Ротан-головешка

Юрий Панов 2
   Недавно вахтер нашей гимназии, заядлый рыбак и пчеловод, преподнес  Экологическому музею ценный,  давно обещанный подарок. Из своего утреннего улова в десяток серебряных карасей он ликующе вытащил черное чудовище. Это был ротан-головешка. Конечно, рыбацким восторженным комментариям  не было конца:  как ушел под воду поплавок, как согнулось удилище, показалась огромная пасть, усаженная рядами острых как у акулы зубов, как трудно было вытащить крючок из  черной глубины пасти. Ну, и немного рыбацких мифов - ранее оборвали  ротаны у него три дорогие мормышки, наверняка это были гиганты до килограмма весом. И немного слухов - съедает головешка икру всех рыб в пруду и остается в конце концов в одиночестве, начинают тогда рыбы поедать друг друга. 
  В чем ценность головешки?  Он пришелец! Пришельцев людей, пришельцев животных, пришельцев растений  не любит никто.    Пришельцы - любимая тема нашего Экологического музея. Растения мы изучали много лет. Только в нашем поселке двадцать видов растений пришельцев и все он изгои, все занесены в Черную книгу, но вот пришелец-рыба попалась нам впервые.
Многие виды увезены человеком с родины как невольники  и большинство из них погибло, а вот ротан выжил и вырвался на свободу.

     Странно, судьба открывателя ротана не менее драматична. Польский зоолог Бенедикт Дыбовский принял активное участие в знаменитом Восстании, был схвачен, приговорен к смерти и только благодаря просьбам Бисмарка и коллег ученых остался жив и отправлен в Сибирь. Еще более удивительно, что многие  ссыльные поляки изучали Сибирь во славу России. Их были тысячи:  авантюристы, революционеры, геологи и … зоологи.  Дыбовский в ссылке самостоятельно путешествовал по Амуру, тогда неведомой реке и именно там встретил и описал нашего героя ротана. С другом он поселился на берегу Байкала, изучал его десять лет на собственные скудные средства  с неменьшим энтузиазмом. Вернувшись из ссылки, он дома не усидел, снова вернулся в Сибирь и дошел до Камчатки и Командорских островов, открывая новые виды животных, снова вернулся на родину, снова был арестован и отправлен в Иркутск, откуда его  окончательно вызволили коллеги, в том числе русские. Русские ученые были лишены шовинизма широкой общественности, что призывала правительство покарать строптивых поляков во время Восстания. Герцен в своих протестах был одинок, но потомки оставили имя Дыбовского в памяти.      
      Современникам головешка в основном ненавистна. Как только не обзывают несчастного ротана и рыбаки и ученые.  Хотя само название «головешка» – не слишком благозвучно, но достаточно тепло.  Один волгоградский рыбак назвал его универсальным солдатом, это мне понравилось. В досье ротана множество ухищрений, приспособлений, помогающих выжить в экстремальных условиях. Он выдерживает и ледяную воду в Сибири и перегретую воду в пустынных арыках Средней Азии, но особенно прославился он способностью обитать в городских и заводских водоемах, накапливать и радиоактивные частицы и   тяжелые металлы без особого вреда для здоровья. Многие годы стремится он вернуться на родину. Выпущенный после войны из аквариумов на свободу под Москвой, ротан самостоятельно дошел до Урала, в начале века очутился в Томске. Томские зоологи с удивлением наблюдали его в Степановском пруду, в котором и караси с трудом переносят обычные зимние заморы.  И вот уже он перевалил Енисей, поселился в речушках возле Байкала,  и скоро на наших глазах совершится чудо, головешка вернется в Амур!
  Главное время для ротана – это весна. Именно весной, в половодье,  ротан приобретает черный цвет, в остальные времена года он невзрачен. Именно весной проявляется характер маленькой рыбы. Ротан отправляется в путешествия и,  вырвавшись из тихих стариц, идет против течения до самого горизонта. Причем, попав в дальние незнакомые страны, как поляки в ссылку, ротан обретает новое величие, размеры его растут вдвое против нормы. Именно весной ротан показывает пример другим рыбам в ухаживании за потомством. Угольно-черный самец охраняет икринки и отгоняет других рыб. В новых прекрасных старицах, среди множества других видов маленький хищник не кажется таким зловещим, он становится частью экосистемы и не нарушает равновесия. Да, он ест чужую икру, но не всегда, лишь когда эмбрионы начинают шевелиться, привлекая внимание. А икра лягушек хорошо защищена толстой слизью
   Подумать только, сам человек увез рыбу с родины, выкинул из аквариумов, приучил к жизни в грязной воде и вдруг обвиняет ее во всех смертных грехах, из которых главный – поедание икры ценных рыб. Ценных для кого, для природы? Нет! Для человека! Промысловый лещ, запущенный в водохранилище  и размножившийся до немыслимых пределов – ценная рыба, а непромысловый ротан – черное чудовище.
   С радостью нес я рыбу в музей. Даже на ощупь было ясно - это пришелец, скорее похожий на саламандру, чем на рыбу.  Ценный экспонат занял почетное место в фондах музея в одной банке с заспиртованной лягушкой. Ведь и в природе они,  как оказалось, легко  уживаются. А когда потребуется показать пришельца, черный ротан-головешка явит себя перед глазами изумленных ребят.

Фото из интернета:  https://youtu.be/1JjsW-jNf1w