Моя средняя школа

Раиса Рабинович
Моя средняя школа №94 имени Николая Островского
Город  Харьков, Украина



В 1965 году наш 11-Б класс закончил нашу любимую школу №94 имени Николая Островского. Выпускников было человек 50, из них 27 учились в моём классе                Одноклассник  Новгородов Владимир  написал мне письмо:»Наши ребята обсудили планы на то, как отметить 50 лет окончания школы. Такая вот наступила у нас дата. Ужас! Страшно подумать! Как было бы хорошо встретиться и с вами! О некоторых одноклассниках ничего не известно. Но боевой костяк, думаю, соберем. И, конечно, Алла Федоровна, наша классная руководительница, будет на встрече».                И 20 июля 2015 года встреча одноклассников выпуска 1965 года состоялась!   
  К сожалению, «одних уж нет, а те далече»...               
   
                Но для оставшихся школа наша остаётся святыней, самым замечательным местом на свете!
Я говорю это от лица моих любимых одноклассников. Мы продолжаем интересоваться жизнью друг друга, общаемся по Скайпу и по телефону. Наша  дорогая классная руководительница всегда присутствует при наших встречах, мы все остались с ней друзьями.
               
Вообще-то наши встречи проходили почти каждый год, пропустить их казалось кощунством. Помню, однажды я явилась к друзьям незадолго до рождения сына.
               


 
 
              Хочу немного рассказать о наших ребятах.
               
                Владимир Троян – лучший ученик               
Володя учился великолепно и пользовался большим уважением. Мы восхищались его французским языком, он говорил на нём немного с картавинкой, совсем как настоящий иностранец. Всегда приходил на помощь в случае необходимости. Но приговаривал при этом : » Я тебе всё расскажу и объясню, но списывать не позволю. Постарайся сам  выполнить задание». И после его объяснения проблемы решались! Так было всегда, но на выпускном экзамене по физике Вовочка немного изменил свои принципы. Пользуясь хорошим отношением «физички», одноклассник зашёл в кабинет и смог помочь мне решить трудную задачку. Помню и благодарна ему до сих пор!
Думаю, что каждый из нас может привести много примеров о дружбе одноклассников.
Но я хочу ещё немного рассказать о Володе Трояне. Будучи ещё школьником, мальчик увлёкся медициной, мечтал стать нейрохирургом. Он смог выполнить свою мечту, даже принимал участие в сложных операциях. А потом и стал замечательным нейрохирургом, очень известным и знаменитым. Мы им очень гордимся. И снова нас с ним свела судьба. Так получилось, что я перенесла две операции. После которых состояние моего здоровья сильно пострадало. А врачи выписала меня на работу, мол, ничего. Всё пройдёт, идите и трудитесь. И вот я решила обратиться к Трояну, посоветоваться с ним. Володя тут же договорился с хирургами, положил меня в свою больницу ( в отдельную палату). Пришлось мне перенести ещё две операции. И всё это время после своего дежурства мой одноклассник провёл возле моей кровати. Мы много беседовали, вспоминали свои школьные годы и нашу дружбу. Вот так благодаря Володе Трояну я выжила и продолжаю жить! Спасибо, Вовочка!
На встречу с одноклассниками я ездила в 2001 году. И там Володя рассказал, какой важной в его  жизни остаётся наша школа. Как он гордится своим средним образованием и нашими дорогими учителями, которые научили нас быть людьми и любить свою страну, вложили в нас свои чаяния и надежды. Мы с удовольствием слушали Вовочку и соглашались с ним!
О лучших учителях я расскажу немного позже.

  Коля Хамов – честь и совесть нашей 94-ой.
Очень серьёзный и ответственный товарищ. Он давал нам заряд энергии, требовал честности и благородства от каждого из нас. Почти все наши ребята были членами добровольной дружины, котороая смотрела за порядком не только в районе школы, но и в других местах. Помню, когда нашему классу поручили ответственное задание: нести дежурство вокруг  Русского Драматического театра во время спектакля, мы с радостью поехали в центр города и «отработали» оказанное нам доверие. Чувствовали мы себя взрослыми и ответственными людьми.
Жаль, что судьба распорядилась очень плохо. Работа в милиции испортила жизнь Коли Хамова...

  Владимир  Новгородов
Володя для нашего класса – большая знаменитость. Представительный и творческий человек даже на пенсии продолжает удивлять своих почитателей. Он продолжает путешествовать по всему миру, но не забывает и родную Слобожанщину. Володя умеет заставить любоваться каждой поющей птичкой, каждым цветочком! А какие фотографии он выставляет на Face book! Лучший архитектор Харькова продолжает применять свои навыки и умения во всех делах, переживает за молодых его последователей. Владимир получает много слов благодарности от своих бывших учеников. Володя, мы, твои одноклассники, гордимся тобой! Будь здоров и счастлив!
  Анатолий Подтележников
С Толиком мы жили в одном доме и в одном подъезде. Наши дети росли и гуляли вместе. С женой Толика мы дружим по сей день. Красивый и добрый, Анатолий пользовался вниманием одноклассниц. Для меня мой одноклассник Подтележников был хорошим приятелем. Помню, что иногда он защищал меня от противного мальчишки, тоже живущего в нашем подъезде и любящего дёргать меня за косички. На встречи с одноклассниками мы часто ходили вместе. Толик уже несколько раз приезжал в гости к сыну в Америку, но встретиться нам не удавалось, только общаемся по Скайпу. Приятно,что мой одноклассник следит за порядком в нашем бывшем дворе, выращивает цветы и деревья. Вот умница!Толик продолжает работать в Политехническом институте, имеет учёную степень.


