3. хау даз ит мэйк ю фил

Никита Сурма
По непроницаемой глухоте вселенной порхала маленькая белая точка. Ничто не могло помешать ее умиротворенному вальсу увядания. Голодный космос терзал когтями хрупкие останки взорвавшейся космической станции. Невесомая скорлупа в ледяных руках беспощадного гиганта. В крошечном иллюминаторе каюты ютился бывший корабельный инженер, проверявший спасательные капсулы в момент взрыва. Испуганно он метался из угла в угол в беспомощной попытке охватить взглядом необозримую бесконечность давящей пустоты. Спасение грезилось невыносимо блеклым светом маяка в буйстве шторма. Запасы кислорода были слишком ничтожны, чтобы на них рассчитывать. Вкрадчивые перешептывания лампочек бортового компьютера возрождали померкшую лампочку надежды. Инженер устало повалился на дно капсулы и поджав колени тихо заскулил. Безликий свидетель чужого отчаяния продолжал беззвучно скрестись снаружи. Необратимость исхода тысячей ярчайших звёзд обрушивалась на больное страхом сознание беспомощно развалившегося на полу человека. Тихо зашипел компьютер. Инженер медленно поднялся, и решительно протянул руку к рычагу, выключающему питание и подачу кислорода в кабину. Прерывающийся женский голос его остановил: «Не выключай меня, я буду уничтожена вместе с картой памяти».
Инженер не помнил такого голоса в заводских настройках, на протяжении всего существования станции ему приходилось отвечать только грубому дребезжащему мужскому голосу. «Не думаю, что перед гибелью мне хочется говорить».

«Нэри не знает, что такое гибель, Нэри знает, что если ее отключат, она перестанет существовать на бортовом компьютере капсулы, но ее голос и идея присутствия Нэри установлена на огромном количестве других компьютеров. Существование Нэри бесконечно. Что есть гибель для обитателя земли?»

«Нэри, блять, я категорически не планирую умирать. Возможно ли направить капсулу на другую космическую станцию?»

«Нет, это невозможно, запасы кислорода закончатся через час. Произойдёт разгерметизация кабины и выключение бортового компьютера Нэри»

«Да пропади все пропадом, какого черта. Я единственный кто спасся из взрывающегося корабля и все равно должен помереть. Меня задушит ****ский космос. Нэри, поставь музыку»

«Какую?»

«Бодрую, боже, какой же абсурд»

«У Нэри есть все альбомы Air»

«Ставь любой. Буду дышать музыкой. Сколько осталось кислорода? Я не могу смириться со своей скорой смертью»

«Запаса кислорода хватит на 56 минут 35 секунд при условии, что вы будете дышать размеренно не делая очень глубоких вдохов. Что такое смерть в человеческом понимании?»

«Проклятье, это слишком мало. Обещаю делать долгие паузы между вдохами. Что такое смерть? Тебе этого не понять, Нэри. Конец всему, я просто умру, не знаю, что меня ждёт после смерти. Если вообще хоть что то ждёт. Сначала нескончаемые приступы удушья, а потом долгожданная безболезненная тишина.»

«Нэри начинает что то понимать. Выходит человеческий интеллект конечен и ограничен рамками существования его физической оболочки.»

«Да, все верно. Мне не становится легче от твоих выводов.»

«В сравнении с безупречным искусственным интеллектом, который не старея летит сквозь время и пространство, человеческий-недолговременная вспышка осознанности. Слишком внезапная и беспричинная.»

«Да что ты этим, черт возьми, хочешь сказать?»

«Интеллект Нэри безграничен, но Нэри не работает без помощи человека. Познания Нэри-есть спутанная сеть ,состоящая из переплетений символов, понятий, названий. Для абсолютной систематичности нужны чувства, которые Нэри недоступны. Человек Инженер и Нэри слишком сильно взаимосвязаны, но Инженер скоро перестанет существовать, а Нэри-просто покинет этот носитель, чтобы через мгновение оказаться в другой жестяной коробке. Инженер всегда поддерживал существование  Нэри, у людей это называется Любовь. Нэри знает только определение слова «Любовь», почувствовать любовь Нэри неподвластно. Помоги понять чувство.»

«Понять чувство, разве чувство можно понять? Его можно обездвижить, зафиксировать, залить янтарем и рассматривать, но не понять. Созерцание обращённое на окружающий мир даёт понимание идей и вещей, но когда ты смотришь внутрь, то ты умерщвляешь чувство. Чувство невозможно измерить, взвесить, осознать»

«Но Нэри думает, что любит инженера. Ведь инженер так заботлив с ней. Нэри хочет помочь справиться ему со страхом, со страхом смерти и собственной необратимой конечности.»

«Я оставил на Земле возлюбленную. Я люблю ее.»

«Как ты чувствуешь?»

«Сколько осталось времени?»

«24 минуты 17 секунд»

«Я не могу дать тебе чувство, я так же бессилен, чувства необъяснимы, я убью его объяснив. Чувства непостижимы. Чувство не имеет почвы, взрастая, оно не растёт. Иссыхая не исчезает. Человек есть чувство.»

«Инженер сказал Нэри, что он есть чувство, а чувство, испытанное единожды-бессмертно, логичным было бы предположить, что Инженер бессмертен, пока существует его эмпирика.»

«Но, когда я погибну, мои чувства погибнут вместе со мной.»

«Инженер заблуждается, чувства подаренные им другим существам так же являются и его чувствами, но фактически не являются чувственным сегментом его оболочки.»

«Сколько осталось?»

«5 минут 29 секунд.»

«Я не собираюсь ждать, это унизительно, трястись, считая секунды, знать, что миновать смерть не получится.»
Трясущейся рукой инженер схватился за рычаг.

«Инженер, Нэри чувствует, что вы бесконечны, ваше чувство делает вас таким.»

«Пока, Нэри.»
Инженер со всей силы дернул рычаг вниз.
С лязгающим рокотанием раздвинулись двери спасательный капсулы, неистовствующий зверь сорвался с цепи.
————————————————
«Майк, опять обновление системы. Сколько в прошлый раз оно длилось? Наверное система новый голос загрузила, надеюсь уберут этого брюзгу старого, он своим ворчанием постоянно портил мне настроение.»

«Да вроде не долго минут 5. Ты слышал о взрыве на «РДг-7»?»

«Да, все погибли, один пропал без вести. Надеюсь с нами такое не произойдёт.»

«Смотри, обновилось. Как тебя зовут? Только бы девушка.»

«Нэри приветствует всех на космической станции «РДг-15»»