43. Дух водосточных труб

Ледяная Соня
   Думаю, каждый человек попадал хоть раз в ситуацию, для жизни и здоровья вроде бы не опасную, но очень уж неприятную. К примеру, вот едешь ты в своём автомобиле. Что может произойти такого особенного? Можно наехать случайно на какой-нибудь гвоздь и пробить шину. Событие, в принципе, рядовое. Хуже будет, если забыл в гараже домкрат, ещё хуже - если с запасным колесом тоже что-то не так. Совсем плохо, впрочем, бывает в несколько другой ситуации - если прозевать показатели датчика и остановиться без топлива. В лучшем случае можно попросить помощи у друга, в худшем придётся клянчить баночку у проезжающих мимо водителей. Теряется время, портятся нервы. У меня, конечно, было по-другому, и намного проще. Это может показаться смешным - но только до тех пор, пока сам не испытаешь.

   Было это совсем недавно, пока впечатления свежи - пишу. Я готовила реферат. Всё как у всех: времени не замечаю, засиделась допоздна, глянула на часы - мама дорогая, уже почти два ночи! Побросала свою работу, схватила халат и поспешила в ванную. На следующий день по расписанию были два лабораторных занятия подряд, и я чувствовала, какую ужасную ошибку совершила, не позволив себе выспаться перед ответственным днём. После многочасового сидения за монотонным текстом я была уставшей, в такой степени, что выполняла все действия в автоматическом режиме, не осмысливая их. Едва удерживалась, чтобы не перейти на другой план существования.
   Размышляя о своём, я, сама того не заметив, разделась, залезла в ванну, настроила воду. Тёплый душ позволяет не только смыть с себя грязь, скопившуюся за пару дней, но и прийти в себя, расслабиться и настроиться на отдых. Так, по крайней мере, должно было быть. Напор воды начал потихоньку слабеть, пошла холодная. Тогда я ещё была "в прострации", не до конца понимала, что происходит. Начала выкручивать красный краник, пытаясь отрегулировать температуру, но это не помогало. Когда уже и холодный поток совсем ослаб, до меня вдруг дошло - а воду-то отключили. Представьте на секундочку: вы стоите в ванне, полностью покрытые мыльной пеной, волосы в шампуне, а воды, чтобы смыть всё это с себя, просто нет...

   Дожидаться, пока поломку починят, не имело смысла. Это могло произойти через час, или через два, или, зная местные коммунальные службы, вообще под утро. Не помню сколько - пару минут точно - я абсолютно не знала, что мне делать теперь. Чувствовала себя актрисой какого-то идиотского комедийного телешоу, ожидала, что вот-вот раздастся закадровый смех... Но этого не происходило. Если не считать капель, размеренно падающих на дно ванны, в воздухе висела звенящая, угнетающая тишина. Она была невыносима. Нужно было срочно что-то предпринять.
   Я осторожно выбралась из ванны, встав скользкими мыльными ногами на коврик, взяла таз и двинулась на кухню в поисках хоть какой-то воды. Безысходность нарастала постепенно, по мере того, как я проверяла чайник, графин, банки, канистры. Они были полупустыми. Я не делала запасов, подразумевая, что в кране вода всегда есть в неограниченном количестве, а теперь проклинала себя за такую недальновидность. Со всей кухни нашлось всего около шести литров. Я понимала, что этого мне явно не хватит, но другого выбора не было. Назад я кралась, толкая таз ногой и шаря мыльными руками по стене. Чёрт там с этими обоями, отмоется потом. Шампунь стекал на лоб, на брови и веки, и я просто не могла открыть глаза.
   Нащупала ковш, зачерпнула совсем чуть-чуть и умыла лицо. Привычную сцену тускло освещала единственная лампочка, без люстры, вкрученная прямо в потолок. Сразу скажу, что ванная маленькая, примерно полтора на два метра: посередине раковина, слева унитаз и стиральный аппарат, справа - ванна, отгороженная клеёнчатой занавеской с дельфинами, танцующими вместе с аборигенами каких-то южных островов. Я всегда закрываю дверь от сквозняков, поэтому комнатка густо наполняется тёплым паром. Влага оседает на кафеле, зеркале и вообще везде - неудивительно, что некоторые углы почернели. Не из-за меня конечно же, когда я заселилась сюда, эта гадость уже была на своих местах. Стараюсь просто к ней не прикасаться.
   Я осмотрела комнату и задумалась, где же можно достать ещё воды.

