Народный суд

Валерий Стрельцов
«...И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя...»
И судьи: умолкнут с печалью любовной,
Проверив себя в неизбежный черед.
И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?
И будет ответ: Виноват весь народ»….
Игорь-Северянин. «Народный суд».

Снова волнение, снова душевный подъем и желание разобраться в том,    что происходит. Волнение возникло после лекции о литературе, прочитанной Е.Г. Водолазкиным в Московской духовной академии, и прочтения двух его романов:  «Соловьёв и Ларионов»» и «Авиатор». Эти романы дали  мне переживание трагических страниц дореволюционной России и СССР, включая время перестройки. Средневековую Русь благодаря «Лавру» я познал и пережил раньше (очерк «Новый человек»). Волнение появилось от  возникшего понимания силы литературного слова, силы литературного текста: насколько талантливо написанное произведение, лишь называя вещи и явления своими именами, может глубоко и сильно воздействовать на сознание читателя, давать пищу для ума и подталкивать к самостоятельному поиску ответов на давно мучившие вопросы....
Всех русских и в те времена и сегодня волнуют причины событий, произошедших в Российской империи в 1917 году, когда в одночасье рухнула государственная машина огромной экономически процветавшей страны, Эту фантастическую метаморфозу трагически описал в своей последней книге «Апокалипсис нашего времени» писатель и религиозный философ В.В. Розанов. Василий Васильевич тоже пытался разобраться в причинах произошедшего. В этой книге Розанов описывает апокалипсис: революция означала для философа окончание российской истории. «Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три». Там же он пишет: «Россию убила литература». Розанов был великолепным стилистом, хорошо владел, как и многие дореволюционные  литераторы русским языком. . Вот как он описывает в этой душераздирающей работе произошедшее: «С лязгом, скрипом, визгом опускается над  Русской Историею железный занавес.  - Представление окончилось. Публика встала. - Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось».  Этот текст - хорошая иллюстрация к лекции Е. Водолазкина… лаконичный, ёмкий, образный, раскрывающий суть произошедшего.   Но дореволюционная литература и творчество писателей того времени убили не только Россию - одной из её многочисленных жертв в 1919 году стал и сам В.В. Розанов…
Из работ историков и литераторов всем известны  последовавшие  за этими революционными катаклизмами гражданская война и большевистский террор. Причины возникшей революционной ситуации изложены в многочисленных работах классиков марксизма-ленинизма и в советских учебниках истории. Последовавшее за этим сталинское правление, коллективизация и индустриализация СССР, Великая отечественная война переполнены трагическими и не менее кровавыми  событиями.  Всё это - страницы судьбы нашего народа, нашей с вами судьбы, которые не могут не волновать всякого думающего человека.
Возникновение на территории Европы социалистической системы, послевоенное строительство и восстановление разрушенного войной народного хозяйства, военное противостояние с Западом потребовали новых нечеловеческих усилий всех народов СССР.  Но политические события и экономические эксперименты, последовавшие после смерти И. Сталина, привели страну к экономическому краху и к распаду СССР.  Были разрушены и идеологические устои, объединявшие людей многонациональной страны. Девяностые годы и правители этого времени привели страну к  экономической и духовной катастрофам и окончательной потере у народа всех духовных ориентиров. Трудно сейчас вспоминать, думать и писать о тех временах. Но в двухтысячных годах страна вдруг начала подниматься с колен… Меня не оставляет желание понять, что же с нами как с народом происходило в эти времена и чем всё это может кончиться?
Ключ к глубинному пониманию первоистоков произошедшего — одной из величайших загадок русской истории - можно найти в лекциях Р. Штайнера о России.  С современным эзотерическим взглядом на это явление  и его причинами можно познакомиться в монографии  философа-антропософа Г.А. Бондарева «Ожидающая культура». Монография содержит эзотерические очерки русской истории и культуры и дает возможность понять  причины важнейших  событий русской истории конца XIX - начала XX века.
Особенности территории России создают возможности для особенного чувства Христа и особенной духовности русского народа. Такова миссия русского народа - «народа Христа»,  «...будущее Европы, - говорит Р. Штайнер, - имеет свой источник в русском народном духе...». Он пишет: «...начиная с IX, X века   в одной из областей цивилизованного мира была создана  возможность возникновения собственного Христова народа, который получил особую внутреннюю способность нести откровения Христа в будущие столетия». Так говорит Р. Штайнер в лекции , прочитанной 2 ноября 1918 года. Внешне это выразилось в разделении христианской Церкви на западную и восточную. А потом в крещении Киевской Руси при князе Владимире.  Сделано это было потому,  что интеллигенция под давлением материальной культуры и ее достижений склоняется к безбожию и не способна выполнить такого рода мессианскую задачу. Это подтверждает и российская история. Безбожная интеллигенция не способна… и тогда была, и сейчас...
Перспектива вдохновляющая , но пока она создает огромные проблемы в судьбе нашего народа… Но эту особенную ауру русской земли, как заповедника христианства, это чувство и эти предоставленные русским возможности духовного развития надо суметь использовать. Можно сравнить эту ауру с особым магнитным полем Русской земли, но для того чтобы его почувствовать и ориентироваться по нему нужен компас веры. Человеческая душа должна быть настроена на прием этого излучения - надо быть глубоко верующим человеком («Пламенно верить» - по словам Игоря-Северянина), чтобы  эту ауру уловить и принять в себя. Без веры русский интеллект становится флюгером, подверженным влиянию любых литературных и политических  ветров. Этим и объясняется затмение народа и его элиты, приведшее к февральской, а потом к октябрьской революции. Священное писание  называет безумием слепое и безрассудное отрицание Бога.
Чтобы показать, что это не утопия и что такой уровень религиозности достижим и реально существовал и существует, хочу указать на такого будущего человека, жившего в недавнем прошлом - на поэта Николая Гумилёва. Можно увидеть такие черты и у староверов-старообрядцев.  Образ такого нового русского и его христианское мироощущение рассмотрены мною в последнем эссе «Два Поэта». Для него  не только высокая духовность и исповедование православия, но и ясно выраженная и деятельная гражданская позиция, готовность самоотверженно и безрассудно защищать свою веру, землю и Родину. Таким, на мой взгляд, был Н, Гумилёв - представителем «народа Христа», с глубоким религиозным чувством, но без присущей большинству раздвоенности. В 1918 году, будучи командирован во Францию, он написал провидческое стихотворение «Франции», объясняющее главную духовную проблему нашего народа и России, на которую примерно в это же время (в октябре 1917 года) указывал и Р. Штайнер, объясняя русскую трагедию 1917 года:
...
Ты прости нам, смрадным и незрячим,
До конца униженным, прости!
Мы лежим на гноище и плачем,
Не желая Божьего пути.

