очень развитые и Людмила Ивановна продолжает их развивать дальше. Некоторые темы второклассники изучают уже по программе третьего, а  то и четвертого класса. Это дает свои довольно заметные результаты. Например, нынешним шестиклассникам, учившимся у Людмилы Ивановны два года назад, учиться сейчас легко, и по развитию они не уступают более старшим ребятам…

У сегодняшних второклассников, которых обучает Людмила Ивановна, интересы самые разнообразные. После уроков они толпятся в школьной библиотеке и наперебой просят книгу «потолще, а то тонкие слишком быстро читаются».

Весь класс разбит на группы по пять октябрят. Командира «звездочки» ребята слушают беспрекословно. А попробуй кто-нибудь получить двойку! Вся пятерка немедленно собирается и обсуждает провинившегося. Все это умело направляется рукой Людмилы Ивановны Наделяевой, которой накануне Дня учителя от души хочется пожелать дальнейших успехов в работе.

Б. КОМИССАРОВ.
 
Газ. «Советское Забайкалье»
за 30 сентября 1967 года.