Оргастические спазмы злорадства. Лечение

Михаил Гонопольский
Скопировал себе когда-то из одной сетевой газеты яркое, но все же спорное утверждение.
Было написано так: "Желать людям скорой и мучительной смерти и радоваться ее приходу, похоже, становится … хорошим тоном. Всякое известие о чьей-нибудь тяжелой болезни или внезапной кончине — не важно даже чьей — вызывает у сограждан оргиастические спазмы злорадства.
Почтение к смерти как к общему для всех концу — древнейшая основа всякой цивилизации, последний бастион общественного консенсуса".

Несмотря на спорность утверждения, решил все же разобраться.
Действительно, отношение к смерти - отдельная проблема.
Помню из мемуаров Д.Сикейроса сцену из событий мексиканской революции: «…отвели в сторону и,  глумясь, расстреляли».
Меня долго беспокоило слово «глумясь» - почему это так важно? Главным казалось слово «расстреляли». И если уж расстреляли, то какая разница, что проделали с ним до того...

«Почтение» к смерти не стоило бы рассматривать как мистическое почтение к чему-то неведомому, что стоит за жизнью. Намного практичнее и правильней видеть в этом действительно «последний оплот» восприятия того, кто вне тебя, как личности.

Перед тобой твой враг, единственное, что ты хочешь – это отправить его восвояси из этого мира. Или чтобы не мешал, или чтобы дать выход своей ненависти к нему.
И все же «последний бастион» сидит внутри в виде непонятного ощущения, что ты убираешь из этого мира человека.
 
Есть еще одна сторона дела.
Бывает – у отдельных личностей по жизни, у больших групп, у масс это целые периоды в жизни, в истории, - когда к людям относятся как к простому средству.
Одному из многих. Средству для достижения своих целей.
Но даже и это отношение не требует обязательно глумления над смертью врага или «средства».
Просто и по-хозяйски, как у папы Сталина: "нет человека – нет проблемы".
 
Для всех нас, двуногих прямоходящих, это природно: ко всем окружающим как к средству относимся все мы. Точнее, даже не мы, а наш владыка, эгоизм.
Отдаем мы себе в этом отчет, или нет.
И так как используя, а затем выбрасывая в мусор тот или иной материал или инструмент, нам же и в голову не придет «глумиться» над ним, поэтому радости или злорадства в естественном, природном отношении к другим как к средству, нет.

Но факт остается фактом: получать наслаждение от унижения другого свойственно только человеку.
И чем большее унижение наблюдает или причиняет – тем больше наслаждение.

Почему? – потому что только для человека существует внутреннее сравнение себя и окружающих. Если мы и приписываем что-то подобное животным, это не больше чем экстраполяция.
Поэтому только человек может чувствовать полноту жизни и безопасности, доходящие до "оргастических спазм злорадства", наблюдая мучения и смерть других.

Что действительно сдерживает каждого от подобного, уже совсем даже не звериного, отношения к мучениям и смерти других – это, как правильно сказано в той заметке, «общественный консенсус».

Бывали, как мы знаем, периоды в истории, когда консенсус по поводу "морального" отношения к смерти других ослабевал или исчезал вовсе.
Такие, как гражданская война, деление своего же общества "на своих и врагов".
Или когда, наоборот, нормы социальной группы или всего общества давали легитимацию наслаждению от мучения других: римские цирки, публичные казни и аутодафе и прочее.
Поэтому ясно, что дело в установках общества.
 
Эгоистические нормы, какими бы справедливыми ни были, имеют цель облагородить наш звериный эгоизм. Посадить его в клетку на приличный рацион.
Пусть рычит оттуда, можно даже полюбоваться, описать это наше звериное нутро в романах и в газетных опусах.
Это наоборот, придает остроту жизни и выглядит как правда-матка. Матка или бесплодная или вынашивающая и в урочный час рождающая уродов.
Но зато "правда".

Получается, что самый естественный выход из безвыходности эгоизма – изменить установки общества.
Потому что понятно, что если они по-прежнему будут направлены на шаткое урегулирование массы частных эгоизмов – это никогда не решит ни проблему обсуждаемую, ни все остальные проблемы и кризисы.
Которыми богат и славен эгоизм, запасы лжи  необозримы… и так далее. Классика стих подскажет.

Сами общественные нормы должны быть направлены на взаимопомощь, осознание взаимозависимости. Потому что друг без друга мы действительно ничто.
У общества и у человечества вообще есть одна цель – гармоничная, счастливая жизнь.
 
Этому можно и нужно обучать детей, они с радостью воспримут новые нормы жизни. Ведь обучая ребенка, ты "пишешь на чистом листе".
Тогда на достижение общей цели будет направлена вся творческая энергия каждого, весь запал его эгоизма.
Который из хозяина твоего превратится в твоего работника.

Внутреннее сравнение себя и других, свойственное человеку, происходит в этих условиях уже по другим параметрам.
Поэтому и источником наслаждения становится тогда не унижение, а счастье других.