Торопыжка, Серёжик и другие

Лидия Гусева
Торопыжка, Серёжик и другие
- Мама, скоро мы пойдём гулять? – Донимали медвежата медвидицу в тёмной берлоге.
- Подождите немного. Сама хочу на свет белый. Все запасы давно уже кончились, а снег всё идёт и идёт.
- А что такое снег? – Не унимались дети.
- Снег – это зима. А вот, когда придёт весна, тогда и выйдем на прогулку.
Подросших медвежат это не устраивало. Особенно старшего сыночка: «Что же такое Весна? Как она выглядит? Наверно, это когда места много, светло, тёпло и поесть можно вволю». Другие братик с сестрёнкой были более послушными. Они довольствовались только теплом маминой шубы. Но нашего любопытного тянуло к знаниям, а также, он хотел помочь своей семье. Однажды, когда мама-медведиха опять погрузилась в дремотный сон, он начал откапываться из зимнего жилища. Медвежонок  хотел найти Весну, где много воздуха, тепла и еды. Вдруг, его глаза зарезало от обилия белого света. Маленький узник оказался наружи, в лесу.
- Ну и дела?! – Какой он маленький по сравнению с пространством и высокими деревьями. – Значит, это и есть зима, мама говорила, что много белого снега.
Вдруг, недалеко от него, зашевелился сугроб, приподнялся, а потом провалился. Что за чудо в такой безмолвной тишине? А через минуту показался чёрный носик и маленькие бусинки-глаза.
- Ты кто? – Удивлённо спросил медвежонок.
- Я – ёжик, звать Серёжик. А ты что за зверь? – Задал вопрос маленький, но серьёзный ёжик.
- А я мишка – Торопыжка. Я тороплюсь Весну искать. Пошли со мной!
- Так и я хотел. Не вытерпел. Мама столько рассказывала про неё. А Весны всё нет и нет.
Маленькие друзья, взявшись за руки, направились вглубь леса. Снег проваливался под их лапками, но они шли уверенно и весело. Ими двигало чувство подвига и помощи другим. На их пути повстречался зайчишка.
- Ты не Весна случайно? – Спросили они незнакомца.
- Нет, я – Заяц-Опасаец. А вы что раньше времени носы свои показали?
- Мы Весну ищем, не знаешь, где она прячется? – Спросили друзья.
- Не знаю, сам её жду. По всем приметам должна придти. Мало того, что я всю зиму только и бегал, только и прыгал, заметая свои следы от охотников. А на следующий день опять всё повторяется, новый снег, и мои свежие следы. Уж, как я их путаю, и туда, и сюда, и влево, и вправо, - не переставал жаловаться зайчишка, - а сейчас вот и шубка начала сереть. Меня ещё заметней на снегу видно.
- Не горюй, Заяц-Опасаец, мы обязательно найдём Весну, и ты сможешь, наконец, отдохнуть и выспаться, - заверили бедного зайчишку Торопыжка с Серёжиком.
- Видишь, зайчикам ещё больше нужна весна. Мы-то в берлоге да норке прятались, - сказал медвежонок другу. – Друзья с большой уверенностью двинулись дальше в путь, надеясь, что помогут не только себе.
Вдруг они услышали голос:
- Куда это вы направляетесь, маленькие авантюристы?
Малыши задрали свои головы и увидели в дупле дерева белку.
- А вы не знаете случайно, где Весна прячется? – Они ответили вопросом на вопрос.
- Сама её жду, все запасы орешков кончились. Детки капризничают. – Тут же из дупла появились четыре мордочки смешных бельчат, которые начали шуметь и перебивать друг дружку: «Найдите нам весну! Нам весна нужна!»
- Обязательно найдём! – Заверили и беличье семейство ёжик с медвежонком.
Идут они, идут, песни поют, чтобы согреться. Внезапно их мелодию остановил грубый и громкий аккорд.
- Каррр! Это что такие маленькие в лесу делают? – Чёрная ворона слетела с ветки и приземлилась перед ними.
- Мы, тётенька, Весну ищем. Не знаешь, где она прячется? – С почтением, и немного испугавшись, спросили смельчаки.
