Как космодром получил имя Байконур

Владимир Бровкин
Вспоминает ветеран космодрома Н.В. Рудов.

Далее я хочу изложить некоторые события, связанные с появлением в средствах массовой информации названия "Байконур" при освещении деятельности полигона. Населенный пункт Байконур находится в центральной части Казахстана, примерно в 120 км от г. Джезказган почти строго на запад. Он с давних времен значится почти на всех географических картах.

Осенью 1958 года в Советском Союзе были проведены крупномасштабные испытания в интересах создания системы противоракетной обороны. В испытаниях участвовали три полигона: Капустин Яр, Тюра-Там и Сары-Шаган.

Кроме того, близ населенного пункта Байконур специально для этих испытаний была оборудована стартовая установка для пуска легких ракет, испытываемых в Капустином Яре. Все стартовое оборудование и ракеты были доставлены по железной дороге до станции Карсакпай, а далее автотранспортом были перевезены к месту назначения. Группа старших офицеров Капьяровского полигона первоначально приехали на наш полигон и после согласования всех организационно-технических вопросов к вновь оборудованной стартовой площадке близ Байконура проследовали на автомобиле ГАЗ - 69. Их путь лежал через наш ИП-5. Здесь они сделали краткую остановку. На период проведения этих испытаний на вновь оборудованную СП был прикомандирован шифровальщик нашего 5-го ИП лейтенант Кузьменко.

После окончания испытаний, которые по заявлению официальной печати были успешны, надобность в СП близ Байконура отпала. Все испытатели вернулись на прежние места дислокации. Однако там был оставлен один офицер и небольшая группа солдат для охраны оставшегося оборудования. Ранней весной 1959 г. на наш ИП телеграфировал начальник автослужбы полигона Сенников. Он просил перегнать со стартовой площадки, находившийся там полигонный грузовик. Здесь эта задача была поставлена нашему шифровальщику лейтенанту Кузьменко, который там уже бывал. Он взял с собой запас горючего, моторного масла и жесткий буксир. Доехал до СП благополучно и гнал две машины назад. Однако в связи с вдруг наступившей распутицей одно место оказалось непроходимым. Машины безнадежно застряли. Нужно отдать должное Кузьменко, он добрался до наблюдательного поста ПВО и через их округ в г. Ташкенте, через штаб полигона сумел сообщить о сложившейся ситуации на наш ИП. Начальник ИП Амплеев дал команду завести тягач АТТ, сел вместе с водителем и вызволил застрявшие машины.

По прибытии на ИП Кузьменко обрисовал нам картину увиденного на СП. Офицер и горстка солдат, получивших задание охранять оставленное оборудование площадки, всеми были забыты. У них уже не было дров. За зиму пожгли все, что могло гореть. В последнее время жили, не раздеваясь ни днем, ни ночью. У них практически закончились продукты питания. Плохо было с водой. Все выглядели изможденными, похудевшими. Обо всем этом мы сообщили в штаб своего полигона. Одновременно с этим загрузили в машину саксаула, продукты питания из своего резерва и все это отвезли на СП. Вновь это сделал лейтенант Кузьменко. Из продуктов мы отправили мешки с сухарями, коробки с мясными и рыбными консервами. Сухари у нас были сэкономлены за счет организации выпечки на ИП свежего хлеба, а консервы за счет того, что в котел столовой часто закладывалось свежее мясо сайгаков. Команда охраны СП была рада нашей бескорыстной помощи.

12 апреля 1961 года на орбиту вокруг Земли был запущен корабль-спутник "Восток" с первым в мире космонавтом на борту Ю.А.Гагариным. Приоритет свершенного нужно было зарегистрировать в соответствующей международной организации.

Форма заявки на приоритет помимо данных о дате и времени пуска, о параметрах орбиты полета предусматривала указание географических координат и ближайшего населенного пункта. Из Москвы на полигон поступило указание представить требуемые данные. При этом было предписано вместо действительного места пуска, показать нечто другое, удаленное от Гагаринского старта.

На полигоне этот вопрос замкнулся на подполковнике С.А. Калинине. Он руководил подразделением, которое занималось подготовкой баллистических исходных данных на пуски ракет и анализом результатов математической обработки внешнетраекторных измерений. Естественно в связи с проведением описанных выше испытаний у него были координаты астрономо-геодезической привязки СП близ населенного пункта Байконур. После определенных размышлений ему пришла мысль в требуемый документ вписать координаты бросовой СП с упоминанием н.п. "Байконур".

Источник: журнал "Космодром", 2003 г., №№ 6,7.

http://kik-sssr.ru/IP_5_Turatam_old.htm