В каждом, словно саблей исполина,
Надвое душа рассечена,
В каждом дьявольская половина
Радуется, что она сильна.

Вот, ты кличешь: — «Где сестра Россия,
Где она, любимая всегда?»
Посмотри наверх: в созвездьи Змия
Загорелась новая звезда.

Это стихотворение стоит многих философских трактатов, книг и статей русских мыслителей, но …  нет пророка в своём отечестве!  Радующаяся дьявольская половина нашей души и нежелание идти по указанному нам Божьему пути и есть причины всех наших трагедий, бед и несчастий. У Игоря-Северянина есть много провидческих стихов о безбожной и священной России, о двуликости и двуединстве русской души: «Моя ползучая Россия, - Крылатая моя страна!»
И большая часть русской литературы об этом: о метаниях русской души между Богом и Дьяволом, о её борьбе с тёмными силами и сопровождающих эту борьбу кровавых трагедиях… При этом часто литераторы, движимые  гражданским чувством, выходили за границы жанра, начинают осуждать зло и действующих правителей и становились махровыми политиками, превращаясь в лжецов и демагогов. Л.Н. Толстой об этом явлении  писал в середине XIX века («Речь в обществе любителей российской словесности», 1859 год): «Большинство публики начало думать, что задача всей литературы состоит только в обличении зла, в обсуждении и исправлении его , одним словом, в развитии гражданского чувства в обществе». Такое помутнение мозгов произошло у многих атеистически настроенных дореволюционных  писателей как революционно-демократического так и либерального направлений. Наиболее ярко продемонстрировал это критик и литератор, автор всем известного со школы романа «Что делать?»  Н.Г. Чернышевский. Именно их и их творения Розанов и назвал убийцами России… Эта болезнь разрушительного самообличения и самооговора она до сих пор проявляет себя в либеральных кругах интеллигенции. Одной из её жертв был советский писатель-диссидент А. И. Солженицын...
Веками копившаяся в в униженном рабством народе ненависть выплеснулась на улицы и в несколько дней разрушила государственную машину огромной империи, защищавшую всю эту пишущую и ратующую за свободу братию. И началось взаимное уничтожение двух непримиримых люто ненавидевших друг друга классов. Это было всеобщее безумие взаимоуничтожения. Большевистские вожди, объявившие и организовавшие красный террор понимали, что примирения быть не может и довели свое кровавое дело до конца… Массовый террор закончился, но потом по закону возмездия убийцы снова и сами становились жертвами….В результате этой вакханалии  на развалинах Российской империи появился СССР, вместо русского православного народа - люди-атеисты новой советской формации. Произошла чрезвычайно болезненная смена социокультур. По теории  Питирима Сорокина идеонациональная культура царизма сменилась на сугубо материалистическую чувственную социокультуру советского государства.