- Ясное дело где, на юге. Весны они захотели, понимаешь ли. Что, и в берлогах запасов не осталось, выползли, - насмехалась ворона, - а я говорю вам, в городе надо жить, в го-ро-де! Там-то море пищи, в каждом дворе контейнеры стоят.
- Но мы не только из-за еды, нам тепла и света хочется, а вот зайчишки устали бегать по каждодневному снегу.
- Ах, вы ещё и романтики?! Ну-ну, прямо, как гуси-лебеди. Помешаны они на вечной весне, всё летают за ней туда-сюда, сюда-туда.
- Так, где же юг? – Нетерпеливо спросили путешественники, устав слушать сварливую тётю Ворону.
Она подняла крыло и указала им путь, по которому и направились друзья. Вскоре они вышли на опушку и увидели яркое солнышко!
- Это и есть Солнце! – В унисон восторженно произнесли ёжик с мишуткой, сравнивая небесное светило с мамиными описаниями.
- Солнышко, ты такое тёплое и яркое, может, ты и есть Весна? – Спросил Серёжик.
Солнце засмеялось и ответило малышам:
- Нет, я не Весна. Я… её помощница!»
- А где же тогда Весна прячется?  - Спросил грустно Торопыжка.
- Весна в земле-матушке прячется. А я далеко. Я на небе.
- А ты не поможешь найти её в нашем тёмном лесу? – Попросили Солнышко ёжик с медвежонком.
- Конечно! Показывайте путь!
Малыши обрадовались и вприпрыжку побежали обратно в родной лес. Солнышко не отставало. Иной раз и обгоняло их, то исчезало на минуточку за деревьями, то снова выпрыгивало. Как им было весело бежать втроём! Под вечер Солнце совсем разгорячилось, стало пурпурным: «Ну, всё, ребятки, я устала, пора спать. И вам тоже надо отдохнуть. Встретимся завтра!»
Медвежонок с ёжиком вырыли небольшую уютную норку в снегу и спали, как убитые. На следующее утро всё повторилось. Они опять вприпрыжку и с песенками бежали с Солнышком к своим родным, не замечая, что становилось всё теплее, появлялись проталинки с прошлогодней зелёной травой. Для зверят это было море неизвестных запахов и неизведанных чудес. Когда до дома было совсем недалеко, друзья увидели нежные цветочки, белые, как снег.
- Давай нарвём мамам, чтобы они не сердились на нас. – Предложил Торопыжка Серёжику.
Так они и появились перед своими домами с букетиками в лапках.
- Мама! – Закричал медвежонок.
- Мамочка! – Подхватил ежонок, - а мы Весну привели! Она с нами пришла.
- Ах, вы проказники, где были? – Вскричала одна.
- Вы где пропадали так долго?! Мы все глаза проглядели. – Подхватила другая.
Торопыжка с Серёжиком получили по родительскому шлепку, а потом мамочки начали обнимать их.
- Мы за Весной ходили. Хотели сделать всем приятно.
- За весной не ходят. Весну ждут. Она сама приходит! – Назидательно говорили мамы.
- Разве это так? Она сама приходит? – Переспросили огорчённо малыши у Солнышка.
- Что вы, ребятки?! – Улыбнулось главное светило, - Весна, как и Девица-Красна, любит, чтобы её не только ждали, но ещё и бегали за ней!

Знания и любопытство
     Подружились крепко Торопыжка с Серёжиком, как проделали большой путь в поисках Весны. Обитатели леса подсмеивались над ними и говорили: «Только за Летом не ходите! А то точно не вернётесь. Когда лето, то вся земля – дом родной. Заблудитесь».
- А какое оно лето? – Спросил любопытный Торопыжка у мамы.
- Будешь много знать, скоро состаришься! – Ответила медведица. Она боялась уже описывать это замечательное время года. А вдруг Торопыжке захочется искать и лето? Слишком торопится он всё делать, жить и знать.
Ёжик-Серёжик также ничего не добился от матери, которая ему сказала: «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!»
