За гранью жизни

Болховитина Юлия
1

- Нужно поспешить. Сейчас придет новеньки. Интересно, кто это будет на этот раз. Старый, или молодой?! Мужчина, или женщина?! О чем его история? Теперь налево, или направо? Все время с разных сторон заходят. Да, кажется, эта дверь, - Катя повернула ручку двери, открыла ее и оказалась на лугу. Солнце ударило в глаза, легким дуновением ветер принес запах полевых цветов. Слева бежал ручей, а там вдалеке за ним начинался лес.
- Ну где же? – сквозь волнение пробежала мысль в голове у Кати. И она ускорила шаг. - Нужно найти его до того, как он проснется.
Наконец Катя его увидела. Это был мужчина лет 30. И он уже просыпался.
- Только не вставай резко, - громко произнесла Катя и сделала несколько последних шагов, приближаясь к молодому человеку.
- Где она? – с беспокойством в голосе произнес мужчина.
- Кто она? -  переспросила девушка.
- Где она? – повышая голос, повторил он.
- Я не знаю.
- Где она? – будто не слыша, повторял молодой человек.
- Люди всегда приходят сюда одни. Еще никто не приходил с кем-то.
- А где тогда она?
- Похоже, тебе нужно вспомнить. Пока я не знаю, о ком идет речь, - Катя тяжело вздохнула и подумала: - снова все не просто. Поему так редко приходят добродушные старики, которые с улыбкой вспоминают о своих детях и внуках и сразу понимают где они?!
- Скажи свое имя, - попросила девушка.
- Женя. А кто ты? И почему Риты здесь нет? – перешел на крик молодой человек: - я только что видела ее, а теперь я здесь. И вижу тебя. Что это за место? Где я?
- Это ты скажи мне. Ты его узнаешь?
Женя осмотрелся, и его лицо стало немного спокойнее.
- Да. Я помню, что был здесь. Но что это за место?! Да. Вспомнил. Мне 7 лет. Здесь я и мои родители. Я бегаю по траве и ищу ящериц. А мама с папой расстилают плед и достают еду из корзинки. Я счастлив. Я был счастлив тогда.
- Давай ты немного отдохнешь, и мы продолжим потом. Кажется, пока хватит, - сказала Катя и опустила голову.

2

Катя и Женя шли по длинному коридору. Впереди было множество дверей, располагающихся слева и справа от них. Кажется, следующая дверь была ровно такой же, как предыдущая. Иногда коридор поворачивал. А за поворотом были такие же двери.
- Куда мы идем? – спросил Женя. Голос его был немного взволнован.
- Куда конкретно? Нет определенной цели.
- Тогда зачем идти?
- Суть в процессе. И только он приводит к результату.
- И что мне делать?
- Просто выбрать дверь.
- Зачем?
- Чтобы оказаться за ней и увидеть что там.
- А если я открою не ту дверь?
- Здесь нет «не той» двери. Ты почувствуешь, какую нужно открыть. В конце концов, это ведь просто образ. Твой образ!
- Бред! Это все похоже на безумие, - качая головой, выпалил Женя, - где мы находимся? ТИ что мы вообще здесь делаем? Если это «мой образ», то почему я тебя не знаю?
- Просто ты не принимаешь. Не можешь осознать. А я? Я просто проводник. Ну представь, что ты оказался бы здесь один!
Наконец Женя остановился возле двери  и, поднося руку к ручке. Посмотрел на Катю.
- Готов? Открывай!
Женя повернул ручку и открыл дверь. За дверью был песчаный пляж, море.
- Мы были здесь в наш первый отпуск. Я сразу узнал это место, - с облегчением произнес он.
Женя и Катя направились вперед. Они шли вдоль берега, оставляя следы на песке. Их смывали волны, которые с шумом бились о берег, принося мелкие камни и ракушки, и уносили их обратно. Теплый песок, чистое небо, по которому пробегали одинокие облака. Все это было, будто застывшее. Пляж был пустынным. Самыми живыми здесь были, пожалуй, эти ракушки, беспомощно носимые волнами.
- Здесь мы были счастливы. Знаешь, эта гармония в отношениях, когда люди заканчивают друг за другом предложения и угадывают, чего они бы хотели на завтрак?! Так вот тем летом все было именно так.
- Только тем летом? – спросила Катя, садясь при этом на песок. Женя сел рядом.
- Нет. Не только тем. Я долго искал ее. И, наконец, нашел. Она была мечтой. Она была идеальной.
- Долго вы были вместе?
- 7 лет.
- И что за  лет вы не ссорились?
- Ссорились, но это так…мелкие недомолвки.
- Разве так бывает в отношениях?
- Я же говорю, что она была идеальной для меня.
На лице у Кати проскользнула улыбка. Она встала и пошла обратно.
- Идем! У нас еще много всего впереди.


