Бухарская свадьба традиции и современность 7

Голиб Саидов
Фотосессия от Хаитова Бедреддина, Бухара, апрель 2019 г.


День седьмой



"Келин-талбон" (После свадебное приглашение невесты)



               "Желаем видеть невесту" - примерно так можно перевести смысл обряда "келин-талбон". Что такое "келин", полагаю, объяснять не надо, а вот глагол "талбидан" ("талаб кардан") означает "желать", "хотеть". По принятому в среде бухарцев обычаю, по истечение двух-трёх месяцев, все ближайшие родные со стороны жениха, обязаны пригласить молодых к себе в гости, где и одаривают невесту очередными подарками.



058


             В наши дни, с одной стороны, всё казалось бы упростилось, а с другой - своих сложностей хватает. Так, мои сёстры, не желая откладывать "на потом" (поскольку проживают в Ташкенте), решили совместными усилиями "убить сразу несколько зайцев". Они наняли ресторан, куда пригласили сразу трёх невест, которым они "задолжали" за истекшие год-два. Забегая несколько вперёд отмечу, что две невестки явятся на мероприятие в надлежащих случаю нарядах, в то время как третья, за истечением срока давности, сочтёт это излишеством и прибудет в ресторан в светской форме. А жаль...
            Но до вечера, однако, ещё далеко, а потому пока...


057


"Постоянно пьём чинзано,
Постоянно сыто-пьяно,
О-йес! О-о-йес..."
 

               Наверное, именно так можно охарактеризовать наше ежедневное состояние на протяжении всей той недели, что нам довелось быть с племянником на родной земле. Завтрак начинался не с творожка или бутерброда с сыром (как обычно), а... с горяченькой шурпы, способной оттянуть всё вчерашнее и восстанавливая иссякшие было силы.
               Ну, а на обед - само собой - блюдо из барашка, обильно пересыпанное зеленью, которая по вкусу тоже, значительно отличается от той, чем мы привыкли покупать на Сенном рынке в Петербурге. Стыдно признаться, но я уже стал считать дни и часы до своего отъезда, ибо поражался тому, КАК мой организм ещё в состоянии выдерживать подобные нагрузки.
               После обеда, ясное дело, "тихий час", который продолжался все два а то и три часа. После чего, следовала процедура мытья и подготовки к очередному застолью.


059


            Вечер, посвящённый "Келин-талбон", проходил в новом, недавно открывшемся ресторане с вызывающим названием "Миллион". Внутренний его интерьер мне показался достаточно скромным и я бы даже назвал вполне современным, без какой-либо вычурности и лишних прибамбасов. Пока "келинки" не явились, я решил заснять двух "домотов" - Равшан и Мироншох. Последний, между прочим, является супругом моей племянницы Тахмины - дочери моего младшего брата. Их свадьба прошла в прошлом году.
            Тем временем, постепенно к назначенному часу стекаются все приглашенные гости. Как правило, это только самые близкие родственники. И вот, наконец, тот торжественный момент, который я давно собирался заснять на камеру - две невестки раскланиваются всем гостям ("таъзим мекунанд").


https://youtu.be/o3mjRBMVMnI - две келин



          Так забавно за этим наблюдать, словно присутствуешь на каком-то спектакле...
           Между тем, шустрые официанты уже начинают откупоривать бутылки с вином и разливают янтарную жидкость по бокалам. И вскоре, звон хрустальных фужеров, перекликаясь с лязганьем вилок и ножей, заглушает тихую мелодию, сопровождающую этот прекрасный вечер.


060


           Две невестки-красавицы, как Луна и Солнце одинаково восхитительны и желанны, украшая собою приглашенное общество, мило о чём-то щебечут на почётном месте, в то время как их мужья занимают более скромные места где-то на "галёрке". Впрочем, подобное положение вещей, как я понял, более чем как устраивает их: можно свободно что-нибудь пригубить и нормально перекусить.


062


062а


            Столы ломятся от обилия всевозможных яств и закусок, вино, водка и коньячок льются параллельными ручейками туда, куда им и положено. Кругом царит веселье и радость. Роль тамады или ведущего тут совершенно излишни: все вокруг свои, а потому, очень скоро, мы начинаем переходить от одного стола к другому, подсаживаясь к тем, с кем давно уже не встречались.