Постсоветский литературовед и писатель, наш современник  Евгений Водолазкин, с упоминания которого я начал своё повествование, в своих романах отразил эти социокультурные метаморфозы.. Используя выразительные средства литературного русского языка и жанра художественной литературы, он пытается сам понять и объяснить причины этой трагедии и последовавших исторических  событий,.  Из приводимых ниже  отрывков текстов видно насколько метод художественной литературы может быть выразительным и емким и может конкурировать с в этом смысле с глубокими  документальными историческими исследованиями. А главное, он дает читателю пищу для ума и самостоятельного поиска уточняющих фактов и обстоятельств и самостоятельных оценок называемых автором вещей и явлений. В такой способности подтолкнуть читателя к самостоятельной работе и проявляется  литературный талант  автора романов «Лавр», «Соловьёв и Ларионов» и «Авиатор».
Начнём с ретроспективы, с  картины народной жизни и нравственного облика людей средневековой Руси, нарисованной автором в наиболее известном на сегодня и отмеченном многочисленными премиями романе  «Лавр».  Приведу здесь описание этой картины, какой её наблюдал появившийся в Пскове юродивый Устин.

«В домах Завеличья стоял дым, смешанный с паром. Там сушилась одежда и кипели щи. Там били детей, кричали на стариков и совокуплялись в общем для всех пространстве избы. Перед едой и сном молились. Иногда сваливались спать без молитвы - наработавшись до потери сил. Или напившись. Ноги в сапогах забрасывали на подложенную женами ветошь. Громко храпели. Вытирали текущие во сне слюни и отгоняли мух. Со звуком тёрки водили рукой по лицу.  Матерно ругались. С треском портили воздух. Всё это не просыпаясь.»

Вот такую картину видел Устин, заглядывая в окна жителей города… В грехе жил народ, даже смертного греха не чурались… И эта картина не вселяла в него отрады.  Если бы эти люди не молились, можно было бы спокойно говорить о животном существовании русских в те времена. Церковь не могла победить дьявольскую половину в человеке — она торжествовала. Юродивые старались за всех отгоняя бесов от домов людей.
Похожие картины крестьянской жизни изобразил И. Бунин в своей «Деревне».   Из бунинских текстов видно, какой огромный разрушительный потенциал ненависти  к дворянскому сословию скопился в подсознании народа. Л. Толстой во «Власти тьмы» показал, что внешняя религиозность не была препятствием для смертного греха убийства ближнего.  И эта двойственность и духовное лицемерие, накапливаясь веками, и послужили в конце концов той гремучей смесью, которая погубила Россию.  Литература и безбожные литераторы только помогла затуманить мозги и довела до полного умопомрачения правящий класс.
Но не все жили в таком мраке, не все… Это давало надежду на какое-то далёкое светлое будущее для нашего народа.  Водолазкинский Христофор не так жил. Жизнь народа многослойная, всякого можно там найти… Мрак и духовное небытие и вершины святости. События, описываемые в романе, происходят примерно через пять веков после крещения Руси за несколько десятилетий до окончательного освобождения от татаро-монгольского ига .За четыре века до отмены крепостного права.  За 200 лет до раскола в русской православной церкви, начавшегося в 1640 году. Раскол и раскольники-старообрядцы подтвердили, что религиозное чувство у русского народа было неодинаково сильно и у большинства носило поверхностный характер.  На фоне этого описания можно достаточно беспристрастно говорить и оценивать изменения произошедшие с нашим народом в XX веке…
Думаю эта картина недалека от истины и многое проясняет в нравственном облике русского человека и в средневековье и в последующие времена. Главное в этом облике — отсутствие внутреннего нравственного закона и христианской совести которые в кризисных ситуациях могли бы удерживать людей от падения. Такой она оставалась еще долгое время, Трагические события  1917 года и разгул низменных страстей восставшего народа показали, что внутренний нравственный закон, несмотря на многовековое приобщение к православию не присутствовал в душах освобожденных от гнёта самодержавия… Кто был никем и ничем в средневековье в нравственном отношении, так никем и ничем и остался. И большевики умело использовали этот человеческий материал,   его темную силу, как слепое   орудие террора.   И именно эти люди - пьяные матросы - летом 1917 года убивают на улице ни в чём неповинного любимого отца героя романа «Авиатор».

“В связи с отцом думал о природе исторических бедствий — революций там, войн и прочего. Главный их ужас не в стрельбе. И даже не в ,.голоде. Он в том, что освобождаются самые низменные человеческие страсти. То, что в человеке  подавлялось законами выходит наружу. Потому что для многих существуют только внешние законы. А внутренних у них нет».

