Город и село - близнецы-братья

Василий Храмцов
ГОРОД И СЕЛО – БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ
Вспоминается старинная дразнилка довоенных сельских девчат: «Я у городе была! Говорила все на «Г»:  Гришка, гад, где гребенка – гниды голову грызут!» Сельский выговор от городского значительно отличался. Буква «г» в селе произносилась мягче, лишь только по ее произношению можно (и сейчас тоже) отличить сельского жителя от городского.

В селе можно услышать: «Пошла у дом… у погреб…, у школу…». Но все реже. А в моем детстве – на каждом шагу. Как раз городской говор и высмеивали. В то время можно было беспрепятственно поселиться хоть в городе, хоть в селе. Это в связи с войной сельских жителей накрепко прикрепили к колхозам и не давали никаких документов. А без них – куда поедешь? Остались все на месте «гекать».

Сельская школа значительно поработала над речью сельских жителей. Если кто из учеников после выпуска ехал поступать в высшее или среднее учебное заведение, то уж за речью своей следил тщательно.

 Село, в котором я родился и рос до шестнадцати лет, не старинное, основанием его считается 1905 год. Тогда же и отец мой родился, и многие его друзья. Их родители и обосновали село, и перевезли семьи, и обустроили жилье. Наш уже далеко не новый деревянный дом был куплен в соседнем старинном селе и перевезен по бревнышкам. Полноценного крестового дома из привезенного сруба не вышло, но две жилых комнаты получились. Жить в них поселились наша бабушка Любава с сыном и невесткой - нашими родителями.  Дед Михаил к тому времени уже умер.

Отец считался сибиряком, а мать – «расейской». Но они в быту разговаривали на чистом русском языке. Отец окончил четыре класса церковно-приходской школы, а мама – один класс. В доме водились книги, их иногда читал отец. Ну и мы, как только добрались до грамоты, не пропустили ни одной. Так и закрепилась в семье более или менее литературная речь. Мама же была верующей, знала наизусть массу молитв и все, какие тогда были, народные песни.

Кучно держались и построили дома на одной улице  поселившиеся в селе «расейские». Иногда  слышалось по вечерам: «Ванькя! Петькя – вы гдей-то? Айда домой!»

ПРиведу расхожую шутку на эту тему. Ее я слышал во многих местах. Учительница предложила «Ваньке» прочитать заданное на дом стихотворение. Он знал его и начал бойко читать:
«Поздняя осень.
Грачи улятели.
Лес обнажился.
Поля опустели»…
Учительница прерывает его вопросом, чтобы обратить внимание на произношение:

- А почему «улятели?» - спросила она насмешливо.

- Клявать стало нечяво, вот и улятли.

Он даже не понял, что над ним подтрунивают. Впоследствии он прекрасно овладел устной речью и школьной программой,  окончил медицинский институт и стал хирургом.

 В заголовке я обозначил суть моего текста. Я учился в Кузбассе и ездил туда на поезде из Алтая через Новосибирск. Мы, пассажиры, имевшие много времени между поездами, выходили в город, ходили по магазинам, в кино, в цирк. Город мне нравился. Он казался мне таким монументальным, таким огромным! И скульптура там была, помню, необыкновенная, не знаю, уцелела ли до сих пор. Как бы из могилы, «проломив землю», на постамент взметнулась огромная рука, сжатая в кулак. Дескать, мы и из-под земли достанем врага, если он посягнет на нашу землю! Идея была всем понятна и созвучна послевоенному и настоящему времени.

А однажды мне довелось лететь в Новосибирск самолетом. Скорее всего – на «кукурузнике». Меня разбирало любопытство: как такой солидный город выглядит сверху? Вот летим мы над частными домами. Их много, летим долго. Я даже переспросил стюардессу: «Это – Новосибирск?» Она подтверждает. Наконец появились две перпендикулярные улицы каменных домов с площадью при пересечении. Здесь мы и ходили, этим и любовались? А о частном секторе, окружающем город на многие километры, даже не подозревали. Теперь то я знаю: не было бы этих частных застроек, не было бы и города! Крестьяне ушли из села на квалифицированные работы, накопили средства и отстроили себе жилища. Иначе долго бы им пришлось бедствовать: у государства забот и без этого хватало. Производили танки, пушки, самолеты, патроны – готовились к войне. В лучшем случае строились бараки.

Уже в восьмидесятых годах прошлого века запомнился мне разговор дух приятелей. Один говорил, что в городе ничего не может добиться, к каждому чиновнику – очередь. Советуют, чтобы ускорить дело, надо дать на лапу.
- А я в городе – как дома! Вот сам посуди. Милиционеры там все наши, из наших деревень. Я многих знал и раньше. Водители трамваев и контролеры – тоже не чужие. Медсестры, нянечки – все выходцы из села. В городе больше наших, сельских, чем городских. Коренных жителей городов – всего горсточка! Они и не размножаются, условий для этого нет. А сельчане - откуда их там набралось? Да очень просто! Учились в мед училищах, в ПТУ, в техникумах и институтах. Да так и остались в городе. Некоторые в руководители выбились. К родителям на выходные ездят, вот им и  достаточно.