Торопыжка поделился мамиными словами с другом.
- Враки! – Возмутился ёжик, -  значит, все стареют не от того, что долго живут, а от знаний? Не поверю! – И продолжил, - а мне мама сказала что-то про нос, который любопытным отрывают. – И Серёжик тотчас свернулся клубочком, пряча свой носик-пуговичку.
- А давай спросим у наших друзей, может они знают? – Предложил Торопыжка другу.
- Давай! – Они побежали к Зайцу-Опасайцу.
Еле распознали его. Шубка у него была почти серенькая.
- Скажи, дружище, правда ли это, если будешь много знать, то скоро состаришься? – Спросили они у зайца.
- Ерунда, какая! – Ответил косой. - У нас в роду по-другому. Кто больше всех боится и опасается, то тот и будет старым. Сидеть под кустом и трястись, как старик. А вот, если будешь много знать, как например, охотника обхитрить, как от лисы и волка увильнуть, знать все следы и тропы в лесу, места тайные, родники подземные, полянки с заячьей травкой, то будешь долго жить и счастливо.
- Так ты это всё знаешь? – В два голоса спросили друзья зайчишку.
- Знаю. И вам советую знать больше! – Ответил гордо заяц.
- А почему же тогда тебя назвали Опасайцем? Ты, наверно, тоже из тех, кто опасается и боится.
Заяц хитро посмотрел на ребят:
- Может, и было лёгкое опасение в детстве, так я этого не помню. – Зайчишка, видимо, и вправду поумнел. – Имя моё от корня слова «опасность». То есть тот, кто видит меня, сразу думает, что перед ним большая опасность! – Закончил нравоучительно заяц.
- А мы тебя не боимся! – Рассмеялись Торопыжка с Серёжиком.
- Вот и правильно. Я же сказал, кто ничего не боится, то живёт долго и счастливо!
Друзья распрощались и двинулись дальше искать белку, потому что медвежонок сказал, что одно мнение – это мало.
- Скажите, уважаемая Белка, а у вас никогда не отрывали нос на базаре? – Вдруг прямолинейно спросил ёжик.
- Где вы видели в лесу базар, маленькие авантюристы? Если только птичий. Я сама всё собираю, да на зиму припасаю, и бельчат своих этому обучаю.
- Значит, вы не любопытная? – Разочарованно спросил медвежонок.
- Как это не любопытная? Ещё, какая любопытная! Если хотите знать, белки самые любопытные на свете! Даже первую собаку, полетевшую в космос, Белкой назвали. Это в нашу честь. Вот какие мы любознательные.
- Так значит, любопытство помогает получить знания и помогает долго жить? – Воскликнул Серёжик.
Тут к ним подлетела ворона:
- Кому тут захотелось долго жить? Ах, это вы, гуси-лебеди, романтики?
- А, правда, тётя Ворона, если будешь много знать, то скоро состаришься?
- Вы ещё и шутить вздумали надо мной? Да вы знаете, сколько мне лет?! Мне девяносто девять стукнет в следующем году! – Распалялась Ворона, - а они ещё и насмехаются надо мной, спросить ничего нельзя.
Речь Вороны послужила ещё одним доказательством – нужно всё знать и всё спрашивать, вот и будешь жить до ста лет.
Довольные путешественники побежали домой. Они были рады, что узнали правду. Любопытство это не плохая черта, а если будешь много знать, то можно даже в космос полететь!

Заяц-Опасаец
- Эх, жалко, что быстро убежали Торопыжка с Серёжиком. Видно, что надолго их не отпускают теперь мамочки, - подумал Заяц-Опасаец.
Действительно, в лесу все уже знали про двух любознательных путешественников.
- Я бы им такого рассказал! – Вздохнул зайчишка. – Ну, ничего, в следующий раз. – Опасаец в который раз начал вспоминать истории, где он сам в своих глазах казался героем.
