Книга 3 Атаман Богдан Барбоша

Михаил Илекский
                АТАМАН БОГДАН БАРБОША  (УМ. 1588)

   Давным – давно, во времена жестокого правления Ярослава Мудрого, новгородские ушкуйники ушли на северо-восток и заложили на реке Вятке укреплённый стан, городок Хлынов (от слова хлын — «ушкуйник, речной разбойник»).  Из Хлынова они совершали свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. Однажды ушкуйники проникли в столицу Золотой Орды Сарай-Бату и разграбили её, а еще они предприняли необычное путешествие и проникли за Уральский хребет на реку Обь.

   Предводители этих "ватаг" именовались "ватманами", а впоследствии стали называться атаманами. Хлыновская община управлялась  вечем, во главе которого стояли выбранные “атаманы”. Хлынов был сильнейшим городом на всём северо-востоке Руси; его жители выращивали хлеб, торговали с новгородскими и великокняжескими областями, с казанскими татарами, камскими и волжскими болгарами и пермяками, действуя, где мирным путём, а где огнём и мечом.

   К концу XV века хлыновские ушкуйники сделались страшными по всему Поволжью не только для татар, но и для Руси. После ослабления татарского ига Иван III решил покорить этот беспокойный и неподвластный ему Хлынов.

   Хлынов был взят войсками и присоединен к Руси. Разгром ушкуйников сопровождался большими жестокостями, атаманы  были схвачены и казнены.

   Большая часть ушкуйников ушла со своими женами и детьми на своих ушкуях: одни на Северную Двину, другие вниз по Вятке и на Волгу.

   Торговые суда, ходившие по Волге, подвергались нападению со стороны ватаг, а пограничные городки, враждебные Москве, служили местом сбыта добычи, в обмен на которую хлыновские  ушкуйники (они же волгские казаки) могли получать хлеб и порох. …


   Богдан Барбоша в истории был известен как вольный казак .  Но ни в одной летописи тех лет нет упоминания о его участии на царской службе.

   Кем же ты был, атаман Барбоша: -  боевым атаманом или разбойником?

   Богдан Барбоша, именем которого в городе Самаре названа Барбошина поляна, а на Яике (ныне Уральск) есть река Барбастау. Богдан Барбоша был участником многих боевых походов против ногайцев, которые досаждали русскому народу. И в том числе участвовал в историческом взятии столицы ногайцев Сарайчика.


   … По одной из версий Богдан Барбоша был из новгородских ушкуйников. Однажды ватага Богдана  разграбила татарский обоз. Захваченные повозки с добычей, не разбирая, погнали на заимку. И чтобы уйти от погони, нужно было добраться до перевоза.  Когда перегружали добычу в ушкуи, на дне одной из повозок лежал приличного размера ларец, и нести его выдалось Богдану. Накануне, хоть он был и ранен в голову, татарская сабля рассекла ему переносицу, но нужно было нести, и Богдан обхватил  ларец руками, как в нем  что-то  звякнуло. "Вот те на, да там деньги, и немалые!", - обрадовался Богдан.

   На заимке их встретили казаки атамана, приняли добро. В том числе и ларец с деньгами.

   На вечевом сходе был уговор, что захваченное не в одиночку делилось на всех. Вечером атаман с есаулом начали дуван дуванить , о ларце  тоже помянули, "А ларчик то пустой".

   "Как пустой? - возмутился Богдан. - Как так? Да там денег с полпуда было!".

   “А раз было денег с полпуда, так куда ты их подевал? – задал вопрос есаул. И не успел Богдан перекреститься и слово молвить, как оказался связан и под охраной.

   На вече  Богдану был вынесен приговор: вырвать ноздри. Есаул с улыбкой ему шепнул: не сунул бы нос в атаманский карман, мог бы с носом остаться. В ночь он оставил ватагу и ушел вниз по Волге.

