20. Кардинальная ошибка философии

Гридман Евгений
Кардинальной ошибкой подавляющего большинства философских теорий является то, что они в основе своей антропоцентричны. Это верно даже для тех учений, которые объявляют человека ничтожной пылинкой по сравнению с довлеющими реалиями (богом, космосом и пр., как бы это ни называть). Даже отводя человеческому индивиду и всему человечеству в целом самое уничижительное место на вселенской номенклатурной шкале, эти учения, тем не менее, всегда проповедуются с человеческой точки зрения, полагая человека главным объектом поучения, воспитания, руководства. Строго говоря, мы не знаем и не можем знать иной точки зрения на вещи, кроме человеческой. Возможно, если бы нам удалось установить контакт с какой-нибудь внеземной расой, мы бы усвоили иной взгляд и смогли бы оценить себя со стороны. Пока же, за неимением иного, нам приходится довольствоваться малым, однако это совсем не значит, что в философских построениях мы не в состоянии совершенно абстрагироваться от человека как такового. Да, следуя уже описанному выше велению эгоизма, мы сознательно или неосознанно ставим человека в центр мироздания и уже с этой точки зрения пытаемся объяснить все окружающие явления. Мы – тот самый Адам, которому было разрешено придумать названия всему сущему, ведь и наши антропоморфные боги, унижающие и топчущие рабов своих, тоже были названы нами и суть не что иное, как карикатурно изображенные люди, наделенные в процессе творчества сверхъестественными способностями. Следовательно, ставя в центр Вселенной божество, человек фактически ставит туда самого себя и творчески осмысливает свои собственные свойства, наивно полагая, что стремится унизить себя перед ликом космоса. Ничуть не бывало! Антропоцентричный путь философствования не может привести никуда, кроме как в тупик, подобно тому как приводит туда ищущую мысль любая религиозная доктрина. По нашему мнению, для того чтобы достичь более или менее правильного понимания окружающей действительности, философия просто обязана убрать человека из центра, лишить его божественных качеств, перестать приписывать космосу человеческие свойства и вообще абстрагироваться от всего человеческого, приняв человека лишь за малую и отнюдь не главенствующую частицу общей мозаики под названием Мироздание. По аналогии: пока человек был уверен, что планета Земля находится в центре вселенной, он никоим образом не мог создать себе верную, научную картину этой Вселенной. Но как только он понял, что Земля – всего лишь заштатная планетишка, обращающаяся вокруг зауряднейшей из звезд на окраине Галактики, он прозрел и обрел истинную мудрость. То же самое и с философией. Вообще, любая философская теория, рассматривающая действительность с точки зрения человеческих законов и морали, – заведомо ложна. Искать какой-либо смысл в проявлениях окружающей природы абсолютно бессмысленно. Этот парадокс, тем не менее, целиком и полностью соответствует реальному положению вещей. Поиски смысла жизни, как вообще, так и своей собственной, отняли у человека тысячелетия, которые можно и нужно было потратить на гораздо более значимые и необходимые дела, чем бесплодные умствования и пережевывание старых истин. Пытаясь оправдать свое присутствие на планете, человек включался в процесс творчества и прибегал ко всевозможным ухищрениям, опираясь, главным образом, на религию как наиболее простое объяснение своего существования: я живу, потому что так захотели боги. Между тем все объясняется еще проще. Любое явление во Вселенной имеет смысл лишь постольку, поскольку таковым его наделяет человек. Именно человек, руководствуясь своим не столь уж богатым и безусловным опытом, в процессе творчества выдумывает смысл для всего происходящего вокруг него, приписывая всему (в большинстве случаев абсолютно неосознанно) антропоморфизм, и, как мы уже говорили, наивно полагает, что всё во Вселенной должно жить по человеческим, якобы единственно правильным законам.