А вот грибы, ягоды, шишки кедровые и прочие дары леса они  выбирают подчистую. Отлично знают, где и чем можно поживиться. Берут на производстве автобус. Находятся проводники из бывших сельчан. И безошибочно приезжают, заготавливают. А местные жители заняты. Сенокосом, например, или уборкой хлеба. У них всегда сезон! Они, конечно, сердятся, но ничего сделать не могут. Закона-то городские не нарушают.

Только один раз приезжие узнали, кто в лесу хозяин. Как раз малина созрела, ее и собирали, вывалив из автобуса. Вдруг один мужчина поднял крик, стал просить о помощи. Пошли к нему узнать, что случилось? А он на дереве висит, руками за ветки держится. А внизу медведица. Она штаны с него содрала и за голое место когтями рвет его.

Сборщики ягод прибежали, а что толку? По ведрам палками стучат, кричат. А медведица на них ноль внимания. Наконец, изрядно наказав мужчину своими когтями, она ушла на свою поляну. Путешественники сняли бедолагу с дерева, привезли в фельдшерский пункт, где ему остановили кровотечение и наложили повязку.

Слово по слову, рассказал пострадавший, как было дело. Зашел он на поляну, где паслась медведица. Ей это не понравилось, она рявкнула и двинулась на него. Он побежал, попытался  влезть на дерево. Тут она его и настигла. Содрала с него штаны и давай царапать ниже пояса. Вот он и заревел.

Какие после этого ягоды! В этот лес еще многие годы никто не приезжал. А колхозники радовались и приговаривали:

- Так им и надо! Почаще бы медведи их гоняли! 
 
Сейчас иногда на сайте встречаются произведения, смысл которых сводится к тому, что вот, де, политика неправильная. Бросили села, они зарастают бурьяном и лесом. А надо бы туда дороги провести, школы и ФАПы восстановить, магазины открыть, и народ потянется. А сами авторы живут в городах. И уже забывают, как  там оказались, как «понаехали». В села ездят к родне и знакомым, как на дачу, парного молочка попить. Это летом. А зимой эти поселения посещают только олени и медведи.
 
Думаю, хватит слезы лить по селу, сидя у теплой батареи отопления зимой и проводя время в автомобильных пробках летом. Надо посмотреть на жизнь трезвым взглядом.
Вспоминаю, как в трамвай на заднюю площадку вошла женщина с объемными пустыми корзинами. На нее тут же набросилась молодежь:

- Вы не видите, проход загородили, людям мешаете.

- Пожалуйста, проходите, места всем хватит.

- Этих торгашей в общественный транспорт вообще пускать не надо.  Чтобы народу не мешали.

Но пассажиры горячо поддержали женщину с корзинами:

- Отстаньте от человека! Еще спасибо скажите, что везут нам в город продукты. Вы же не понимаете, откуда что берется, живете на готовом, что мама с папой купят. А она, может быть, детей без присмотра оставила, спешила вас, оболтусов, накормить! А сейчас пойдет спину гнуть над другими грядками, чтобы еще что-нибудь вырастить!

Не все еще забыли, что такое работа на земле!

Молодежь притихла. А обладательница корзин сошла у железнодорожного вокзала. Значит, ей нужно ехать еще дальше, в село. Владельцы частных городских домов товарной продукции не производят. Поначалу я заблуждался, что частный дом – это источник изобилия. А когда убедился, что дома стоят почти вплотную друг к другу, а свободной земли около них совсем мало, то перестал завидовать их владельцам.

Но городские жители, особенно женщины, придирчиво выбирают овощи и фрукты. Знают в этом толк! Это теперь у них ногти с маникюром и руки ухожены. Дома любую работу выполняют в тонких резиновых перчатках. Время течет быстро. И перемены в жизни идут непрерывно.

Обратимся к статистике. В прошлом, 2017 году, сельское население  в нашей стране составляло всего двадцать шесть процентов, а городское – семьдесят четыре. По состоянию на 1 января 2017 года сто семьдесят городов имели население более 100 тысяч человек. Из них шестнадцать городов имеют население численностью более одного миллиона человек.  Городское население и дальше будет увеличиваться.
 
 И все они – покупатели продуктов сельского хозяйства. Не буду вдаваться в подробности, какой путь проходят продукты, прежде чем попасть на полки магазинов. Но не вызывает ни малейшего сомнения, что родина их – село. Оно не только кормит города, но пополняет их населением. Вот и вдумайтесь в фразу: «Понаехали тут!» А не правильнее ли сказать: «Поуехали вот. Теперь ходят, задрав нос!» Но каждый раз наклоняют его к прилавку, выискивая овощ по вкусу.
 
Что собой представляет город? Это крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством.  Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений.

Село; — тоже один из видов населённых пунктов России, а также, обратите внимание, - Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Болгарии и Израиля, относящихся к так называемым сельским населённым пунктам.

Развитие общества идет к тому, что в сельской местности все больше будут применяться достижения науки и техники. Сельское население будет и дальше сокращаться, а городское – прирастать.  В Германии и в Великобритании в сельском хозяйстве занято соответственно 4 процента и 2 процента населения.  Обе страны относятся к наиболее развитым странам мира, входящих в состав «большой семерки», их экономика имеет так называемый постиндустриальный характер.

Остается позаботиться о том, чтобы наша сельская молодежь, перебираясь в город, приобретала востребованные профессиональные знания, современные специальности. Что же касается демографии, то сельские девчата не подведут. Они любят большие и дружные семьи!