Классика в Смоленске

Мария Городецкая 2
Это тоже из далекого прошлого вспоминаю.

Это была очередная  моя попытка хождения в народ со своим инструментом для окультуривания искусством   масс.Но в этот   раз я исполняла роль  пропагандистки    классического искусства в штатном трио струнных  инструментов,    приписанного на тот период к филармонии города Смоленска.На квартет денег у филармонии не хватило.Поэтому именно          составом в три человека со скрипкой, альтом и виолончелью мы несли культуру в массы в период страды.На тот момент  страда была сенокосной, но  тоже очень жаркая.

От филармонии нам для полноты было придадено еще два человека, кроме автобусика-ПАЗика с водителем для передвижения по просторам  смоленщины.Нам придали тетеньку, лектора-музыковеда, которая с пылом и жаром объясняла работникам   косы    красоту классической музыки, которую им в их обеденные перерывы предлагалось         послушать в исполнении струнного    трио.И вторая тетенька-певица, которая       страсно,    стоя на грузовике или телеге исполняла песни и романсы тоже под сказочно прекрасный аккомпанемент нашего трио.

 А оказалась я      в  нем исключительно  по замене их штатного альтиста, который     в штате состоял до меня.Но крайне увлекся в тот  период составлением    какой-то очень целебной ветеринарной мази для лечения вымени особей женского пола крупного рогатого скота.Поэтому в разгар испытаний действия мази  ему было  решительно не до исполнения произведений    классической   музыки  на   своем инструменте. А ведь там виолончелист долго трудился до этого, перекладывая венгерские танцы  композитора Брамса,или вальсов композитора Доги для исполнения их на   сеновалах       различных в  количестве на три персоны. А не одни только аккомпанементы к    песням и романсам.Там столько души было   вложено предварительно.

Несмотря на лето.Дожди шли очень часто. Каково было мне наблюдать, как на мой итальянский коллекционный альт постройки 1730 года мастером Михаэлем Платнером  попадают дождевые   капли. Я старалась накрыть своего кормильца всем телом от брызг. Но не всегда удавалось его надежно защитить.

Программа  была изумительная.Но самым изумительным и неповторимым оказалось невероятно  трепетное отношение певицы к каждому своему выступлению.На каждой телеге, пока  нам выставляли три стула для несения искусства     в народ.Она непременно находила для себя  закуток, где старательно наряжалась в свой концертный наряд.При этом наряд непременно начинался с перемены...Трусов. С обыкновенных на очень концертные.При этом ни разу она не выезжала в них из своего дома.А, сменить их        полагалось непосредственно перед началом       своего выступления,     пока музыковед вещала народу о красотах классической    музыки в нашем исполнении и  отвлекала  огонь на себя.
Это мне  часто напоминало  рассказы о  концертах великого Горовица, который,      по легенде,        тоже обязан был играть на концертах. В новых носках. Не иначе.Но согласитесь сами, что концертные трусы.Это куда круче  носков Горовица изначально.

Но    вот  однажды был нами получен приказ.Провести концерт по окормлению народа классической      музыкой с песнями.Не где-нибудь там в поле или на лугу.
А отправили  нашу бригаду во главе с певицей в рабочих трусах и  музыковедом.Дать  концерт не где-нибудь. А в  интернате для психохроников смоленской губернии, затерянной где-то в глуши смоленских лесов. Автобус бодро отсчитал версты.Мы через ворота и колючую проволоку въехали на территорию.
Вошли.И задохнулись.От количества запахов.Нас всех замутило. Я была просто на грани.Но тут героический виолончелист стал всем в носы тыкать каким-то пузырьком, оказавшимся в    его вещах. Вышли на сцену. А зал. Переполнен. Все с трепетом ожидают классическую    музыку и песни.Под венгерские танцы стали кружиться в подобии танцев. А уж  под вальсы Доги     некая насельница этого  печального места, забралась аж на   сцену.И принялась нам на шеи надевать ожерелья ручной работы из крышек от пивных бутылок.

По иронии судьбы эти мои хождения в смоленский  народ с музыкой каким-то неведомым чудом совпали с    короткими гастролями  ансамбля "Концертино " тоже в город Смоленск.Только они не  видали там ни одного грузовика или телеги.Они выступили только в здании самой филармонии и с триумфом уехали прочь.

А по поводу подарков      своим детям из Смоленска. Я послала им открытку, где пришлось написать, что таких игрушек, в которые играют дети  альтистки струнного       трио.Здесь просто никто из деток не знает.И подобного тут не производят.