Как Ленин, Сталин спасали мою семью

Арарат Пашаян
Когда я во второй раз вернулся из России в Армению, устроился на работу, женился, а потом  и родились дети, я бы никогда не поверил в то, что со временем  мне придется совсем покинуть родину и стать эмигрантом.
В эпоху развитого социализма секретари ЦК КПСС на своих публичных выступлениях и отчетных докладах становились более изобретательными, характеризуя текущую политику ЦК КПСС.
Хотя призрак коммунизма не совсем исчез, идеологи строителей коммунизма делали тщетную попытку обозначить текущий момент как эпоху  развитого социализма, социализма с человеческим лицом. Появлялись определения: атмосфера плюрализма мнений, перестройка, свобода  слова и  другие туманные и демагогические определения.
Всей огромной страной, по имени СССР, мы тщетно старались все глубже и глубже развивать идеи Ленина.
При этом, притворялись, что не замечаем, как все глубже и глубже опускаемся в бездну...
***
Как ни странно, с Владимиром Ильичом Ленином меня многое связывает.
В студенческие годы, еле сдерживая раздраженности и позывы ярости внутреннего протеста, я изучал историю КПСС. Вернее, сначала я ее не изучал и два раза получил двойку. И когда стоял вопрос о моем отчислении из университета, я на экзамене получил отличную оценку.
Благодаря моим знаниям истории КПСС, в Москве при поступлении в аспирантуру я был единственным, который получил пять на вступительном экзамене. Следует отметить, что я экзамен сдавал на неродном для меня русском языке.
 Тогда я по - настоящему понял, что такое специфика лексики и особенности терминологии.
А середине 60-их годов в Армении студенты химфака университета пользовались учебниками на русском языке. Однако история КПСС была переведена на армянский язык.
До сих пор помню - ярко красного цвета очень толстая книга. Наверно страниц  800 и более.
Кто владеет минимум двумя языками и потребляет литературу на двух языках, понимает, как непросто переложить терминологию учебника по истории КПСС с армянского на русский по ассоциации и, базируясь на словарный запас, которым я владел к тому моменту.
Надо отдать должное председателю экзаменационной комиссии по дисциплине "История КПСС" по фамилии Шабат, который так высоко оценил мой ответ.

***
В мирное время 1980-х годов, живя в Ереване, я пополнял мою библиотеку полным сборником сочинений В. И. Ленина (пятое издание  в 55 томах, издавалось в 1958—1966 гг.) и И. В. Сталина (могу ошибиться, но сколько помню было, 36 томов) на армянском языке. 
Неужели не было жалко того пространства или тех книжных полок, которые я специально купил и пополнил громадную по объему свою личную библиотеку?
Однозначно ответить на этот непростой вопрос я затрудняюсь. Но видимо сыграли множество инстинктов.
Во - первых, для любителя литературы и коллекционера разного содержания и направления литературы очень трудно устоять, когда за несколько рублей предлагают полное собрание сочинений из 54 томов.
А дальше больше. Там, где полное собрание Ленина, там и Сталина.
Итак, моя библиотека пополнилась собраниями сочинений вождя  октябрьской революции и "отца" всех народов СССР..
Признаюсь, трудов Маркса и Энгельса у меня в библиотеке не было. 

