de omnibus dubitandum 9. 17

Лев Смельчук
ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ (1596-1598)

Глава 9.17. ГЕТМАНЩИНА

    Конец XVI века становится периодом настоящего украинского возрождения, временем появления блестящих полемических трудов и богословских трактатов. Огромное большинство украинской шляхты видело именно в православии возможность сохранения национальной идентичности и способ противостоять польско-католическому натиску.

    Традиция братств, превращала церковь в Украине в тесную семью, в которой забывались сословные различия, сообща решались материальные и прочие проблемы. Существовала и традиция избрания высшего духовенства (вплоть до митрополита) с участием прихожан-мирян, что еще больше объединяло православные приходы.

    Однако церковная уния 1596 года (известная как «Брестская»), достигнутая частично благодаря подкупу ряда православных иерархов, частично благодаря силовому давлению, поставила православную церковь на территории Речи Посполитой вне закона. Отбираются церкви, монастыри, изгоняются священники. Любое сопротивление карается силой. Именно в этих условиях становится ясно, что мирным путем отстоять свою идентичность будет невозможно.

    Начинается эпоха казачьих войн, соединившаяся с украинским возрождением, по сути и целям. Казачество в Украине значительно отличалось от аналогичных явлений на юге России. Правда, начиналось все так же: буйные головы «бежали» (кавычки мои – Л.С.) в вольные края в поисках свободы, добычи и приключений.

    Географическое положение Украины, своеобразного буфера на пути турецко-татарской агрессии в Речь Посполитую и Московское государство, еще больше способствовало быстрому росту числа казаков. Но были и отличия.

    Прежде всего, то, что казаками зачастую становились люди родовитые, которым не нравились порядки в Речи Посполитой, а сами казаки быстро превращались в политическую оппозицию, защитников православия и соответственно — национальной идеи. И все чаще украинская шляхта связывала свою судьбу с Войском Запорожским.

    Еще более привлекательным для украинской шляхты стало казачество после образования легальных «реестровых» полков на службе у польского короля. Такая служба открывала перспективу карьерного роста «среди своих», получения социальных и материальных льгот и избавления от произвола польских властей.

    Постепенно реестровые, прежде всего их старшина, начинают претендовать на административные функции в районах, отведенных им для жизни польским правительством на Украине.
      
    Казачество становится грозной силой, не считаться с которой в польском правительстве уже не могли. Все восстания проходят под знаком защиты православия и расширения льгот казачества. В начале XVII века казаки добиваются официального восстановления православия в Речи Посполитой, отстаивают от притязаний униатов Киево-Печерскую лавру и возводят на должность митрополита Иова Борецкого*, а после его смерти — Петра Могилу*.