         
                Виктор Краснокутский
С Витей связана интересная история. Мы тоже в школьные годы жили в одном дворе, играли в волейбол , гуляли во дворе и в парке Артёма. Витюня женился и выехал с семьёй в Америку. Все наши ребята на встречах спрашивали друг у друга, что известно о Вите, но увы... Потом прошёл слух, что он устроился в Австралии, вроде так сказал его брат Юрий. И вот я, решив зарегистрироваться на «Одноклассниках», нахожу его имя в списке! Я не верила своим глазам,  написала Витюне послание, ожидала ответа с нетерпением! И он ответил. Мы созвонились и встретились у меня дома – через 27 лет! После мы встречались много раз, вместе отдыхали на океане, ездили по Нью-Йорку, немного путешествовали. Звоним друг другу и делимся новостями, приглашаем друг друга в гости.
Когда я нашла Витюню, я сгорала от желания поделиться новостью с   « нашими». И я позвонила в Германию Володе Морозову. Он очень обрадовался и поздравил меня                с» находкой». Но при этом добавил, что у них сейчас час ночи , и его семья уже спит!
 
                Володя Новгородов был в гостях у Ольги Андросюк в Израиле.
Оля приезжала в Харьков на встречу с однокурсниками и одноклассниками.
                Лариса Меерович живёт в Израиле.  Володя Морозов живёт в Германии,  а свой день рождения отмечает в кругу друзей - одноклассников и любимой классной руководительницы Аллы Федоровны.


                Валентина Михайловна Деглина
Во время школьных занятий для меня самая строгая и любимая учительница! Как тихо мы все сидели во время уроков и внимали каждому французскому слову! Мы не смели не выполнить домашнее задание, перед началом урока сверяли правильность написания на подоконнике. А какие спектакли на французском мы  ставили, как мы старались и гордились собой. А »Марсельезу» может и сейчас исполнить любой из нашего класса. Конечно, лучше всех пел её Вовочка Трояшка. Валентина Михайловна и оценки ставила очень строго и принципиально. Я так и не смогла получить в аттестате «5». Но на вступительном экзамене в пединститут я так отвечала, что мне без лишних слов поставили высший балл и спросили, кто меня учил. Я с гордостью назвала имя Деглиной. Помню, сидели мы с Леной Педан за последней партой в кабинете. Мы обе неплохо знали материал, и нам стало немного скучно. Мы решили поиграть в крестики- нолики прямо на парте, писали и вытирали с азартом. Вдруг что-то странное привлекло наше внимание. В классе стояла такая тишина, что слышно, как комар пищит. Мы вздрогнули и испуганно посмотрели друг на друга. А строгий взгляд» француженки» пронзил нас!                Валентина Михайловна стояла, оказывается, несколько минут рядом и наблюдала за нашим состязанием! Самое интересное, что она нас не наказала, просто предложила помыть парту. Вот что значит, настоящий учитель. Я её стала понимать только тогда, когда сама стала учителем. И себя она не унизила, и нам дала хороший жизненный урок. После окончания школы мы часто виделись и беседовали, потому что Валентина Михайловна проходила после уроков через наш двор, а я гуляла с маленьким сыном. Мы разговаривали на равных, и я чувствовала уважительное отношение к себе. Я звонила ей из Америки. Валентина Михайловна была очень рада.                Пусть земля будет ей пухом!

 


Борис Соленков учился с нами в одном классе недолго. Помню скромного симпатичного мальчика, никогда не вступающего в конфликты. Много лет я ничего не знала о нём. И вот на очередной и последней для меня встрече кто-то из наших ребят спросил:» А Борьку Соленкова ты помнишь?» Передо мной стал взрослый мужчина с окладистой бородкой. Я была в шоке ещё и оттого, что жена Бориса приблизилась ко мне, обняла и сказала:» Как же я хотела познакомиться с вами, Раечка!» Оказывается, история эта велась ещё из начальной школы. Я пришла в нашу 94 во втором классе, когда коллектив учеников уже сформировался. И вот перед второклассниками появляется девчонка, высокая и тонкая с косичками и бантиками. Боря и запомнил этот момент. В классе мы все дружили между собой, помогали при необходимости. И во время встречи Боря сделал мне чудесный подарок. Ведь за эти годы, путешествуя по стране и увеличивая свои знания в религии, наполнив своё сердце состраданием к человечеству, Боря нашёл себя в творчестве. Создавая картины и стихи, поэмы, Борис Соленков стал известной в городе знаменитостью. И вот, увидев меня через десятилетия, мой одноклассник посвятил мне одну из замечательных поэм и прочитал её всем нам. Мы были в восторге.