Революционные события покази, что внутренние нравственные  законы, которые православие и Церковь должны были бы привить русскому народу, у большинства отсутствовали… И очевидно, что такой результат не был виной простых людей, а был виной Церкви, государства и дворянского сословия, паразитировавшего на теле народа и державшего его в темноте и невежестве. Такое нравственное состояние крестьянства и полуживотное существование было и оправданием существования рабства в России. Трудно было разорвать этот порочный круг - нужны были большие усилия и время. Поэтому реформа 1861 года была запоздалой и не остановила приближения революции - нравственная болезнь народа и эгоизм дворянства зашли слишком далеко. Не помогло уже ни народничество, ни хождение в народ, ни создание школ для крестьянских детей.
Образовывать  народ, приспосабливая его к нуждам государственной машины, и избавлять его от нравственной свободы выбора между  половинками своей души пришлось уже большевикам заимствованными у иезуитов известными нам всем методами…  Но тем не менее до всеобщего среднего школьного образования советская власть народ новой формации довела… Индустриализация и необходимость экстремального выживания Страны Советов во враждебном капиталистическом окружении заставили не только идеологически народ подковывать, но и уровень образования поднимать: нужны были грамотные рабочие и квалифицированные специалисты…

Но вернёмся к текстам Евгения Германовича и Иннокентию Платонову....  Ранее говорилось, что совершить в 1917 году  со своей страной  подобное - разрушить всё и остаться без ничего, без шуб и домов - могли только обезумевшие люди… Вот ещё один отрывок из «Авиатора» в подтверждение сказанному, Это один из многочисленных  диалогов Платонова со своим лечащим врачом Гейгером:

  «Почему, как вы думаете произошел октябрьский переворот? - спросил меня Гейгер. - Вы ведь всё это видели.
В людях скопилось очень много зла…. -выбираю я слова для ответа.  -  Должен же  был найтись этому выход».

Эта тема, этот вопрос проходит через всю канву романа - это его идея.  И он проходит через судьбы всех россиян, живших в то время и живущих сейчас. Стоит только посмотреть ежедневные публикации в новостных лентах. И этот вопрос разъедает наши души и не дает нам спокойно заниматься строительством новой России. Кто был И. Сталин: кровавым диктатором или гениальным стратегом, пытавшимся провести великую державу через все выпавшие на её долю испытания? И постепенно всё больше и больше людей склоняется в пользу гениального стратега. Недавно доля таких людей достигла 70 процентов. Иннокентий Платонов, прошедший все ужасы соловецких лагерей, похоже, тоже в их числе. Снова шокирующий литературный текст Водолазкина из «Авиатора»:

Неожиданно для меня Иннокентий стал рассуждать о диктатуре и терроре. О том какая это народная беда.
А потом возьми и скажи что диктатура - это , в конечном счёте, решение общества, что Сталин — выразитель общественной воли.
- Не бывает общественной воли умирать, - возразил я ему.
- Бывает. Это называется коллективным самоубийством.. Почему на берег выбрасываются стаи китов, вы не думали?
Я не думал.
Вы хотите сказать, сказал я, что Сталин — только инструмент этого самоубийства?
- Ну да. Как веревка или бритва.
- Такой взгляд освобождает человека от ответственности, потому что какой же спрос с верёвки?
Иннокентий покачал головой.
- Нет ответственность остается на злодее. Просто нужно понимать, что злодеяние не могло не совершиться. Его ждали….

