No socialism, no capitalism

Максим Странник Петров
Те, кто сегодня ругают современный капитализм, в пример ставят советский социализм, утверждая, что частная собственность ведёт к несправедливому распределению благ и к эксплуатации человека человеком. Защитники социализма считают, что советское общество было справедливым, нравственным, единым и лишено было негативных тенденций. Но решение — не в защите одной из концепций мироустройства — капитализм или социализм. Надо разобраться в самой сути проблемы, которая приводит сегодня мир на грань катастрофы. Если крыша течёт, это не означает, что дом надо сносить. Надо сначала найти источник проблемы, а уже тогда браться за ремонт. Гибель СССР показала, что система не была достаточно устойчивой. Но и губительность капитализма для человека тоже очевидна. Зло не в частнособственнических интересах узкой группы людей, которым приписывают сегодня авторство в создании глобальной системы беспощадной эксплуатации всех ресурсов Земли и человеческой жизни.

Без частной собственности жизнь не построишь. Вопрос - в аппетитах и в системе ограничителей. Вот в СССР был интересный опыт (ещё при Сталине). Частный бизнес существовал, но в форме кооперации, артелей. Это были общины, в которых не было единоличных собственников, а была коллективная форма ответственности. Принятие решений было делом коллективным. Имущество и результаты труда принадлежали всем членам артели. Государство позволяло выходить артели на рынок самостоятельно, но выставляло ограничители: продавать продукцию не выше 10-15% над ценой государственной торговли.

О чём говорит этот опыт? Государство - это не деспот, не рабовладелец, не машина подавления. С другой стороны, государство и не инструмент, не орудие бизнес-корпораций. Государство для своего выживания должно выступать регулятором, воспитателем. Оно сдерживает жадность, корысть тех, кто хочет нажиться за счёт других. И бизнес в форме артели сдерживает аппетиты своих членов, принуждая принимать не единоличные, а коллективные, компромиссные, сбалансированные решения. Никто не сможет получать сверхприбыли. Никто не в праве использовать наёмный труд, при котором работнику не принадлежат результаты его  труда. В артели все участники являются и совладельцами бизнеса, заинтересованы в конечном результате. В сумме всё это служит стимулом в развитии человека, в развитии общества, общественных институтов. Человек - это не физиология. Это сущность, способная подняться над своими животными инстинктами. Корысть - главный тормоз на пути развития личности человека. Сегодня не частная собственность гробит наш мир, а неумеренные, ничем не ограниченные аппетиты людей. Более того, жадность и страсть сегодня культивируются в обществе. И остановить это невозможно принудительным силовым методом. А именно так пытались действовать в советское время большевики. Считалось, что любого зарвавшегося можно принудить быть нравственным и бескорыстным. Но вся история человечества доказывает, что человека надо воспитывать терпеливо и с любовью. Другого пути нет. Это не отвергает жёсткие меры и наказание. Но наказание - это то же воспитание. Наказание без унижения человеческого достоинства, без опускания человека на уровень скота. Человек как личность должен подниматься вверх, развиваться, а не опускаться до уровня животного, запертого от остального общества в клетке, чтобы не мешал жить другим. Бороться надо за нравственное здоровье каждого человека, за нравственное здоровье общества.

Без частной собственности не обойтись. Чувство хозяина - это очень важное чувство. Если у человека нет того, что он ощущает своим. за что несёт ответственность, он никогда почувствует свою ответственность за свою семью, за окружающий его мир, за судьбу человечества. Он не сможет тогда думать о завтрашнем дне, о будущем, о том, что достанется его потомкам. Ни один из текстов священных писаний не отвергает наличие у человека собственности, но расставляет приоритеты. Прежде всего, здоровьем должна обладать душа. Потом уже надо подумать о чистоте помыслов. А физическое здоровье человека должно следовать за душой и сознанием. Система приоритетов не отвергает ничего из той жизни, которая нам даётся. Всё, что вокруг нас есть, предназначено для нашего развития. Всё это даровано нам Создателем. Но государство, если оно является хранителем и продолжателем нравственных ценностей, должно так формировать правовую систему, чтобы она не входила в противоречие с постулатами вероучений.

Сегодня 1/3 населения нашей планеты считает себя христианами. Но и тексты других мировых религий по своей сути не противоречат христианским заповедям. Но говоря о заповедях, современный человек не использует их в практической своей жизни. Более того, люди даже не пытаются понять суть заповедей, пользуясь лишь толкованиями служителей постхристианских конфессий. Но последние 2000 лет образ Иисуса Христа используют как средство упрочения власти, управления народами и государствами, как средство корыстных интересов правящих элит. Религиозные деятели, богословы воздвигают шлагбаум на пути человека к Богу, подразумевая, что "к Богу только через нас". Человек поддаётся манипуляциям своим сознанием, своей волей. Масс-медиа навязывают нужные стандарты жизни, мыслей, пристрастий. Но человек должен сам искать свою дорогу, свой путь, не принимая на веру мнение авторитетов. Вся проблема в том, что за 2000 лет человек фактически превратился в атеиста. Он верит в реальность этого земного мира, в незыблемость его ценностей. О спасении души говорят как о чём-то эфемерном, как о фигуре речи. Душа для современного человека - это что-то из области определения зоны комфорта, центра удовольствий. И мера всех вещей заключается в оценке своего покоя и комфорта. "Душа страдает", "душа болит" означает лишь то, что есть какие-то помехи на пути к получению вожделенного наслаждения. И остаётся только найти виновного в этом. Всё основное время человек занят устройством своей земной жизни, старательно накапливая материальные ценности, окружая себя приятными для общения людьми, или обрастая полезными для своей жизни связями. Нет уже у человека ни того, что называется "страх Божий", ни веры в Страшный суд. Зато есть реальный страх перед своим начальством, страх не оправдать доверие, не состояться, не достичь успеха, стать неудачником. Ведь так много сил положено на то, чтобы построить свою территорию, свою зону комфорта. А теперь её ещё надо старательно оберегать от посягательств других конкурентов. Тезис "Человек человеку брат" заменён другим: "Человек человеку волк". И главным выразителем современной философии жизни становятся не евангельские притчи, а бои без правил.