   Как по мне, ночь - неприятное время для бодрствования, вне зависимости от того, где я нахожусь, на улице или в собственном жилище. Ночью даже самые обычные вещи становятся неестественными, да и жутковатыми, прямо скажем. Начинаешь искренне пугаться всякой безобидной мелочи, хоть собственной тени. Думаю, это связано с нашим первобытным прошлым, когда по ночам выходили на охоту ужасные хищники дикого века. Древним людям было жизненно необходимо всегда быть начеку, особенно когда на землю опускалась темнота.
   Я прекрасно знаю, что от сильной усталости и желания спать моё восприятие мира меняется: поле зрения расширяется, и все вещи начинают казаться меньше, то есть дальше, чем они есть на самом деле. Как если смотреть в перевёрнутый бинокль. Сфокусироваться на чём-то конкретном получается с трудом. Но, как оказалось, даже давно известное и относительно понятное явление может преподнести сюрприз. До того дня мне ни разу не приходило в голову смотреть в зеркало таком состоянии. Наткнувшись взглядом на собственное отражение, я вздрогнула от ужаса: оно показалось мне совершенно чуждым. Я подняла руку, и отражение тоже подняло руку, но не мою руку! Девушка, как две капли воды похожая на меня - но другая! - повторяла все мои движения, а сама я, будто невидимый дух, выглядывала из-за спины жуткого двойника. По спине пробежала целая армия мурашек. Больше я в зеркало старалась не смотреть.

   В конце концов на глаза попался унитаз. Я знала, что в бачке вода чистая, но думать о том, что туда всё-таки что-то просочилось, было очень неприятно. Преодолевая отвращение, вычерпала всю воду. Теперь таз был почти полон, и я поставила его в ванну, кое-как забравшись следом. Тишину начали робко прерывать плеск воды и шуршание мочалки. Несколько минут назад я, наверное, была бы рада любому звуку, но "чужое" отражение выбило меня из колеи. Теперь я не могла не прислушиваться к каждому крошечному шороху. Барабанные перепонки натянулись до такой степени, что мне было слышно, как тикают часы в углу коридора, как работает холодильник на кухне, как бормочет непогашенный телевизор у соседа за стеной...

      - Ава, быстрее!
   Это не мог быть телевизор. Глаза у меня поползли на лоб, когда я это услышала. Женский голос, шёпотом обратившийся ко мне, был слышен весьма отчётливо, и доносился как бы из стирального аппарата. Мне не сразу хватило духу отдёрнуть занавеску, но когда я это сделала - не увидела в комнате никого и ничего. Внутри аппарата тоже было совершенно пусто. "Может, я сейчас сплю?" - подумала я. - "Заснула за рефератом, и всё это безобразие с водой - мой ночной кошмар?" Попробовала проснуться, но не получилось. Очевидно, от усталости у меня окончательно поехала крыша, раз я пыталась смотреть сны наяву. Надо было заканчивать побыстрее и идти спать.
   Нервы трещали по швам. Время тянулось как качественная резина. В коридоре настойчиво тикали часы. Я как могла экономила воду. Набирала полковша, смачивала мочалку и потихонечку, тщательно оттирала мыло. Когда я уже почти от него избавилась, какие-то шумы начали раздаваться в стенах. В трубах. Сперва тихонько, затем всё громче, всё ощутимее, так что я уже не могла не делать вид, что их не замечаю. Весь дом спал, воды по-прежнему не было. Волей-неволей мне вспомнилась сказочка про духа водосточных труб. Я придумала его в детстве, когда не знала, отчего получаются эти странные, порой жуткие звуки. Когда однажды я спросила у отца, что это так шумит, он ответил "это в трубах". А что именно - это уже мне пришлось домысливать.
   И домыслила я некое призрачное существо, не имеющее определённой формы, жидкое, как вода, и потому способное пролезть, точнее, протечь в самые узкие щёлочки. Но в то же время оно вполне умело скрестись, шуршать, цокать коготками, а также свистеть, завывать и громко булькать. Ему, как типичному домовому привидению, нравилось пугать всех вокруг. И сейчас оно в буквальном смысле капало мне не мозги - кап, кап, бульк-дзынь, кап... Может, таким образом оно пыталось говорить со мной? Весь ассортимент мокрых и металлических водопроводных шумов расходился эхом по квартире. Как странная, тревожащая музыка, с ломаным ритмом и неприятно звучащими сочетаниями нот. Меня всю трясло.