061


         Ну, например, как в этом случае. Это одни из самых близких и родных для меня людей - мои двоюродные сёстры и брат - семья моего дяди (брата моей мамы). С ними прошло всё моё детство. Их дом до сих пор на том же  месте, совсем недалеко от того самого минарета, который словно маяк возвышается над Бухарой, и свет которого манит всех нас, где бы мы ни находились: в Душанбе, в Нью-Йорке, в Санкт-Петербурге или в Роттердаме. Кстати, это благодаря уговорам одной из сестёр (которая отсутствует на данном снимке) я вновь очутился среди родных. Так уж вышло, но на сей раз нам не удалось свидеться. А это означает, что всё ещё впереди.


063


           А ещё через час, все настолько расслабятся, что пустятся в пляс. И хозяева, и гости, и келинки, и домоты...


https://youtu.be/Px3W41pKBLY


https://youtu.be/wMB2FAvsIfY



День восьмой - ОТЪЕЗД


064


               Как ни крути, но всему приходит конец. Вот и наш отпуск подошел к концу, да так незаметно, что я лично, не успел даже опомниться и толком переварить увиденное. Всё произошло как в восточной сказке про Алладина: из одного ресторана мы плавно попадали в другой, и так до самого дня отъезда. Причём, так происходит практически каждый раз, когда я приезжаю на родину.
               И всякий раз, уезжая, меня почему-то охватывает стыд.
               "Ну почему?! - размышляю я про себя. - Казалось бы, я, живя в Санкт-Петербурге, зарабатываю на порядок больше, чем мои сёстры и братья, но почему я не умею их встречать у себя точно так же, как это делают они?!"
                И неожиданно до меня начинает доходить, что главное, оказывается, вовсе не в деньгах, а в искренних чувствах и широте души. Здесь никто никуда не спешит, не планирует на месяц вперёд свои встречи. Тут просто, умеют созерцать и жить размеренной не торопливой жизнью, никуда при этом не торопясь, а наоборот, наслаждаясь каждым предоставленным ему часом, каждой минутой и каждым мгновением.
                А ещё я понял, что родины не бывает две. Да, меня наверное вполне справедливо называют космополитом: я не меньше Бухары люблю Санкт-Петербург, в котором прожил больше, чем там, где родился; я обожаю те страны, в которых мне довелось побывать; я никогда не склонен был делить людей на "своих" и "чужих"... всё это так. Но - упокоиться я желал бы лишь в одном месте - там, где осталась моя пуповина. А уж как решит Всевышний, то Ему конечно виднее...


               В аэропорту, когда мы с Расулом сдавали багаж, нам тихонько шепнули, что - если мы конечно сами того пожелаем - всего за каких-то 20 долларов с человека, могут предоставить место в бизнес-классе.  Нам сразу стало понятно, что "бизнесменов" на этот раз, по всей видимости" собралось слишком мало.
               - Ну чё, может рискнём? - обратился ко мне племянник - Лично мне никогда не доводилось лететь "бизнес-классом".
               - А чего не рискнуть. - решил я - 20 баксов - небольшие деньги, зато "кайфанём" напоследок!
               Однако, как вскоре выяснится, весь "кайф" выльется только в комфортном месте, а все остальные услуги (спиртное, еда и прочее), остаются на уровне тарифа "эконом". Но обо всём этом мы узнаем лишь на борту самолёта. Мы тут же переглянемся с Расулом и... громко рассмеёмся: всё таки без ма-а-ленькой ложки дёгтя не обошлось. И - тем не менее - питанием мы остались довольны. Ну, посудите сами.


https://youtu.be/9n6KobOn0iE


               И это называется "эконом-питание". Что же, в таком случае, нас бы ждало в случае настоящего бизнес-обслуживания?
               Вскоре после обеда, племянника потянуло в сон, ну мне - как обычно - ничего не оставалось как, покрепче вцепиться в ручки кресел с тем, чтобы полёт прошёл нормально и безопасно. И, примерно через четыре с половиной часа, мы благополучно приземлились в "Пулково".
               - Ну, здравствуй, Россия!