Горькая доля сладкого древа

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




          Пробили часы урочные... Позади Иордан, Иерихон, триумфальное вступление в Иерусалим. Приближается
          Пасха, а вместе с ней подходит к концу и время колебаний. Настала пора исполнять обещанное - «Огонь
          пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12 49). Против своей воли
          Иисус делает последнюю отчаянную попытку поднять народ, ворвавшись в Храм и учинив там форменный
          погром под предлогом очищения святынь. Первый и последний раз он выступает в несвойственной ему
          роли карающей десницы и проигрывает. Искры, высеченной битвой за Храм, оказывается недостаточно,
          чтобы разжечь пламя священной войны против «сынов тьмы». Но это обнаружится позднее, а пока
          вождь пытается сплотить своих сторонников, внушить им веру в свое могущество, припугнуть
          малодушных.



                «Мене, текел, упарсин!» (Даниил 5:25-27)

Взгляды Христа на обращение с нерадивыми смоковницами изложены в трех Евангелиях, причем дважды - у ев. Матфея и ев. Марка – Иисус беспощадно расправляется с деревом*, а в Евангелии от Луки, напротив, предлагает набраться терпения и не рубить сплеча**. Такая широта взглядов не может не удивлять, и сама по себе заслуживает отдельного исследования. Однако в данной работе рассматриваются только ПОСТУПКИ Основателя, а не его мнения и поучения. Поскольку в евангельской истории Луки Иисус лишь наставляет, но не действует, мы будем анализировать только рассказ Матфея и Марка.

Оба деструктивных варианта – и у Матфея, и у Марка - не противоречат друг другу, но у Марка этот эпизод полней и отличается от Матфеева только тем, что истребление дерева осуществляется не одномоментно, а в два этапа. Кроме того, у Марка Христос проклинает смоковницу ДО, а у Матфея - ПОСЛЕ изгнания торговцев из Храма. Однако, и там, и там усыхает смоковница ПОСЛЕ очищения Дома Господня от скверны. Поэтому в качестве основного текста рассмотрим более подробный вариант Марка.

В его изложении история (Мк 11 11-21) слегка напоминает начало Страшного Суда:

          «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с
           двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу,
           покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев,
           ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода
           вовек! И слышали то ученики Его.
           Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы
           меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;….
           Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла
           до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла».


Так и хочется воскликнуть: Настало время воздать каждому по делам его и вот Сын Божий приходит вершить свой суд (как предсказал Креститель)!

     «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем
      неугасимым». (Лк 3 17)

      Все плевелы, бесплодные побеги надлежит собрать и удалить с лица земли.
      Пусть нерадивые вспомнят грозные слова Господа: «Мене, текел, упарсин!», - «ты взвешен на весах и найден
      очень легким, исчислил Бог царство твое и положил конец ему!» (Даниил 5 25-27)...

Простая, суровая и НЕУБЕДИТЕЛЬНАЯ история.... Ниже будут изложены соображения, согласно которым чудесное, но губительное воздействие на смоковницу следовало бы объяснять не мощью «руцы божьей», а ловкостью рук человеческих.

------------------------------------------------------
        *«и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев,
         говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». (Мф 21 19)
         «И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!.. Поутру, проходя мимо, увидели,
          что смоковница засохла до корня». (Мк 11 14,20)
       **Виноградарь предлагает нетерпеливому хозяину сада: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю
         ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
         (Лк 13 8)
------------------------------------------------------



Первые, хотя и неясные сомнения, возникают в самом начале рассказа, когда, переночевав в гостеприимной Вифании, Иисус Христос отправляется в Иерусалим. В дороге он успел проголодаться – «взалкал», хотя до Иерусалима рукой подать, а в Вифании Иисуса наверняка накормили: ведь там проживали его друзья – Симон прокаженный, Лазарь со своими сестрами*. Иисус часто бывал в Вифании и на этот раз, вероятно, остановился не у случайных людей, а у своих знакомых. Неужели они отпустили почитаемого Равви без завтрака? К тому же Христос необычайно вынослив и способен по сорок суток обходиться без еды**.

/////////     Так не был ли голод ПРЕДЛОГОМ, чтобы остановиться у дерева?        /////////

Все последующие действия Иисуса только усиливают возникшие сомнения. Вот он направляется к смоковнице, чтобы утолить свой голод, хотя в это время года на смоковнице еще не может быть никаких плодов. Неужто Иисусу, выросшему в Палестине, с детства знакомому с этим популярнейшим деревом***, не известно, когда созревают смоквы? Такой промашки не допустил бы даже рядовой иудей.