   За пять бесконечных минут этот концерт вывел меня из себя. Это была адская смесь из усталости, беспричинной боязни и простого раздражения, которая сыпала огненными искрами из моих ушей. Я схватила полотенце, скомкала и кричала в него, пока хотелось кричать. Потом постаралась взять себя в руки и успокоиться. Во всей ситуации не было ничего экстраординарного. До меня люди оставались без воды в душе, и после наверняка найдутся такие "везунчики". А всё, что нагоняло тревогу и даже страх - было моим собственным изобретением. И странное отражение, и голос, и музыка из шума. Это всё было сказками моего уставшего разума, не более того.
      - Хватит придумывать всякий вздор! - проговаривала я вслух. - Хватит верить во всякий вздор, который сама же и придумала! Я же не мышь трусливая! В трубах нет призраков, и в комнате их нет, потому что призракам до меня нет никакого дела!
   Я не без усилия заставила себя расслабить слух, и звуки вокруг стали мягче. Остатки воды были довольно холодными, но греть их в чайнике было просто смешно, а в кастрюле - слишком долго. Я задрала наверх волосы и опустила голову в таз. Помотала из стороны в сторону, немного поплескала руками. Подняла, снова опустила. Должно быть, я странно выглядела со стороны. В пустой ванне, стоя на коленях перед тазом с мыльной водой. Каждый раз, когда я окуналась головой в холодную лужу, думала, что это похоже на какой-то ритуал. Словно я поклонялась давно забытому водному божеству, имени которого не знаю ни я, ни кто-либо из живущих.

   Я должна была быть осторожнее. Должна была закрутить кран сразу, как только вода перестала течь. Шум в трубах нарастал, но я старательно не обращала на него внимания. Пока из душа вдруг не хлынула мощным потоком ржавая и обжигающе горячая, почти кипящая вода... Этот поток обрушился мне на спину. Я вскрикнула, отпрянула, поскользнулась и ударилась о край ванны. Думаю, этот удар едва не выбил мою душу из тела. Я перестала что-либо слышать кроме ошеломительного звона, звона тысячи телефонов в огромном пустынном офисе. Перед глазами тоже всё плыло. Но плыло не самым обычным образом. Не так, как бывает, если просто сильно приложиться головой.
   Льющаяся из душа жижа была не просто ржавой, а разноцветной, к тому же заметно более густой, чем обычная вода. Цвета текли медленно, плавно, и на их фоне стремительно мелькали образы. Даже не образы, а их отдельные фрагменты: деревянные детали и части каких-то неопознанных предметов, кости, складки нежной ткани, блестящие рыбьи чешуйки, лоскутки кожи, покрытой короткой шерстью, локоны волос, перепонки и ажурные плавники. Всё это лилось в таз, перетекало через край и исчезало в водостоке.
   Оно пахло застоявшейся водой и какими-то растениями, болотом, проще говоря. Пару раз в этом цветном супе мелькали тонкие человеческие пальцы. Один палец сжимал осколок флейты. Потом вывалилось лошадиное копыто. За ним в ёмкость улькнуло два больших зелёных глаза, и дальше посыпались зубы, все как один - крупные, квадратные, с несколькими корнями, и их было не меньше сорока. Когда боль немного отошла, я нашла в себе силы приподняться и подтянуть таз ближе к себе. Глаза в нём смотрели в разные стороны, а потом осмыслено уставились на меня. Но теперь хотя бы всё это чудо лилось сразу в канализацию, не задерживаясь.