               
 
Сегодня узнала, что наши ребята и девушки празднуют 50-летие окончания школы в квартире Аллы Федоровны Кузнецовой. Очень хочется увидеть наших ! Надеюсь, что получу фотографии со встречи!  Выпускной вечер был у нас замечательный! Как и всё, что и было в прошлом в стенах нашей любимой школы. 
               
Какие великолепные вечера мы устраивали и выплясывали чарльстон по  всей длине коридора! Мальчишкам нашим администрация школы доверила школьную радиостанцию, которую мы  использовали во всю в выходные дни, причём никто не стоял у нас над  душой и не проверял наше поведение! Когда я была классным руководителем,  я тоже проводила праздничные вечера в школе, следила за порядком. А утром мне завучи делали внушение, мол, твои ученички выпивали и оставили в разных углах доказательства этого!
Нам в родной школе было всегда весело и интересно
Нам, живущим в Красном Луче, очень легко было добираться в школу и домой. Только нужно было  перейти  наш большой двор и немного пройти к зданию. Но некоторые из нас были чересчур разумными. Помню, что Толик и я переходили Московский проспект к трамвайной линии и ждали «ту марку», которая поворачивала и останавливалась напротив школы. Пользовались мы этим видом транспорта не очень часто, когда только лень ходить пешком одолевала. Помню, что однажды Толик Подтележников опоздал на первый урок и на вопрос учителя, что случилось, он честно ответил, что трамвая  долго не было...!
О нашем трепетном отношении к любимой школе говорит и то, что мы с подругами Аней и Верой на летних каникулах приходили и получали инвентарь: грабли, лопаты, мётлы. Мы с большим удовольствием ухаживали за цветами и садом, поливали и пололи сорняки. У нас была учительница по биологии по фамилии Мария Илларионовна Ворона. Она сумела мне привить любовь к растительному и животному миру. Микроскопы в то время были редкостью. Однажды на урок учительница принесла целый арбуз, разрезала его на тоненькие кусочки и показала нам под микроскопом. Я запомнила это зрелище на всю жизнь. Помню, даже одно время хотела стать биологом, но испугалась, что нужно будет изучать химию и математику. Кстати, когда мне пришлось поработать в лаборатории завода Малышева и исследовать качество металла, из которого  изготавливали детали для Т-34, я научилась правильно использовать микроскоп.



            

 
19 июля – день рождения нашей любимой классной руководительницы Аллы Федоровны. Забыть эту дату мне никак нельзя, потому что и мой старший сын Влад родился в этот же день. С удовольствием наши ребята поздравляют учительницу, я тоже по возможности стараюсь это делать.
               
               
               
19 июля – день рождения Владимира Маяковского! Мы всегда будем помнить его экспрессивное и сатирическое творчество, будоражащее душу.
На одном из интервью Маяковского спросили:
— Вот вы писали, что «среди грузинов я грузин, среди русских я русский», а среди дураков вы кто?
— А среди дураков я впервые!
Так вот по этому поводу у меня есть свои воспоминания. В школьные годы я была »девочкой скромной, даже застенчивой» , как писала в моей характеристике наша классная руководительница Алла Федоровна. Голос у меня был и остался негромкий и несильный. Помню, что мои ученики в школе, где я преподавала русский язык и литературу, говорили мне: » Раиса Михайловна, пожалуйста, не кричите на нас, мы всё равно вас не боимся». И я перестала повышать голос, добивалась тишины и прилежания без этого. На столе у меня лежало стекло, если возникал непредвиденный шум, я постукивала по стеклу своим кольцом. Но это было в годы моей работы.  А в нашем родном классе были такие »мужички» с сильными и громкими голосами . Они не стеснялись читать вслух стихи и монологи. Морозов, Новгородов, Краснокутский  и другие ребята громко и красиво декламировали известных поэтов. Я же отказывалась это делать, даже получила «двойку» от Аллы Федоровны , и эта оценка повлияла на мою четвертную . Думая, что я избавилась от Маяковского и его стихов навсегда, я пришла в пединститут на экзамен по русской литературе. И о Боже, вытаскиваю билет о поэмах  Владимира Владимировича. Попалась! Экзаменатором оказалась преподаватель, обожающая Маяковского и защитившая докторскую диссертацию по творчеству великого поэта. Чем эта ситуация закончилась? А тем, что экзаменатор читала мне наизусть стихи и рассказывала взахлёб о своём любимом авторе. Вот и такое случается в этой жизни.
 
Живи и здравствуй,  наша  дорогая средняя школа                имени Н.Островского!