Два взгляда на жизнь

Геннадий Дик
Наличие немецкой фамилии не говорит о том, что человек немец. Я был знаком с одним художником с немецкой фамилией - женившись на немке, он взял фамилию жены. Но и русским его назвать трудно, потому что, перебравшись в Германию, он язык не выучил, на работу не ходил, а сидел дома или мотался на велосипеде по окрестностям, работая над картинами с лесными пейзажами.
С женой он через полгода развёлся, жить за счёт государства не стеснялся, продал за десять лет две-три картины, а всё остальное уже, возможно, свезли на свалку.
Любил философствовать. Я слушая его, не осуждал. Живёт человек, словно сорняк в поле, хвалит русских и немцев, носит немецкую фамилию, а умрёт, то спросит его Бог:
- А для чего ты жил?
- Я - художник, - уверенно ответит мой знакомый; и мне он уверенно об этом говорил. - А жизнь - это любование...
Я не знаю, как поступит Бог. Но я отправил бы его в место, где он со стороны мог бы любоваться раем.

Знаком я и ещё с одним художником, который, приехав в Германию в пожилом возрасте с тёщей и женой, жил и живёт достойно. Тёща его - еврейка - после переезда слегла, а он десять лет, пока не вынесли её ногами вперёд, ухаживал за ней. А тут вдруг и жена тяжело заболела. Так он заботится о печальной день и ночь. Утром в коляску - к чаю и опять в постель - и так бежит время. Иногда он с улыбкой вспоминает, как ополчилась когда-то против него вся её еврейская родня:

- За немц...а!? Да ты, красавица, рехнулась!

Если удаётся, то подрабатывает, непрерывно занимается с детьми, обучая их красиво жить и рисовать.

Этот человек - настоящий художник. Он знает, что жизнь не только любование, но и дорога, где много кочек, барьеров, тоски... Но нельзя останавливаться.