    *) БОРЕЦКИЙ Иов - Митрополит Иов (в миру Иван Матфеевич Борецкий)(черкас) (1560-12.03.1631, Киев) — православный митрополит в Киеве с титулом «Экзарх  Константинопольского престола» (9 октября 1620 - 1631). Борецкий славился благочестием, благотворительностью и учёностью, равно как защитой православия против унии.
    Иван Борецкий родился в селе Бирча на Перемышльщине, в семье мелкого шляхтича. Знаток древних языков и святоотеческих творений, ректор и преподаватель латинского языка в Школе львовского братства, потом священник в Киеве и учитель в собственной церковно-приходской школе.
    С 1615 года — первый ректор Киево-братской школы (впоследствии Киевской академии).
    В декабре 1619 года, вместе с супругой Никифорой Фёдоровной Чехович, приняли монашество, после чего стал игуменом киевского Михайловского монастыря.
    9 октября 1620 года Патриархом Иерусалимским Феофаном III, по благословению  Константинопольской Патриархии, поставлен в православные митрополиты Киевские. Восстановление православия в древнем Киеве стало возможным благодаря вооружённой поддержке казаков гетмана Сагайдачного.
    22 марта 1621 года королевскими универсалами митрополит Иов был объявлен шпионом. 25 мая 1621 года он подал протест против действий униатского митрополита, который распространял о нём ложные слухи. В ноябре 1621 года гетман Сагайдачный, который воевал против турок и был тяжело ранен в Хотинской битве, услышав об униатском произволе, снова прибыл в Киев. В ноябре 1621 года гетман и всё Запорожское Войско записались в киевское Богоявленское братство — и таким образом открыто приняли на себя обязательство быть покровителями и защитниками православия во всем Киевском воеводстве.
    5 декабря 1621 года Иов Борецкий издал грамоту «Советование в благочестии», в которой призвал православных крепко держаться законно восстановленной иерархии.
    Иов Борецкий был похоронен в киевском Михайловском монастыре.
    Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 года канонизировала Борецкого как святителя.
    Иван Матфеевич Борецкий был женат на Никифоре Феодоровне Чехович, дочери Феодора Михайловича Чеховича и Домникеи. Имел сына стольника Андрея Ивановича Борецкого (ум. 1656 г.), женившемся в 1631 году на Федосье (ум.22 декабря 1643 г.), племяннице Василия Коробьина; его второй женой была Анастасия, родственница Владимира Ивановича Волконского.
Сочинения:
1. «Предостережение», 1605 год. авторство Борецкого точно не установлено
2. «Анфологион», или избранная Минея на весь год (перев. с греческого, дополненный службами руским святым и их краткими биографиями, Киев, 1619);
3. «Диалог о православной вере» (Острог, 1606);
4. «Лимонарь, сиречь Цветник» — перевод, с дополнениями, «Синайского патерика», Киев, 1628;
5. «Аполлия (уничтожение) апологии Мелетия Смотрицкого». Киев, 1628;
6. «Сетование о благочестии» (наставления православным, как держать себя во время гонений за православие).


    *) МОГИЛА Петр Митрополит Петр (в миру Пётр Симеонович Могила или Петру Мовилэ, рум. Petru Movil) (молд.)(31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев)(см. портрет вначале статьи) — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, представитель боярского рода Могила.
    Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. «В 1632 году добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви» (БСЭ). При его участии был основан крупнейший на Украине центр просвещения — Киево-Могилянская академия.
    Отец его Симеон Могила был вначале господарём Валахии (1601-1607), потом Молдавии (1607-1609). В 1612 году Могилам после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была женой Михаила Вишневецкого, которому принадлежала почти вся левобережная Украина.
Во Львовской братской школе Пётр получил образование в православном духе. Завершил своё образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. В совершенстве овладел латинским языком. Сначала был военным, участвовал в Хотинской битве, но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан.
    В 1627 году был избран архимандритом Киево-Печерской лавры, который прямо подчинялся патриарху Константинопольскому, но не митрополиту Киевскому, и носил титул «великого архимандрита». Митрополит Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра определилась вражда между ним и преемником Иова Борецкого на митрополичьей кафедре — Исайей Копинским.
    Этим противостоянием, возможно, было обусловлено то, что Пётр взялся за основание нового православного просветительского центра в Киеве, невзирая на уже существующее Киевское братское училище.

    Настоящим сплавом украинской элиты и казачества становится прославленная Киево-Могилянская академия, первое высшее учебное заведение в Восточной Европе, давшее десятки политических и духовных лидеров Украине и Руси.

    Восстание Богдана Хмельницкого коренным образом меняет всю ситуацию в Речи Посполитой и в Восточной Европе. Поляки терпят сокрушительное поражение.

    Вся реальная власть на огромных территориях Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств переходит в руки казачьей старшины. Десятки тысяч бывших крепостных становятся свободными и пополняют ряды казачьих полков.

    Крым, Турция, Москва, Трансильвания, Швеция и, другие, заинтересованные в Восточной Европе страны начинают переговоры с Хмельницким. Уже через несколько месяцев восстания военные победы оформляются в новое политическое образование — Гетманщину. Возникают административная и финансовая системы управления. Создается внешняя политика новой державы, формируется ее элита.

