Результативные шаги для получения помощи от Бога

Ангелина Кныш
Многие считают, что «достучаться» до Бога могут лишь великие подвижники, способные годами истязать себя аскетическим образом жизни и круглосуточной молитвой.

Но это совсем не так, ведь зачастую за подобными действиями скрывается не великое подвижничество, а великая гордыня, которую Господь моментально распознает и сурово за нее наказывает.

Протоиерей Андрей Ткачев в одном из своих выступлений как-то обмолвился, что он хотел стать подвижником, но не смог, сломался, да так сломался, что едва выжил. Он не раскрыл подробностей, но и так ясно, что Господь просто поставил его на место, как того фарисея из притчи о фарисее и мытаре (Лк.18:10-14).

Казалось бы, все доступно изложено в Евангелии – фарисей был осужден, поскольку ВОЗНОСИЛСЯ перед Богом (вот я, дескать, какой!), а КАЯВШИЙСЯ мытарь оправдан, но, оказывается, даже выучившие наизусть Евангелие священнослужители могут пойти неверным путем, куда уж нам, простым смертным!

Поэтому стоит прислушаться к советам таких общепризнанных христианских авторитетов, как святитель Иоанн Златоуст. Для того, чтобы Господь нас услышал и помог, он предлагает пять основных шагов:

- назвать, не скрывая, свои грехи в обращении к Богу и покаяться в них;
- не осуждать других;
- регулярно молиться;
- совершать добрые дела, давать милостыню;
- смиряться.

Ничего, как видим, экстраординарного и скрытого ранее от нас. Но в этих шагах содержится реальная дорожная карта, позволяющая установить контакт с Богом.

Ведь многие из нас, как тот же фарисей, ходят МОЛИТЬСЯ в храм и дают МИЛОСТЫНЮ нищим, однако поддержки от Господа не получают. Почему? Да потому, что лишь формально перечисляют свои грехи на исповеди, НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАЯ для их искоренения (а именно в этом состоит настоящее покаяние!) и опять-таки, как фарисей, не смиряются и осуждают других (фарисей делал это даже в своей молитве).

Иоанн Златоуст не зря особое внимание уделяет умению НЕ ОСУЖДАТЬ ДРУГИХ, ведь оно тесно связано с прощением ближних – единственным требованием Бога к людям в молитве, данной нам Самим Христом – «Отче наш». Господь простит нам наши грехи только в том случае, если и мы будем прощать ближних. Хуже всего, когда люди вообще не понимают, что все мы – в огромном долгу перед Создателем, и прощение этого долга можно получить лишь угождая Ему ПОСТОЯННО, а не когда жареный петух клюнет.
 
Что касается ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ, то не стоит опускать руки, сознавая невозможность изменить свои многолетние привычки и избавиться от массы грехов. Богословы в данном случае советуют выделить один-два среди ОСНОВНЫХ СВОИХ ГРЕХОВ и начать с ними реальную борьбу.
 
При этом стоит прислушаться к советам апостола Павла язычникам (к ним в его время относились все, кроме избранного еврейского народа) о том, чего в первую очередь следует избегать – блудодеяния и поедания идоложертвенного (мяса). Если человек примет решение избавиться от этих зависимостей, Господь обязательно поможет ему на этом пути, и трудности покажутся ему совсем не такими уж непреодолимыми. Лиха беда – начало, дальше все может пойти, как по маслу, и вскоре возникнет восторг от того, что удалось одно, второе, третье!..

Теперь о ДОБРЫХ ДЕЛАХ. Известные богословы акцентируют внимание на том, что Бог будет судить нас не столько за грехи (грехи мира взял на Себя распятый Христос), сколько за ОТСУТСТВИЕ ДОБРЫХ ДЕЛ. В Евангелии Господь в судный день выносит суровый приговор таким людям: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф.25:41-43).
 
Элементарный жизненный опыт многих людей свидетельствует: чтобы что-то получить, надо прежде отдать, и именно тем, кто не может воздать тебе подобным образом. Шансы на успех в любом начинании значительно повышаются, если накануне раздать милостыню или накормить голодного, например. И наверняка многие могут привести примеры, когда бездетные в течение многих лет супружеские пары усыновляли ребенка и вскоре после этого Господь посылал им собственное чадо!

Ну и, наконец, всеми силами надо стараться гасить протест в душе, стремясь обрести СМИРЕНИЕ. Только осознав, что все самостоятельные титанические усилия по достижению каких-то благ могут вмиг пойти прахом без воли и поддержки Господа, что мы – ничто без Него, можно обрести искомую поддержку. И затем – это важно! – необходимо ТЕРПЕЛИВО, без ропота переносить все жизненные испытания, ибо Господь попускает их нам для нашего же блага.
 
МОЛИТВА, особенно со слезами – надежное подспорье в диалоге с Господом. В молитвах Его нужно постоянно просить о прощении грехов, благодарить за все и славить, славить и славить – призывом к этому проникнуто все Священное Писание, особенно Псалтырь. Краткие молитвы нужно повторять про себя всегда и везде, даже проходя дома мимо иконостаса.

А еще нужно обязательно в начале дня выделять 10 минут на прочтение трех глав Евангелия – такое ежедневное общение с Господом, дающее  духовное очищение и все более глубокое постижение христианских истин трудно переоценить.

И вот – о, чудо! – ты уже привился к Лозе, и какое же это счастье всей твоей жизни, ведь Господь «от бездн земли вознес тебя» (Пс.70). Отныне «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек?» (Пс.117).