«Объявилась тут у одного охотника новая собака. Кокер-спаниэль. Смешной такой. Ничего не понимал в охоте. Но нагнал он всё-таки меня. А я что? Пришлось мне присесть на задние лапки, а передние свесить, якобы подчиниться покорно. Спрашивает тут меня юный охотник:
- Ты кто такой? Что ты бегаешь и прыгаешь, то влево, то вправо?
Смешно мне стало:
- Заяц я, заяц. А бегаю так потому, что глаза у меня косые. А у тебя таких нет!
Кокер тут же скосил свои глаза, но получилось не влево и вправо, а к носу. Увидев свой чёрный кожаный нос, он тоже похвалился:
- Зато у меня нюх острый!
- А у меня слух! Видал, какие уши! – И я начал ими громко аплодировать. Вот, что значит иметь превосходство в знаниях.
- А я плавать умею, - сказал тут пёсик.
Тогда мне пришлось только это сказать:
- А я по воде ходить!
- Как это?
- А вот так. Маленький ты ещё -  зимы не видел. – Ответил я, - отпусти меня, давай встретимся в ноябре-декабре, и я покажу тебе как.
Вот так спаниель и остался с носом, отпустил меня. Какой же я сообразительный! В следующий раз я был ещё изобретательнее. Когда наступила зима, тот пёсик опять нагнал меня, схватил за уши. Ну, думаю, не спастись мне на этот раз.
- Теперь ты от меня не уйдёшь, обманщик! Я тоже теперь по воде могу ходить. Вода-то замёрзла! – Прорычал он.
- Что ты, дружище! Я не обманывал тебя. Сам говоришь, что тоже научился ходить по воде. Это ведь чистая правда. – Начал я хитро оправдываться.
- Ну и что, что правда. Мне хозяин приказал быть злее!
Я растерялся, не знал, что и сказать, только не оказаться в западне:
- А я летать умею!
У собаки округлились глаза:
- Как? Врёшь! – Любопытство пёсика было настолько сильным, что перевесило будущую взбучку от хозяина. И он отпустил меня.
Наступила весна, и я опять оказался в лапах уже совсем взрослого спаниеля.
- Ну, покажи, как ты летаешь? – Зарычал он с недоверием.
- А ты отпусти меня, ведь надо разбежаться и взлететь. – Ответил я.
Пёс уселся на задние лапы, как зритель в театре и приготовился смотреть. Я помчался по поляне. Вдруг, как тёмное облако, надо мной закружил коршун, а потом камнем бросился вниз. Душа моя улетела в пятки, а сам я оказался в когтях у хищной птицы. Но я ведь храбрый малый и прокричал пёсику, который с необъяснимой тоской смотрел мне вслед: «А ты не верил, что зайцы умеют летать!» А сам твердил про себя: «Только бы не потерять самообладание! Что-то надо придумать!»
Наконец коршун приземлился недалеко от своего гнезда, где находилось много голодных птенцов. Тут я и завёл разговор с коршуном:
- Спасибо тебе огромное, что от собаки и охотника меня спас, благородный коршун! Не миновать бы мне смерти.
Птица молчала, слушая мои льстивые слова. А я продолжал:
- За это я готов подарить тебе свою шубу, то есть не тебе, а твоим птенчикам. Смотри, как они мёрзнут бедненькие, и как им не уютно.
Птица глянула в сторону своих детёнышей, подумав, что комфорт не помешал бы малышам:
- А где ты шубу возьмёшь? С себя, что ли снимешь?
- Ты разве не знал, что у зайцев две шубки на смену есть. Одна беленькая – для зимы, и серенькая, так сказать, демисезонная. Хочешь я беленькую твоим деткам подарю? Она у меня дома, в норке.
Коршун недолго раздумывал. Подхватил меня, и мы полетели в лес, где находился мой дом. Приземлились, я мгновенно юркнул в своё убежище-крепость и только там дал волю своим чувствам. Сидел и дрожал до самой ночи. А утром проснулся и понял: умнее меня никого нет на свете!»
Вот эти истории я точно расскажу Торопыжке с Серёжиком! Конечно, не скажу, что я самый умный, а то подумают ещё, что я зайчишка-хвастунишка, а я – Заяц-Всезнаец! И им для знаний расскажу.