Сегодня главной темой диспутов, ток-шоу и исследований должны стать не вопросы о правильном капитализме или возврате к социализму с человеческим лицом. Сегодня мы должны напрячь все силы, все ресурсы для того, чтобы поднять и перечитать тексты священных писаний. Коран, Веды, Тора, Евангелия. Всё это надо заново осмыслить, не боясь оспорить толкователей и богословов. Нельзя воспринимать истины из чьих-то чужих уст. Нельзя преклоняться перед авторитетами. Кумиром нашим может быть только Создатель. Всё остальное не есть истина в последней инстанции. Всё остальное - только путь к ней. И каждый может быть строителем этого пути. И наука, и религия, и искусство должны пытаться сказать своё слово в отношении истины. Но говорить об этом следует не с позиций защиты своих клановых интересов (конфессий, элит, научных школ, бизнес-корпораций), а с позиций всего интересов человечества. Ведь в чём смысл распятия Христа? Разве он пошёл на крест ради защиты своих учеников, последователей? Его подвиг в том, что он продемонстрировал, каким может быть выбор человека перед дилеммой: спасти свою жизнь или свою душу.

Сегодня мир катится к пропасти. Но в этом есть глубокий смысл. За 2000 лет человечество так срослось с земными ценностями, что не готово добровольно заботиться о своей душе. И народы мира просто принудительно отрывают от всех человеческих ценностей, разрушая их, девальвируя их значимость. Насколько быстро мы поймём, что ценность жизни не в самой жизни, настолько меньше нам нужны будут все эти разрушения, кризисы и катаклизмы. Но пока эпоха перемен находится в самом разгаре. И мы говорим о крахе социализма, капитализма, экономики, образования, медицины, науки. Чиновники выполняют функции "санитаров леса": активно и деятельно разрушают нашу культуру, наследие, саму нашу память о прошлом. Но они это делают не со зла, неосознанно. Они слепые орудия Воли Творца. Пока мы молимся языческим богам, идолам современного мира, этот старый мир будет рушиться. Даже, если для этого надо будет уничтожить всю нашу цивилизацию. Это будет демонстрацией того, что действительно вечно и незыблемо, за что надо держаться, а что бренно, эфемерно, шатко. Смерть - это только крах нашего сознания и тела. Но душа остаётся. Она переходит в другие измерения и формы существования. Вопрос только в том, какое будущее душа заработала своей настоящей жизнью. От состояния души в момент отрыва от земной жизни и будет зависеть будущая судьба каждого. И Иисус Христос продемонстрировал нам это своим подвигом. В этом суть Воскресения.

Счастье своё не надо искать в окружающем мире. Его надо искать внутри себя. Разрушение мира происходит в силу объективных причин. Мы слишком долго возводили свой земной дом, строя его на опорах, которые считали незыблемыми. Опоры своих догм, принципов, идеалов. Но всё это оказалось ненадёжным. Фундамент нашей судьбы не может быть создан ни сильными мира сего, ни техническим прогрессом. Фундамент этот создаёт каждый сам в своей душе. Через обращение к Богу, к чувству любви, которое не должно зависеть ни от каких земных благ. Эпоха перемен подводит нас к этой простой мысли. К счастью найдёт дорогу тот, кто в момент разрушение всего того, что нам дорого, сможет сохранить тёплое чувство в своей душе, не озлобиться, принять всё со спокойной душой и с верой в то, что нас ведут, нас любят, нам помогают. Те, кто делают ставку на спасение нашей цивилизации, тот проиграет. Тот, кто собирается спасаться в родовых поместьях, в бункерах, на необитаемых островах, проиграет тоже. Те, кто верит в мощь своей власти, свои бизнес-империи, не спасётся. В известной песне, революционном гимне времён мечтаний о мировой социалистической революции есть такие слова: "Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой". Очень верные слова, только понимать их надо правильно. Никакие внешние силы не помогут построить гармоничный мир на Земле без того, чтобы сам человек внутренне изменился. Те, кто это отвергают и ищут спасение в социальных и политических формациях, в выборе "правильных" правителей, в создании справедливого мира в отдельно взятой стране, будут постоянно сталкиваться с драмой и трагедией своей жизни, будут искать виноватых в своих бедах. А тот, кто не ставит свою жизнь в зависимость от этого мира, тот всегда будет в выигрыше.

Ищите мир в своей душе!