Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!

Александр Александров 26
Накануне Дня Великой Победы перечитывал любимого Константина Симонова. Снова вспомнил его стихотворение "Сын артиллериста" (1941). Оно было "заказным" с целью поднять боевой дух солдат, но Симонов за основу сюжета взял реальную историю, услышанную от одного офицера.

Крепко дружили два офицера (у Симонова - Деев и Петров), сражались бок о бок ещё во времена Гражданской войны. У Петрова был единственный сын Лёнька, выросший без матери. Деев своих детей не имел и стал для Лёньки вторым отцом. Он проводил с ним очень много времени и в трудных ситуациях повторял свою любимую поговорку: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!».

Годы разлучили верных друзей, но в минуты одиночества самым ярким воспоминанием Деева был Лёнька, сын его лучшего друга. Во время начавшейся войны Деев случайно узнаёт, что и Петров на фронте защищает Родину, но радость вскоре была омрачена известием о гибели Петрова. Когда Дееву поступило новое пополнение. он не сразу узнал в возмужавшем лейтенанте Петрове былого Лёньку, но встрече обрадовался, приветствовав названного сына так знакомой обоим поговоркой.

Деев любит Лёньку, но вынужден послать его на смертельно опасное задание. Когда Лёнька в окружении врагов вызывает огонь артиллерии на себя, Деев переламывает свои отцовские чувства ради воинского долга и отдаёт страшный приказ. Лёнька только чудом  избежал смерти и уже на правах повзрослевшего за один день человека произносит перед Деевым их любимую поговорку.

Стихотворение для людей, не ведавших войны, может показаться слишком пафосным. Но германский фашизм поставил целью тотальное истребление славян, физическое истребление каждого, в ком есть хоть капля славянской (или еврейской) крови. Остальным неарийским народам условно даровалась жизнь в обмен на добровольное рабство (предлагался именно такой правовой статус – рабство). Кроме того предполагалось буквально стереть в истории всё связанное с русским народом, даже русский язык.

У Анны Ахматовой есть замечательное стихотворение «Мужество».
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.

Судьба поэтессы А. Ахматовой была очень непростой. Она не приняла революцию, но любовь к своей стране не позволила ей стать эмигранткой. Советская власть не признавала творчества поэтессы, её произведения подвергались надуманной и беспощадной критике. По обвинениям в государственной измене и «антисоветчине» был расстрелян муж Ахматовой, сослан в сибирские лагеря её любимый сын. Это окончательно отвратило поэтессу от тоталитарного режима. Однако начало Великой Отечественной войны существенно повлияло на взгляды многих людей. Политические убеждения отошли на второй план в условиях смертельной угрозы самому существованию России. Ахматова в эвакуации работает над созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который и вошло стихотворение «Мужество» (1941 г.). Многие считают его открытым обращением ко всей творческой интеллигенции мира с русскими корнями.

Нельзя упрощённо воспринимать войну через призму частной «битвы тиранов» или «сражения идеологий». Бог с ними – ярлыками. Многонациональный народ России сражался и умирал не за идеологию, а за своё существование: родной край, отчий дом, детей и матерей, память предков.

Весь трагизм войны невозможно принять, даже просто понять реалии тех 1418-ти дней и ночей нелегко. Но так было на самом деле: подвиги совершались буднично, смертельный риск стал привычным, отцы посылали сыновей на смерть, бойцы добровольно жертвовали собой, вызывая огонь на себя. Делать это велел воинский долг во имя жизни всех тех, кто остался в тылу, во имя будущих поколений. Вот почему память о солдатах Великой Отечественной войны, подаривших нам жизнь, священна.

Вечная память ушедшим воинам, земной поклон уцелевшим ветеранам!