Дети Солнца
      Торопыжка с Серёжиком очень радовались приходу весны. Всё-таки, они считали, что помогли придти Весне в их края. К тому же друзья научились разговаривать с Солнышком. Не было и дня, чтобы неразлучники не поприветствовали Небесное Светило. Они радовались всему: новым цветкам и их запахам, бурлящей речке, которая с ворчанием неслась куда-то, щебетанию птиц, которые с усердием строили свои гнёзда.
Кстати, после разговора с Белкой, Торопыжка с Серёжиком долго думали, как полететь в космос. Но так ничего и не придумали. Тогда они сказали Солнышку:
- Нам никак не прилететь к тебе. А так хотелось бы!
- Сейчас спущусь, - ответило Светило, - закройте на минуту глаза.
Друзья зажмурились.
- Открывайте! – Поступило распоряжение с неба.
Торопыжка с Серёжиком распахнули глаза и оказались в море жёлтых солнышек. Их было так много, что резало глаза. Это одуванчики расцвели все в один момент.
- Вот я и с вами. Эти солнышки – мои детки!
- А мы? – огорчённо воскликнули Торопыжка с Серёжиком.
- И вы, конечно! Все на земле – дети Солнца!
Друзья обрадовались, и давай валяться по оранжевому ковру. Потом посмотрели друг на друга и рассмеялись. Они тоже нашли подтверждение, что являются солнечными детьми. Их лапки и носы были оранжевого цвета!
- Давай подарим нашим мамам букетики из цветов-солнышек! – Предложил ёжик медвежонку.
- Давай лучше сделаем веночки, ведь мамы у нас королевы! – Подхватил идею Торопыжка.
Ребятки уселись на пригорке и начали плести. Серёжик – маленький веночек, а Торопыжке потребовалось больше цветов и времени. Ведь, медведица-то большая. Друзья увлеклись и опять припозднились. Медведица снова начала отчитывать непослушного сынишку. А Торопыжка ей на это говорит:
- Дети на детей не ругаются.
- Какие ещё дети? Ты что, забыл, что я твоя мама, твоя родительница!
- Всё равно, ты – дитя! Дитя Солнца! – Рассмеялся Торопыжка и надел маме рыжий одуванчиковый венок на голову.
Ну, как тут обижаться на такого озорника? Никак!

Невоспитанный
      После цветов пошли ягоды в лесу. Какое это наслаждение! А тем более, первый раз в жизни попробовать вкус земляники и малины. Торопыжка с Серёжиком не вылезали из кустов целыми днями. Медвежонок собирал ягоды малины наверху, так как ёжику было не достать, а тот собирал землянику на земле. Торопыжка мог бы и сам найти кустики ягод на земле, но им нравилось, что они помогают друг другу. Как весело собирать ягоды и о чём-то болтать, или песенки петь. Однако со стороны это выглядело необычно и смешно. Казалось, что медвежонок сам с собой разговаривает. Ёжика-то совсем не видно было. Да к тому же Торопыжка рос не по дням, а по часам.
Тут как раз пролетала Ворона.
- Эй, Торопыжка! С кем ты там всё разговариваешь? – Спросила она, решив посмеяться над ним. – Вроде ещё не старый. А болезнь у тебя старческая – разговариваешь сам с собой!
С некоторых пор друзья сторонились злого язычка Вороны. Медвежонку обидно стало за друга, что того не замечают, и он ничего не ответил назойливой птице, решил молчать. Ворона, не услышав ответ, как начала верещать:
- Ишь, какой! Даже не здоровается со старшими. Вырос, нос задрал. Умный стал!
Торопыжка продолжал молчать и собирать ягоду, а Ворона не переставала:
- И надо же кого в друзья взять? Ёжика. Вот умора! – Конечно же, Ворона видела внизу Серёжика и знала, что они неразлучные друзья. Но надсмехаться – было её любимым развлечением, - друзей выбирают равных и по уму, и по возрасту, и по весу, и по размеру, - её тирада не кончалась.