Что есть жизнь? Песок? Вода? Легкое дуновение ветра? И в чем ее смысл? В построении планов? В удовольствии? В познании себя? В том, чтобы каждый последующий день быть лучше себя вчерашнего? Что ждет тебя за этой дверью? А может, свою следующую дверь ты уже никогда не откроешь?


3

- Вот на этой остановимся, - с этими словами Женя открыл дверь, - я понял, где мы. Мы жили здесь с моими родителями.
Будто какая-то паника охватила его, и он стремительно направился куда-то. Катя не успевала за ним.
- Они должны быть здесь. Ты видишь, они были здесь! – кричал он.
Катя с Женей оказались на кухне. На столе стояли три чашки с чаем и, еще теплые, блины.
- Ты видишь, они были здесь! – повторил Женя.
- Я уже тебе говорила, что здесь никого кроме нас двоих нет. А ты продолжаешь искать. Послушай, так мы долго будем бродить в твоих воспоминаниях, пока ты не примешь это.
- Пока я не приму что?
- Что ты помнишь последнее?
- Мы ехали в машине с Ритой. Мы о чем-то спорили. Я помню, что ужасно злился. Я…Я… Да я не хочу об этом думать.
- Ты сопротивляешься и не можешь принять.
- Я помню. Что посмотрел на нее. А потом страх. Я увидел, как в нас несется машина. Прямо со стороны Риты. Я помню удар и этот шум в ушах. Потом я помню ее всю в крови. Потом я почувствовал резкую боль в голове. И все. Я мертв? Я умер?

