Не бойтесь! Наши придут!

Надежда Константиновская
     Мой рассказ, написанный по воспоминаниям Моей Любимой Мамочки Евдокии…

     Сегодня у меня траур…. День смерти Моей Любимой и Единственной Мамочки Евдокии…..
Моя Любимая Мамочка Евдокия Ивановна Махова по возрасту должна быть мне бабушкой.
     Потому что родила меня поздно. Да я, и Мой погибший Братишка Колян очень поздние дети. Наши двоюродные братья и сёстры были старше нас на много…. У меня все мои двоюродные племянники довольно таки взрослые люди. Так уж получилось! В каждой семье есть свои тайны.

    Сама Моя Любимая Мамочка Родилась в Смоленской области Тумановского ( Гагаринского ) района в деревне Новинское, 19 февраля 1932 года. Но так как её деревня находилась на оккупированной фашистами территории, метрики были сожжены. И восстановлены неправильно. По новому её день рождения 1 марта 1934 года.
Она маленькой девочкой в 1942 году осенью перевозила раненых партизан через немецкие военные посты, рискуя своей жизнью, и жизнью своих близких родных Мамы Пелагеи, Папы Ивана и сестёр Анны и Лидии, и младшего братишки Михаила. Перевозила через военные посты раненых партизан! В любой момент её могли остановить фашисты дежурившие на военных блокпостах. Спасло её то, что осень 1942 года была очень туманной. А фашисты были в дупель пьяные…

    А вот соседней деревне повезло меньше. За связь с партизанами всех расстреляли без суда и следствия. И сбросили в колодец. Живым, по счастливой случайности, остался только мальчик. Его не коснулась ни одна пуля. Он лишь потерял сознание. И его приняв за мёртвого каратели сбросили в колодец.

Но и с моей Мамой были тоже страшные и нелепые истории с фашистами.
    Однажды она спасла от смерти даже своего младшего братишку. Тот запустил снежком в одного фашиста. Фашист хотел в него стрельнуть, но Мама не растерялась и сама забросала того гада снежками. Ей грозил за это расстрел! Её спас один полицай, работавший на партизан!

    За это военное время, ещё очень много историй было с этой неугомонной пионеркой Дусей Маховой!

    Ещё насколько помню, по рассказам Мамы в Баскаковской школе находился военный фашистский госпиталь. Там лечили раненых фашистов. А в церкви села Баскакова, находился немецкий склад оружия.

    Но однажды Мамы могло не стать…..

    В ночь на 1 марта 1943 года шли бои на подступах к Гжатску! Немцы отступали! И самое страшное не в этом. Отступление на Смоленщине сопровождалось карательными операциями фашистов. Да и не только на Смоленщине, но в деревнях соседней Белоруси. Кто из вас мои дорогие читатели не помнит деревню – Памятник – ХАТЫНЬ!
Фашисты лютовали. Карательные операции «Коричневой чумы» шли чередом, одна за другой! И так в ночь на 1 марта. Всех жителей деревни Новинское, подняли среди ночи, ворвавшись к ним в дома. Не дав как следует одеться, выгнали на мороз босиком. Это Моей Мамочке запомнилось хорошо. Впоследствии она сравнивала себя с Героиней Великой Отечественной Войны Зоей Анатольевной Космодемьянской. И меня она научила быть такой же стойкой, как и Зоя….

    По снегу было трудно идти. Голые лодыжки колол наст, корка изо льда и снега, образовавшаяся в связи с дневной оттепелью. Весь народ согнали в деревенский амбар, и облили керосином. Сквозь дырявые доски были видны блики луны. Свет озарял местность как на ладони. Я сама знаю хорошо эту деревню. Густых лесов там нет. Перелески есть, а густых лесов, как на Брянщине, нет.

    И так чтобы ясной была картина боя, поясню вам такой факт. из рассказов моей Мамы и курса Новой истории России, фашисты шли по Большаку. А Советские Войска шли по Старой Смоленской дороге. Это и спасло жителей. Путь был на много сокращён.
И так у людей находящихся в амбаре началась паника. Да такое и представить сейчас нам жителям двадцать первого века, живущим в огромном мегаполисе – Москва просто невозможно! Вот представьте на время, вас выгоняют на мороз босиком не одетых ночью и ведут в амбар, обливают керосином и сжигают! Такое было только в Лихие 90-е в разгул криминала.

    И так у людей началась паника. А Моя Любимая Мамочка вообще осталась спокойной. И стала всем говорить: »Не бойтесь! Наши придут!»
Тем временем в щели прогнившей доски амбара, освещённой луной, показалась одна тень. Затем вторая и третья. Послышалась непрерывная автоматная очередь, потом вторая очередь в другом месте. Третья, четвёртая! Где то затрещал пулемёт. И с криком: «Ура! На врага!» Освободили испуганных людей из амбара, потушив пламя огня.

   После освобождения жителей деревни Новинское, рядом с домиком Мамы, поставили новейшее по тем временам орудие миномёт – «Катюшу»! Она так бомбила врага, что стёкла повылетали из окон нашего голубенького домика. И моей бабушке Пелагее, Маминой Маме, пришлось пожаловаться военному командиру. Тогда миномёт "Катюшу" убрали от нашего дома. Парадокс в состоит в том, что этот наш бывший домик цел и поныне. Его Мамин брат Михаил продал за бесценок одному дачнику, не оставив Маме и нам ничего.
Потом помню после освобождения Гжатска (ныне город Гагарин ). Моя бабушка поехала в город за продуктами. И там её взгляду открылась страшная картина…
Везде разбросаны трупы солдат Советской и немецкой армий. Их ещё не успели захоронить. А снег был весь розовый, от крови. И сиял в лучах утреннего солнца. Такое словами не передать. Это всё нужно прожить Маминой жизнью!

    И пусть память о моей Маме, живёт в веках поколений потомков!