О Февроньях и Ёсифах

Нина Пигарева
(Фото автора)

В дореволюционную пору невозможно было представить ни одно крупное село без наличия в нём храма. Они считались духовно-культурными центрами. Наряду с тем в святых стенах обязательно существовала бумажная канцелярия. Все записи гражданского состояния аккуратно вёл церковный писарь.

К сожалению, за сроком давности все те письмена канули в небытие. До наших дней чудом уцелел лишь единственный подобный экземпляр. Он бережно хранится в районном архиве, о чём сообщила его заведующая Т.В. Сидорова. Более трёх часов потребовалось нам с Татьяной Викторовной для того, чтобы разобраться в рукописной текстовке и разложить всё по «полочкам».

Оговорюсь сразу, наибольший интерес «открытие» представляет для жителей Каменно-Верховки, так как оно непосредственно касается данного поселения.
      
Внушительных размеров метрическая книга, облачённая в твёрдый переплёт чернильного цвета, насчитывает 103 листа и дважды делится на три части, с содержанием информации за 1875 и 1876 г.г.
      
В первых разделах речь идёт о рожденных.
      
В 1875 году в Каменно-Верховке, относящейся к Коротоякскому уезду, на свет появилось 59 душ мужского пола и 49 женского. Из них – три пары близнецов и два мальчика незаконнорожденных (матери обоих значатся солдатками).
      
Очень любопытные, в современном понимании, давались младенцам имена: Феона, Аникия, Леония, Гликерия, Февронья, Неонила, Зиновия. Мальчиков нарекали Савинами, Феофанами, Саввами, Севастьянами, Феодулами, Еваримами, Давидами, Пантелемонами, Андронами, Ёсифами.
      
Среди устаревших нынче имён встречались и такие, которые не затерялись во времени и популярны по сей день. Это: Мария, Анастасия, Екатерина, Татьяна, Ирина, Елена. Дмитрий, Андрей, Сергей, Михаил, Павел, Николай.
      
Указывались также инициалы родителей, их вероисповедание, звание. Все они были православными и, в основном, государственными крестьянами. Правда, некоторые отцы носили следующие «регалии»: солдат, уволенный по билету солдат, отставной солдат.
      
В аналогичном порядке фиксировались и восприемники детишек, по-нашему – крёстные.
      
Меж тем перейдём ко второй части книги – к брачующимся.
За 1875 год в селе образовалось 24 новых семьи. Сорок молодых людей предстали перед алтарём впервые. Возраст большинства женихов равнялся 18 годам, а их избранниц – шестнадцати. Одна девка – засиделка пошла под венец с тридцатишестилетним другоженцем. А двадцатилетний парень взял в жёны молодую женщину, уже имевшую опыт замужества. В остальных двух случаях для всех четырёх сторон брак был вторичным. А все брачующиеся перешагнули сорокалетний жизненный рубеж. Больше всего бракосочетаний приходится на октябрь (8), в марте, июне, августе и в декабре не зарегистрировано ни одного.
      
Ещё интересный факт. В свидетели священного союза всегда брались только мужчины, причём по два человека и от невесты, и от их суженых. А величались они тогда поручителями.
      
В заключительной части книги констатируется самое печальное – уход человека из жизни и причины его кончины. В 1875 году в Каменке высокая рождаемость не смогла перекрыть смертность. Первопричина просматривается в разбушевавшейся эпидемии оспы. Вследствие этой коварной болезни каменноверховцев уменьшилось на 53 человека. По одному скончались из-за коклюша, чахотки, водянки, Антонова огня. (врачебное. Гангрена, помертвение части тела, которая отделяется, как неживое, и отпадает. От повальной смертоносной рожи 11-го века исцеляли мощи святого Антония. – Толковый словарь Владимира Даля.)  Организм ещё двенадцати не справился с простудными инфекциями. Из-за трудных родов ушли в мир иной три матери. Тридцать девять сельчан постигла натуральная болезнь. Что подразумевается под термином «натуральная», можно только догадываться.
«Косила» же смертушка преимущественно малолеток.
      
Ужасающие факты: 20 мальчишек и 16 девчонок не успели сделать даже первого шажка, ещё столько же ребяток и десять девчушек не дожили до пяти лет…
      
Следующий год в плане недочёта населения оказался более удачным. Вспышек эпидемии не зафиксировано. Господствующей смертельной болезнью в 1876 оказалась натуральная (57 случаев). Всего же пред Всевышним судом предстало 64 души.
    
После прошлогодней эпидемии рождаемость не снизилась, а, наоборот, повысилась на 32 ребёнка. Незаконнорожденных не отмечено.
      
На четыре пары больше и новобрачных. О бракоразводных делах, как и в предыдущем году, не ведётся и речи.
      
Все церковные таинства и требы прихожан совершал священник Каменно-Верховской Троицкой церкви Василий Хворостанский. В первую очередь отцом Василием и двумя псаломщиками заверена подлинность книги, которая по целевому назначению была выдана Воронежской Духовной Консисторией.
    
На этом, собственно, и обрывается документальная история Каменно-Верховки. Об общей же численности и о других аспектах жизнедеятельности наших предков она, к сожалению, умалчивает.
    
Не сохранилась и Троицкая обитель. В смутные тридцатые годы, как вспоминают старейшины села, церковь и колокольня были стёрты с лица земли. Размещался старинный архитектурный ансамбль рядом с сельским кладбищем.

Сейчас в нескольких метрах от его прежнего месторасположения возведён новый храм, который называется Введенским. Его строительство лишний раз подтверждает о неиссякаемой людской вере и любви к Богу, говорит о потребности в общей молитве, идущей во спасение мира и жизни на всей планете Земля.