Гейзер почему-то спросил об октябрьском перевороте, и не спросил о февральских событиях, которые ему предшествовали. Говорят они только о жертвах сталинского террора, н не упоминают жертв гражданской войны, в которой с каждой стороны погибло большое количество русских людей.  Всё становится более ясной, если вместо общественной воли говорить о Биче Божьем наказывавшем русский народ за грехи и неправедную жизнь. А русский народ и его правителей было за что наказывать. Всё произошедшее с нами с точки зрения духовной науки было совершенно закономерно
Русская история становится понятной, если её трактовать, так как это делал Августин Блаженный.   Существуют два плана истории: духовный, где судьбами стран и народов вершат силы духовного мира и проявляется Божественная воля, и внешний план, где фигурируют люди, в меру своего понимания происходящего действующие на физическом плане. Духовная наука для верующих в существование духовного мира может дать понимание происходящих там процессов. Без этого плана исторический процесс превращается в хронологический набор фактов и событий, установление причинно-следственных связей между которыми не представляется возможным.
В тексте филолога-литератора — не философа и не духовидца — ещё чувствуется ограниченность материалистического мировоззрения.  Но тем не менее автор со своим героем близки к истине — думаю, что этот материализм наигранный, а скорее вынужденный, продиктованный временем действия и ситуацией... Автор близок к истине. Этот текст становится понятным, если слова «общественная воля» заменить на «Божественная воля». Бог не единожды уничтожал неугодных или погрязших в грехе людей. Евгений Водолазкин и надеется на такую самостоятельную работу читателей% он дает нам лишь пищу для ума… 
После гражданской войны Россия оказалась в катастрофическом положении.  Есть страшная статистика этих потерь: миллионы убитых, раненных, эмигрировавших, территориальные потери, потеря нескольких сословий населения бывшей России, миллиардный материальный ущерб, разрушенная промышленность, полная потеря технических специалистов, деморализованное  лишённое культурных основ и духовной опоры население. И на этих развалинах руками этого оставшегося обезбоженного  народа . нужно было строить новый неведомый свободный мир. Эту титаническую работу могли совершить только свободные рабы, движимые страхом потерять последнее, что у них осталось - жизнь. Для этого были нужны новые изощренные методы принуждения и соревнования.
После гражданской войны, во время индустриализации и коллективизации, в предвоенные и военные годы система насилия над людьми  для невиданного  повышения производительности их труда была отработана. И авторсторво здесь безусловно принадлежит И.В. Сталину. Одним из элементов этой системы был и бесплатный труд заключенных, которых поставляло ГПУ. Госуларственной машине СССР нужно было огромное количество винтиков-роликов, и государство делало их из бывшего православного народа - материала было достаточно. На радость тиранам и диктаторам инстинкт продолжения рода действовал во все  времена.  Много об этом написано книг и статей.  Но страх и даже эйфория искусственного  энтузиазма - это не нравственный закон. 
Социалистические ценности и появление морального Кодекса строителя коммунизма были слабее религиозных заповедей Христа, да и те не удержали народ от революционного разгула. В постперестроечные годы, когда встречаются Иннокентий и Гейзер, нравственный уровень людей снова провалился. Люди в это время — ослабла власть -  воровали всё что только можно. Даже ручки от дверей отвинчивали на металлом.  Бандиты свободно разгуливали по улицам и появлялись в обществе… Вот еще один отрывок разговора происходящего между ними в это время: о необходимости давления - насилия, без которого не может быть устроена наша жизнь. Если у человека нет нравственных устоев - позвоночника - ему необходим корсет принуждения (это образ Иннокентия).

Разговор как-то соскользнул на нынешнее устройство жизни. Иннокентий назвал его анархией. Я заметил, что за анархией обычно приходит авторитарное правление.  Что в сущности очень грустно.
А Иннокентий — сиделец Иннокентий! - сказал, что авторитаризм, возможно, меньшее зло, чем анархия.
Сравнил население страны с глубоководными рыбами. Они дескать только и могут жить, что под давлением.

Говорить о демократии в условиях такой низкой нравственности людей = это всё равно что дарить детям игрушки не соответствующие их возрасту и развитию. Поэт Сергей Таратута хорошо сказал об этом в одном из своих стихотворений того времени:

Путь от винтиков-роликов
до людей всё длинней.
Из подопытных кроликов
превратились в свиней…
Депутатская братия
не ядро и не гроздь.
И в толпу демократия
полетела, как кость…
Только слишком обглодана:
мяса нет ни куска…
Что такая свобода нам,
не вобода — тоска!

Приведенные в статье тексты из романа «Авматор» - это переживания и мысли  о хрупкой нравственной природе русских людей-современников Иннокентия Платонова, который был возвращен из замороженного состояния  к жизни  медиками-экспериментаторами после распада СССР в 90-х годах прошлого века.  . По биологическим меркам  ему  был около тридцати  лет . Многотрудная судьба его началась в 1900 году. Иннокентий был ровесником века, в начале которого погибла царская Россия и был воспитан во времена проклинаемого его современниками самодержавия.. Этот безусловно  талантливый памятливый человек редкого благородства с особенным чистым видением и восприятием окружающего мира стал одной из бесчисленных жертв русской революции и жертвой низости быстро пробудившийся в людях в новых условиях уже советской действительности.  Эта низость отправила его в лагерь на Соловках и истязала там особо изощренным образом благодаря кузену — оказавшемуся в числе лагерного начальства. Здесь Водолазкин согласен с Н. Гумилёвым и подтверждает, что дьявольская половина души может торжествовать не только в душах простых необразованных людей...
Посл возвращения в ельцинскую Россию в ответ на вопрос .одной из журналисток о  самом главном открытии, сделанном  им в лагерной жизни, он ответил;
- Я открыл, что человек превращается в скотину невероятно быстро.

