Мой первый объект

Виталий Рафиков-Виртуозов
Посвящаю заслуженному строителю Республики Татарстан - Борису Петровичу Абросимову. Светлая память первому руководителю треста "Татгражданстрой"...               


 
История  начала строительной, по настоящему, карьеры началась в июне 1981 года. Правда, до этого произошёл небольшой, но интересный эпизод, который случился со мной в конце мая того года.
     Работал я в то время мастером в СУ - 2 треста  Татгражданстрой, где под началом старшего прораба Николая Кавтаскина производил устройство свайного фундамента под жилой дом.
Оперативки на объекте проводил управляющий трестом Борис Петрович Абросимов. Это был один из лучших руководителей строительных организаций Казани. В те годы в столице Татарстана было много строительных трестов и специализированных управлений. Каждый трест строил объекты под ключ, выполняя все работы своими подразделениями. Только работы по газоснабжению делало спец управление. БП, так с уважением называли между собой его подчинённые, научил меня азам строительства. Он мне однажды сказал:
- Будут вопросы по поставкам материалов на объект, звони мне напрямую, в любое время, - что я и делал всегда.
В прорабской был городской телефон или рация. Вот и не понравилась начальнику управления моя честность. Решил Юрий Иванович выжить неугодного мастера. Взял да и перевёл меня из ключников на другой объект. Естественно моя реакция была моментальная. Пошёл в отдел кадров с заявлением об увольнении по собственному желанию. Меня даже не заставили отрабатывать две недели. Расстроенный таким поворотом от товарища Обручева, я ушёл домой, где и сидел со своей гитарой, находя в ней покой.
Не прошло и недели после моего увольнения, как днём в нашу дверь позвонили. Я был удивлён. Это пришла ко мне начальник отдела кадров. Зайдя в прихожую, она сказала: - Виталий, Борис Петрович ждёт тебя завтра в 11:00 в своём кабинете.
Вот так поворот! Даже не мог предположить, что потом этот визит надолго определит мою трудовую жизнь. В приёмную управляющего треста я пришёл за десять минут до назначенного времени. Нина Петровна, а так звали секретаря Б. П., зашла к нему кабинет и через минуту попросила меня туда зайти. Борис Петрович расспросил о причине моего увольнения, узнал, где я учусь, спросил:
- Ты хочешь работать в тресте?
Я ему уверенно ответил:
- Да!
Так как на то время я закончил четыре курса факультета "Водоснабжения и канализации" КИСИ, то он мне предложил работу в УЭСР мастером.
- Сможешь? - спросил Борис Петрович.
 На что прозвучал мой решительный ответ:
- Спасибо! Постараюсь Вас не подвести!
Он сразу позвонил начальнику управления. Поблагодарив его, я пешком дошёл  до дома номер девять по улице Профсоюзной.
Поднявшись по узкой и крутой лестнице, я вошёл в кабинет к моему второму учителю на стройке - Виктору Георгиевичу Ледовских. За столом Т- образной формы находился мой будущий шеф, с которым я проработал почти пять лет. Также там был главный инженер Пустовит.
 Ледовских сразу вызвал к себе начальника участка номер два, Пискунова А. А.
- Вот, принимайте нового мастера в своё распоряжение, - сказал он.
Правда, до этого произошёл интересный момент! Пустовит позвонил Борису Петровичу, мол, нам такой специалист не нужен. Но управляющий ему резко указал на его место, и вопрос был исчерпан.
"Быть или не быть?"  Так начался мой долгий путь, от мастера до старшего прораба этого управления. Ну, а мы с Анатолием Алексеевичем пошли в прорабскую, где меня ждал сюрприз!
   Вот так встреча! Там сидел мой товарищ по институту - Юрий Гаврилов. Алексеевич только хотел мне его представить, как мы по - дружески обнялись. Как оказалось, он не справился с руководством выполнения сантех работ на объекте, на котором надо было находится в командировке.
Объект этот находился в колхозе " Новая жизнь" в селе Алан - Бексер Высокогорского района РТ. Там наш трест строил большой комплекс по откорму крупно - рогатого скота. На объект мы приехали с Юрой. Он должен был передать материалы, познакомить с ходом работ, ну и, конечно, с рабочими, которые на долгих три года стали моими наставниками в познании монтажных работ. Так с азов узнавал комплектацию трубопроводов и изделий. Закончив передачу объекта, мой старый знакомый уехал, а я заселился в вагончик, точнее, в радиорубку с рацией. Бо;льшая часть вагона отводилась для отдыха всех рабочих, работающих на комплексе. В соседнем вагончике жил  "хан бексерский", начальник строительного участка СУ-1, Раджап Валеев. С ним мы быстро нашли общий язык, правда, я не знал татарского языка. Мог только понимать и говорить немного слов. Но самое главное и приятное меня ждало впереди! А пока я познакомился с рабочими из разных подразделений треста. За три года, которых я сезонно проработал на данном объекте, произошло много интересного.