Торопыжка совсем обиделся за друга, встал на задние лапы, дотянулся почти до ветки, на которой сидела Ворона, и сказал ей:
- А я думаю, тётя Ворона, что это у вас старческая болезнь. Вы уже полчаса сама с собой разговариваете!
Серёжик покатился со смеху от слов друга в листьях земляники. Вороне нечего было ответить на умные слова медвежонка. Она только и прокаркала:
- Фу, какой невоспитанный мальчик!

Главное – уметь дружить!
После слов Вороны Серёжик призадумался и даже, казалось, погрустнел:
- Я тебе действительно не ровня. Посмотри, какой ты большой. Тебя скоро надо будет называть не Торопыжкой, а Торопыгиным!
- Ну, что ты, Серёжик, дружочек мой! – Начал успокаивать его медвежонок. – Разве в дружбе главное рост, вес, размер?
- Нет, конечно, не главное, но всё-таки, - продолжал Серёжик.
- Главное в дружбе – сама дружба! – Торопыжка даже сам удивился от своих слов, - главное, это уметь дружить!
- А мы это умеем! – Воскликнул радостно ёжик.
Друзья тут же взялись за лапки и побежали на солнечную полянку, ожидая новых чудес и знаний от жизни.
Вдруг, они услышали шум. Посмотрели вверх, а там металась их знакомая Белка.
- Что случилось, уважаемая Белка? – спросили хором они.
- Ой, беда! Бельчонок-сынок пропал. Ой, горе мне, - начала плакать белочка. – Уже десять минут ищу. Ведь, только вышла набрать прошлогодних орешков.
- А как его зовут? Мы тоже его поищем. Не волнуйтесь вы так!
- Спасибо, ребятки, зовут его Хвостолётиком.
- Какое имя смешное, - улыбнулись медвежонок с ёжиком, чтобы немного развеселить маму-белку.
- Я его так назвала, потому что он считает свой хвост крылом. Подрос и начал с ветки на ветку летать-прыгать.
- Не должен он далеко улететь, тётя Белка. Найдётся. Мы побежали искать Хвостолётика.
Серёжик осматривал всё внизу, а медвежонок больше сверху. Кричали до хрипоты. Но бельчонок, как сквозь землю провалился.
- Слушай, Торопыжка, а давай Зайца-Опасайца попросим подключиться к поискам. – Предложил ёжик.
- Молодец Серёжик, я тоже об этом подумал. У него слух отличный и прыгает он, то туда, то сюда. Мышь не проскочит.
Вскоре они нашли зайчишку.
- Заяц-Опасаец, помоги Белочке и нам найти её сынишку, - попросили они.
- Так, так, значит, тоже потерялся, - начал рассудительно заяц и сделал паузу. – Во-первых, я уже не Заяц-Опасаец, а Заяц-Всезнаец. Тогда давайте думать. Что вам говорила белка?
- Говорила, что зовут его Хвостолётиком, что он любит летать, что он озорник.
- А ещё что говорила? – Продолжал допытываться Всезнаец.
- Что же ещё? А, вспомнил, - воскликнул ёжик, - сказала, что она вышла только на десять минут набрать прошлогодних орешков.
- Вот это мне и надо. Значит, бельчонок тоже отправился искать прошлогодние орешки. А вы разве на его месте не сделали бы также? – Учительским тоном спросил заяц, - все нормальные дети стремятся помочь своим мамам.
- Точно! – Восхищённо воскликнули медвежонок с ёжиком. – Вот это у вас логика!
- Следовательно, - продолжал невозмутимо заяц, - мы должны искать его около деревьев-орешников. Сейчас распределим зоны поисков. Ворону бы сюда. Мы бы снизу смотрели, а она сверху.
- Заяц-Всезнаец, позови только ты, а то мы с ней недавно поссорились, - вздохнул Торопыжка.
Ворона обрадовалась, что её попросили о помощи, хотя летала и ворчала:
- Ох, уж это молодо-зелено! И куда свой нос постоянно суют? Не сидится им дома.
Тётка Ворона сделала пару кругов над лесом и без труда нашла Хвостолёта. Белка очень благодарила старую ворону, которая сама была довольна собой. А ёжик прошептал медвежонку:
- И вовсе она не злая.