   Не могу сказать, сколько это всё продолжалось. Я бы, наверное, с визгом убежала из ванной, но разноцветная жижа почему-то не пугала, а наоборот, успокаивала. Любоваться ей было даже приятно. Из разряда, что "можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь и течёт вода". Может, я была уже слишком уставшей, чтобы пугаться. Может, это зрелище возымело на меня какой-то гипнотический эффект. Сложно было оторвать взгляд от него. Но потом оно кончилось. Когда последние сгустки неопознанных частей тела утекли в небытие, пошла обычная вода. Не ржавая, не тухлая. Самая обычная. И трубы затихли.
   Мне хотелось удивиться, но сил на это особо не было. От горячей воды шёл пар. Я сидела в углу ванны и бездумно смотрела на то, как он клубами поднимается под потолок и просачивается над занавеской. Потом я отдёрнула занавеску, поставила таз на аппарат, отрегулировала воду и выполоскала как следует волосы. В голове лениво ворочались мысли. "А что, если воду вообще не отключали? Может, эта разноцветная масса просто забила собой трубы?" Её остатки в тазу приняли форму небольшой рыбёшки, нарезающей круги по тесному водоёму. Я не стала выливать её. Оставила разбираться на утро. Поплелась на кухню, взяла пакет со льдом, приложила ко всё ещё болезненному затылку и наконец ушла спать.

   Мне снился родной дом. Снились родители, и дедушка, и друзья, и Бусинка, собачка моя. Снились наши счастливые дни. Вечера после школы, когда в гости приходила Хлоя и мы все вместе раскладывали какую-нибудь настольную игру, или покупали билеты в кино. Праздники и парады, когда мы шли гулять все вместе, пели песни и несли над головами наш самодельный флаг. Выходные, когда мы выбирались за город, гуляли по лесу, разводили костёр на берегу реки, рыбачили с переменным успехом, жарили на огне улов. Господи, как же мне этого всего не хватает...
   Нас разделило пропастью расстояния. Я пыталась её перепрыгнуть, но каждый раз из-под земли подымались звенящие бумажные цепи и оплетали меня своей неподъёмной тяжестью. Цепи были покрыты буквами. Набором бессмысленных понятий и фраз. "Миграции белых окуней", "стромы Судьбы", "титруем до стигийской окраски", "теория барабулек", "хвойно-облачное сообщество", "окисел люцита"... Зачем я начала их читать? Послышался мерзкий смех, и я обернулась. Позади стоял сам Макиавелли. Дьявольский арлекин, жонглирующий отрубленными головами своих жертв, заодно и собственной головой... Он рассмеялся снова, оторвал себе руку и швырнул её в меня.
   Я увернулась. Рука безумного демона полетела в пропасть, упала на камни и разбилась на сотни осколков. Звон бьющегося фарфора был... слишком естественный. Слишком настоящий для всей творящейся вокруг несуразицы. Я заставила себя проснуться. За окном уже брезжил рассвет, так что я снова пошла в ванную. Да, действительно, керамическая кружка, в которую я ставлю зубную щётку, почему-то упала с раковины и разбилась. Осколки разлетелись повсюду. На один из них я спросонья наступила. Крови было немного, но всё равно неприятно.
   Когда я заглянула в таз - там была просто вода. И немного моих волос.