4

Женя и Катя шли по коридору. Молчание заполнило собой все пространство. Каждый миллиметр. Едкая тишина проникала сквозь молодых людей, сползала по стенами, опускаясь на пол, растворялась в воздухе.
- Как ты после того раза? – нарушая молчание, осторожно спросила Катя.
- Опустошенно. У меня совсем нет сил. В это сложно поверить. Как это может быть? – монотонным голосом произнес Женя.
- Обычно это так и случается. Ты не ожидаешь этого. Если ты не старик. Но, часто даже в старости люди цепляются за жизнь. Хотят прожить ее иначе. Сожалеют о содеянном, Мечтают о том, как сложилась бы их жизнь, поступи они в переломный момент иначе, приняв бы другое решение. И лишь немногие относятся ко всему  с принятием. Единицы принимают свою жизнь и смерть.
- Я знал, что смертен. Но не знал, что так скоро. Ты говоришь о принятии, Но как это принять? Еще вчера я был жив. Кстати, что здесь со временем?
- Его здесь нет, - с легкой улыбкой произнесла Катя.
- А вот это совсем не удивительно. Даже, можно сказать, ожидаемо.
- Хорошо, что ты можешь шутить. Давай попробуем вот что, - с этими словами Катя остановилась у двери, - представь место, в котором тебе было бы спокойно. Где бы ты хотел оказаться?
- Я могу попробовать.
- Готов? Открывай!
Поворот ручки и дверь открылась. За ней была поляна. Горел костер. Ночь. Звездное небо.
- Как это работает? – Женя шагнул вперед и направился к костру.
- Это все в твоей голове.
Молодые люди устроились возле костра.
- А давно ты здесь? – спросил Женя.
- Здесь нет времени, как такового. Я же тебе говорила.
- Хорошо. Но много людей сюда приходило?
- Да. Очень.
- Долг они здесь находятся?
- У каждого свой срок. Все зависит от того. Насколько человек готов идти дальше.
- А что потом? И как понять, что ты уже готов?
- За тобой придут. Каждый раз это происходит по-разному. У каждого свой образ. А заранее понять невозможно. Только по факту, - с улыбкой добавила Катя.
- Значит, я пойму только когда за мной придут?
- Именно! В момент перехода. А что там, я не знаю. Я  ведь там не была. Здесь мы с тобой попрощаемся. Но дело не в том, как и куда ты попадешь. А в том, как ты к этому относишься.
- А как можно к этому относиться, когда ты просыпаешься в непонятном месте непонятно почему? – начиная нервничать, проговорил Женя.
- Ммм… Может быть с принятием? Ведь некоторые вещи ты не можешь контролировать, ты не можешь ничего изменить. Только принять.
- Принять? – качая головой, недоверчиво переспросил Женя.
- Рита. Когда ты говорил о ней, сколько в этом было отрицания. Ты говорил об идеальных отношениях. А потом, что ты был зол на нее, что вы спорили. Так были ли отношения идеальными? Могут ли быть идеальными отношения между двумя неидеальными людьми? Или это были реальные отношения реальных людей? Знал ли ты ее по-настоящему, глубоко? Знал ли ты себя? Что ты не хотел видеть? На что ты не хотел смотреть?
- Это все твои домыслы, твои фантазии, - стоял на своем молодой человек.
- И поэтому ты здесь и тебе так сложно. Может иногда нужно слушать себя, а не свои убеждения, ожидания, принципы и устои?
- Не думаю, что ты что-то знаешь обо мне.
- А что знаешь о себе ты? Каждый раз ты заходишь на один и тот же круг. И делаешь это только потому, что боишься остановиться и посмотреть в глаза реальности. Почему ты так держишься за этот сценарий?
- Хорошо. Что я должен понять? Что ты хочешь до меня донести?
- Что ты не можешь ничего изменить. Многие вещи тебе не подвластны. Ты можешь бороться, отрицать, избегать. А можешь просто смириться с этим. И откроются новые горизонты.
Вновь повисло молчание. Каждый был внутри себя, погрузился в свои мысли. Они сидели рядом, были близко друг к другу физически. Но что было внутри них обоих?
Что мы знаем друг о друге? Если человек улыбается, весело ли ему на самом деле? Часто ли мы задаем друг другу вопросы? Задаем вопросы, чтобы действительно получить ответ. Хочется ли нам знать ответ? И что мы будем делать, в случае, если получим его? Действительно ли нам важен человек? Или нам важно наше в нем отражение?


