Брахман знает Брахман

Александр Чатур
          СДВИГ МОТИВА. НАЧАЛО РАССУЖДЕНИЯ
                БрАхман знает БрАхман

   - Вдох- выдох, вдох- выдох- и сильно нажимаешь на грудь. Понял?
С затаённым ликованием мальчишки ухватились за эту новую для них процедуру. Только что на собрании директор и «вожатый» предупреждали об опасности, но произошло это, скорее, как инструктаж или руководство к действию. Да и чем ещё заняться этим 10- 12 – летним подросткам после репетиций и концертов здесь, на побережье, возле тёплого моря. Курить им рано. Даже обыкновенные семечки-  и те под запретом. Полу-монашеская жизнь «послушников» - певчих. В подземном этаже Дворца культуры, в котором их разместили, прохладно и тихо…

   Первым упал самый младший- Лёша. Все решили, что он притворяется- рухнул, как подкошенный. Бьют по щекам, трясут- открывает глаза.
- Ну как?
Со свойственной ему сдержанностью- почти ничего не проясняет.
Ещё один экспериментатор- крепкий накаченный паренёк, уверенный, что «продавить» его всё равно нереально, начинает свою гипервентиляцию… И видит, что лежит дома в московской квартире на полу, вернее, на красном ковре. Дома тишина. Никого нет. «Где же все?» - с этой мыслью он открывает глаза и оказывается лежащим на кафельном полу во Дворце культуры на Черноморском побережье. Через несколько дней он увидит своих родителей и брата, приехавшего в отпуск, в зале, на одном из концертов…

   «Я им всем докажу! У меня будет такой пульс, какой я сам себе установлю. Через год или два ни одна комиссия мне будет не страшна.»  Настало время выбора жизненного пути и первых осложнений, в частности, с медициной. Обложившись журналами «Наука и жизнь» с серией публикаций о хатха- йоге с описанием асан и фотографиями, он принялся за работу. Завязывать ноги, гнуться, стоять на руках и прочее- было и привычно, и приятно. Новым шагом оказалась медитация. И очень новым- расслабление, особенно в позе трупа. Дыхание, это «полное» дыхание, захватило его настолько, что часто он предпочитал прогулки в одиночестве (с дыханием) - любым развлечениям.

   Как часто бывает, результат почти полностью нейтрализовал мотив. Ещё это называют «сдвигом мотива на цель», как у алкоголиков. Слишком скоро, через какие- то пару месяцев, наш йог не мыслил уже себя без раннего- раннего пробуждения и получасовых, как минимум, занятий. Он был уже студентом ВУЗа и всё больше и больше погружался… ну да, в мир иной. Прана- этот эликсир жизни и знания, пронизывающий всё вокруг и входящий с каждым вдохом, казался всё более желанным и всё более доступным, и ощущался всё более. Когда при расслаблении отключается тело, а он научился это делать почти моментально (почти как там, на побережье), когда тело отключается и работает как бы на холостом ходу, лишь проявляя слабые признаки жизни, вы приближаетесь к своей настоящей природе. Вы открываете, что живое существо состоит (или является) чем- то вроде … мёда. Вы ощущаете сладость БЫТИЯ. Для счастья нет нужды ни в чём. Чтобы стать блаженным- нужно просто стать собой, сбросив все эти странные навязанные условности, этот почти плен. О чём после этого можно разговаривать со сверстниками, учителями Истории Партии или Уравнений математической физики? Можно только легонько намекать на что- то и искать родственные души, как подпольщик или заговорщик. Он и прослыл философом.

   Одно было странно. Как с этим жить? Вот призовут в Армию… Или семья, родственники. Как рассказать им о том, что ему стало известно. О том, что отныне все известные ему авторитеты и Силы перестали для него существовать. Мир окунулся во младенчество. И этот 18- 20- летний человек должен его «усыновить»? По крайней мере, известную ему часть.
Реальность оказывалась мутной затянутой в узел удавкой, с которой предстояло сосуществовать и вступать в некие отношения. В некие, по возможности, естественные отношения, наименее болезненные, наименее бессмысленные или пагубные, где существуют ещё и другие особи, которые либо лишены разума, либо откровенно безумствуют.

   Жизнь прожить- не поле перейти. Но оказалось, что переходить это «поле» всё- таки придётся. В каком качестве? И какова цель? Очень скоро оказалось, что в этом мутном мире есть некие маяки или ориентиры. И что сладость самобытия- ещё не всё. (Ведь если бы она была Конечной истиной- что тогда могло бы на неё повлиять, умалить, сгладить?) Так стало ясно, что религия- адаптация Того в Этом или связь Этого с Тем (что и означает в переводе, как и йога), позволяющая барахтаться в Этом, почти не причиняя себе и окружающим вреда. (Это не значит тусоваться в каких – то кругах, но стать субъектом Иного, полностью или хоть как- то преобразовавшись и даже забыв о сладости, оставив её на потом.)
И ещё в том дело, что у неё есть Источник, и Он не бесчувствен. Нельзя стать кем- то, не соприкасаясь с Его чувствами. Быть кем- то- значит быть осязаемым для Него. «Сладость» сама по себе не живёт, не держится. У неё есть хозяин и распорядитель. Равно как и у справедливости, красоты, силы, знания, славы или отрешённости…

   Кастовость ушла в прошлое. Она недействительна. Если задаться вопросом, кого же слушать и чем занять себя, то для большинства он- праздный: просто выжить или просто унять боль, зависть, унижение. Или обеспечить потомство. Или обрести «вечность» в славе…
Но если есть и иные потребности, то придётся найти учителя. Брахман (учитель)- тот, кто знает Брахман (иной мир). И желательно- в многообразии. Иначе это будет называться сектантством, как, кстати, около 200 лет именовали христиан…

     19.04.19