Это печальное  открытие не только Иннокентия, но и самого писателя,  много лет работавшего под началом академика Д.С. Лихачёва,   самого известного из наших современников пропагандиста нравственности и духовности, бывшего в 30-х годах узником СЛОН,... На фоне духовно несгибаемого образа человека- узника, помещенного благодаря низости кузена в особо строгие условия лагерной жизни, автор показывает нам все градации нравственного падения  ГПУ-шников, наделённых властью распоряжаться жизнью заключенных. Сами заключенные в таких условиях тоже быстро доходили до звериного состояния.
Из текстов «Авиатора» и романа «Соловьев и Ларионов» видно,  что проявлению низменных сторон человеческой души способствовали не только  условия лагерей, но и вся атмосфера общественной жизни того времени. Без Бога люди начали жить, а идеями марксизма-ленинизма душу не напитаешь. Пробовал сам - даже университет с таким названием закончил. Сушат человеческую душу идеи Маркса и Ленина. 
Особенно мерзкой чертой людей того времени была страсть к доносительству. 6 миллионов доносов было зафиксировано в это время. По доносу такого советского пролетария был арестован, а потом расстрелян отец Анастасии, возлюбленной Иннокентия, преподаватель духовной академии,.  Отношение Иннокентия к таким людям толкнуло его к вспышке ненависти и смертному греху  самосуда и убийства соседа по квартире. Здесь в изображении Е. Водолазкина картина тирании и жертв сталинизма становится не такой ясной и однозначной, как она рисуется либерально мыслящимисториками и людьми. По христианским заповедям получается, что смертные лагерные страдания Иннокентия были заслуженными, и не тоталитарное государство в этом виновато, а он сам… И он прав, когда в одном из мест повествования говорит, что определить виновен человек или нет может только Господь.  После этих рассуждений читателю будет понятен смысл его диалога с журналистами на одной из его пресс-конференций — наказаний неизвестно за что не бывает:

… Каждый должен отвечать за себя. Только личная ответственность может быть неограниченной.
А потом сказал, что бессмысленно винить в своих бедах государство.  Один спросил:
- Разве вы не вините государство в том, что вы попали в лагерь? Что вас превратили в глыбу льда? Что ваша жизнь стала сущим наказанием — неизвестно за что?
Наказаний неизвестно за что не бывает, - ответил Иннокентий.  -Нужно лишь подумать,  и ответ обязательно найдётся.

Авиатор — это человек способный оторваться от земли. Таким в романе предстает Иннокентий Платонов — человек  необычной  судьбы с нестандартным метафизическим  взглядом на события, происходившие в  самые тяжёлые времена царской и советской России. Евгений Водолазкин через Иннокентия и нам предлагает выйти из порочного круга в котором мы все крутимся более ста лет. Ради счастья отчизны ролимой... Его оценки и его видение очень близки мне и интересны  тем, что автор вместе со своим героем  пытаются проникнуть в духовную сущность произошедшего и показать нам наше лицо, нашу общую вину и призывает признать   личную ответственность каждого из нас в произошедших событиях.
Находясь с Настей, своей беременной женой в больнице, Иннокентий попробовал  больничную обворованную невкусную  еду:

«… воруют. Наши люди. И ничего не могут с собой поделать.
А Гейгер говорит, что нельзя на таких людей давить, ни на каких нельзя. Спорили с ним вчера до полночи о преимуществах демократии. Я эти преимущества и без него ясно вижу. Где-то они, они может быть естественны и уместны, а вот у нас никак не могут проявиться. На исторической родине Гейгера, например,  могут, а у нас — нет.
Я думаю, всё дело в личной ответственности. Личной. Персональной. Когда её нет нужны какие-то внешние меры воздействия.»

Здесь автор, чтобы не прослыть проповедником, не договаривает: личная ответственность — это продукт работы совести и нравственного закона в человеке, а они пробуждаются верой в Христа…. Вот к этому месту Иннокентий, безусловно сам верующий человек, и подводит нас…


Наша вина в двоедушии, на которое нам постоянно указывают гении и торжестве дьявольской половины наших душ... И только такое признание общей вины народа в наших бедах и покаяние позволит нам успокоиться и смело глядеть и идти в будущее. Говоря словами Северянина, пламенно веря выращивать новый цветок Новой России.

«За чаем беседовали с Иннокентием о ролиличности в истории…
Он повторил свою излюбленную мысль о вождях. Что народ -де находит ровно того, кто ему в этот момент нужен.
Я говорю осторожно:
- Как вы себе это представляете: всем в 1917 году было нужно одно и тоже? Старым, молодым, умным, глупым, правым , виноватым, - одно и то же?
- А где вы там видите умных? А главное — правых?»