Торопыжка согласился. Белка продолжала благодарить также зайчишку, медвежонка и ёжика:
- Если бы не вы, не знаю, чтобы я делала.
На что Заяц-Всезнаец ответил:
- А это нам помогли наши знания!
- И наша дружба! – Воскликнули другие и счастливо рассмеялись.
Какой у кого наряд
- Как хорошо, когда есть друзья! От этого в лесу совсем не страшно, - сидя на пенёчке, медвежонок говорил ёжику.
- Да. – Подтвердил Серёжик, - можно и в гости к кому-нибудь сходить.
- А пошли к Зайцу-Всезнайцу. Он обещал нам что-то рассказать. С ним интересно!
Друзья вприпрыжку отправились навестить зайца.
- О, молодцы, что пришли! Как раз у меня свободное время, - заяц хитро скосил на них глаза. – Расскажу вам о своих подвигах. И как начал тараторить о том, как много раз собаку обхитрил, как коршуна за нос провёл, как по воде ходил и как много раз шубку менял.
- Да, счастливый ты, - произнёс медвежонок, я бы тоже хотел шубку менять, это красиво.
- А почему вы не меняете? Я много слышал про белых медведей, и шубка у них белоснежная.
- Правда? – изумился Торопыжка. – Я и не знал. Надо срочно спросить у мамы.
Торопыжка нетерпеливо засобирался домой. Прибежал и спрашивает у матери:
- Мама, а куда ты спрятала наши белые шубки? Почему ты зимой не нарядила нас в них?
- Какой ты глупенький! Белоснежные шубы только у белых медведей, которые на севере живут. – Начала объяснять, улыбаясь, медведица.
- Но ведь зайцы живут не только на севере. А у них две шубки – белая и серая!
- Это их защита. У полярных медведей шуба белая, потому что они живут среди вечных снегов и льдин. Поэтому их незаметно на снегу. – Продолжала мама.
- А у нас, почему нет защиты? Ведь, у нас тоже зима и снег бывают.
- Ах, глупыш, ты совсем забыл. Зачем нам белая шуба, если мы, считай, с октября-ноября по март спим в берлогах.
- А белые медведи не спят? – Удивился Торопыжка.
- Нет, не спят, сынок.
- Бедненькие. Тогда мне их жалко! – На этом Торопыжка успокоился, и был доволен своим нарядом-гардеробом.

Медвежья наука
Поговорив с Торопыжкой о берлогах и зимней спячке, медведица решила провести урок с детьми. Рассадила перед собой детишек и начала рассказывать басню, которую непременно должен знать каждый медвежонок, как первую медвежью науку:
«Жили-были два юных медведя-брата. Один был рассудительным да благоразумным, а другой балагур да озорник, который всё лето бегал и резвился. А рассудительный всё ел, жир на зиму копил, да валежник собирал на берлогу.
Пришли морозы, негде шаловливому озорнику зиму пережить. Стучится он к брату: «Пусти меня к себе на зиму».
 - Входи, - отвечает тот, - я хоть и практичный, но добрый, зимуй себе!
- Я голоден, - говорит непрошеный гость.
- Тут уж, брат, извини, жир мне свой никак не отдать, каким бы я добрым не был. – Вздохнул печально хозяин берлоги. - Забыл ты мамины заветы – придётся тебе только лапу свою сосать».
- Так вот, детишки, медведи ничего не заготавливают себе на зиму, как некоторые другие животные. Только надо кушать и нагуливать себе жиры-запасы. А также, к осени вы вырастите, и вам нужна будет отдельная берлога. Вы должны присматривать себе безопасное жилище.
- Мама, а разве, нельзя нам вместе жить-зимовать? – Спросил огорчённо Торопыжка.
- Представь себе, малыш, какая это должна быть берлога, если там будут четыре огромных медведя жить. Целая гора! Нас так любой охотник заметит. Ну не расстраивайтесь! Весной мы все равно увидимся! – И медведица обняла своих детёнышей.