    Годы восстания Хмельницкого становятся водоразделом для украинской шляхты. Некоторая ее часть, напуганная размахом восстания, открещивается от казачьих идей и переходит на сторону поляков. Но очень многие шляхтичи всей душой принимают идеи Гетманщины и, становятся ее лидерами и вдохновителями. Выговские, Богун, Кричевский, Гоголь, Гуляницкие, Нечаи и другие — именно им украинское казачье государство было обязано своими успехами в борьбе с сильным и опытным противником. Шляхта занимает в войске Хмельницкого посты писарей, руководит генеральной канцелярией (то есть главным органом управления Гетманщины), выполняет дипломатические поручения.

    Конечно, шляхтой руководили, прежде всего, политические амбиции — возможность получения реальной власти и участия в управлении страной. Очень многих из них толкали к восставшим личные обиды на поляков (это относится и к самому Б. Хмельницкому, и к И. Выговскому, и ко многим другим «шляхетным казакам»), сознание невозможности воплотить свои таланты и честолюбие в рамках польско-католической Речи Посполитой.

    С другой стороны, украинская шляхта, сделавшая «казачий» выбор, становилась последовательной и верной носительницей идей Гетманщины. В отличие от «показаченных» бывших крепостных, «терявших только свои цепи», они, по закону Речи Посполитой, теряли очень многое, включая свое шляхетство, имущество и право на жизнь: все шляхтичи — последователи Хмельницкого объявлялись «банитами», то есть приговоренными к смертной казни и лишенными всех привилегий.
Среди тех украинских шляхетских фамилий, которые приняли самое активное участие в восстании Хмельницкого, была и семья Мазеп {Яковлева Т.Т. Мазепа - М.: Молодая гвардия, 2007. - 306 c}.

    Период истории Украины, известный под названием "Гетманщины", несмотря на прошедшие три с половиной столетия, по-прежнему остается одним из самых политизированных. До сих пор почти все события и деятельность исторических личностей той эпохи являются предметом идеологических спекуляций и бесконечных споров. Среди них наиболее болезненная тема (наряду с Переяславским договором 1654 г.) - деятельность Ивана Мазепы.
 
    О Мазепе слышали все - даже те, кто очень далек от проблем Гетманщины. При этом в России о нем знают в основном по поэме А.С. Пушкина (боюсь, что даже многие историки), а в Украине - по купюрам "гривен".

    "Изменник" или "герой" - других красок, кроме черной и белой, для Мазепы обычно не используют, а в детали и подробности вникают очень редко.

    Весьма ярко ситуацию описывал в своих мемуарах генерал, глава Гетманата с апреля 1918 г. П. Скоропадский: "Висел между гетманами портрет Мазепы, столь ненавистный всякому русскому, в доме ему не преклонялись, как это делают теперь украинцы, видя в нем символ украинской самостийности, а молчаливо относились с симпатиями, причем только возмущались, что... в Киеве одновременно в Софийском соборе Мазепу предают анафеме, а в Михайловском монастыре за него, как за создателя храма, возносят молитвы об успокоении его души".

    А на самом деле: Сын великого князя Симеона Алексеевича правившего в Малороссии, убитого в 1685 г. подосланными убийцами царевны Софьи-Шарлотты, Иоанн Симеонович, прозванный фальсификаторами Мазепой.
 
    На самом деле такое положение вещей крайне опасно, в частности и для современных росийско-украинских отношений. Нельзя уходить от острых тем, нельзя закрывать глаза на существовавшие разногласия и проблемы. Переписывая историю в угодной кому-то "розовой" манере, мы обманываем самих себя и наносим вред будущим поколениям.
 
    Предлагаемая читателю работа вовсе не претендует на роль истины в последней инстанции. Это попытка восстановить ход событий и объективно проанализировать документы и материалы, факты с разных точек зрения.
 
    Мне представляется, что один из главных принципов при изучении периода гетманства Мазепы - рассмотрение событий с учетом всей предыдущей истории Гетманщины. Невозможно понять договор Мазепы со шведами без знания договоров Б. Хмельницкого или И. Выговского, равно как и понять восстание Петрика - без обращения к восстаниям Барабаша, Брюховецкого и т.д. Гетманство Мазепы стало, по сути, последним (или точнее - предпоследним) актом истории Гетманщины, истоки и сущность которой находятся еще во временах Хмельниччины, периода гетманства Б. Хмельницкого в 1648-1657 гг.