Человек массы и умный человек

Любовь Коваленко
Масса, составленная из тех сотен тысяч неделимых, которые никогда в жизни не пользовались своим головным мозгом как орудием самостоятельного мышления, живёт себе со дня на день, обделывает свои делишки, получает местечки, играет в картишки, кое-что почитывает, следит за модою в идеях и платьях, идёт черепашьим шагом вперёд по силе инерции и никогда не задавая себе крупных, многообъемлющих вопросов, никогда не мучаясь сомнениями, не испытывает ни раздражения, ни утомления, ни досады, ни скуки. Эта масса не делает ни открытий, ни преступлений; за неё думают и страдают, ищут и находят, борятся и ошибаются другие люди, вечно для неё чужие. вечно смотрящие на неё с пренебрежением и в то же время вечно работающие для того, чтобы увеличить удобства её жизни. Эта масса, ЖЕЛУДОК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, живёт на всём на готовом, не спрашивая, откуда оно берётся, и не внося с своей стороны ни одной полушки в общую сокровищницу человеческой мысли. Люди массы у нас в России учатся, служат, работают, веселятся, женятся, плодят детей, воспитывают их, словом, живут самою полною жизнью, совершенно довольны собою и средою, не желают никаких усовершенствований и, шествуя по торной дороге, не подозревают ни возможности, ни необходимости других путей и направлений...
Эта инерция, эта способность на всё соглашаться и совсем уживаться составляет, может быть, драгоценнейшее достояние человечества. Убогость мысли уравновешивается таким образом скромностью требований. Человек, у которого не хватает ума на то, чтобы придумать средства для улучшения своего невыносимого положения, может называться счастливым только в том случае, если он не понимает и не чувствует неудобств своего положения. Жизнь человека ограниченного почти всегда течёи ровнее и приятнее жизни гения или даже простого умного человека. Умные люди не уживаются с теми явлениями, к которым без малейшего труда привыкает масса. К этим явлениям умные люди, смотря по различным условиям темперамента и развития, становятся в самые разнородные отношения...

Человек массы живёт по установленной норме, которая достаётся ему на долю не по свободному выбору, а потому, что он родился в известное время, в известном городе или селе. Он весь опутан разными отношениями: родственными, служебными, бытовыми, общественными; мысль его скована принятыми предрассудками; сам он не любит ни этих отношений. ни этих предрассудков, но они представляются ему "пределом, его же не прейдеши", и он живёт и умирает, не проявив своей личной воли и даже часто не заподозрив в себе её существования. Если попадётся в этой массе человек поумнее, то он, смотря по обстоятельствам, в том или другом отношении выделится из массы и распорядится по своему, как ему выгоднее, удобнее и приятнее. Умные люди, не получившие серьёзного образования, не выдерживают жизни массы, потому что она надоедает им своею бесцветностью; они сами не имеют понятия о лучшей жизни и потому, инстинктивно отшатнувшись от массы, остаются в пустом пространстве, не зная, куда идти, зачем жить на свете, чем разогнать тоску. Здесь отдельная личность отрывается от стада, но не умеет распорядиться собою. Другие люди, умные и образованные, не удовлетворяются жизнью массы и подвергают её сознательной критике; у них составлен свой идеал; они хотят идти к нему, но, оглядываясь назад, постоянно боязливо спрашивают друг друга: а пойдёт ли за нами общество? А не останемся ли мы одни со своими стремлениями? Не попадём ли мы впросак? У этих людей, за недостатком твёрдости, дело останавливается на словах. Здесь личность сознаёт свою отдельность, составляет себе понятие самостоятельной жизни и, не осмеливаясь двинуться с места, раздваивает своё существование, отделяет мир мысли от мира жизни.
Люди третьего разряда идут дальше - они сознают своё несходство с массою и смело отделяются от неё поступками, привычками, всем образом жизни. Пойдёт ли за ними общество, до этого им нет дела. Они полны собою, своею внутреннею жизнью и не стесняют её в угоду принятым обычаям и церемониалам. Здесь личность достигает полного самоосвобождения, полной особности и самостоятельности...

Д.Писарев "Базаров"

Хорошо, когда ты видишь своё будущее в детях. Если ты сумел дойти только до второго разряда людей, то есть надежда, что детям удастся стать людьми третьего разряда.

Только люди массы хотят, чтобы их дети слились с массой тупых людей. Родители, которые любят своих детей, верят в них, надеются, что их дети никогда не станут людьми массы. Они не желают им этой простой и бессмысленной жизни.