Записки заполярного сомелье, 2

Николай Дей Андреев
Дело было в прошлом веке. Географически – устье реки Сого, рейд порта Тикси. И был я тогда ни много ни мало – старшим матросом на пароходе «Фёдор Охлопков», отрабатывал очередную практику после 4-го курса Макаровки*.

Кстати, в те времена в СВУМФе* работала целая серия «снайперов» - «Фёдор Охлопков», «Фёдор Попов» и другие. Все эти суда были названы в честь якутских охотников, кои в войну подстрелили хренову тучу фашистов.

Из Википедии:

К 23 июня 1944 года сержант Охлопков уничтожил из снайперской винтовки 429 гитлеровских солдат и офицеров. Но по словам его сослуживцев, всего уничтожил более 1000 немцев, используя при этом также и пулемет, однако на официальном боевом счету у него записано только 429 уничтоженных солдат врага, вероятно, обстановка на поле боя не всегда давала возможность считать свои результаты более точно. Был ранен 12 раз.

24 июня 1945 года участвовал в Параде Победы над нацистской Германией на Красной площади Москвы.

Звание Героя Советского Союза и Орден Ленина были присвоены лишь в 1965 году

Так-с, извините, отвлёкся. Я не об этом хотел вспомнить.

Короче – пароход наш уже закончил летнюю навигацию и стоял в «выморозке»***. И уже полярная ночь началась. В общем – скукота и никакой романтики. Ну, и соответственно, - посылает меня старпом сбегать в Лакомку (как самого молодого и шустрого). Топонимика названия этого магазина очень проста – в этом же доме находился и магазин Лакомка. Но в той Лакомке, куда меня послал старпом, сами понимаете, продавались совсем не конфеты-шоколадки. А, к примеру, питьевой спирт по 8 рублей 12 копеек или, допустим Сланчев Бряг не помню за сколько.

Вот я и сбегал. Купил. Четыре бутылки коньяка для старпома, согласно приказу. И пару бутылок спирта, на всякий случай и боцману. И вот бегу я значится по льду, позвякивая бутылками в карманах и за пазухой тулупа. Полярная ночь. Морозец градусов тридцать. Северное сияние подсвечивает мне путь к родному пароходу. И с разбегу проваливаюсь по пояс в полынью. Оказывается, пока я бегал на берег, ледокол «Челюскин» пробил канал к причалам. И я этого не заметил – северного сияния всё таки недостаточно для полного освещения пути-то!

В общем, ребята, жопа! И все мои двадцать лет пытаются промелькнуть перед глазами, как положено перед неминуемой гибелью. Но я был занят. Я в это время уже пробился сквозь битые льдины к кромке канала, выложил аккуратно все бутылки на лёд и пытался выбраться из ледяной воды. Ну, и тут – ослепительный свет ледокольных прожекторов, и на всю бухту – многоэтажный мегафонный мат в мой адрес с борта «Челюскина». Он как раз уже пробил канал и возвращался по нему, чтобы его расширить. А как умеют матюгаться на Северах – кто был, тот знает.

Пришлось мне быстренько распихать бутылки по местам и продолжить свой путь.

И, когда я доковылял до парохода, вся одёжка на мне настолько замёрзла, что на борт меня поднимали на верёвках. По трапу мне уже было не забраться.

Потом, помню, приволокли меня в кают-кампанию, кое-как содрали заледеневший тулуп и ватные штаны, влили в меня пол-стакана спирта, мною же принесённого, и всё. Конец рассказа. Наутро даже насморка не было.

Enim: только питьевой спирт – надёжное лекарство от простуды для провалившихся в полынью.

*Макаровка – Ленинградское Высшее Инженерное Морское училище им. адм. С. О. Макарова.

**СВУМФ – Северо-Восточное Управление Морского Флота.

***Выморозка - способ обеспечения доступа к подводной части судовой обшивки в зимнее время для осуществления ремонта. Идея метода заключается в периодическом удалении верхнего слоя льда вокруг корпуса, которое проводится через определённые промежутки времени, давая возможность ледяной поверхности укрепиться и промёрзнуть снизу под действием мороза.