И всё-таки он пошел к ней. Зачем? Почему не проклял нерасторопную смоковницу прямо с дороги? Складывается впечатление, что

/////////      Иисусу надо было ВПЛОТНУЮ подойти к смоковнице      //////////


------------------------------------------------------
     *«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного…» (Мф 26 6)
       «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее…. Иисус же любил
       Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ин 11 1-5)
    **«Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не
      знаете» (Ин 4 31-32)
      «и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». (Мф 4 2)
   ***«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что
      близко лето».(Мк 13 28)
      «И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода
       на ней, и не нашел» (Лк 13 6)
       «И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это,
        знаете сами, что уже близко лето». (Лк 21 29)
        «Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь
         больше сего”. (Ин 1 50)
------------------------------------------------------


Чтобы не оказаться в плену собственных гипотез, отбросим на минуту сомнения и вообразим, что Сын Божий действительно взалкал и от голода забыл о точных сроках созревания плодов. Пора зрелости была не за горами и на ветвях уже могли появиться отдельные смоквы. Он, мол, искал плоды-скороспелки.

Кто-нибудь, может, и отправился бы искать, но не Христос. Наставнику не свойственна забота о своем пропитании – бытовые хлопоты он всегда перепоручал ученикам. И все-таки он изменил своим привычкам и    л и ч н о,    издалека направился к виртуальным смоквам, а не послал за ними учеников.

Вот он простодушно или с умыслом приблизился, пошарил в ветвях и не нашел ничего съедобного. Из его уст вырвалось проклятие, обрекающее ни в чем не повинное дерево на гибель, - не слишком гуманный поступок Совершенного Человека.

        Сравните это с притчей у Луки. Подобно хозяину сада, Иисус не сажал и не растил эту смоковницу, зато
        спешил снимать урожай и наказывать. Нелегко взращивать паству такому нетерпеливому садовнику!
        Если уж Христу действительно потребовались скороспелые смоквы, почему он просто не сотворил их?
        Ведь сам он учил, что истинно верующему под силу любое чудо*.

Не хочется думать, что Сын Божий способен до такой степени поддаваться порывам неспровоцированного раздражения. Гораздо легче предположить, что

/////////     проклятие – это заранее спланированное действо       /////////


------------------------------------------------------
      *«Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и
       пересадись в море, то она послушалась бы вас». (Лк 17 6)
       «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете
       то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет; и все,
       чего ни попросите в молитве с верою, получите». (Мф 21 21)
       «имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море,
        и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет”(Мк 11 23)
------------------------------------------------------


Тяжесть проклятия обрушивается на смоковницу и она погибает.... Должно быть, ее сразило обостренное чувство ответственности, поскольку иисусова анафема вовсе не велит смоковнице усохнуть. Более того, она даже не обрекает ее на бесплодие!  От смоковницы вообще ничего не требуется. Сын Божий всего лишь извещает ее о том, что отныне никто не сорвет с нее ни одной смоквы (например, они будут падать до срока, иметь отталкивающий вид, все будут проходить мимо и т.п.*)  У Матфея проклятие носит более определенный характер: оно превращает смоковницу в бесплодную, но даже у Матфея Христос не требует от смоковницы смерти**.

Тем не менее, проштрафившаяся безошибочно улавливает скрытый смысл пророчества Христа и беспрекословно самоуничтожается. (Такое смышленое дерево следовало помиловать хотя бы за сообразительность и послушание). Если же говорить серьезно, то очевидно, что

/////////      смоковница погибла НЕ из-за ПРОКЛЯТИЯ       /////////

Вероятно, конкретное содержание анафемы не имело особого значения. Оно просто должно было нести негативный смысл. Куда важнее были суровый тон, торжественный вид, грозная интонация –

/////////
       ученики, даже не вслушиваясь в содержание, должны были
       воспринять фразу как СМЕРТНЫЙ ПРИГОВОР
/////////

Позднее, сопоставив жесткие слова Учителя с гибелью смоковницы, соратники должны были испытать ужас и укрепиться в вере, но апостолы реагируют довольно вяло. У Матфея они только удивляются***, хотя давно привыкли к всесилию иисусова слова. У Марка «неосмысленные и медлительные сердцем» апостолы замечают засохшую смоковницу, но то ли забывают слова Учителя, то ли не связывают одно с другим. Только Петр, как первый ученик, все замечает, вспоминает, увязывает причину с результатом и указывает на чудо остальным, дабы оно не осталось незамеченным****.