***

В 1993 году в декабре, когда моя семья замерзала в нашей квартире на окраине города Еревана, ее от холода спасала семья глухонемого Самсона с 7 этажа, у которого в квартире стояла печка, отапливаемая древесиной.
Когда в окрестности нашего дома в Давидашене все деревья были срублены, и все, что можно было сжигать, народ сжег в печах, перспектива уцелеть в холодные зимние ночи становилась все меньше и меньше.
Ситуация усугубилась тем, что Самсон сильно простыл и лег в постель с высокой температурой.
Как назло, именно в этот год зима в Ереване выдалась на редкость холодной. Запасы воды, которую мы собирали при кратковременной ее подаче один раз в сутки, в 4 часа ночи, замерзала в банках.
Из-за отсутствия транспорта и электричества в городе, все работы в учреждениях были остановлены.
Я практически остался без работы и целый день был свободен, поэтому попробовал сам раздобыть топливо для обогрева квартиры Самсона, где я, жена и двое маленьких моих детей спасались от холода.
Когда я прошелся по территории вокруг нашего 9 - этажного дома, по соседству которым располагались  целые массивы высотных зданий, я был поражен, обнаружив идеальную "чистоту" окружающей среды.
Даже мусора не было. Все, что могло гореть в огне, уже было использовано ранее, другими "искателями" горючего.
Вернулся я домой расстроенный и подавленный.
Впервые я серьезно подумал о том, что надо принимать предложение тёщи и переехать жить в Россию, где она жила недалеко от Москвы.
А пока надо было готовиться к переезду в Россию, холодная и голодная жизнь в Ереване продолжалась.
У меня в доме было черное пианино "Победа", 1956 года выпуска.
Была надежда продать его и за эти деньги выбраться семьей из Еревана в Москву.
Описание трогательных событий вокруг этого пианино мною уже опубликовано в рассказе "Пианино" (http://www.proza.ru/2012/06/24/1537).
Когда я составил перечень предметов и товаров, которые можно будет сжигать в топке печки, пианино не было рассмотрено.
 Первыми в списке оказались полные собрания сочинений Сталина и Ленина. Затем в очереди оказались книги из серии "пламенные революционеры". В Ереване, за последние 15  лет проживания, я умудрился собирать более 50 томов этих "пламенных". Однако, кто помнит эту серию, эти тома были малогабаритные и по теплотворности были эквивалентны около 25-30 томам Сталина или Ленина.
Топить печку Самсона я начинал, сжигая тома Сталина по порядку.
За день я расходовал до пяти-шести  томов классика.
Таким образом, по моим расчетам, при экономном режиме топки, моих книг хватило бы нам на 30-40 дней. 
Был конец декабря.
Надежды на потепление - никакой. Как будто Бог поставил задачу, испытать население Армении, как можно строже и больнее.
Говоря о Боге, постоянно надо оговориться, что "Пути Господни не исповедимы"! Доказательством этой мудрой мысли явился тот факт, что в конце января, когда мои книжные запасы были на исходе, вдруг нашелся щедрый покупатель моего пианино, который заплатил 180$  и вынес этот инструмент из моей холодной квартиры.
***
Рано утром первого февраля 1994 года моя семья выбралась из холодного, заснеженного, с непроходимыми улицами  города Еревана на грузовом самолете в Москву.
Началась моя вторая волна жизни в России.
Тогда, бросив последний взор на заснеженные вершины Арарата из элюминатора  самолета, с окровавленным сердцем, еле сдерживая слезы, я не сомневался, что  это ненадолго, и через пару лет я вернусь на Родину.
Получилось так, как получилось!
Не я первый и не я последний среди таких "наивных" армян, которые сегодня трудятся в разных концах Света, в том числе и в России.
***
Этот рассказ о моей личной трагедии.
Однако я не люблю описывать мрачные истории, о горе, страданиях и  безысходности.
Я всегда стараюсь даже такие грустные описания передать с некоторым юмором...
Насколько можно шутить при таких обстоятельствах, судите сами.
Но, на первый взгляд, не зная подробности, прочитав только название этого рассказа по названию "Как Ленин, Сталин и другие пламенные революционеры спасли мою семью", кроме того, что наступает интрига, надеюсь звучат  и нотки лёгкого юмора...
***
Сегодня в России отмечают три международных праздника:
1. Всемирный день перелетных птиц.
2.Березового сока.
3. День глаженных шнурков.
Пока в мире отмечают эти праздники, и есть "Повод веселиться", думаю за состояние юмора в мировом масштабе можно не беспокоиться.
Россияне от этого комплекса неполноценности избавились с тех пор, когда в народе стала популярна песня, которую пела Глюкоза с подругами:
(https://www.youtube.com/watch?v=OfDUh3u9wfc)
- Танцуй Россия,
И плач Европа,
А у меня самая, самая,
Самая красивая ...опа!
***
Пожалуй  таким позитивом и закончим этот не очень весёлый рассказ!
11 мая 2019 год. город Брянск