Наши в Прибалтике часть четвертая

Константин Миленный

          
                Н А Ш И   В   П Р И Б А Л Т И К Е
               
                (ч а с т ь  ч е т в е р т а я)




А пока, если вы не запамятовали, мы покатили с Иваном
Егорычем, моим соседом, в Прибалтику.

Чувствуете, как мне везло на хороших соседей.

Но это в молодости, а теперь никакого везения, последние
тридать лет я живу со своей соседкой, женой, как кошка с собакой.

Причем, она и кошка, и собака, а я у них сосед.


Да, так вот пробок на дорогах тогда никаких не было и через
полчаса мы уже были на Соколе, в самом начале Волоколамки, а там,
рукой подать, и сам Волоколамск, потом Ржев, Нелидово, Западная
Двина и поздно вечером Верхнедвинск.

Всего шестьсот с небольшим километров.

В этом городке я уже останавливался неоднократно.
В маленькой двухэтажной гостинице, похожей на дом для приезжих в
сельской местности, с крашенными досчатыми полами.

Здесь всегда были свободные номера.

Кровати в номерах металлические, с панцирной сеткой.

Буфета как такового, не было, но бутылку вина круглосуточно
и даже  официально можно купить в регистратуре у дежурного
администратора.

Мы взяли номер на первом этаже и прямо под окном
поставили машину. Раз здесь Егорыч, то за нее я мог быть спокоен.

Недалеко от гостиницы, тоже в двухэтажном доме, был уютный,
практически пустой ресторан.

До закрытия оставался час, который мы провели с пользой.
В номере еще было вино от администратора и нам всего этого вполне
хватило, учитывая завтрашний ранний подъем.

А Егорыч в этих делах очень строг.

Едва только начало рассветать он уже был на ногах и мне,
конечно, спать не дал.

Оставалось до самой Риги всего 300 километров.

Тем более, что впереди нас ждал, по-моему, единственный
на весь СССР кусок дороги, где была разрешена, по тогдашним
понятиям, бешеная скорость в 100 километров "в один час", как говорил
мой друг ВиктОр Лысый, по второй кличке Кого Берешь.

Не успели мы выехать из Верхнедвинска, как вот она и
символическая граница с Латвией.

А еще через семьдесят километров первый латвийский город
на трассе, Даугавпилс, название которого я торжественно объявил.

Егорыч оживился и спросил, кто такой был этот Даугав и
почему он спился.

Я стал рассказывать ему о том, что уже знал к тому времени.
Что после пересечения границы Белоруссии с Латвией наша русская, и
совсем немножко белорусская река Западная Двина меняет свое
название.

Отсюда она течет уже под новым, латышским именем, так
сказать, псевдонимом, Даугава и что спиться она не может.

Потому что, во-первых, она существо женского рода, а,
во-вторых, от воды не спиваются. Егорыч спорить не стал, а только
хмыкнул в ответ.

Так вот, шоссе следует параллельно руслу Даугавы до самого
ее впадения в Рижский залив Балтийского моря.

Здесь и была основана Рига в 12-ом веке.

А еще в 6-ом веке река стала важнейшим участком пути
"из варягов в греки".

Последнее мое сообщение у него  вопросов не вызвало,
так как и про крейсер "Варяг", и про то, что вытворял Аркадий
Райкин "у греческом зале" моему другу было хорошо известно.

Кроме одного, как и зачем они осуществляли переход из
одного состояния  в другое.

После "Даугав спился", когда солнце разогрелось хорошенько,
мы остановились окунуться.

Вода неожиданно оказалась очень теплой. И это удачное
начало поторопило нас.

Больше нигде не останавливаясь мы благополучно добрались
до самой Риги и  по элегантному вантовому мосту через Даугаву вышли
на конечный участок нашего пути до Юрмалы.   
 
Раньше я несколько раз останавливался в Юрмале в одном
и том же поселке, в одном и том же доме с гаражом.

Каждый раз я заранее созванивался с любезной хозяйкой с
тем, чтобы заказать комнату, оговорить срок пребывания и, по
возможности, воспользоваться гаражом.

А с  Егорычем мы ехали наудачу. Но все устроилось чудесным
образом.

Нам предоставили большую комнату на втором этаже и гараж
тоже оказался свободным.

Мы сразу заплатили 200 рублей за десять суток, приняли душ,
с легким сердцем, под дорожную снедь расправились с бутылкой моего
напитка, после чего я повел Егорыча в уже знакомую мне столовую
неподалеку от нашего жилища.