5


- Нам нужно идти дальше, - вставая, сказала Катя.
Молодые люди вернулись обратно. Тот же коридор. Те же двери. На этот раз Женя подошел к первой попавшейся и открыл ее.
Это была аллея, усаженная вдоль деревьями. Была ранняя осень. Легкий ветерок срывал первые пожелтевшие листья и бросал их на асфальт.
- Да, я знаю это место. Я любил гулять здесь, когда мне нужно было подумать.
- А почему сейчас осень?
- Я помню этот день. Помню каждую минуту. Знаешь, в детстве родители кажутся совершенными. Ты смотришь на них, и видишь в них все для себя. Идеал, образец для подражания. Тебе кажется, что все их поступки правильные. Но чем старше ты становишься, тем больше ты…не разочаровуешься, нет. Они становятся…реальными то ли. Ты видишь, что они испытывают страх, боль, злость. Они живые и несовершенные. И ты начинаешь их критиковать внутри себя. Кажется, что они делают все неправильно.
И вот в этот самый день я бродил и думал о том, кто они, мои родители. Почему они вместе? Мама в детстве говорила, что они с папой полюбили друг друга и поэтому появился я. Но их отношения не были похожими на отношения, пропитанные любовью. Зависимостью да, но не любовью. И ровно в тот самый день я шел и думал, то я не знаю почему мои родители вместе, что я совершенно не понимаю что их объединяет, и абсолютно иначе представляю себе любовь.
- И, конечно же, что твои отношения будут другими, - добавила Катя.
- Да, именно так, - согласился Женя, - и знаешь, кажется, я понял. Я оказываюсь в тех местах и в том времени, где происходило что-то значимое: принимались решения, важные осознания, мысли, чувства, - добавил он.
- И еще в твоем случае ты возвращаешься туда, где тебе нужно что-то переосмыслить. Бывает так, что человеку просто нужно попрощаться, прожить что-то  вновь, соприкоснуться с чем-то важным внутри себя. Твоя же жизнь полна разрушения идеалов, падения устоев, принятия несовершенства. Думаю, что это достаточно сложно для тебя.


6

Каждый когда-либо задумывался о смерти. Иногда она подходит близко. Настолько близко, что ты ощущаешь ее дыхание, чувствуешь ее запах, холод. За кем она пришла? Жизнь будто бы приносит ей кого-то в жертву, чтобы откупиться. Чтобы она на время ушла. Но ее возвращение неминуемо. Кто на этот раз? Насколько близко к тебе она подойдет сегодня? Придет день и тебе придется посмотреть ей в глаза, заглянуть в глубины ее бездны и просто пойти с ней. И, возможно, только в эту секунду ты поймешь, насколько ценна тебе твоя жизнь.

- Где мы? – спросила Катя, проходя в глубину комнаты.
- Это наш дом, наша первая квартира с Ритой. Мы решили снять жилье и жить вместе, - с этими словами Женя тоже прошел в комнату и сел на краешек кровати. Спина его была наклонена вперед, руки сомкнуты и опущены на колени.
Комната казалась пустоватой. Свет от окна падал на шкаф и комод, на котором стояла ваза с цветами.
- Парадоксально, но с этим местом связаны двойственные ощущения. С одной стороны здесь с Ритой началась наша совместная жизнь, мы были счастливы. И здесь же я начал ощущать, что что-то идет не так. Я гнал эти мысли. Не хотел даже допускать этого предположения.
- Настолько сильно ты боялся этого осознания, что готов был заплатить цену своей жизни?
Женя резко перевел взгляд на Катю: - это не так просто – понимать, что твои суждения ложны, видеть как все трещит по швам.
- Знаешь, все в жизни когда-либо заканчивается, трансформируется. Ничто никогда не остается прежним.
- Вот и мы не остались. Что было бы дальше? Может в конце я понял бы, что повторяю судьбу своих родителей? Может мы с Ритой дошли бы до ненависти и расстались?
- Этого я не знаю, но знаю, что это не так страшно, как тебе кажется. Зачем ты запугивал себя? Чтобы не принимать никаких решений?
В ответ Женя лишь покачал головой.
- Так удивительно, что для тебя так важен всегда был фасад. Настолько, что ты с огромной радостью не слышал себя. Как долго все это могла продолжаться?!
- И что я должен был услышат по-твоему?
- Что ты держишь себя там, где тебе не хочется быть. Что все проходит и вас больше ничего не связывает. Что не страшно признать это. Гораздо страшнее не видеть правды.
- Где-то глубоко я понимал это. Но принять это знание для меня означало бы проиграть.
- Кому проиграть? С кем ты играл?
- Самому себе. Знаешь, я понимаю абсурдность всего этого. Но понимать и перестать быть зависимым от своих же убеждений – это разные вещи.
- Иногда нужно проделать большой путь, чтобы сократить эту разницу, - с этими словами Катя направилась к выходу: - идем, давай посмотрим еще что-нибудь. Кажется, от того места мы взяли все, - добавила она.