------------------------------------------------------
     *«И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его». (Мк 11 14)
    **«и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев,
      говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». (Мф 21 19)
  ***«Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» (Мф 21 20)
 ****«И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла». (Мк 11 21)
------------------------------------------------------



ТЫ ВИНОВАТА В ТОМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ МНЕ КУШАТЬ

Подобно фотографии, вероятная подоплека этой истории явственно проступает сквозь текст под действием реактивов-предположений. Стоит только сопоставить промежуточные выводы

       проклятие-истребление задумано заранее;
       оно рассчитано на впечатлительных зрителей;
       перед ним надо вплотную подойти к обреченному дереву;
       для этого удобно сослаться на голод;
       смоковница погибла не из-за проклятия, так как оно не требовало смерти

и они легко складываются в сюжет о самоутверждении за счет беззащитной природы.

Итак, неутомимый Иисус замышляет очередную демонстрацию своих нечеловеческих сил. Среди зрителей – только свои. На этот раз апостолам предстоит воочию убедиться, как страшен гнев Господень, как тяжела Его карающая длань.
В жертву решено принести придорожную смоковницу – благо она каждый день встречается на пути из Вифании в Иерусалим.
Роль карающей длани будет исполнять склянка с кислотой – не зря же Иисус периодически удаляется в пустынные места к дружественным ессеям: их опыты с минералами крайне поучительны и полезны*.

        Не так давно Основатель встречался в горах с двумя мужами, изображавшими Моисея и Илию, - от них он мог
        получить не только ценные советы, но и реактивы.
        Затем Заиорданской стороной он прошел из Галилеи в Иудею и перешел Иордан вблизи Вифавары – района
        возможного обитания сект ессеев. Там Иисуса также могли снабдить химикатами. О существовании
        секретных контактов Иисуса со своими тайными сторонниками свидетельствует и то, что в
        Вифании в тайне от учеников для Христа заранее приготовлены ослица и осел.

Наступает намеченный день, друзья выходят из Вифании и Иисус Христос жалуется на голод. Под этим предлогом он отходит от учеников к смоковнице, чтобы найти на ней хоть какие-то плоды. Обходит вокруг дерева, шарит среди ветвей, покрытых листвой. Скрывшись за деревом, вынимает склянку с кислотой и тщательно поливает кислотой ветви и ствол до самых корней**. Затем с хмурым лицом возвращается к ученикам и, обернувшись к смоковнице, посылает ей грозное проклятие.... Остается только поутру напомнить Петру о проклятой смоковнице. Дальше уж он сам сообразит....

Не исключено, что демонстрация Божьего гнева специально была приурочена к событиям в Храме. Дело в том, что в хорошо охраняемом Храме Иисус мог громить торговцев, только опираясь на поддержку внушительной толпы народа. (Об этой поддержке, в частности, свидетельствует его торжественный въезд в Иерусалим). Скорее всего, показательная акция в храме должна была спровоцировать крупные волнения, поэтому народ, следовавший за Мессией в Иерусалим заранее трепетал и ужасался последствий*** .

------------------------------------------------------
      *Первые описания производства серной кислоты разложением минералов, содержащих сульфат железа, были
       найдены у древних египтян. Если предположить, что секты ессеев (терапевтов) Египта позаимствовали
       эти технологии у египтян и поделились ими со своими палестинскими собратьями, то последние вполне
       могли обеспечить Иисуса серной кислотой.
     **Возможен и более прозаический вариант – просто подрубить ночью корни дерева.
   ***«Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним,
      были в страхе» (Мк 10 32)
------------------------------------------------------


Чтобы пресечь страх и колебания среди учеников, вождь решает показать им свою карающую мощь – ведь до сих пор он никого не наказывал, а только исцелял больных, усмирял стихии, проповедовал милосердие…*

Цель, как всегда, оправдывает средства, а тайная конъюнктурность становится явной. С «помощью» ев. Луки Иисус сам разоблачает себя притчей о смоковнице, нетерпеливом хозяине и заботливом виноградаре, где предлагает иудеям модель поведения, прямо противоположного своему собственному**. В той притче суровый хозяин не вызывает симпатии, но его отчасти оправдывает то, что

       - смоковница была его собственностью;
       - несколько лет он ухаживал и заботился о ней (или оплачивал эту заботу);
       - три года подряд смоковница не давала плодов;
       - хозяин искал плоды в положенное время.

Увы, карающие действия Христа не имеют даже такого оправдания.

------------------------------------------------------
  *В первый день (во время погрома) восстания не происходит, так как жрецы не решились оказать сопротивление
   дерзкому провокатору. На следующий день он вновь отправляется в Иерусалим в надежде на конфликт
   и «укрепляет» трепещущих учеников наказанием смоковницы.
 **«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода
   на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице
   и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на
   этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год
   срубишь ее». (Лк 13 6-9)
------------------------------------------------------



(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).