Это всё та же безусловно правильная мысль о всеобщем сумасшествии, накрывшем всех русских в то время…  И о том, что здесь присутствует , какая то высшая сила, дирижирующая этой трагедией. Эта же сила и разума всех лишила… Специально привожу здесь и прозаические и  рифмованные  тексты об одном и том же общественном явлении, чтобы показать разницу выразительных средств  языка художественной прозы и поэтического  языка. Поэтическая речь гораздо более ёмкая и выразительная.
Вся эта мистика русского характера и менталитета расшифрована и описана великими поэтами.  Нужно только внимательно отнестись к оставленному нам наследию. Вот как Игорь_Северянин в «Поэзе моих наблюдений» передаёт веком раньше свои чувства и своё понимание этого разрушительного безумия, охватившего русскую элиту того времени:

Я наблюдал — давно! давно!
За странным тяготеньем к хамству
Как те, кому судьбой дано
Уменье мыслить, льнут к бедламству.
Я наблюдал, как человек
Весь стервенеет без закона,
Как ловит слабых и калек
Пасть легендарного дракона.
Я наблюдал, — во всем, везде, —
Восторги перед силой грубой,
И как воскрылия к звезде
Задерживались тяжкой шубой…
Я наблюдал, как вечный зверь
Младенца грыз, прокравшись в ясли…
Зверели люди, и теперь
В их душах светочи погасли.
Чего ж ты ждешь, пророк, Илья?
Греми из всех своих орудий!
Не люди — люди, или я —
Не человек, раз люди — люди!..

Из всей  этой линии, обозначенной в статье избранными текстами, определяющими, на мой взгляд, главную идею романа о личной ответственности каждого из нас за нашу судьбу, судьбу нашего народа и судьбу нашей страны. Человек сам выбирает свой путь, кем ему становиться: винтиком-роликом, подопытным кроликом, свиньей и или направить свои стопы к вере и Богу. И в главном выборе много дорог: православная Церковь всех принимает. Многие просто отводят вере определённое место, изредка заходя в храмы с покаянием и свечками, кто-то жизнь свою строго подчиняет божьим заповедям, кто-то, если дан особый талант веры, как Николай Гумилёв живёт и действует, выполняя свой долг, кто-то, чтобы чистоту веры сохранить, как староверы-старообрядцы, скрывается от мирской суеты в безлюдных местах... Пути Господни неисповедимы, но выбор пути верующим = это личная ответственность каждого. По велению какой из двух половин своей души жить — Божьей или Дьявольской?...

Размышления о текстах Е.Г. Водолазкина приводят меня, и надеюсь не единственного, к прозрению:  важной и очень актуальной сейчас как никогда мысли народного единения. У нас праздник даже такой в ноябре есть. Вместо праздника Великой октябрьской революции его ввели, но смысла его до сих пор мало кто понимает. А смысл - величайший, глубочайший - объединяющий всех россиян в одно несокрушимое целое - вот он! Не раз наши пророки-гении на него указывали….

Нужно, наконец, эту бесконечно обсуждаемую загадку русской души разгадать, объяснить народу отгадку - кто мы такие и как с этим жить - , перестать искать виноватых в нашей трагической судьбе. Не виноваты в этих трагедиях ни декабристы, ни русская литература, ни Николай II, ни большевики, ни Ленин, ни Сталин - весь народ виновен в такой своей судьбе. Похоже, большевизм и Сталин был необходимы, чтобы показать, куда нас хочет привести Антихрист, и поставить народ, наконец, на путь истинный, путь построения новой православной России.  И объявить об этом публично во всех городах и весях, и начать жить и   не  оглядываясь на каждом шагу  в прошлое.   
В своих исканиях и работах пытаюсь и свою душу успокоить и  найти ответы на эти мучительные для россиян вопросы.. Послушайте, какое решение -  Народного суда и идею ноябрьского праздника Единения под покровом иконы  Казанской божьей матери (старый дореволюционный праздник Единения, отмененный советской властью) предлагает нам  один  из многочисленных страдальцев :за русскую землю и русский народ — гений Игорь-Северянин — много у него  кровью сердца написанных правдивых стихов о нас и о России (статья «Игорь-Северянин. Вот подождите - Россия воспрянет»). Хочу привести здесь два из них — самых важных:

НАРОДНЫЙ СУД

Я чувствую, близится судное время:
Бездушье мы духом своим победим,
И в сердце России пред странами всеми
Народом народ будет грозно судим.
И спросят избранники, русские люди,
У всех обвиняемых русских людей,
За что умертвили они в самосуде
Цвет яркой культуры отчизны своей
Зачем православные Бога забыли,
Зачем шли на брата, рубя и разя...
И скажут они: «Мы обмануты были,
Мы верили в то, во что верить нельзя...»
И судьи: умолкнут с печалью любовной,
Проверив себя в неизбежный черед.
И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?
И будет ответ: Виноват весь народ.
Он думал о счастье отчизны родимой,
Он шел на жестокость во имя Любви...»
И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!
Ты нам не подсуден: мы – братья твои!
Мы – часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный,
Наивный, стремящийся вечно вперед,
Взыскующий Бога в Европе кромешной,
Счастливый в несчастьи, великий народ».           1925 год