7


- Знаешь, каждый раз я думаю о том, что я увижу за следующей дверью с каким-то волнением, тревогой. Иногда мне кажется, что я не хотел бы знать что там. Не хотел бы сталкиваться с самим собой, - говорил Женя, идя по длинному коридору.
- Понимаю, гораздо проще не думать, не чувствовать, не знать. Но так не получится, - с улыбкой добавила Катя: - Но не переживай. Кажется, для тебя скоро все закончится.
- Закончится? И я пойду дальше в неизвестность. Хорошая перспектива. Там меня тоже кто-то встретит? Да, ты же никогда там не была. Просто я немного волнуюсь по этому поводу.
- И здесь я должна напомнить тебе о принятии, - улыбаясь, произнесла Катя.  После паузы она добавила: - Давай открывай! Это придется сделать.
Женя открыл дверь, и молодые люди оказались в гараже. Здесь все было привычно: множество нужных и ненужных вещей заполняли полки стеллажей, запах железа смешивался с запахом сырости. Посередине стоял старенький автомобиль. Женя заметно повеселел. Быстрым, бодрым шагом он пошел к машине и сел на водительское сидение.
- Иди ко мне. Садись рядом, - крикнул он.
Катя села в машину рядом с Женей. Молодой человек с интересом рассматривал все внутри.
- Это машина моего отца. В детстве я любил забираться в нее. Представлял, как я вырасту, получу права и буду водить уже свою собственную. Вот ровно так и получилось, - опуская взгляд, сказал Женя.
- Никогда не знаешь, как и что сложится. В этом и весь парадокс жизни. Смерть, как следствие жизни, неизбежна. У каждого свой срок и свои обстоятельства.
- Да. Вот и моя мечта стала моей смертью.
- Пойдем! Сделаем еще несколько усилий, - сказала Катя, открывая дверь автомобиля.


8

Женя повернул ручку. За дверью оказалось то самое место, где оборвалась его жизнь – эта, весьма тонкая, как оказалось, ниточка.
- Ты готов? – повернувшись к Жене, спросила Катя.
- Да! – кивнул он головой.
Перед ними был огромный перекресток, на котором столкнулись две машины, превратившись в груды металла. Женя подошел ближе.
- Наверное, я не смогу выразить даже десятой части того, что я чувствую, если скажу, что мне очень больно. И очень пусто. Вот она – точка. Точка моей жизни. Всегда есть начало и есть конец. Разве я мог знать, что он будет таким?
Катя положила руку Жене на плечо. Из глаз его покатились слезы. Какое-то время они молчали.
- Это чувство безысходности… Я говорил, что у нас с Ритой были проблемы последнее время. Так вот эти проблемы были размером с пропасть. Точнее пропасть была между нами. Я ощущал, что мы отдалились настолько, что стали чужими. И эти скандалы между нами были бесконечны. Но мне даже в голову не приходило, что можно все прекратить, иначе я бы чувствовал, что проиграл. Почему я не мог прекратить все это? Я думал, что нас связывает слишком многое, что лучше в моей жизни ничего не будет. А теперь я стою здесь и размышляю обо всем об этом. Я помню, как мы ехали в этой машине, ссорились, и Рита сказала мне, что все, что я могу – это отравлять ее жизнь. Это были последние слова ее мне. Вот чем закончились наши отношения. Оказалось, что выход есть. И он таков.