Я на память расписал ему перечень блюд этого популярного
заведения, который скорее напоминал меню очень хорошего ресторана
в Москве.

К тому же в нем еще было и множество национальных блюд.

Все это всегда было свежим, аппетитным на вид при очень и
очень божеских ценах.

Единственное, чем я боялся разочаровать голодного друга,
так это всегдашняя очередь, хвост которой часто выглядывал на улицу.

Но вы-то, читатель, бывавший в Юрмале в те годы, знаете,
что очередь стоила того, чем вас там кормили.

По пути он расспрашивал меня про любимое свое столовское
блюдо, поджарочку, и никак иначе, как с макаронами.

Я успокаивал его и говорил, что, есть, конечно, есть, потому
что у них в Прибалтике все есть.

Значит, есть и его поджарочка из свинины с макаронами.

И обязательно должно быть его любимое розовое сало с
несколькими сортами горчицы.

Надоело с горчицей, бери с красным хреном, тем более, что
этого ты еще наверняка не пробовал ни разу в своей жизни.

Наступил долгожданный момент, Иван Егорыч, дорогой ты
мой, когда ты все это и многое другое будешь есть, нет, ты будешь
вкушать непрерывно.

И в течение всех десяти дней, что мы здесь с тобой пробудем.

Да не забудь, пожалуйста, что нам в перерывах между
столовыми, кафе и ресторанами надо будет ходить на море.

Это же Рижский залив, взморье, целебные пляжи.

Сюда вся страна мечтает хоть раз в жизни попасть. 


Странно, но в этот раз очереди не было.

Но не было и продукта, который я рекламировал Егорычу.

Не было вообще никакого съедобного продукта, кроме
"салата из капусты белокачанной" в блюдечках детсадовского размера.

Лишенная привычных дивидендов шеф-повар стояла
на пустующей раздаче с укоризненной миной на лице.

Вот, мол, вам ваша советская власть, с нее и спрашивайте.

Тут  я вспомнил о магазине в центре поселка, который славился
истекающим жиром копченым палтусом, балыком из окуня, горячего
копчения треской.

Мы кинулись туда, вокруг магазина уже волновалась,
озабоченная - достанется или нет - многовитковая спираль очереди.

Но раз есть очередь, значит есть надежда.


Спрашиваем, за чем стоим.

За салакой.

Салака копченая?

Чего захотел, скажи спасибо, что пряного посола есть.

Да такую очередь мы и за пряничным посолом стоять не
будем.

Короче говоря, еще два дня мы на своих московских харчах
продержались.

Спрашивается, какие тут экскурсии и целебные морские
купания с воздушными ванными на тощий желудок?

Утром третьего дня в стране голодного пребывания
приобрели  мы где-то мороженые свиные копытца, естественно, со
шкуркой.

При мытье в горячей воде стало ясно по запаху, что они уже
тронулись.

Варили-варили, но запах не проходил.

Егорыч отнес нечистую кастрюлю ближе к помойке и
демонстративно выставил на хозяйский летний столик во дворе.

Потом зашел в нашу комнату, вернулся с пиджаком, висящим
на пальце через плечо, и со словами  "Е...ал я ихнее Юрмалово" начал
натягивать его на себя.

Конечно, я разделял его точку зрения, но была одна заковыка.

Деньги, оплаченные нами вперед за оставшуюся неделю
по взаимной договоренности хозяева не возвращали, а это составляло
сто сорок рублей на двоих.

Для сравнения, это были деньги, которые Егорыч получал
в месяц работая водителем, вместе с пенсией.

Сын хозяйки, пацан лет шестнадцати с засаленным
подбородком, размахивая куриной ножкой, на плохом русском подсказал
выход.

Нам надо было-о-о найти на самостийной курортной бирже-е-е
желающих занять наше место-о-о и взять с них уплаченные нами
деньги-и-и.

Мы так и сделали, на этой бирже мы довольно быстро поймали
парочку, как выяснилось во время торгов, молодоженов латышей,
которые сразу же согласились.

Они очень торопились и к тому же я подкупил их своим
широким жестом  бесплатно и прямо сейчас отвести их в своей 
белоснежной машине к уже как-будто специально для них приготовленному
брачному ложу.

        окончание:http://www.proza.ru/2019/05/11/635