Но мне хочется рассказать о красоте природы Алан - Бексера, прежде чем поведую о главном моменте, а их было предостаточно.
 Село находилось на берегу реки Ашит. За ней распростерся пойменный луг, а за ним заповедный лес, где в старину находился мужской монастырь. Там же была загородная резиденция Владыки Казанской Епархии Русской православной церкви. Природа - очаровательная!  Я часто, вечером, ходил на рыбалку с Саидгараем, сокращённо мы звали его Гарай. Это был один из лучших монтажников канализационных систем. Профессор в этом деле! Если обеспечишь его материалами, то он мог часами напролёт колдовать над трубами, превращая их в коммуникации высшего качества.
Также в бригаду входили два газосварщика: Евгений Кирилов и Ильсур Фахрутдинов, и естественно слесаря - сантехники. Всех поимённо я не буду перечислять. Обычно день заезда на объект был разгрузочный! Алкогольный! Я в то время уже не брал в рот спиртного четыре месяца, что и продолжаю делать уже тридцать восемь лет. Правда, в то время ещё курил, но это пристрастие позднее бросил. Со вторника бригада продолжала работу. Летом домой мы ездили редко, а зимой работы велись после пуска котельной и отопления во все здания комплекса. Объём работы был большим. Оперативные совещания проводил главный инженер треста Александр Сергеевич Кузьмин. Увы, от в лихие девяностые был убит в своём подъезде… Царство ему Небесное… И всем коллегам, которые уже нет на этом свете...
Продолжу свой рассказ.
Пушкин, а так мы его любя звали, был очень грамотный и строгий в работе. Ох, и доставалось мне порой от него, за невыполнение сроков работ. Но результат общей работы завершился успешно!
Вернусь в август 1981 года. Он был очень жарким во всех смыслах.
   В июле и августе на объекте трудился строительный отряд из КХТИ. Второй курс механического факультета. Это был девичий отряд! Ребят в нём было по пальцам пересчитать. Я, как человек холостой и ещё в соку, проводил вечера с весёлой компанией девушек. Их имена не буду перечислять. Да и не к чему.
Со мной была моя гитара, а где она, там песни. Собирались на крутом берегу Ашита, и в вечерней тишине звучала гитара и мой голос. Девушки с удовольствием слушали до самого отбоя, ведь у стройотряда строгий распорядок дня. Это были незабываемые вечера, которые продолжились потом в Казани.
Однажды бригаду девушек отправили к нам на помощь, когда Гарик прокладывал наружную канализацию из керамических труб диаметром двести миллиметров. Генподрядчик вырыл под них траншеи, в каменном грунте. Я установил нивелир на дно траншеи и "стрелял" отметки каждой трубы. Девушки занимались устройством песчаного основания под трубы. Ох и замучил я их своей любовью к точности. К концу рабочего дня они еле двигались, но не хныкали. Молодцы!
 Наступил сентябрь, который в тот год был тоже жарким, и стройотряд в его середине покинул объект. Конечно, им всем трест заплатил за работу и не плохо. А наш мужской коллектив продолжал работать до первых холодов. И меня в ноябре месяце, по решению Бориса Петровича, послали на помощь первому участку. Они вили работы сразу на четырёх жилых зданиях в четырнадцать этажей каждый. Сколько я набегал километров по этажам этих высоток, известно только самому Богу. Дома на проспекте Победы стоят и поныне. Как мне на них работалось? Это отдельная история.
 С того объекта Б.П. всегда доверял своему ученику объекты, которые надо было сдать в срок.
А летом, вплоть до зимы 1984 года, я работал с перерывами на моём первом объекте - комплексе для коровушек, который трест сдал в эксплуатацию весной 1985 года.
    Спустя тридцать лет мы со старшим сыном ездили в Алан - Бексер, по грибы, которых та было много в посадках. Ехали на моей второй машине - " Тойота Карина II". До самого села был уложен хороший асфальтовая дорога. На обратном пути, с нашей машиной хотели потягаться скоростью, два " Тазика", то есть "Лады - Самары". Они меня обогнал только тогда, когда я ставил скорость перед железнодорожным переездом. С тех пор я там больше не был…
На моём первом объекте, которых потом было очень много в моей жизни.
10.05.19 г.

.