   Бродяжничая по Волге, Богдан собрал вокруг себя таких же, как он вольных и стал ватажным. Скрывались они в Жигулевских горах, а близ реки Самара промышляли, где и встретились три атамана:  Иван Кольцо, Никита Пан да Богдан Барбоша.

   С повязкой на бывшем носу Богдан что-то прогнусавил, знакомясь с атаманами,  это Ивана развеселило и, он пошутил “что ты там бормочешь”. Богдан вспылил и опять прогнусавил, только вместо слова бормочешь, сказал “не БАРБОШУ, а говорю”. С той пары укрепилась за Богданом прозвище “Барбоша”. …


   Богдан Барбоша был атаманом одной из волжских ватаг, и до момента ограбления московского посольства, сопровождаемого отрядом царских стрельцов, чувствовал достаточно себя свободно, разбойничая в районе устья Самары. Хотя он не подчинялся ни царю, ни “воровским атаманам”, все же его в документах того времени относили к “воровским атаманам”.          


   … Отъезд Перепелицына прошел удачно. За то, время пока его не было в Москве, произошло немало чудес.

   Годом ранее в сентябре Иван Грозный повелел ему в лето ехать на юг, везти жалованье ногайским кочевникам.  И пока боярин Перепелицын готовился в дорогу, Иван Грозный ушел с войском на Новгород.

   А задача у Перепелицына была сложной. Следовало уговорить ногайских мурз и биев, если не присягнуть Царю Московскому, то хотя бы заключить договор о ненападении на окраины Руси. И заручиться поддержкой в совместных действиях на южных подступах к Московии. Конечно, иметь таковые заверения за телегу серебра и несколько телег тканей получалось легко, но сдержат ли они обещание?

   Когда Перепелицын договорился с ногайцами о мире и дружбе, он, таким образом,  избавился от серебра, и собрался  в обратный путь. На судно было загружено всякого неучтенного добра, потом уселись ногайские послы на судно для официального ответного визита к северному царю. По берегу их сопровождала конная охрана ногайцев. При подходе к переправе через Волгу у Соснового острова  на посольство и  было совершено нападение казаками.

   Для Ивана Грозного этот случай вызвал тревогу, так как казаки вели самостоятельную войну с ногайцами и путали все планы Посольского указа. И потому царь трех атаманов без внимания не оставил. Во-первых, на них было заведено розыскное дело. Во-вторых, не терпя до поимки, царь заочно приговорил их к смерти. …


   … На вольном круге, состоявшемся на Яике, часть казаков отказалась идти в сибирскую экспедицию с Ермаком. Среди вольных казаков произошло разделение на тех, кто был согласен послужить Государю и идти с Ермаком, и на тех, кто был верен казачьей воле и не желали ничьей власти над собой. То были  атаман Барбоша и вольные казаки, не верившие никаким посулам царя.   

   После ухода  Барбоши с вольного круга, оставшиеся казаки перешли к Ермаку. Они выбрали из своей среды атаманов: Матюшу Мещеряка, Богдана Брюзгу, Никиту Пана, Черкаса Александрова, Якова Михайлова, Савву Болдыря и Ивана Кольцо.

   Богдан Барбоша возглавил вольных казаков, которые отказались идти с Ермаком. Оставшись на реке Волге и Яик, они продолжили борьбу с ногайцами, защищая свои зимовки, и освобождали полоненных христиан от невольного рабства. А спустя четыре года пришел на Яик Матюша Мещеряк и привел с собой от 600 до 700 казаков. На Яике они выстроили крепость-городок.

   Встревоженный Царь направил на Яик указ, где велел казакам идти на государеву службу. На указ отозвались сто пятьдесят казаков, а с ними и Матюша Мещеряк да Ермак Петров. Но Богдан Барбоша остался верен воле казачьей. Более двухсот казаков с Яика не пошли и государю не поверили. Вместе с Барбошей были его ватажные Нечай Шацкой, Никита Ус, Иван Дуда, Якуня Павлов, Первуша Зея, да Якбулат Чембулатов.