9

Женя и Катя снова шли этим длинным коридором. Шли они молча, но на этот раз не было между ними напряжения. Молчание это не было токсичным.
- Знаешь, я думал…- не закончив фразу, Женя прервался. Лампочка в одном из светильников замигала. И он решительно двинулся вперед и открыл дверь. Катя последовала за ним.
Яркий свет ослепил их. Когда глаза привыкли к нему, можно было рассмотреть помещение. Это была ванная комната. Светлый пол был залит кровью. Ванная была наполнена водой, смешанной с кровью. От увиденного Женя потерял контроль над собой. Он боялся пройти дальше.
- Что это?! Что это?! – громко спросил Женя. – Этого воспоминания нет в моей голове!
- Правильно, потому что оно принадлежит мне, - с этими словами Катя прошла вглубь ванной комнаты, прижалась к стене спиной и съехала на пол вниз. Она закрыла лицо руками, глаза ее были полны слез.  Какое-то время она молчала.
- Да. Это в моей голове. У меня должна была быть свадьба. Его звали Кирилл. Подготовка шла полным ходом, я уже даже платье купила. Но свадьбы не было он погиб. Все было как в тумане. Я не могла ни есть, ни спать, все время плакала и кричала. Мои друзья, близкие были со мной, поддерживали меня. А потом… Потом пришло время идти дальше. И я не смогла. Каждый мой новый день был ровно таким же, как предыдущий: монотонный, тягучий, едкий. Я абсолютно потеряла вкус к жизни и…просто сдалась. Тогда я нашла только один выход. И он перед тобой. Я прекратила это. Я покончила с собой. Не знаю, стало ли мне легче.
- Мог ли я даже подумать о том, что с тобой такое произошло?!
Катя была опустошена. На лице не было ни одной эмоции. Взгляд ее зафиксировался в одной точке.
- Я даже не знаю что сказать, - произнес Женя.
- А что тут скажешь? Прошлых решений не переписать. Все так, как оно есть.


10

Жизнь – счастье, дарованное нам свыше. Она полна чувств, событий, опыта и воспоминаний. Сколько людей встречаем мы на своем пути. Родственники, друзья, знакомые, прохожие. Кто-то будет идти с нами рядом и станет очень близким. Кто-то лишь на миг соприкоснется с нами и оставит нам лишь пару воспоминаний. Но только ты сам будешь в своей жизни от начала и до конца. В какие-то моменты, купаясь в счастье радости, достижений и побед. Иногда, утопая в слезах боли и печали. И если порой жизнь становится настолько невыносимой, и, кажется, будто все скоро накалится до предела и с невероятным шумом расколется, то в чем суть жизни? Может быть, суть в ее же многообразии, может быть, она в том, чтобы быть? Быть там, где тебе хочется быть и жить свою жизнь. Ведь она – все, что у нас есть. Этот миг от рождения до смерти, и ни секундой больше. Наша жизнь – это самая большая ценность, данная нам свыше. И тебе выбирать как прожить свою жизнь.

Женя открыл дверь, и молодые люди оказались на лугу. Солнце грело своим теплом, ветер шелестел травой и доносил ум воды в ручье.  Здесь было очень спокойно.
- Ты узнаешь это место? - спросила Катя.
- Нет, - покачал он головой.
- И я.
- Что буде делать?
- Давай просто пойдем вверх по течению.
Женя и Катя шли по траве.
- Мы через многое прошли с тобой, - начала Катя.
- Так у тебя каждый раз с новым человеком?
- Примерно. У каждого своя история. Кто-то очень болезненно воспринимает все. Кто-то более принимающе. Кто-то задерживается здесь, кто-то очень быстро идет дальше.
- Давай немного посидим, - предложил Женя.
Женя и Катя сидели возле ручья, слушали шум воды в ручье и смотрели на ее стремительный бег.
Яркий свет ослепил их на миг. Они встали и, обернувшись назад, увидели ангела. Его огромные золотые крылья были расправлены за спиной. Он, будто повис над землей. А в руках его был меч.
- Ну вот, пришли за тобой. Вот твой образ, - повернувшись к Жене,  улыбкой произнесла она.
- Нет, в этот раз я пришел за тобой, произнес ангел и протянул руку.
Катя сделала шаг ему навстречу.




Болховитина Юлия