Энергия

Станислав Радкевич
Энергия – всё. Бог атеистов.

Основная наука об энергии – физика. Но «современная физика не знает, что такое энергия», – честно признавал Ричард Фейнеман в своих знаменитых лекциях о любимой науке.

Физика похожа на манящего краба. Одна клешня – огромная, это квантовая теория поля, всесторонне доказанная армией экспериментаторов. А вторая – крошечная, это теория струн, очень красивая и в перспективе всеобъемлющая, но пока не подтвержденная ни одним экспериментом.

Природу энергии обе эти теории не объясняют. Но… «Все элементарные частицы представляют собой сгустки энергии, или кванты полей разного сорта, – уверенно утверждает физик Стивен Вайнберг в знаковой книжке «Мечты об окончательной теории». – Поле есть вид напряжения пространства… Частицы суть проявления полей».

Так что, если Большой Взрыв все-таки был, то порожденный им энергетический импульс воплотился вначале в общее поле струн, потом в частные поля элементарных частиц, потом в еще более частные поля молекул и только потом – в совсем уж локальные поля живых существ, включая человека. Ну, и где-то еще прячутся черные дыры, темная энергия, темная масса...

«А причем здесь наши стратегии выживания?», – спросите вы.

Ну, прежде всего, полезно хотя бы изредка вспоминать, что каждый из нас – это довольно сложная и принципиально пока не познаваемая энергетическая система. Да и общение между нами («общество») куда сложнее, чем кажется. Работают и гены, и опыт, и пять наших чувств, и еще некое шестое, о котором заводится волынка каждый раз, как проявятся запутанные взаимодействия наших полей или, там, черная кошка перебежит дорогу.

И потом, есть еще свободная энергия Гиббса! В память об открывшем ее в ХIХ веке натурфилософе Джозайе Гиббсе так называют энергию, остающуюся не использованной в локальных экологических нишах. Многочисленные энергетические поля, пересекаясь друг с другом, безостановочно образуют все новые такие ниши. Причем каждая из них – не «коробка с энергией» и даже не зарядное устройство, как, наверное, кто-то успел подумать. Это, скорее, кроличья нора, из которой энергия берется как бы из ниоткуда.

Поэтому ландшафты Гиббса открывают поистине безграничный простор для инноваций и развития. Кроме того, они выявляют неиспользованный потенциал ветра, солнца, воды и геотермальных источников…

Добавим в эту цепочку еще энергию полей и ниш, открывающихся при общении сапиенсов друг с другом и со средой. Да к тому же, помимо черных дыр и темных энергий (если не в связи с ними) наверняка где-то еще есть энергетические «черные лебеди». Короче говоря, в черном-черном городе стоит черный-пречерный дом…

Продолжение следует…