   Так что вольницу под началом Богдана Барбоши трудно сравнивать с отрядами Ермака или, забегая вперед,  вспомним  экспедицию  Дежнева. Казаки Барбоши никакой помощи от государства и сильных мира сего не получали. …


   После казни в Самарском городке над героем  “Покорителем Сибири” атаманом Матюшей Мещеряком с четырьмя казаками  на Яике Богдан Барбоша собрал вольный круг, где предложил посчитаться за смерть казаков.

   Вскорости пошел слух, что вольные казаки с атаманом Богданом Барбошей на Волге возобновили нападения на суда, ходившие с купеческими и казёнными грузами. У Богдана Барбоши была повадка  с высокого берега высматривать добычу. Как увидит добычу, достойную промысла, дает команду поджидающим казакам идти на абордаж. Перебивали всю охрану, а также и тех, кто пытался сопротивляться. Ограбленную посудину  предавали огню. Яицкие казаки, так теперь их будем называть т.к. они пришли с Яика, стали страшны для государевых людей и купцов. Они грабили и жгли суда, истребляли всех, отпускали только невольных.

   Атаман Барбоша и его вольница в зиму уходила зимовать на Яик, где занимались звероловством. Ставили они свои станицы на извилистой реке и не ослабляли наблюдение над  всеми переправами, где было удобно для пересечения Яика. Так что Яицкая вольница контролировала переправы через Яик, не позволяя кочевникам, несмотря на их мирный договор с Москвой, грабить русских славян.

   Еще в зиму казаки занимались рыболовством,  доставляя рыбу прасольщикам . Так что барбошинцы были не только воинственными, но и хорошими рыбаками.

   Но грабительские набеги «воровских» казаков на волжские суда были для Москвы «головной болью».

   По царскому указу была снаряжена специальная карательная экспедиция, которая занималась поимкой Богдана Барбоши и его сподвижников. В конце концов, их схватили и привезли в Москву, где Богдан Барбоша был казнен на одной из торговых площадей Москвы.



     Кроме служилых, городовых казаков с ХV века упоминались вольные («воровские») казаки, не состоявшие на государственной службе. Их ватаги обычно располагались в приграничной полосе на реках Днепр, Дон, Волга Яик и их притоках. Грабили торговые суда и сухопутные караваны.
Предпринимаемые время от времени против них Московским правительством карательные экспедиции были долгое время малоэффективными.
    
     Дуван дуванить. - Устар. Прост. Делить добычу; производить делёж награбленного добра, денег. — В казачьи времена атаман да есаул в нашу родну реченьку Керженку зимовать заходили, тут они и дуван дуванили, нажитое на Волге добро, значит, делили (Мельников-Печерский. В лесах).
 
     Прасол - В царской России - оптовый скупщик мяса, рыбы, скота.


Литература:

Карпов А.Б. Уральская библиотека. УРАЛЬЦЫ: исторический очерк. Книга I «Яицкое войско от образования войска до переписи полковника Захарова» (1550-1725 гг.). – Уральск,  ОКПФ «Старый Уральскъ», 2009.

Железнов И.И. Уральская библиотека. УРАЛЬЦЫ: очерки быта Уральских казаков. Полное собрание сочинений в трех томах. Репринтное издание. - г.Уральск 2006.

Трегубов А.Г. Состовитель От Гугни до Толстова. – Уральск, 2001 г.

Курлапов А.З. Походы и служба яицких-уральских казаков. Историко-краеведческое издание. В 2-х томах. - г.Уральск 2013.

Курохтин В.Ф. Уральское (Яицкое) казачье войско. ГУП. "Редакционно-издательский дом "УРАЛ" Оренбургская обл. - Илек 2011.


          http://proza.ru/2019/05/10/438