Время идёт - пророчества Поэта Игоря-Северянина начинают исполняться — униженная Россия снова становится на ноги.. Почти 100 лет назад написал  Поэт это стихотворение в Тойла, эстонском рыбацком посёлке. Многие сегодня это чувствуют и понимать, что у России свой путь ,… Ростки западной цивилизации и демократии не приживаются на нашей почве;

Вот подождите – Россия воспрянет,
Снова воспрянет и на ноги встанет.
Впредь ее Запад уже не обманет
Цивилизацией дутой своей.
Встанет Россия, да, встанет Россия,
Очи раскроет свои голубые,
Речи начнет говорить огневые, –
Мир преклонится тогда перед ней!
Встанет Россия – все споры рассудит:
Встанет Россия – народности сгрудит:
И уж Запада больше не будет
Брать от негодной культуры росток.
А вдохновенно и религиозно,
Пламенно веря и мысля серьезно,
В недрах своих непреложностью грозной
Станет выращивать новый цветок.
Время настанет – Россия воспрянет,
Правда воспрянет, неправда отстанет,
Мир ей восторженно славу возгрянет, –
Родина Солнца – Восток! (1923 год)

Такое время настало… Сейчас русский народ, как в Средневековье тёмным назвать нельзя.  И на дореволюционных русских мы уже не похожи, и советских новой формации всё меньше становится. Хотя многослойность жизни осталось. При желании и сейчас можно найти сюжет для пьесы, подобной «Власти тьмы». И СМИ, специализирующиеся на негативе, их находят… Но хочется думать, что уроки последнего столетия хорошо усвоены большинством народа и его предводителями…  Для того, что бы сегодняшнюю социальную культуру определить надо нового Питирима Сорокина призвать… Но дело не в дефинициях, а в наших чувствах и в  наших душах. Каждый сам может туда заглянуть, чтобы понять в какой культуре он находится, с каким мироощущением живёт… Придется опять к тексту романа «Авиатор» обратиться: «Жизнь, реальность - на уровне человеческой души, там корни всего плохого и хорошего. Всё решается прикосновением к душе». Все, кто пытаются прикасаться к душе человека, и пытаются формировать новую реальность, ответственны за последствия, в первую очередь, родители, учителя, священники, блогеры. Талантливые писатели и  поэты — тоже… Много желающих прикасаться к человеческой душе с намерением изменить  природу человека. В советское время писателей «инженерами человеческих душ» называли… В. Маяковский в «Мистерии-буфф» называл себя искусным слесарем душ человечьих, Нравилось литераторам всех времён это занятие... Писатели тогда совместно с компетентными органами интенсивно трудились над поставленной задачей - переделывали человеческие души. Только эти талантливые «инженеры» сами шестерёнками советской государственной машины становились, а кто не хотел, те погибали, как Гумилёв», или прятались в укромным местах, как Игорь-Северянин...
С Божьей помощью в православие народ усилиями праведников и пастырей медленно, но верно возвращается… Возникает новая социальная реальность. Большинство людей себя православными считают (80 процентов). Проценты мало о чём говорят, но доподлинно известно, что много русских воинов, прошедших Великую отечественную войну, вернулись в православие и в монастырях обретались («Несвятые святые». Архимандрит Тихон Шевкунов). Много офицеров и рядовых, прошедших войны и горячие точки, сегодня крепостью и чистотой веры не уступят упоминавшемуся в начале статьи легендарному Н. Гумилёву. Крепнут государственные основы России: сила государства, державность всегда грели и поднимали русскую душу, даже в самые тяжелые времена. Понимает русский народ, что без сильного государства и армии не выстоять России.
Это - чувства русских людей, а вот - недавнее свидетельство немецкого  журналиста  Михаэля Штюрмера, автора статьи «Россия снова стала Россией” в Die Welt:
«Когда российский президент Владимир Пути  устраивает официальный приём в старой крепости Кремля, то в этот торжественный момент возникает ощущение, что время замерло и церемониальное действо теперь происходит по протоколу царских времён, — пишет Штюрмер. — Мундиры сверкают, позолоченные эполеты блестят, подтянутые кадеты в униформах, как будто бы позаимствованных из театра, открывают двустворчатые двери, доходящие до потолка. Размеренным шагом царь идёт навстречу камере, отобранная публика встречает его долгими аплодисментами и забывает на мгновение о последствиях всех тех крушений, которые Россия и русские пережили за последние 100 лет».

Послание всему остальному миру более чем очевидно, констатирует автор:

«Россия снова стала Россией, сверхдержавой двух континентов, огромной евразийской империей с широкой сферой интересов от Средиземного моря и Ближнего Востока до Латинской Америки, оплотом православия, Третьим Римом».